Перейти к основному содержанию

846 просмотров

«Павлодарэнерго» победило в судебных разбирательствах профильное министерство

Представители компании указали на нарушение прав бизнеса на получение дохода и свободу предпринимательской деятельности

Фото: Shutterstock

Судебные разбирательства между АО «Павлодарэнерго» и Минэнерго завершились победой предприятия. Это может стать одной из причин изменения предельных тарифов, установленных для производителей электрической энергии. 

Встретились в суде

АО «Павлодарэнерго» (входит в АО «ЦАЭК». – «Курсив») обратилось в суд с иском к Министерству энергетики РК и добилось признания незаконным приказа ведомства № 508 от 14 декабря 2018 года, подписанного теперь уже экс-министром Канатом Бозумбаевым.

Детали дела изложены в документах, опубликованных в открытой судебной базе. В них указывается, что Минэнерго, издав этот приказ, внесло изменения в утвержденную им же в ноябре 2017 года методику формирования фиксированной прибыли для генерирующих предприятий, в которой размер прибыли является составной частью предельных тарифов, утвержденных на 2019–2025 годы. 

«Обжалуемым приказом Министерство энергетики РК приравняло фиксированную прибыль к нолю, лишив заявителя, а также иные энергопроизводящие организации права на получение прибыли от продажи электрической энергии вплоть до 2025 года», – утверждают в иске представители компании в суде.

Они уточнили, что ведомство включило в формулу расчета прибыли поправочный коэффициент. И несмотря на то, что НПП «Атамекен» и ОЮЛ «Казахстанская электроэнергетическая ассоциация» предоставили на проект приказа отрицательные заключения, нормативный акт был министром энергетики подписан. И уже в декабре 2018 года ведомство объявило об утверждении предельных тарифов казахстанским энергопредприятиям сроком на 7 лет. Для АО «Павлодарэнерго» он составил 6,1 тенге за 1 кВт*ч. 

«В 2019 году себестоимость одного киловатт-часа электрической энергии, вырабатываемой электростанциями предприятия, составляет 6,56 тенге/кВт*ч. То есть убыток с одного киловатт-часа составляет 46 тиынов», – говорится в иске.

В нем отмечено, что при таком раскладе неизбежно причинение убытков, размер которых в 2019 году составит 1,5 млрд тенге. Представители «Павлодарэнерго» указали на нарушение прав бизнеса на получение дохода и свободу предпринимательской деятельности, принципы которой закреплены в Конституции РК и Предпринимательском кодексе.

Позиция министерства также отражена в судебных актах. Согласно ей предприятие с нулевым уровнем фиксированной прибыли считается с экономической точки зрения безубыточном. Как утверждали в суде представители ведомства, «Павлодарэнерго» может зарабатывать на других видах деятельности, где обеспечена прибыль выше ноля. Например, реализуя тепловую энергию и предоставляя услуги по поддержанию готовности электрической мощности. 

Счет 3:0

В целом судебные разбирательства длились более полугода. Сначала «Павлодарэнерго» обратилось с иском в специализированный межрайонный экономический суд Нур-Султана. Суд первой инстанции поддержал требования предприятия.

«Признать приказ Министра энергетики Республики Казахстан № 508 от 14.12.2018 года о внесении изменения в приказ Министра энергетики Республики Казахстан от 28.11.2017 года № 413 незаконным», – говорится в резолютивной части вынесенного им решения.

Затем министерство, не согласившись с решением, обжаловало его в апелляционной коллегии по гражданским делам городского суда Нур-Султана. Но Фемида вновь оказалась на стороне компании. После чего представители ведомства направили ходатайство о пересмотре дела в Верховный суд, который в конце ноября текущего года постановил, что оснований для дальнейшего разбирательства не имеется. 

На круги своя

В АО «Павлодарэнерго» «Курсиву» пояснили, что, подав иск против министерства, предприятие защищало не только свои права.

«Необходимо отметить, что данные судебные решения защищают законные интересы и других энергопроизводящих организаций Казахстана», – говорится в официальном ответе изданию.

В компании не ответили, каким образом исход судебного дела в дальнейшем отразится на отпускных ценах станций на электроэнергию. 

Тем временем Министерство энергетики Казахстана продолжило заниматься переписыванием своих нормативных актов. 

Текущей осенью казахстанцам был преподнесен сюрприз в виде повышения предельных тарифов для энергостанций на производство электроэнергии. Это следует из приказа № 315 от 23 сентября 2019 года, изменяющего приказ от 14 декабря 2018 года (№ 514), где тарифы устанавливались на семь лет. Теперь корректировать максимальную отпускную цену предприятиям разрешают правила. Если генерирующие компании обоснуют фактический или прогнозируемый рост основных затрат, они могут подать заявку на повышение цены электроэнергии. Что скажется на затратах потребителей.

При этом ведомство только в декабре прошлого года снизило и утвердило отпускные цены для более 40 групп энергопроизводящих организаций. Сделано это было после прошлогоднего заседания Совета безопасности под председательством Нурсултана Назарбаева, где были раскритикованы высокие цены на коммунальные услуги. 

Мнение

Владислав Окишев, председатель ОО «Консультативно-информационный центр», член межведомственной рабочей группы при Департаменте госслужбы Павлодарской области.

«Ситуация с предельными тарифами на электрическую энергию энергопроизводящих предприятий волнует странной их непредсказуемостью в связи с алогичными приказами Минэнерго. Как известно, на заседании Совета безопасности РК 8 ноября 2018 года бывший глава государства поручил принять меры по снижению стоимости электроэнергии для населения. При этом были озвучены масштабные суммы ущерба населению от излишне взысканных сумм и неэффективного использования субсидий, выданных местным исполнительным органам с целью снижения тарифов. 

Эти факты выявила Генеральная прокуратура в ходе проверки тарифообразования на электрическую и тепловую энергию. Однако по истечении года, когда волна осуждения схлынула, Минэнерго вновь стало проявлять труднообъяснимую «мягкотелость» при формировании и утверждении им предельных тарифов на электроэнергию и не только. 

Во-первых, ведомство не смогло отстоять в суде изменения, которые оно ввело в свой приказ «Об утверждении методики определения фиксированной прибыли, учитываемой, при утверждении предельных тарифов на электроэнергию…». Это касается обнуления фиксированной прибыли, которое оспаривало в суде «Павлодарэнерго». 

Во-вторых, действующие предельные тарифы для энергопроизводящих организаций Минэнерго до истечения срока их действия повышает. Это означает, что оно само же подрывает базовый принцип предельных тарифов по обеспечению их стабильности в течение того периода, на который они рассчитаны. В то время как следует принимать системные решения, чтобы раз за разом не наступать на одни и те же грабли».

banner_wsj.gif

433 просмотра

Как в разных странах дешевеет автомобильное топливо

Когда цены на нефть падают, а города и целые государства закрываются на карантин

Фото: Shutterstock.com

Падение цен на нефть и снижение спроса на ГСМ из-за пандемиии коронавируса SARS-CoV-2 привели к тому, что бензин и дизельное топливо подешевели во многих странах. Корреспондент «Курсива» пообщался на эту тему с жителями разных город на разных континентах. 

Где ездить на авто стало дешевле 

После обвала цен на нефть из-за разрыв сделки ОПЕК+ первыми снижение цен на автомобильное топливо заметили жители США и Западной Европы. По информации от Дмитрия Коренчука, сейчас - американского дальнобойщика, а в прошлом - видеоинженера телеканала КТК, за минувшие две недели дизельное топливо в Денвере (штат Колорадо) подешевело с $2,78 до $2,60 за галлон. Один американский галлон – это чуть более 3,78 литров. Если перевести в тенге (по курсу НБ РК 448, 01) получается, что цена литра солярки в Колорадо в настоящий момент составляет 308 тенге. Для сравнения – на казахстанских АЗС дизельное топливо стоит 193-194 тенге за литр. Подешевел и бензин – Коренчук рассказал, что наиболее ходовая в США 80-я марка топлива (соответствует казахстанскому АИ-93), в штате Флорида снизилась в цене с $2,30 до $1,99 за галлон, что эквивалентно примерно 236 тенге за литр. Для сравнения – стоимость бензина марки АИ-92 на АЗС Алматы составляет 157 тенге за литр. 

Цены на автомобильное топливо в Нью-Йорке выше, чем в Колорадо и Флориде, даже несмотря на некоторое падение потребительского спроса из-за «коронавирусной» самоизоляции жителей крупнейшего мегаполиса США. Экс-главный редактор «Radiotochka.kz» Бекжан Идрисов, который в Штатах работает водителем в Uber, сообщил, что стоимость бензина и дизеля в Нью-Йорке зависит не только от нефтяных котировок, но и от ценовой политики крупнейших сетей АЗС. Соответственно и меняются цены ежедневно. И если в минувшее воскресенье 80-й бензин стоил от $2,279 до $2,299 за галлон (270-272 тенге за литр), то уже в понедельник за эту же марку бензина просили $2,470 за галлон, что эквивалентно 292 тенге/литр. 

Плавающими можно назвать текущие цены на автомобильное топливо и в Германии. Сегодня в ФРГ никто не может точно сказать, сколько стоит бензин марок Super E5 (эквивалент АИ-95), Super E10 (биобензин АИ-95), Super Plus (АИ-97) или дизельное топливо. Перед тем, как заправить свой автомобиль, жителям Германии предлагается заглянуть на специальный портал и найти все находящиеся рядом АЗС с актуальными на данный момент ценами. Из информации с этого портала следует, что в минувший вторник аналог нашего бензина АИ-95 стоил €1,19 за литр или 595 тенге, а дизель – €1,09 или 540 тенге. Ведущая телеканала Deutsche Welle Маргарита Кальц рассказала “Курсиву”, что еще неделю назад цены на бензин и дизель были другими. «Автомобильное топливо серьезно подешевело. Раньше литр дизеля стоил €1,30. А последний раз, когда я заезжала на заправку – уже €1,10», - сообщила Кальц. 

Восточная Европа 

По информации живущего в Польше Игоря Винявского, в прошлом -  главного редактора казахстанской газеты «Сөз», за минувшие две недели цены на бензин, дизель и автогаз в этой стране снизились почти в два раза. Максимальная стоимость литра бензина Pb95 (аналог АИ-95) - 4,22 польских злотых или 457 тенге, Pb98 (АИ-98) – 4,50 злотых или 487 тенге, а дизеля – 4,41 злотых или 477,5 тенге. 

Снижается стоимость автомобильного топлива и в Молдове. В беседе с «Курсивом» бывший постоянный представитель Республики Молдова в ООН и в Совете Европы Алексей Тулбуре заметил, что с начала марта на наиболее популярные марки бензина в стране Regular (АИ-92) и Super (АИ-92) цены упали в среднем на один молдавский лей (приблизительно 25 тенге). «Поставщики говорят, что у них еще недели на три дорогого топлива, а потом поступит подешевевшее в связи с падением цен на нефть», - рассказал «Курсиву» политик из Молдовы. В доказательство своих слов он привел выписку цен различных АЗС Кишинева - во вторник 31 марта у различных сетей автозаправочных станций в столице Молдовы в стоимость бензина и дизтоплива не отличалась друг от друга. АИ-95 шел по 16,72 молдавских лей (412 тенге) за литр, а дизель 14,67 молдавских лей, что эквивалентно 361 тенге. 

Азиатский пример 

Правительство Гонконга, в отличие от большинства стран мира, не стало вводить карантин из-за SARS-CoV-2. Тем не менее, существенное снижение цен на автомобильное топливо в специальном административном районе Китая во многом связывают в первую очередь именно с распространением уханьского коронавируса и лишь затем - с общемировым падением цен на нефть. В настоящий момент, по информации живущей в Гонконге Ольги Корж, литр бензина марки Gold (аналог АИ-98) продается по цене 17,04 гонконгских долларов, что эквивалентно 984,73 тенге, а дизельное топливо со специальной скидкой - по 11,95 гонконгских долларов или 690,58 тенге. Ожидается, что уже в начале апреля цены на автомобильное топливо упадут еще на 30%. Стоит сделать ремарку - на протяжении многих лет автомобильное топливо в Гонконге считается самым дорогим в мире. 

На далеком континенте

В Австралии живет Ирина Юровская, до середины 90-х годов прошлого столетия - спецкор алматинского телеканала «ТВ-М». По словам обитательницы Сиднея, наибольшим спросом с стране пользуется аналог бензина марки АИ-91. За минувшие 7 дней неэтилированный 91-й упал с 1,29 до 1,21 австралийских долларов за литр. Если перевести в тенге, то получается, что неделю назад за литр 91-го просили около 356 тенге, а в последний день марта – почти 334 тенге. В то же время с начала текущей недели наметился небольшой рост цен на другие марки бензина и дизтопливо. По данным популярного в Австралии специализированного правительственного портала Fuel Check, литр этилированного бензина марки E10 (аналог АИ-94) за 2 минувших дня подорожал на 0,02, а дизель – на 0,01 австралийских долларов.

banner_wsj.gif

drweb_ESS_kursiv.gif