Перейти к основному содержанию

1613 просмотров

БРК помог бизнесу заработать за рубежом более 500 млрд тенге

Достичь этой выручки позволили механизмы экспортного финансирования

Фото: БРК

Банк Развития Казахстана (БРК, дочерняя организация Холдинга «Байтерек») помог казахстанским предпринимателям заработать на внешних рынках более 500 миллиардов тенге с момента запуска механизмов экспортного финансирования в рамках госпрограммы «Нурлы жол» в 2015 году. 

Напомним, что Банк Развития Казахстана является одним из операторов государственной программы «Нурлы жол», реализуемой с 2015 года, в части поддержки казахстанского несырьевого экспорта. В текущем году эта программа, рассчитанная на 5 лет, завершает свое действие в текущем формате (в марте этого года Министерство индустрии и инфраструктурного развития Казахстана сообщило о продлении данной программы до 2025 года). И поддержка экспортеров со стороны Банка Развития стало одним из самых эффективных ее инструментов. 

«Выручка предприятий от реализации продукции на зарубежных рынках и получивших финансирование от БРК на развитие экспортного направления составила 552,5 млрд тенге, - говорит председатель правления Банка Развития Казахстана Абай Саркулов. - С 2015 года по сегодняшний день Банк в рамках поддержки экспортеров по программе «Нурлы жол» предоставил экспортное финансирование 17 отечественным предприятиям, это такие известные компании, как Кентауский трансформаторный завод, RG Brands Kazakhstan, Маслодел, Молпродукт, Шымкентмай, Кайнар-АКБ, ПК «Сей-Нар», Баян Сулу, Казцинк, Казфосфат, КазАзот», - добавляет он. 

34. Казцинк 2.jpg

Банк поддерживает экспортные инициативы частного сектора в таких системообразующих для казахстанской экономики отраслях, как металлургия, машиностроение, пищевая и химическая промышленность. Предприятия, получившие финансирование экспортных операций от БРК, осуществляют экспорт труб, сортового проката, меди, серебра в слитках, глинозема, трансформаторов, автомобильных аккумуляторов, растительного масла, молочной продукции и кондитерских изделий, а также цианида натрия, желтого фосфора, триполифосфата натрия и аммофоса. И это сотрудничество через институт развития действительно взаимовыгодно для государства и бизнеса.

37. RG Brands Kazakhstan 3.jpg
 
Так, по итогам девяти месяцев 2019 года в рамках предэкспортных операций, поддержанных Банком Развития, осуществлен экспорт готовой продукции на сумму 107,7 млрд тенге при фактическом освоении заемных средств на сумму 77,6 млрд тенге. То есть, поддержав экспортера, государство на выходе получило не только возврат вложенных средств, но и приход в страну денежных средств, объем которых почти в полтора раза превышает размер вложений в экспортную поддержку. По итогам прошлого года, к примеру, при освоении суммы займов на 87,3 млрд тенге финансируемые Банком предприятия экспортировали свою продукцию на сумму 116,7 млрд тенге. 

42. Кентауский трансформаторный завод 2.jpg

Таким образом, БРК становится непосредственным участником развития производственного сектора республики, ориентированного не только на внутренний, но и на внешние рынки. Высокие же рейтинги крупнейшего института развития Казахстана (кредитный рейтинг БРК от Moody’s соответствует суверенному рейтингу Республики Казахстан, кредитные рейтинги от Standard&Poor’s и Fitch Ratings всего на 1 пункт ниже суверенного) позволяет Банку беспрепятственно и на достаточно выгодных условиях привлекать заемные средства для реализации своих программ, в том числе – и по экспортному кредитованию. 

Напомним, что в целях поддержки несырьевого экспорта в рамках программы «Нурлы жол» Банк привлек с 2015 года по настоящее время 95 млрд тенге долгосрочных кредитных ресурсов, включая 65 млрд тенге заимствований из Национального фонда. Для дополнительного финансирования экспортных операций, путем выпуска облигаций Банк привлек от Единого накопительного пенсионного фонда 30 млрд тенге. В итоге, по состоянию на 1 декабря текущего года, с учетом возобновляемых кредитных линий, на экспортное финансирование казахстанских компаний Банком было направлено 420 млрд тенге, из которых с начала года финансирование экспортеров составило 104 млрд тенге.
  
Рейтинги АО «Банк Развития Казахстана» являются одними из самых высоких среди компаний квазисуверенного и банковского секторов Казахстана, а потому едва ли казахстанские экспортеры могли бы найти более эффективного партнера для организации поставок своих товаров в Россию, Узбекистан, Туркменистан, Афганистан, Таджикистан, Кыргызстан, КНР, США, Южную Америку, Азербайджан, Швейцарию, Словакию, Сербию, Беларусь, Эстонию – это далеко неполный географический список казахстанского экспорта, налаженного с помощью Банка.
 
При этом Банком поддерживается экспорт не только товаров, но и работ и услуг. В декабре прошлого года стало известно, что Банк Развития предоставил банковские гарантии в сумме до $37,8 млн сроком до 2 лет и 11 месяцев в отношении услуг казахстанской инжиниринговой компании ТОО «AAEngineering Group» по строительству золотоизвлекательной фабрики на месторождении «Джеруй» в Кыргызстане. Гарантия БРК распространяется на исполнение обязательств «AAEngineering Group» перед заказчиком по строительству фабрики с объектами инфраструктуры и хвостовым хозяйством, а также на возврат авансового платежа, уплаченного заказчиком, в случае неисполнения вышеуказанных обязательств.

ТОО Кайнар АКБ.jpg

Это стало первой сделкой такого рода не только для самого Банка, но и в истории Казахстана: финансовые институты страны до сих пор не гарантировали исполнение обязательств казахстанских подрядчиков по строительству крупных промышленных объектов за рубежом. И опыт сотрудничества с ТОО «AAEngineering Group», которая реализует проекты в горнодобывающей отрасли «под ключ» (от разработки концепции до запуска и эксплуатации горных производств) Банк Развития может масштабировать в дальнейшем – при условии появления у казахстанских экспортеров работ и услуг проработанных проектов за рубежом, разумеется.

При этом Банк Развития постоянно работает над тем, чтобы его программы поддержки отечественного бизнеса были максимально удобными для его клиентов: так, в текущем году Банк сократил сроки рассмотрения предэкспортного финансирования для отечественных экспортеров на 30 рабочих дней, исключив этап «Предварительный анализ». Также БРК намерен расширить линейку инструментов финансовой поддержки отечественного экспорта за счет разработки механизма по предоставлению экспортных кредитов нерезидентам-импортерам в долларах США по конкурентной ставке вознаграждения и механизма по предоставлению экспортных кредитов путем выкупа облигаций на площадках МФЦА и KASE. 

До этого Банк Развития Казахстана в августе прошлого года снизил ставку предэкспортного финансирования до размера не более 8% годовых, а само экспортное и предэкспортное финансирование предполагается под обеспечение экспортными контрактами, при этом минимальная сумма займа должна составлять 1 млрд тенге. Одновременно в рамках кредитования экспортных операций БРК также может профинансировать и импортера казахстанской продукции в разных валютах с привлечением структуры сделки страхового покрытия от организации Kazakh Export. «Порог» кредитования таких операций - 1 млрд тенге, период предоставления займа зависит от условий экспортной операции. Все эти нововведения делают займы в рамках программы максимально удобными и привлекательными для производителя экспортоориентированной продукции, а география и объемы казахстанского экспорта благодаря таким подходам будут наращиваться и в последующей пятилетке госпрограммы «Нурлы жол».

banner_wsj.gif

1655 просмотров

Потребление бензина в Казахстане в апреле снизится на 70% 

Такой прогноз делают участники рынка

Фото: Shutterstock

Обвал цен на нефть на мировом рынке и снижение потребления нефтепродуктов на внутреннем рынке вынуждает казахстанские власти принимать экстренные меры по спасению отрасли. Не исключены банкротства нефтяных компаний. 

С 1 апреля Казахстан ввел трехмесячный запрет на ввоз бензина, дизельного и авиационного топлива из России и разрешил вывоз нефтепродуктов из страны автомобильным транспортом. Мера принята для поддержки отечественных нефтеперерабатывающих предприятий, сообщает Министерство энергетики РК и поясняет, что «вспышка коронавируса, распространившаяся на большей части стран мира, привела к существенному снижению потребления энергоресурсов». 

По итогам марта объем потребления бензина и дизельного топлива на внутреннем рынке, по оценке его участников, снизиться на 30%. 

«Учитывая, что ситуация продолжает усугубляться, в том числе на фоне введения карантинных мер во всех регионах страны, снижение объемов потребления в апреле может составить до 70% к ранее запланированным объемам потребления на рынке РК», - отмечают в Ассоциации KAZENERGY. 

В Минэнерго считают, что запрет на импорт и разрешение на экспорт ГСМ исключит затоваривание внутреннего рынка нефтепродуктами, негативным эффектом которого является снижение мощностей переработки казахстанских НПЗ, и, следовательно, сокращение рабочих мест на заводах. 

По данным Kazenergy, с начала марта снижение оптовых цен на бензин и дизельное топливо на внутреннем рынке составило около 10%. При этом рынок реагирует не только на послабления, введенные правительством, но и на ситуацию, складывающуюся на мировых рынках. 

Снижение цен на нефть отрицательно сказывается на деятельности нефтедобывающих организаций. 

«Учитывая себестоимость добычи казахстанской нефти, а также существующие расходы по транспортировке нефти от месторождения до рынков сбыта нефти в купе с налогами и пошлинами РК, экономическая эффективность от реализации нефти на экспорт практически равна нулю», - подсчитали в Kazenergy. 

Исторически нефтянники субсидировали внутреннюю переработку нефти на отечественных НПЗ. «Только за 2019 год при мировых ценах на нефть 50-75 долларов за баррель нефть на внутреннем рынке реализовывалась на 40-50% дешевле», - отмечают в отраслевой организации. Около 70-75% объемов добываемой нефти недропользователи направляли для переработки на НПЗ, предоставляя скидку в вышеуказанном размере для поддержания низких цен на ГСМ на внутреннем рынке республики. 

В ближайшей перспективе существует высокий риск формирования отрицательной стоимости нефти на казахстанскую нефть. То есть речь идет не только о реализации сырья по цене ниже себестоимости, но и о цене нефти, когда затраты на организацию добычи нефти будут превышать доходы от ее реализации - с такой проблемой уже столкнулись нефтедобывающие предприятия Канады.   

Отметим, что на мировых рынках на этой неделе казахстанская нефть марки CPC Blend продавалась с дисконтом в $10 к эталонному Brent, стоимость которой на тот момент составляла около $24,90 за баррель. 

«В таких условиях нефтянки будут вынуждены полностью остановить добычу нефти. А это приведет к массовым простоям месторождений и сокращению рабочих мест», - считают в Kazenergy.

В нефтяной отрасли задействовано более 150 тыс. казахстанских рабочих. 

2 апреля на заседании правительства министр национальной экономики Руслан Даленов сообщил, что в 2020 году, с учетом низких цен, прогноз по добыче нефти снижен на 4 млн тонн - до 86 млн тонн, экспорт казахстанских товаров и сырья снизится на $16,3 млрд до $35,1 млрд, а ВВП Казахстана снизится на 0,9%. 

Напомним, по данным Минэнерго, в прошлом году в республике было добыто 90,5 млн тонн нефти, из них было экспортировано 72,2 млн. На 2020 год план по добыче был обозначен в размере 90 млн тонн, а экспорт – 71 млн. При этом на казахстанских НПЗ было переработано 17,12 млн тонн нефти, и выпущено около 12,7 млн тонн нефтепродуктов: 4,5 млн тонн бензина, 4,8 млн тонн – дизельного топлива, 625 тыс. тонн – авиакеросина. В общей сложности республика сумела экспортировать 180,7 тыс. тонн бензина. 

Опрошенные Kursiv.kz участники рынка ГСМ сообщили, что обычно активное потребление автомобильного топлива начинается в апреле, но в этом году они ожидают значительного уменьшения спроса из-за введенного в связи коронавирусом чрезвычайного положения и карантина.

«Мы уже в начале марта снизили на 5-6 тенге стоимость ходовой марки Аи92», - отметил представитель одной из крупных сетей АЗС республики. 

Насколько упадет потребление горючего, никто спрогнозировать не может. 

Аналогичная ситуация складывается не только в Казахстане. Из-за пандемии коронавируса спрос на энергоресурсы упал практически во всем мире. В соседнем Китае по итогам первого квартала потребление бензина и дизельного топлива сократилось на 30%, а в России поставки нефтепродуктов на внутренний рынок снизились на 10%. По оценке экспертов, общемировой спрос на автомобильное топливо в годовом исчислении может упасть на 5,5% или 2,6 млн баррелей в сутки. Но самым тяжелым периодом для отрасли может стать апрель – карантин из-за COVID-19 все еще не снят и намечается значительное снижение транспортных перевозок. 

banner_wsj.gif

drweb_ESS_kursiv.gif