Перейти к основному содержанию

1615 просмотров

В тяжелые времена Китай снова полагается на уголь

Несмотря на ведущую роль Китая в борьбе с изменением климата, потребление угля в стране возросло на фоне опасений о замедлении экономики и энергобезопасности

Завод по переработке угля, где производится технический углерод, используемый в производстве стали, провинция Шаньси. Фото: Sam McNeil / Associated Press

ПЕКИН – Попытки Китая отказаться от угля пока не увенчались успехом: крупнейший в мире эмитент углекислого газа ставит свой экономический рост и энергобезопасность выше своих лидерских амбиций в борьбе с изменением климата.

Потребление угля в КНР за последние три года практически вернулось к пиковому уровню, несмотря на обещания Китая резко сократить потребление топлива, которое является самым распространенным и наименее экологичным источником энергии в стране. Китай возводит больше мощностей угольных электростанций, чем все прочие страны вместе взятые.

Инфраструктурные инвестиции, компенсирующие последствия затянувшейся торговой войны с Америкой, способствовали росту потребления угля. Кроме того, Пекин смягчил официальную позицию в отношении угля после того, как в сентябре произошли ракетные атаки на Саудовскую Аравию – крупнейшего экспортера нефти в Китай, что подчеркнуло его зависимость от зарубежных энергоисточников.

Усиленное потребление угля внушает аналитикам сомнения в том, что Китай обязуется снизить выбросы углекислого газа, и отнюдь не радует Евросоюз. Европа опирается на Китая для поддержки Парижского соглашения по климату, с тех пор как президент Трамп вывел США из соглашения в 2017 году. Хотя Китай должен достичь целей по сокращению эмиссий на 2020 и 2030 годы, из-за его смешанных сигналов по углю можно предположить, что официальный Пекин не так уж стремится преследовать цели зеленой энергетики и совместно с ЕС устанавливать более амбициозные планки по сокращению выбросов.

«Китай виделся лидером, особенно для развивающихся экономик, он словно говорил: посмотрите на все эти чудеса, которые мы творим», – сказал Филипп Эндрюс-Спид, старший научный сотрудник Института энергетических исследований в Национальном университете Сингапура. Но Китай продолжил строить новые угольные электростанции, несмотря на намерения отказаться от ископаемых источников топлива, и «в этом есть глубокое противоречие», по его словам.

На собрании Национального энергетического комитета в октябре премьер Госсовета КНР Ли Кэцян призвал к развитию угольной промышленности, чтобы обеспечить энергетическую безопасность страны. Эти слова были широко расценены как отход от предыдущих заявлений и знак того, что правительство отступает от антиугольного курса.

v-tyazhelye-vremena-kitaj-snova-polagaetsya-na-ugol1.png

Попытки стимулировать экономику через инвестиции в инфраструктуру также способствовали повышению потребления угля в целом, говорят аналитики.

В 2019 году производство стали в Китае достигло рекордного значения в 750 млн тонн, но в 2020 году оно, вероятнее всего, снизится на фоне замедления жилищного строительства (по словам заместителя директора Fitch Ratings Чарльза Ли). Согласно данным Центра исследований в области энергетики и чистого воздуха (CRECA), с января по октябрь 2019 года спрос на уголь в металлургической отрасли Китая вырос на 7%, в химической промышленности – на 11%. Использование угля в производстве цемента и стекла также увеличилось.

«У Китая были все основания на то, чтобы стать лидером в борьбе с изменением климата, – сказал Лаури Милливирта, ведущий аналитик CRECA. – Но теперь, когда в стране происходят эти изменения, Китаю тяжелее позиционировать себя в этом качестве».

В 2014 году Китай и США договорились координировать усилия по сокращению эмиссий в целях стимулирования международных переговоров. В том году потребление угля в Китае впервые снизилось после достижения пикового уровня в 2013 году.

«Климат был ключевой позитивной стороной отношений между США и Китаем, и благодаря этому у него был дополнительный приоритет», – говорит Милливирта.

После того, как Трамп заявил, что США выходят из Парижского соглашения, Китай сначала стал позиционировать себя в качестве нового лидера в борьбе с изменением климата. Но без соразмерного давления со стороны США, говорят эксперты, климатические обязательства Китая померкли перед лицом других экономических и политических проблем.

Эффект домино от торговой войны Китая и США проявился также в том, что Китай стал усиленно преследовать энергетическую независимость, что, скорее всего, способствовало поддержке угля. Об этом заявила Эрика Даунс, старший научный сотрудник Центра глобальной энергетической политики Колумбийского университета.

«Если возникают более широкие опасения об энергетической торговле и зависимости от импорта топлива, то можно найти утешение в угле», – сказала Даунс.

Нефтяная импортозависимость Китая в прошлом году достигла 72%, самого высокого значения за последние 50 лет, по данным статистического обзора компании BP за 2019 год. В ноябре импорт нефти в Китай побил рекорды, по данным фирмы Kpler, отслеживающей передвижение судов. Львиная доля этого роста пришлась на Саудовскую Аравию.

Зависимость Китая от нефти из Саудовской Аравии выросла, так как другие источники импорта были перекрыты в результате американских санкций против Ирана и Венесуэлы и продолжающейся торговой войны, которая повлияла на импорт товаров из США.

Кроме того, ожидается, что в 2020 году Китай станет крупнейшим мировым импортером природного газа. Китай принимает активные усилия для перехода на более экологичные виды топлива и очищения воздуха страны, но иногда предложение не поспевает за спросом. В 2017 году некоторые жители и фабрики Северного Китая остались без отопления и топлива посередине зимы.

v-tyazhelye-vremena-kitaj-snova-polagaetsya-na-ugol12.png

Новый магистральный газопровод из России, «Сила Сибири», в декабре начал поставлять природный газ на северо-восток Китая. Но одному этому проекту не по силам удовлетворить спрос Китая на газ, особенно в первый год работы. С газовых месторождений России в Китай в 2020 году будет поставлено около 8 млрд кубометров природного газа, но это покроет лишь около 20% китайского спроса на энергию в следующем году, согласно оценкам консалтинговой фирмы Sublime China Information.

Хотя потребление угля в Китае снова повысилось за последние годы, его доля в энергетике страны в 2018 году уменьшилась до рекордно низкого уровня в 58%, по сравнению с 72% десять лет назад (согласно статистическому обзору BP за 2019 год). Частично это произошло благодаря крупным инвестициям Пекина в возобновляемые источники энергии, которые помогают Китаю достичь целей Парижского соглашения. Доля ВИЭ в энергетике Китая составляет менее 10%, но их использование в 2018 году возросло на 29%, что составляет почти половину мирового роста.

Ранее в этом месяце на конференции ООН в Мадриде, посвященной изменению климата, глава китайской делегации, вице-министр экологии и окружающей среды, заявил государственным СМИ, что все страны должны работать вместе, чтобы выполнить цели Парижского соглашения и добиться успехов в борьбе с изменением климата.

v-tyazhelye-vremena-kitaj-snova-polagaetsya-na-ugol2.jpg

Солнечная электростанция в провинции Шаньси. Фото: Sam McNeil / Associated Press

Но по завершении встречи страны так и не пришли к соглашению, к которому стремился Евросоюз, чтобы усилить цели по сокращению эмиссий или продвинуть планы для системы торговли углеродными квотами. ЕС не смог переубедить Китай и другие развивающиеся страны.

«Здесь нужен компромисс, – говорит Даунс. – Они по-прежнему намерены сделать энергетику более чистой и зеленой, но необязательно в линейной прогрессии».

Из ноябрьского доклада некоммерческой организации Global Energy Monitor, выступающей против ископаемого топлива, стал ясен масштаб китайских инвестиций в угольную энергетику. В Китае строится больше мощностей угольных электростанций, чем во всём остальном мире, заявляют в организации, хотя разрешение на строительство многих из этих заводов было получено еще до 2017 года.

Сторонники чистой энергетики возлагают надежды на план правительства на следующие пять лет, который должен быть опубликован в 2020 году, чтобы ясно определить намерения Китая в отношении угольной энергетики и его климатических обязательств.

«Для Китая сейчас наступил крайне важный переломный момент, – сказал Элвин Лин, директор по климатической и энергетической политике, программа Китая, из природоохранной организации «Совет по защите природных ресурсов». – Нам нужна более строгая политика, чтобы взять верный курс».

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz

banner_wsj.gif

498 просмотров

Как в разных странах дешевеет автомобильное топливо

Когда цены на нефть падают, а города и целые государства закрываются на карантин

Фото: Shutterstock.com

Падение цен на нефть и снижение спроса на ГСМ из-за пандемиии коронавируса SARS-CoV-2 привели к тому, что бензин и дизельное топливо подешевели во многих странах. Корреспондент «Курсива» пообщался на эту тему с жителями разных город на разных континентах. 

Где ездить на авто стало дешевле 

После обвала цен на нефть из-за разрыв сделки ОПЕК+ первыми снижение цен на автомобильное топливо заметили жители США и Западной Европы. По информации от Дмитрия Коренчука, сейчас - американского дальнобойщика, а в прошлом - видеоинженера телеканала КТК, за минувшие две недели дизельное топливо в Денвере (штат Колорадо) подешевело с $2,78 до $2,60 за галлон. Один американский галлон – это чуть более 3,78 литров. Если перевести в тенге (по курсу НБ РК 448, 01) получается, что цена литра солярки в Колорадо в настоящий момент составляет 308 тенге. Для сравнения – на казахстанских АЗС дизельное топливо стоит 193-194 тенге за литр. Подешевел и бензин – Коренчук рассказал, что наиболее ходовая в США 80-я марка топлива (соответствует казахстанскому АИ-93), в штате Флорида снизилась в цене с $2,30 до $1,99 за галлон, что эквивалентно примерно 236 тенге за литр. Для сравнения – стоимость бензина марки АИ-92 на АЗС Алматы составляет 157 тенге за литр. 

Цены на автомобильное топливо в Нью-Йорке выше, чем в Колорадо и Флориде, даже несмотря на некоторое падение потребительского спроса из-за «коронавирусной» самоизоляции жителей крупнейшего мегаполиса США. Экс-главный редактор «Radiotochka.kz» Бекжан Идрисов, который в Штатах работает водителем в Uber, сообщил, что стоимость бензина и дизеля в Нью-Йорке зависит не только от нефтяных котировок, но и от ценовой политики крупнейших сетей АЗС. Соответственно и меняются цены ежедневно. И если в минувшее воскресенье 80-й бензин стоил от $2,279 до $2,299 за галлон (270-272 тенге за литр), то уже в понедельник за эту же марку бензина просили $2,470 за галлон, что эквивалентно 292 тенге/литр. 

Плавающими можно назвать текущие цены на автомобильное топливо и в Германии. Сегодня в ФРГ никто не может точно сказать, сколько стоит бензин марок Super E5 (эквивалент АИ-95), Super E10 (биобензин АИ-95), Super Plus (АИ-97) или дизельное топливо. Перед тем, как заправить свой автомобиль, жителям Германии предлагается заглянуть на специальный портал и найти все находящиеся рядом АЗС с актуальными на данный момент ценами. Из информации с этого портала следует, что в минувший вторник аналог нашего бензина АИ-95 стоил €1,19 за литр или 595 тенге, а дизель – €1,09 или 540 тенге. Ведущая телеканала Deutsche Welle Маргарита Кальц рассказала “Курсиву”, что еще неделю назад цены на бензин и дизель были другими. «Автомобильное топливо серьезно подешевело. Раньше литр дизеля стоил €1,30. А последний раз, когда я заезжала на заправку – уже €1,10», - сообщила Кальц. 

Восточная Европа 

По информации живущего в Польше Игоря Винявского, в прошлом -  главного редактора казахстанской газеты «Сөз», за минувшие две недели цены на бензин, дизель и автогаз в этой стране снизились почти в два раза. Максимальная стоимость литра бензина Pb95 (аналог АИ-95) - 4,22 польских злотых или 457 тенге, Pb98 (АИ-98) – 4,50 злотых или 487 тенге, а дизеля – 4,41 злотых или 477,5 тенге. 

Снижается стоимость автомобильного топлива и в Молдове. В беседе с «Курсивом» бывший постоянный представитель Республики Молдова в ООН и в Совете Европы Алексей Тулбуре заметил, что с начала марта на наиболее популярные марки бензина в стране Regular (АИ-92) и Super (АИ-92) цены упали в среднем на один молдавский лей (приблизительно 25 тенге). «Поставщики говорят, что у них еще недели на три дорогого топлива, а потом поступит подешевевшее в связи с падением цен на нефть», - рассказал «Курсиву» политик из Молдовы. В доказательство своих слов он привел выписку цен различных АЗС Кишинева - во вторник 31 марта у различных сетей автозаправочных станций в столице Молдовы в стоимость бензина и дизтоплива не отличалась друг от друга. АИ-95 шел по 16,72 молдавских лей (412 тенге) за литр, а дизель 14,67 молдавских лей, что эквивалентно 361 тенге. 

Азиатский пример 

Правительство Гонконга, в отличие от большинства стран мира, не стало вводить карантин из-за SARS-CoV-2. Тем не менее, существенное снижение цен на автомобильное топливо в специальном административном районе Китая во многом связывают в первую очередь именно с распространением уханьского коронавируса и лишь затем - с общемировым падением цен на нефть. В настоящий момент, по информации живущей в Гонконге Ольги Корж, литр бензина марки Gold (аналог АИ-98) продается по цене 17,04 гонконгских долларов, что эквивалентно 984,73 тенге, а дизельное топливо со специальной скидкой - по 11,95 гонконгских долларов или 690,58 тенге. Ожидается, что уже в начале апреля цены на автомобильное топливо упадут еще на 30%. Стоит сделать ремарку - на протяжении многих лет автомобильное топливо в Гонконге считается самым дорогим в мире. 

На далеком континенте

В Австралии живет Ирина Юровская, до середины 90-х годов прошлого столетия - спецкор алматинского телеканала «ТВ-М». По словам обитательницы Сиднея, наибольшим спросом с стране пользуется аналог бензина марки АИ-91. За минувшие 7 дней неэтилированный 91-й упал с 1,29 до 1,21 австралийских долларов за литр. Если перевести в тенге, то получается, что неделю назад за литр 91-го просили около 356 тенге, а в последний день марта – почти 334 тенге. В то же время с начала текущей недели наметился небольшой рост цен на другие марки бензина и дизтопливо. По данным популярного в Австралии специализированного правительственного портала Fuel Check, литр этилированного бензина марки E10 (аналог АИ-94) за 2 минувших дня подорожал на 0,02, а дизель – на 0,01 австралийских долларов.

banner_wsj.gif

drweb_ESS_kursiv.gif