Перейти к основному содержанию

4876 просмотров

В Мангистауской области может радикально сократиться число газозаправок

Из-за новых правил реализации «голубого топлива»

Фото: Lucky Photographer

Владельцы автогазозаправочных станций Мангистауской области не согласны с правилами реализации сжиженного нефтяного газа через электронные торговые площадки. Бизнесмены считают, что в следующем году в регионе останется всего с десяток газозаправок. Остальные будут вынуждены уйти с рынка. 

Зашли в тупик

Правила организации и проведения торгов сжиженным нефтяным газом через электронные торговые площадки были приняты Министерством энергетики РК в 2018 году. 

До этого решения владельцы газозаправочных станций приобретали топливо непосредственно на газоперерабатывающем заводе в Жанаозене – это единственный производитель сжиженного газа в Мангистауской области. Затем предпринимателей обязали покупать газ через газосетевые организации.

Актауский бизнесмен Даригул Нурсултанов, который занимается продажей газа уже почти двадцать лет, отмечает, что такое положение вещей до недавнего времени устраивало большинство владельцев заправок. 

«Теперь согласно новым правилам газ через электронные торговые площадки могут приобретать лишь те владельцы АГЗС, у которых есть емкости для хранения сжиженного нефтяного газа объемом не менее 60 куб. м и железнодорожные тупики», – пояснил «Курсиву» Даригул Нурсултанов.

По его словам, в Мангыстау на сегодня этим бизнесом занимаются более двухсот предпринимателей, но не у всех есть возможность приобрести такую емкость, земельный участок и отвести тупик. 

Кроме того, предприниматели не согласны с тем, что им уменьшают лимит газа за счет передачи его части на электронную торговую площадку (ЭТП). 

«Если, к примеру, у меня был лимит 50 т, то к середине следующего года 40% я буду должен приобретать через электронную торговую площадку, а я не могу, так как не соответствую условиям. Таким образом, я лишусь 20 т, а у меня огромные расходы. Я просто не потяну их. Это только власти считают, что мы имеем стопроцентную маржу. Содержание АГЗС, зарплата, транспортировка газа – это все расходы. А вскоре полностью все 100% лимита отдадут на реализацию через ЭТП», – отмечает бизнесмен. 

По мнению предпринимателей, это приведет к тому, что закроется большинство АГЗС, останется лишь с десяток, которые соответствуют требованиям новых правил.

«Изначально цена на ЭТП была 43 тыс. тенге за тонну газа, потом – 53 тыс., сейчас стоимость поднялась до 87 тыс. тенге. Раньше мы покупали напрямую с завода, но потом появился посредник – газосетевая организация, она покупает у завода по 43 тыс. тенге за тонну, а нам продает по 50 тыс. тенге. При этом в этой компании ставят только печать на накладную и так с каждой проданной тонны зарабатывают из воздуха по 7 тыс. тенге», – говорит Даригул Нурсултанов.

Предприниматели подсчитали: если они будут покупать газ через ЭТП по 87 тыс. тенге за тонну, а продавать минимум по 60 тенге за литр, то останутся в убытке. 

«Цену на газ мы не можем поднять, нас за это штрафуют. Областной акимат даже составил нам рекомендации, в которых указана предельная цена на газ – 60 тенге. Мы писали письма и президенту, и в Министерство энергетики, просили, чтобы предпринимателям Мангыстау дали особый статус, чтобы мы могли покупать напрямую у завода или чтобы оставили нам наши лимиты через газосетевые организации», – рассказывает бизнесмен.

Исключат из правил?

Сегодня область потребляет ежемесячно 17 тыс. т сжиженного газа (более 80% автотранспорта в регионе заправляется именно этим топливом. – «Курсив»). Из них 15 тыс. т вырабатывает Жанаозенский КазГПЗ, еще 2 тыс. т поставляют из Актобе. В данный момент лишь 15% от общего лимита газа выставляется на торги через электронные торговые площадки. 

«Есть так называемый социальный газ, который завод продает через газосетевые организации. А есть рыночный газ, он продается через ЭТП. Да, там конкуренция, поэтому и цена выше. Главная причина, по которой вводятся ЭТП, – это прозрачность сделок и отсутствие коррупционной составляющей», – объяснил «Курсиву» руководитель отдела управления энергетики и ЖКХ Мангистауской области Бердибек Картбаев.

Несколько месяцев назад в акимате области прошло совещание с представителями Министерства энергетики РК и реализаторами газа. Мнения последних разделились: одни были за торговые площадки, другие – против. 

«Мы объяснили, что на сегодняшний день оборудование газоперерабатывающего завода изношено, требуется модернизация, а на это нужны средства. И поэтому заводу выгодно продавать через ЭТП. Но когда будет стопроцентный переход на электронные торги, то цена стабилизируется и, возможно, не будет такой, как сейчас», – говорит г-н Картбаев.

Кроме того, по информации областного управления, в настоящее время в министерстве разрабатывают дополнения к правилам реализации сжиженного нефтяного газа через ЭТП. И может быть, со следующего года из требований к участникам торгов исключат наличие емкости для хранения газа и железнодорожного тупика. 

«Мы подняли этот вопрос на уровне министерства. Тем более что в нашей области, где завод совсем рядом, нет нужды перевозить газ железнодорожным транспортом – его транспортируют газовозами», – добавил руководитель отдела.

Что касается цены на газ на автозаправочных станциях, то меняться она, даже с учетом того, что на ЭТП цена за тонну превышает 80 тыс. тенге, пока не будет – не позволят контролирующие госорганы. Сейчас цена на АГЗС Мангистауской области за литр топлива варьируется от 55 до 60 тенге. 

«Акимат не уполномочен диктовать цену предпринимателям. Мы лишь даем разъяснения и передаем письма в Антимонопольный комитет. А уже его представители выезжают на место и разбираются с каждым конкретным случаем повышения цены, выясняют причины. Если нет оснований для повышения, то на предпринимателей накладывают штраф», – отметил заместитель акима Актау Тимур Садвакасов. 

В 2017 году в областной департамент Комитета по защите и развитию конкуренции поступило четыре дела в отношении владельцев АГЗС. На них был наложен штраф общей суммой 142 тыс. тенге, а также конфискован монопольный доход на 630 тыс. тенге. В прошлом году не было рассмотрено ни одного подобного дела, а в этом году поступило сразу 17 материалов. Владельцев АГЗС подозревают в ценовом сговоре. Расследование в их отношении должно завершиться до февраля следующего года.
 

banner_wsj.gif

611 просмотров

Как в разных странах дешевеет автомобильное топливо

Когда цены на нефть падают, а города и целые государства закрываются на карантин

Фото: Shutterstock.com

Падение цен на нефть и снижение спроса на ГСМ из-за пандемиии коронавируса SARS-CoV-2 привели к тому, что бензин и дизельное топливо подешевели во многих странах. Корреспондент «Курсива» пообщался на эту тему с жителями разных город на разных континентах. 

Где ездить на авто стало дешевле 

После обвала цен на нефть из-за разрыв сделки ОПЕК+ первыми снижение цен на автомобильное топливо заметили жители США и Западной Европы. По информации от Дмитрия Коренчука, сейчас - американского дальнобойщика, а в прошлом - видеоинженера телеканала КТК, за минувшие две недели дизельное топливо в Денвере (штат Колорадо) подешевело с $2,78 до $2,60 за галлон. Один американский галлон – это чуть более 3,78 литров. Если перевести в тенге (по курсу НБ РК 448, 01) получается, что цена литра солярки в Колорадо в настоящий момент составляет 308 тенге. Для сравнения – на казахстанских АЗС дизельное топливо стоит 193-194 тенге за литр. Подешевел и бензин – Коренчук рассказал, что наиболее ходовая в США 80-я марка топлива (соответствует казахстанскому АИ-93), в штате Флорида снизилась в цене с $2,30 до $1,99 за галлон, что эквивалентно примерно 236 тенге за литр. Для сравнения – стоимость бензина марки АИ-92 на АЗС Алматы составляет 157 тенге за литр. 

Цены на автомобильное топливо в Нью-Йорке выше, чем в Колорадо и Флориде, даже несмотря на некоторое падение потребительского спроса из-за «коронавирусной» самоизоляции жителей крупнейшего мегаполиса США. Экс-главный редактор «Radiotochka.kz» Бекжан Идрисов, который в Штатах работает водителем в Uber, сообщил, что стоимость бензина и дизеля в Нью-Йорке зависит не только от нефтяных котировок, но и от ценовой политики крупнейших сетей АЗС. Соответственно и меняются цены ежедневно. И если в минувшее воскресенье 80-й бензин стоил от $2,279 до $2,299 за галлон (270-272 тенге за литр), то уже в понедельник за эту же марку бензина просили $2,470 за галлон, что эквивалентно 292 тенге/литр. 

Плавающими можно назвать текущие цены на автомобильное топливо и в Германии. Сегодня в ФРГ никто не может точно сказать, сколько стоит бензин марок Super E5 (эквивалент АИ-95), Super E10 (биобензин АИ-95), Super Plus (АИ-97) или дизельное топливо. Перед тем, как заправить свой автомобиль, жителям Германии предлагается заглянуть на специальный портал и найти все находящиеся рядом АЗС с актуальными на данный момент ценами. Из информации с этого портала следует, что в минувший вторник аналог нашего бензина АИ-95 стоил €1,19 за литр или 595 тенге, а дизель – €1,09 или 540 тенге. Ведущая телеканала Deutsche Welle Маргарита Кальц рассказала “Курсиву”, что еще неделю назад цены на бензин и дизель были другими. «Автомобильное топливо серьезно подешевело. Раньше литр дизеля стоил €1,30. А последний раз, когда я заезжала на заправку – уже €1,10», - сообщила Кальц. 

Восточная Европа 

По информации живущего в Польше Игоря Винявского, в прошлом -  главного редактора казахстанской газеты «Сөз», за минувшие две недели цены на бензин, дизель и автогаз в этой стране снизились почти в два раза. Максимальная стоимость литра бензина Pb95 (аналог АИ-95) - 4,22 польских злотых или 457 тенге, Pb98 (АИ-98) – 4,50 злотых или 487 тенге, а дизеля – 4,41 злотых или 477,5 тенге. 

Снижается стоимость автомобильного топлива и в Молдове. В беседе с «Курсивом» бывший постоянный представитель Республики Молдова в ООН и в Совете Европы Алексей Тулбуре заметил, что с начала марта на наиболее популярные марки бензина в стране Regular (АИ-92) и Super (АИ-92) цены упали в среднем на один молдавский лей (приблизительно 25 тенге). «Поставщики говорят, что у них еще недели на три дорогого топлива, а потом поступит подешевевшее в связи с падением цен на нефть», - рассказал «Курсиву» политик из Молдовы. В доказательство своих слов он привел выписку цен различных АЗС Кишинева - во вторник 31 марта у различных сетей автозаправочных станций в столице Молдовы в стоимость бензина и дизтоплива не отличалась друг от друга. АИ-95 шел по 16,72 молдавских лей (412 тенге) за литр, а дизель 14,67 молдавских лей, что эквивалентно 361 тенге. 

Азиатский пример 

Правительство Гонконга, в отличие от большинства стран мира, не стало вводить карантин из-за SARS-CoV-2. Тем не менее, существенное снижение цен на автомобильное топливо в специальном административном районе Китая во многом связывают в первую очередь именно с распространением уханьского коронавируса и лишь затем - с общемировым падением цен на нефть. В настоящий момент, по информации живущей в Гонконге Ольги Корж, литр бензина марки Gold (аналог АИ-98) продается по цене 17,04 гонконгских долларов, что эквивалентно 984,73 тенге, а дизельное топливо со специальной скидкой - по 11,95 гонконгских долларов или 690,58 тенге. Ожидается, что уже в начале апреля цены на автомобильное топливо упадут еще на 30%. Стоит сделать ремарку - на протяжении многих лет автомобильное топливо в Гонконге считается самым дорогим в мире. 

На далеком континенте

В Австралии живет Ирина Юровская, до середины 90-х годов прошлого столетия - спецкор алматинского телеканала «ТВ-М». По словам обитательницы Сиднея, наибольшим спросом с стране пользуется аналог бензина марки АИ-91. За минувшие 7 дней неэтилированный 91-й упал с 1,29 до 1,21 австралийских долларов за литр. Если перевести в тенге, то получается, что неделю назад за литр 91-го просили около 356 тенге, а в последний день марта – почти 334 тенге. В то же время с начала текущей недели наметился небольшой рост цен на другие марки бензина и дизтопливо. По данным популярного в Австралии специализированного правительственного портала Fuel Check, литр этилированного бензина марки E10 (аналог АИ-94) за 2 минувших дня подорожал на 0,02, а дизель – на 0,01 австралийских долларов.

banner_wsj.gif

drweb_ESS_kursiv.gif