Перейти к основному содержанию

2794 просмотра

Необходимы срочные меры по спасению сахарной отрасли Казахстана

Что приводит к развалу отечественного производства

Фото: Shutterstock.com

Каждое государство стремится к независимости. Одним из факторов независимости является продовольственная безопасность. Низкий уровень продовольственной безопасности, влечет ценовой демпинг, что приводит к развалу отечественного производства, потере внутреннего рынка и в дальнейшем, к монопольному диктату и росту цен. 

Согласно пороговым значениям экономических показателей безопасности страны, оптимальный уровень самообеспеченности продовольствием составляет -75%, в Германии данный показатель равен - 92%, в Англии - 72%. В Казахстане по результатам 2018 года данный показатель по сахару составил - 49%, при этом из свеклы лишь порядка 40 000 тонн или менее 10%. 

Сахар – это продукт стратегического значения. Если зерно идёт под номером 1, то сахар - под номером 3. В Казахстане для самообеспеченности продовольствием нужна действенная программа поддержки со стороны государства особо значимых отраслей, одной из которых является сахарная. 

Уже имел место печальный опыт прошлых лет (2010-2012 г.г.) который показал, что казахстанской сахарной промышленности сложно выдержать конкуренцию с Россией и Белоруссией. Демпингом низких цен Российские поставщики сахара «выдавили» с рынка Казахстана отечественных производителей, и в дальнейшем очень высоко подняли цены, т.к. конкуренция полностью отсутствовала.

Существует опасность повторения такой ситуации, поскольку в Российской Федерации имеет место профицит сахара белого, так по состоянию на 11 декабря 2019г. в России произведено более 6,0 млн. тонн сахара из свеклы урожая 2019 г. К тому же в России 62 действующих сахарных завода, которые перерабатывают 315,6 тыс. тонн сахарной свеклы в сутки. 

Следует отметить, что в текущем сезоне цены на белый сахар в Казахстане резко пошли вниз. В начале сентября (05.09.2019 года) в городе Алматы, цена на российский сахар, составляла – 160 тенге за килограмм. Но уже в октябре 2019 года (на 20.10.2019)  цена на российский сахар на рынке Алматы, снизилась до 145 тенге за килограмм. В начале декабря 2019 года, цена на него, в ряде случаев, составляла 130 тенге за килограмм. 

Такая динамика цен на сахар, на внутреннем рынке Казахстана, крайне негативно влияет на экономику отечественных сахарных заводов.
Для сравнения, на сегодня, себестоимость производства сахара, из сахарной свеклы в Казахстане составляет, в среднем не менее 165 - 170 тенге за килограмм, с НДС. Анализ показывает, что по уровню безубыточности российские сахарные заводы, на порядок ниже казахстанских производителей. Это главная причина, низкой внешней и внутренней конкурентоспобности казахстанского сахара.

 На сегодня можно дать следующую оценку состояния сахарной отрасли Казахстана. Она находится на начальном этапе формирования собственной сырьевой базы – создания современной организационной системы возделывания и переработки сахарной свеклы. По прогнозам экспертов, этот период займёт 4-5 лет. При условии активной поддержки государства и принятия ряда защитных мер с целью поддержки внутреннего производителя. Сахарной отрасли республики необходим реанимационный период, для создания современной конкурентоспособной отрасли.  В противном случае, неизбежны рецессия и крах.

Для дальнейшего удержания рынка сахара нужна конкурентоспособная сахарная отрасль. В настоящее время перспективы развития сахарной отрасли в Казахстане в первую очередь связаны с наращиванием производства свекловичного сахара.

Объем рынка сахара в Казахстане составляет 450-500 тыс. тонн. Для обеспечения сахарного рынка только свекловичным сахаром необходимо вырастить 4 млн.  тонн сахарной свеклы, что пока не достижимо. 

В Казахстане на сегодняшний день - 7 сахарных заводов, из которых действующих - три. Производственные мощности сахарных заводов РК составляют 12 600 тн/сут по свекле, для переработки 4 млн. тонн нужно - 317 суток, но сахарная свекла не подлежит столь длительному хранению, поэтому остро стоит вопрос о наращивании производственных мощностей для сокращения периода хранения и переработки свеклы. Также необходима глобальная модернизация заводов. Расчёты показывают, что в результате модернизации, только одного сахарного завода, в среднем создается 500 - 600 новых рабочих мест, только на заводе, а  в смежных отраслях задействованы тысячи человек. 

Все эти вопросы невозможно решить без государственной поддержки. Государство, вкладывает значительные финансовые ресурсы, в возрождение сахарной отрасли, в мелиорацию, но при этом не защищает свой рынок и сахарную отрасль. На наш взгляд Государственные Программы должны быть системными и действенными с положительным экономическим эффектом.

К примеру, наш сосед - Узбекистан, ввёл 20% акциз на ввоз сахара. В Белоруссии ввели минимальную цену продаж на их рынке не ниже себестоимости производства сахара на их заводах. То есть, эти страны своевременно принимали антидемпинговые меры, против монополий других стран.

Просьбы казахстанских производителей сахара, направленные в Правительство РК, рассмотреть возможность установления предельных минимальных цен на сахар белый кристаллический (данная мера возможна согласно Приложению №19 Договора о Евразийском экономическом союзе) пока остаются без ответа.

Возникает вопрос почему?

Думается, что это связано, прежде всего, с недооценкой социальной и экономической роли сахарной отрасли Казахстана, для обеспечения экономического роста. 

В связи с демпингом на рынке сахара, со стороны российских производителей, необходимо рассмотреть возможность поддержки местных производителей сахара, путём принятия следующих мер:

  • введение заградительных таможенных пошлин в размере не менее 5% на сахар белый, ввозимый из стран ЕАЭС, сроком до 5 лет (до 2024 г); 
  • введение квот, на объем не более 50 000 тонн на импорт сахара из Российской Федерации и установление минимальной цены продаж на внутреннем рынке; 
  • субсидирование закупок сахара местного производства; 
  • запрет закупа сахара для государственных нужд не у местных производителей. 
  • предоставление площадей сахарным заводам под выращивание сахарной свеклы, по примеру развитых агропромышленных стран. 

Полагаем, что реализация перечисленных мер, позволит существенно повысить уровень конкурентоспособности казахстанских производителей сахара и обеспечит равные условия конкуренции с белорусскими и российскими сахарными заводами.

Президент ОЮЛ «Казахстанская Ассоциация сахарной, пищевой и перерабатывающей промышленности Айжан Наурзгалиева

Партнерский материал
 

banner_wsj.gif

496 просмотров

Как в разных странах дешевеет автомобильное топливо

Когда цены на нефть падают, а города и целые государства закрываются на карантин

Фото: Shutterstock.com

Падение цен на нефть и снижение спроса на ГСМ из-за пандемиии коронавируса SARS-CoV-2 привели к тому, что бензин и дизельное топливо подешевели во многих странах. Корреспондент «Курсива» пообщался на эту тему с жителями разных город на разных континентах. 

Где ездить на авто стало дешевле 

После обвала цен на нефть из-за разрыв сделки ОПЕК+ первыми снижение цен на автомобильное топливо заметили жители США и Западной Европы. По информации от Дмитрия Коренчука, сейчас - американского дальнобойщика, а в прошлом - видеоинженера телеканала КТК, за минувшие две недели дизельное топливо в Денвере (штат Колорадо) подешевело с $2,78 до $2,60 за галлон. Один американский галлон – это чуть более 3,78 литров. Если перевести в тенге (по курсу НБ РК 448, 01) получается, что цена литра солярки в Колорадо в настоящий момент составляет 308 тенге. Для сравнения – на казахстанских АЗС дизельное топливо стоит 193-194 тенге за литр. Подешевел и бензин – Коренчук рассказал, что наиболее ходовая в США 80-я марка топлива (соответствует казахстанскому АИ-93), в штате Флорида снизилась в цене с $2,30 до $1,99 за галлон, что эквивалентно примерно 236 тенге за литр. Для сравнения – стоимость бензина марки АИ-92 на АЗС Алматы составляет 157 тенге за литр. 

Цены на автомобильное топливо в Нью-Йорке выше, чем в Колорадо и Флориде, даже несмотря на некоторое падение потребительского спроса из-за «коронавирусной» самоизоляции жителей крупнейшего мегаполиса США. Экс-главный редактор «Radiotochka.kz» Бекжан Идрисов, который в Штатах работает водителем в Uber, сообщил, что стоимость бензина и дизеля в Нью-Йорке зависит не только от нефтяных котировок, но и от ценовой политики крупнейших сетей АЗС. Соответственно и меняются цены ежедневно. И если в минувшее воскресенье 80-й бензин стоил от $2,279 до $2,299 за галлон (270-272 тенге за литр), то уже в понедельник за эту же марку бензина просили $2,470 за галлон, что эквивалентно 292 тенге/литр. 

Плавающими можно назвать текущие цены на автомобильное топливо и в Германии. Сегодня в ФРГ никто не может точно сказать, сколько стоит бензин марок Super E5 (эквивалент АИ-95), Super E10 (биобензин АИ-95), Super Plus (АИ-97) или дизельное топливо. Перед тем, как заправить свой автомобиль, жителям Германии предлагается заглянуть на специальный портал и найти все находящиеся рядом АЗС с актуальными на данный момент ценами. Из информации с этого портала следует, что в минувший вторник аналог нашего бензина АИ-95 стоил €1,19 за литр или 595 тенге, а дизель – €1,09 или 540 тенге. Ведущая телеканала Deutsche Welle Маргарита Кальц рассказала “Курсиву”, что еще неделю назад цены на бензин и дизель были другими. «Автомобильное топливо серьезно подешевело. Раньше литр дизеля стоил €1,30. А последний раз, когда я заезжала на заправку – уже €1,10», - сообщила Кальц. 

Восточная Европа 

По информации живущего в Польше Игоря Винявского, в прошлом -  главного редактора казахстанской газеты «Сөз», за минувшие две недели цены на бензин, дизель и автогаз в этой стране снизились почти в два раза. Максимальная стоимость литра бензина Pb95 (аналог АИ-95) - 4,22 польских злотых или 457 тенге, Pb98 (АИ-98) – 4,50 злотых или 487 тенге, а дизеля – 4,41 злотых или 477,5 тенге. 

Снижается стоимость автомобильного топлива и в Молдове. В беседе с «Курсивом» бывший постоянный представитель Республики Молдова в ООН и в Совете Европы Алексей Тулбуре заметил, что с начала марта на наиболее популярные марки бензина в стране Regular (АИ-92) и Super (АИ-92) цены упали в среднем на один молдавский лей (приблизительно 25 тенге). «Поставщики говорят, что у них еще недели на три дорогого топлива, а потом поступит подешевевшее в связи с падением цен на нефть», - рассказал «Курсиву» политик из Молдовы. В доказательство своих слов он привел выписку цен различных АЗС Кишинева - во вторник 31 марта у различных сетей автозаправочных станций в столице Молдовы в стоимость бензина и дизтоплива не отличалась друг от друга. АИ-95 шел по 16,72 молдавских лей (412 тенге) за литр, а дизель 14,67 молдавских лей, что эквивалентно 361 тенге. 

Азиатский пример 

Правительство Гонконга, в отличие от большинства стран мира, не стало вводить карантин из-за SARS-CoV-2. Тем не менее, существенное снижение цен на автомобильное топливо в специальном административном районе Китая во многом связывают в первую очередь именно с распространением уханьского коронавируса и лишь затем - с общемировым падением цен на нефть. В настоящий момент, по информации живущей в Гонконге Ольги Корж, литр бензина марки Gold (аналог АИ-98) продается по цене 17,04 гонконгских долларов, что эквивалентно 984,73 тенге, а дизельное топливо со специальной скидкой - по 11,95 гонконгских долларов или 690,58 тенге. Ожидается, что уже в начале апреля цены на автомобильное топливо упадут еще на 30%. Стоит сделать ремарку - на протяжении многих лет автомобильное топливо в Гонконге считается самым дорогим в мире. 

На далеком континенте

В Австралии живет Ирина Юровская, до середины 90-х годов прошлого столетия - спецкор алматинского телеканала «ТВ-М». По словам обитательницы Сиднея, наибольшим спросом с стране пользуется аналог бензина марки АИ-91. За минувшие 7 дней неэтилированный 91-й упал с 1,29 до 1,21 австралийских долларов за литр. Если перевести в тенге, то получается, что неделю назад за литр 91-го просили около 356 тенге, а в последний день марта – почти 334 тенге. В то же время с начала текущей недели наметился небольшой рост цен на другие марки бензина и дизтопливо. По данным популярного в Австралии специализированного правительственного портала Fuel Check, литр этилированного бензина марки E10 (аналог АИ-94) за 2 минувших дня подорожал на 0,02, а дизель – на 0,01 австралийских долларов.

banner_wsj.gif

drweb_ESS_kursiv.gif