Перейти к основному содержанию

637 просмотров

В Минэнерго исключили возможность роста цен на бензин до российских

Вся разница в цене на АЗС РФ и РК формируется преимущественно за счет размеров акцизов и НДС

Фото: Shutterstock

Министерство энергетики не ставит задачу выровнять казахстанские розничные цены на бензин с российскими, сообщил вице-министр энергетики Асет Магауов.

«В принципе, у нас нет задачи выровнять цены за счет косвенных налогов, то есть задачу, чтобы в Казахстане была (цена на литр АИ-92 в рознице) 260 (тенге за литр как приграничных АЗС РФ), никто не ставит, и, в принципе, то, что на 10 тенге увеличили (акциз на бензин), определенно будет отрицательно сказываться на экономике этих нелегальных перевозок, и она будет минусоваться из их потенциального оборота и вставать дополнительным барьером по перетокам. А задачу по выравниванию всех ставок акцизов, НДС никто не ставит», – сказал он на пресс-конференции 6 декабря.

По его словам, если сравнивать розничные цены на бензин в Казахстане без косвенных налогов, существенной разницы с Российской Федерацией нет.

«Вся разница формируется непосредственно за счет ставки акциза и ставки налога на добавленную стоимость. Она дает именно такой существенный разрыв в наших розничных ценах. Этим, конечно, начинают пользоваться уже в сфере неофициальной торговли, то есть мы видим, что, например, когда у нас еще не было запрета на перевозки автомобильным транспортом, у нас большие объемы нефтепродуктов по заявкам давали нефтебазы, которые находятся в приграничных областях с Кыргызстаном и Российской Федерацией. У них существенный рост объемов потребления по сравнению с 2018 годом», – отметил Магауов.

Вице-министр отметил, что как только был издан приказ о запрете вывоза бензина автомобильным транспортом, то сразу прекратились заявки от этих нефтебаз.

«Мы видим существенное снижение в Восточно-Казахстанской, Алматинской области – около 40-50 тыс. тонн в месяц заявки упали. То есть эти объемы в теневую уходили на соседние страны. Сейчас мы через запрет обеспечили достаточный резерв для официального экспорта. Поэтому я считаю, что эти меры по запрету позволили нивелировать незаконные перетоки. Что касается разницы цен – она создается именно косвенными налогами», – сказал Магауов.

Он считает, что в целом Казахстан должен устанавливать рыночные взаимоотношения.

«Главное, чтобы на рынке были прозрачные взаимоотношения между конечными реализаторами в лице АЗС и производителями или поставщиками оптовых объемов бензина. Над этим мы работаем совместно с министерством (национальной) экономики – установлением транспарентных взаимоотношений на рынке нефтепродуктов, чтобы без посредников конечному потребителю можно было получать эти объемы», – сказал вице-министр.

В качестве примера он также привел ценообразование на авиакеросин.

«Если взять авиакеросин, в прошлом году, когда мы зависели от российского рынка, около 60% объема авиакеросина завозилось в Казахстан, мы ориентировались на уровень экспортных цен Российской Федерации. Соответственно, цена на авиакеросин доходила до 700 долларов за тонну. Как только свои объемы мы смогли обеспечить, уже на рынке ситуация стабилизировалась. В этом году цены снижались до 550-560 долларов за тонну авиакеросина, то есть рынок без каких-либо лишних механизмов регулирует», – сказал Магауов.

7530 просмотров

Инвестиции в казахстанские нефтяные месторождения оказались под вопросом

Слишком дорого и рискованно

Фото: Elnur

Одним из значимых событий уходящего года в нефтегазовой отрасли стали отказы концерна Shell и «НортКаспиан­Оперейтинг Компани Н.В.» (НКОК) от разработок нефтяных месторождений Хазар и Каламкас-море, расположенных в казахстанском секторе Каспийского моря. 

Напомним, на эти месторождения были возложены большие надежды. Ожидалось, что реализация проекта не только даст возможность увеличить общие показатели по добыче нефти в республике, но и привлечет крупные инвестиции в отрасль. 

Слишком дорого 

О том, что компании не собираются приступать к осуществ­лению проекта, стало понятно после того, как НКОК и «Каспий Меруерты Оперейтинг Компани Б.В.» (КМОК) отменили проведение общественных слушаний по материалам предварительной оценки воздействия на окружающую среду к технико-­экономическому обоснованию обустройства месторождений Каламкас-море и Хазар. Мероприятие было запланировано на 1 октября 2019 года в Актау.  

КМОК является совместной операционной компанией по выполнению нефтяных операций в рамках соглашения о разделе продукции (СРП) на контрактной территории «Жемчужина», где основная доля в 55% принадлежит концерну Shell. 

В службе по внешним связям Shell Kazakhstan «Курсиву» пояснили, что концерн принял решение не продолжать совместную разработку проекта «Каламкаc-море – Хазар». 

«Это обусловлено сложной экономикой проекта. Shell применяет строгие инвестиционные критерии при принятии решений касательно капитальных проектов. Данный проект был признан недостаточно конкурентным по отношению к другим проектам в глобальном портфеле инвес­тиций концерна», – ответили в компании на вопрос издания. 

Позже пресс-служба Министерства энергетики РК распространила информацию о том, что ведомство получило официальные уведомления от НКОК и Shell о выходе из проектов «Каламкас-море и Хазар», что их решение связано «с низкой рентабельностью этих проектов на фоне высоких капитальных затрат». 

«В декабре 2018 года между республикой и участниками Северо-Каспийского проекта было подписано соглашение в отношении месторождения Каламкас-море, в котором между сторонами была достигнута договоренность о том, что в случае непредставления на утверждение плана освоения до конца октября 2019 года месторождение Каламкас-море будет добровольно возвращено респуб­лике», – пояснили в ведомстве. 

Месторождения вернут 

В Минэнерго сообщили, что в скором времени должна быть начата процедура по возврату прав недропользования по месторождению Каламкас-море в собственность государства. 

«По завершении этого процесса республикой может быть рассмотрен вопрос о привлечении других инвесторов в проект. Новые контракты будут основаны на текущем налоговом законодательстве, а не на условиях соглашения о разделе продукции», – говорилось в сообщении. 

Аналогичная процедура намечается и по месторождению Хазар, если все участники проекта решат отказаться от разработки данного участка. При этом инвестиции, вложенные в реализацию проекта, являются невозмещаемыми. 

«Компания Shell на данный момент инвестировала в реализацию проекта «Хазар» порядка $900 млн в виде геологоразведочных и сейсмических работ, бурения оценочных скважин. И все это будет передано респуб­лике на безвозмездной основе», – отметили в Министерстве энергетики РК. 

Напомним, нефтегазовое месторождение Хазар входит в контрактную территорию «Жемчужина». Помимо Shell (55%) долю в проекте имеют АО «НК «КазМунайГаз» (25%) и «Оман Ойл» (20%). 

Месторождение Каламкас-море должно было разрабатываться в рамках Северо-Каспийского проекта консорциумом нефтегазовых компаний. Доли в проекте распределены следующим образом: КМГ – 16,88%, Eni (Италия) – 16,81%, ExxonMobil (США) – 16,81%, Shell (Великобритания) – 16,81%, Total (Франция) – 16,81%, CNPC (Китай) – 8,33%, и Inpex (Япония) – 7,56%. 

По некоторым данным, извлекаемые запасы этих двух месторождений превышают 80 млн т нефти, а стоимость их сов­местного освоения должна была составить более $4 млрд. 

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Биржевой навигатор от Freedom Finance