Перейти к основному содержанию

5211 просмотров

Сколько нефти добыли в Казахстане в прошлом году

И какую часть ВВП страны она формирует

Фото: Shutterstock

В 2019 году в Казахстане добыли 90,4 млн тонн нефти, значится в пресс-релизе Министерстве энергетики РК. Отмечается, что на 2025 год ставится цель добывать по 105 млн тонн в год.

Увеличение количества добычи нефти удалось благодаря запуску на месторождении Кашаган. С 2016 по 2019 годы поступления от реализации проекта Кашаган составили $700 млн.

Добыча нефти формирует 17% ВВП Казахстана. При этом, в 2018 году 30 крупнейших компаний Казахстана заплатили в бюджет почти 60% всех налогов, 90% из этих компаний работают в сфере нефтедобычи.

В стране производят больше нефтепродуктов, чем потребляют, и этот переизбыток сохранится до начала 2030-х годов.

Впервые в 2019 году был открыт экспорт бензина, в том числе и в Европу. Каждый месяц за рубеж отгружают до 20-30 тыс. тонн казахстанского бензина.

Также в пресс-службе Минэнерго, подводя итоги десятилетия, напомнили, что на Кашагане в 2017 году стартовали подготовительные работы по дальнейшему расширению производства. Благодаря этому проекту объём добычи может достигнуть целевого уровня в 420 тыс. баррелей в сутки в 2022 году против нынешних 390-400 тысяч. С 2016 по 2019 годы поступления от реализации проекта Кашаган составили около $700 млн. С 2004 по 2019 год оператор месторождения – консорциум НКОК – инвестировал $14,6 млрд в развитие казахстанских предприятий, специалистов и инфраструктуры, реализовал 210 социально-инфраструктурных проектов на $686 млн.

На Тенгизе реализуется проект будущего расширения – проект управления устьевым давлением. В 2017 году удалось форсировать и принять решение по финансированию этого проекта. Поступления от реализации проекта с 1993 года уже превысили $143 млрд. Кроме того, в развитие казахстанских предприятий и кадров вложено более $32 млрд, а в социальное развитие Атырауской области – около $340 млн.

На Карачаганаке в 2016 году начались проекты по поддержанию полки добычи нефти на уровне 11-12 млн тонн в год. Срок реализации проектов завершается в 2020 году, объём инвестиций – $1,4 млрд. Карачаганак с 1997 года направил в бюджет порядка $34,8 млрд, доля местного содержания за это время составила $7,44 млрд. С начала реализации проекта объём инвестиций в развитие Западно-Казахстанской области составил $398 млн, реализованы 145 проектов.

Также в Казахстане в 2017 году ввели в эксплуатацию шесть ВИЭ, в 2018-м – 10, а 2019-м – уже 23 ВИЭ. В итоге доля возобновляемой энергетики в общей выработке электроэнергии по стране в 2018 году составила 1,3%, а по итогам 2019-го – 2,3%. Были запущены 100-мегаваттные солнечные станции в Алматинской, Карагандинской и Жамбылской областях. Уже действуют 50-мегаваттная ветровая станция в Жамбылской области, 45-мегаваттная – в Акмолинской и 42-мегаваттная – в Мангистауской области.

В Минэнерго рассказали, что в Казахстане из углеводородов производят множество материалов и товаров. К примеру, с 2015 по 2019 год объём выпуска битума в стране вырос в два раза. В том числе и за счёт запуска в 2016-м основного производства на предприятии «Каспийбитум». Всего по стране работают четыре таких завода общей мощностью 1,2 млн тонн в год. Это позволяет покрыть всю потребность дорожной отрасли Казахстана в битуме.

banner_wsj.gif

908 просмотров

Падение нефтяных цен не помогло производителям бензина

В мире продолжает снижаться спрос на транспортное топливо

Фото: Pixabay

Основные дивиденды от рекордных скидок на нефть, которые предлагают производители сырья, должны были получить нефтеперерабатывающие заводы. Однако из-за пандемии коронавируса упал спрос и на нефтепродукты. Многие заводы в США, Европе и Азии вынуждены сокращать или останавливать производство.

Сводки о состоянии рынка нефти и нефтепродуктов меняются каждый день, и они все более пессимистичны. Если в начале марта Международное энергетическое агентство прогнозировало падение спроса на нефть в мире в годовом исчислении на 90 тыс. баррелей в стуки, то уже к концу месяца прогноз обновился и теперь речь идет о сокращении суточного потребления углеводородного сырья во втором квартале на 20 млн баррелей, что составляет около 20% мирового спроса.

Бензин

Китай, на долю которого приходилось более 80% роста мирового спроса на нефть в прошлом году, в январе этого года снизил ее потребление на 20% или примерно на 3 млн баррелей в сутки. Спрос на сырье упал из-за снижения потребления топлива авиа- и автотранспортом на фоне эпидемии COVID-19 и принятых карантинных мер. По итогам первого квартала в этой стране потребление бензина и дизельного топлива сократилось на 30%, а авиакеросина – на 47%.

В Европе, куда коронавирус добрался в конце февраля, спрос на энергоресурсы начал стремительно падать ближе ко второй половине марта, когда во многих странах был введен режим карантина и сократился объем авиационных и автомобильных перевозок.

В условиях снижения потребления горючего европейские производители вынуждены не только сокращать выпуск продукции, но где-то даже останавливать производство. 18 марта британский производитель нефтепродуктов Petroineos из-за падения спроса на продукцию отключил одну из трех установок первичной переработки нефти на своем нефтеперерабатывающем заводе (НПЗ) мощностью 210 тыс. баррелей в сутки в шотландском городе Гранджемут.

Опасаясь распространения коронавируса, Total приостановила проведение ремонта НПЗ мощностью 105 тыс. баррелей в сутки во французском Фейзене. Ремонтные работы начались в середине февраля, а завершить их планировалось в конце апреля.

Приостановили или снизили объем производства из-за снижения спроса несколько НПЗ в Италии, Испании и Швейцарии.

В США, где цены на бензин напрямую зависят от биржевых котировок на нефть, в середине марта стоимость автомобильного топлива упала почти в два раза, но уже к концу месяца на 10% снизилось и потребление нефтепродуктов. В связи с низким спросом, приведшим к росту запасов и заполнению резервуаров, американская нефтегазовая компания ExxonMobil приняла решение сократить более чем на 60 тыс. баррелей в сутки объемы производства на своем нефтеперерабатывающем заводе в Батон-Руж в США.

В Rystad Energy считают, что общий мировой спрос на автомобильное топливо в этом году снизится на 5,5%, или 2,6 млн баррелей в сутки в годовом исчислении. В 2019 году общемировое ежесуточное потребление этого продукта, по оценке компании, составляло 49,7 млн баррелей.

Керосин

Аналитики прогнозируют падение спроса и на авиационное топливо – на 26% в 2020 году. В прошлом году мировое ежесуточное потребление реактивного топлива составляло около 7,2 млн баррелей. Не исключено, что во втором квартале спрос на керосин упадет до 70%, опять же вследствие снижения авиаперевозок из-за пандемии COVID-19.

Британская компания International Consolidated Airlines Group (владеет долями в авиакомпаниях в Великобритании, Испании и Ирландии), которая имеет в своем парке более 570 самолетов, в апреле и мае сократит пропускную способность, как минимум, на 75%. За этот же период ирландская Ryanair, крупнейшая бюджетная авиакомпания в Европе, планирует сократить на 80% количество перевозимых пассажиров.

Запрет авиасообщения между Европой и США, объявленный 11 марта из-за пандемии коронавируса, еще больше ударит по авиационной отрасли. В результате многие авиакомпании могут столкнуться с большим сокращением доходов, а многие из некоммерческих маршрутов, вероятно, будут закрыты, предполагают эксперты.

Тем не менее, по оценке исследовательской компании Rystad Energy, пик падения спроса на энергоресурсы еще не пройден. То, что происходило с потреблением топлива в Китае, с задержкой в один месяц будет происходить сперва в Европе, потом в США, а далее в Японии, Южной Корее, Индии и Юго-Восточной Азии.

26 марта во время видеоконференции глава Международного энергетического агентства Фатих Бироль заявил, что до конца года из-за пандемии коронавируса мировой спрос на нефть может упасть на 20% или на 20 млн баррелей в сутки. По его словам, сегодня из-за карантина три миллиарда людей не могут передвигаться и пользоваться транспортом. При том, что 60% из 100 млн баррелей ежедневного спроса на нефть уходят на топливо для транспорта.

Напомним, что цены на нефть на мировом рынке, которые постепенно снижались с начала года, резко обвалились после 6 марта, когда страны-экспортеры нефти не смогли договориться о продлении сделки по сокращению добычи нефти. По данным на 1 апреля, стоимость нефти марки Brent упала более чем в два раза по сравнению с ценами на начало года и составила $24,98 за баррель.

Эпидемия коронавируса началась в Китае. Впервые вирус был обнаружен в конце декабря 2019 года у жителей города Ухань провинции Хубэй.

11 марта Всемирная организация здравоохранения объявила пандемию нового коронавируса – COVID-19. По данным на утро 4 апреля в мире зарегистрировано 1 100 283 больных коронавирусом, 226 669 – вылечившихся от этой болезни и 58 929 – погибших.

banner_wsj.gif

drweb_ESS_kursiv.gif