2274 просмотра

На градообразующем заводе Петропавловска возобновлено производство

Осуществляется изготовление и поставка новых вагонов

Фото: Shutterstock.com

На заводе Петропавловска АО «ЗИКСТО» возобновлено производство. Об этом сообщает АО «БРК-Лизинг».

Отметим, что в конце 2018 года ввиду произошедшего значительного увеличения цен на рынке стальной продукции и металлургического сырья, существенно выросла стоимость комплектующих и основных материалов для производства вагон-комплектов, в связи с чем у поставщика (АО «ЗИКСТО») возникли трудности с поставками вагонов, что привело к временному простою предприятия.

«В целях решения сложившейся ситуации, учитывая значимость крупного машиностроительного завода, являющегося единственным производителем вагон-платформ на территории Республики Казахстан и градообразующим предприятием города Петропавловск, данный вопрос рассмотрен на уровне уполномоченных государственных органов и заинтересованных сторон. В результате разработан план мероприятий, по которому принимаются соответствующие меры без дополнительных финансовых затрат со стороны государства. В настоящее время производство на заводе возобновлено, осуществляется изготовление и поставка новых вагонов», - рассказали в АО «БРК-Лизинг».

Напомним, в августе 2016 года в рамках госпрограммы инфраструктурного развития «Нурлы жол» на 2015-2019 годы БРК-Лизинг открыл финансирование проекта по производству 1 108 лизинговых вагон-платформ отечественного производства. Предусмотрено лизинговое финансирование грузовых вагонов отечественного производства за счет средств АО «ЕНПФ» в размере 17,5 млрд тенге через выпуск облигаций БРК.

«Для финансирования инвестиционных проектов, банк привлекает ликвидность, используя различные финансовые инструменты, одним из которых выступает выпуск долговых ценных бумаг (облигаций) на Казахстанской фондовой бирже (KASE). Облигации БРК, указанные выше, были выпущены 1 августа 2016 года на сумму 17,5 млрд тенге со сроком обращения - 10 лет (до 2026 года) и ставкой купона - 14% годовых (даты купонных выплат - 1 февраля и 1 августа). С даты начала обращения бумаг по 1 ноября 2019 года. Банком было выплачено 7,35 млрд тенге купонного вознаграждения по данному выпуску облигаций. Купонные платежи осуществляются в строгом соответствии с условиями выпуска облигаций», - говорится в сообщении.

Кроме того, БРК в августе 2016 года заключил сделку с БРК-Лизинг, предоставив финансовые средства в размере 17,5 млрд тенге. БРК-Лизинг в свою очередь, профинансировал лизинговый проект по приобретению 1108 единиц фитинговых вагон-платформ для ТОО «Вагон Строй Менеджмент». 

Сумма лизингового финансирования составляет 17,5 млрд тенге. Поставщиком вагонов является казахстанский завод-производитель железнодорожной продукции АО «ЗИКСТО». 1 108 вагон-платформ поставлены отечественным производителем АО «ЗИКСТО» в полном объеме. Согласно договорам, заключенным между АО «БРК-Лизинг», ТОО «Вагон Строй Менеджмент» и АО «ЗИКСТО», срок реализации лизинговой сделки составляет 10 лет (до августа 2026 года). 

На сегодняшний день ТОО «Вагон Строй Менеджмент» выполняет все свои обязательства перед АО «БРК-Лизинг» в установленные сроки и в полном объеме. За весь период реализации лизинговой сделки (с августа 2016 года по декабрь 2019 года) ТОО «Вагон Строй Менеджмент» выплачено более 9 млрд тенге в рамках установленной ставки вознаграждения по лизингу, и 2,75 млрд тенге основного долга. 

Согласно Закону о финансовом лизинге до конца срока лизинга собственником вагон-платформ является АО «БРК-Лизинг» до полного исполнения обязательств по договору лизинга.

Кроме того, АО «ЗИКСТО», на текущий момент, также является действующим поставщиком предметов лизинга (вагонов) в рамках вновь заключенных лизинговых сделок.

Акционерное общество «БРК-Лизинг» является дочерней организацией АО «Банк Развития Казахстана» и входит в структуру АО «Национальный управляющий холдинг «Байтерек». Компания создана 6 сентября 2005 года в целях расширения предоставляемых АО «Банк Развития Казахстана» инструментов финансирования инвестиционных проектов.

banner_wsj.gif

202 просмотра

Почему энергетики потребовали повышения тарифов

Участники рынка считают, что это покроет лишь текущие затраты энергоснабжающих станций

Фото: Аскар Ахметуллин

Новые предельные тарифы на электроэнергию в Казахстане утвердило Минэнерго РК – приказ был опубликован 30 июня. По мнению участников рынка, даже после повышения тарифы покроют лишь текущие затраты энергоснабжающих станций в 2020 году. Дальнейший рост стоимости топлива и увеличение гарантированного объема закупа у производителей возобновляемой энергии может привести к новому пересмотру тарифов.

Энергетики массово подали заявки на повышение установленных предельных тарифов в апреле 2020 года – обращение о корректировке тарифа прозвучало со стороны 35 из 44 действующих энергопроизводящих организаций страны. Директор департамента развития электроэнергетики Министерства энергетики Айдос Дарибаев объяснил: хоть в октябре прошлого года было утверждено повышение предельных тарифов энергопроизводящих организаций в среднем на 15%, а тарифы на электрическую энергию в соответствии с действующим законодательством устанавливаются на семь лет, но при этом производители электро­энергии имеют право обращаться за внеочередным повышением в случае фактического увеличения затрат. И именно фактическое увеличение затрат, по словам представителя Минэнерго, стало причиной обращения о корректировке тарифа.

Дорогие источники  

«С начала 2020 года увеличились затраты на приобретение топлива на 9,9%, тарифы на электроэнергию от возобновляемых источников энергии увеличились на 9,3%, при этом объем вырабатываемой энергии от ВИЭ увеличился в два раза. Также увеличились в тарифе доли платежей в бюджет и оплаты услуг системного оператора», – перечислил все форс-мажорные обстоятельства Дарибаев. По его словам, доля затрат на топливо в себестоимости электроэнергии составляет 35% в угольной генерации и 60% – в газовой. При этом еще 11% затрат традиционных энергопроизводителей уходит на закуп у ВИЭ по очень высокому тарифу. По данным участников рынка, киловатт зеленой электроэнергии обходится им сейчас в 43 тенге, а реализовывать его конечному потребителю они вынуждены по цене, не превышающей их предельный тариф.

Для понимания разницы: максимальное значение предельного тарифа до сих пор было у ТОО «МАЭК-Казатомпром» и равнялось 11,64 тенге за киловатт-час. И если ранее традиционная энергетика страны еще справлялась с ролью спонсора альтернативной энергетики, то сейчас в совокупности с другими факторами двукратный рост объемов этих закупок стал одной из причин повышения тарифов. 

«По возобновляемым источникам у нас наблюдается ежегодный рост закупаемого объема, все станции традиционной генерации закладывают в себестоимость данные расходы. В этом году фактически доля от закупа электроэнергии от ВИЭ в себестоимости киловатт-часа достигла одного тенге, выросла с 45–50 тиын до 95 тиын – 1 тенге в структуре себестоимости одного киловатта по энергопроизводящим организациям «Самрук-Энерго»; по рынку, наверное, то же самое произошло, – говорит управляющий директор по финансам – член правления АО «Самрук-Энерго» Айдар Рыс­кулов. – Вторая равнозначная причина – рост цен на топливо и рост стоимости его транспортировки. Основной поставщик энергетического угля – это «Богатырь Комир». В силу того, что он также находится в портфеле «Самрук-Энерго», мы в прошлом году согласовали повышение на 9,9%, в структуре затрат оно дало 2% роста себестоимости киловатта – это, грубо говоря, до 50 тиын», – добавил он.

В результате повышения этих составляющих многие электростанции стали работать в убыток: по словам директора ТОО «Степногорская ТЭЦ» Валерия Донцова, при установленном для его станции предельном тарифе 7,1 тенге за кВт*ч по факту себестоимость вырабатываемой электроэнергии перевалила за 8 тенге. Энергетикам при этом надо индексировать зарплату своему персоналу, поскольку отрасль и так испытывает кад­ровый голод: ее предприятия просто неконкурентоспособны на региональных рынках труда. «У нас на станции средняя зарплата составляет 117 тыс. тенге при средней зарплате в отрасли в 191 тыс. тенге и при зарплате на промышленных предприятиях региона свыше 200 тыс. тенге, – говорит Донцов. – Как можно удержать людей при такой разнице, если мы еще и в убыток себе работаем последние полгода?».

На модернизацию все еще не хватает

Минэнерго согласовало увеличение предельных тарифов энергопроизводящих организаций в среднем на уровне 16%, что в IV квартале 2020 года обернется для конечного потребителя прибавкой в 200 тенге в месяц к текущим счетам. При этом, по словам экспертов, нынешнее повышение тарифов позволит станциям лишь выйти в ноль по расходам в текущем году, а вот решить проблему износа оборудования станций на 60% оно не поможет. С модернизацией генерирующих мощностей в стране вообще сейчас все достаточно сложно, констатирует первый заместитель генерального директора АО «Центрально-Азиатская Электроэнергетическая Корпорация» Дюсенбай Турганов.

«Как известно, тариф на элект­роэнергию с 2019 года поделен на две составляющие с вводом рынка электрической мощности, – напоминает Турганов. – Предполагалось, что для инвестиций будет использоваться тариф на мощность, который изначально должен был составить 700 тыс. тенге/МВт*мес., которого было явно недостаточно для выполнения инвестиционных программ. В итоге данный тариф был утвержден в размере 590 тыс. тенге/МВт*мес., что только усугубило ситуацию. Решение о применении нулевой рентабельности окончательно могло поставить крест на будущем электроэнергетики страны, учитывая, что многие энергокомпании для реконструкции и модернизации оборудования брали большие кредиты, которые нужно выплачивать, при этом средств для инвестиционных программ практически нет», – добавляет он.   

По словам управляющего директора по развитию и продажам – члена правления АО «Самрук-Энерго» Марата Улданова, страна нуждается не только в модернизации действующих, но и в вводе новых мощностей традиционной генерации. 

Потребление электроэнергии в Казахстане ежегодно вырастает на 3–5%, по 3 млрд кВт*ч.  «Сейчас генерирующие мощности покрывают этот рост, но пиковые часы потребления, с 18.00 до 22.00, когда оно вырастает на 30% от нормы, нам уже покрывать тяжело – у нас уже не хватает резервов в Казахстане. И нет денег, чтобы создать эти резервы», – отмечает Улданов. Он напоминает, что в 2024 году на Экибастузской ГРЭС будет запущен новый блок в 500 мВт, в 2027 году там же произойдет запуск еще одного такого блока. Каждый из них по году способен будет производить 2,5 млрд кВт*ч, то есть при нынешних темпах роста потребления Казахстану необходимо вводить по одному такому блоку ежегодно. А его стоимость колеблется от 90 млрд тенге (при имеющейся инфраструктуре) до 300 млрд тенге (при строительстве с нуля). Очевидно, что таких денег нынешний тариф энергетикам не даст, но без нынешнего повышения станции стали бы использовать свои доходы, получаемые на рынке мощности и предназначенные для модернизации на покрытие своих текущих затрат, отмечает независимый эксперт Ануар Кошкарбаев.

«Текущее повышение тарифов не есть решение всех проблем станций, которые имеются сегодня, – это лишь восстановление тех условий работы станций, когда их тарифы на электро­энергию позволяют им полностью покрывать свои затраты на ее производство, – отмечает эксперт. – Но тут надо понимать, что без таких мер мы через три-четыре года можем прийти к той же ситуации, которая была в 2008 году, когда в энергосистеме из-за длительной нехватки средств у станций назревал дефицит мощности. Что было после 2008 года, мы все помним: была оперативно принята программа «предельных тарифов», которые начали резко расти, – иного выхода уже не было. Так что рост тарифов будет и дальше, сомнений нет, ведь расширение мощностей требует еще больше инвестиций, просто сейчас еще есть возможность прийти к этому росту постепенно», – заключает он.

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg