Перейти к основному содержанию

1442 просмотра

Транспортировка товарного газа в Кызылординской области станет дешевле почти на 35%

С 1 января 2020 года тариф снизится с нынешних 9083,51 тенге до 5941,35 тенге за 1 тысячу кубометров

Фото: Shutterstock.com

В Кызылординской области на треть подешевеет стоимость транспортировки товарного газа. Причинами тому являются сокращение затрат в местном филиале АО «КазТрансГаз Аймак» и увеличение объема оказываемых услуг за счет подключения новых объектов в период с 2020 по 2025 годы, передает корреспондент kursiv.kz.

В Кызылординской области утвержден новый тариф и тарифная сетка на транспортировку товарного газа - он будет на 34,6% ниже действующего с 1 января 2020 года. Об этом сообщили в департаменте Комитета по регулированию естественных монополий МНЭ РК по Кызылординской области.

«Приказом департамента утверждены тариф и тарифная смета КПФ АО «КТГ Аймак» на долгосрочный период 2020-2025 годы на услуги по транспортировке товарного газа по газораспределительным системам, где тариф на регулируемые услуги составит 5941,35 тенге за 1000 кубометров без НДС, или со снижением действующего размера 9083,51 тенге на 34,6%», - говорится в сообщении.

Как отмечается, основными причинами для снижения проекта тарифа являются сокращение затрат по статьям тарифной сметы, в том числе по заработной плате, налогам, командировочным расходам, услугам сторонних организаций, исключение расходов по содержанию основных средств, не принятых на баланс субъекта. Также учтено увеличение объема оказываемых услуг за счет подключаемых новых объектов в 2020-2025 годах.

Откуда убытки у газовиков?

Напомним, что в конце октября текущего года кызылординские газовики подали заявку на повышение стоимости транспортировки товарного газа с 9083,51 тенге до 22610,22 тенге за 1000 кубометров без НДС на 2020-2025 годы. В итоге конечная стоимость «голубого топлива» для потребителей выросла бы с 18,6 до 32 тенге за 1 кубометр.

В ходе общественных слушаний по этому поводу директор КПФ «КТГ Аймак» Талгат Кызылбаев среди причин для повышения указал сокращение объемов оказываемых услуг, увеличение территории обслуживания, расходов услуг сторонних организаций и др. Также - затраты на частную компанию АО «Кристалл менеджмент», которая занимается производством и продажей электроэнергии. По информации газовиков, эта компания сократила потребление запланированного объема газа, что привело к убыточности тарифа и отрицательно сказалось на окупаемости вложенных в регион инвестиций.

Тогда же президент Кызылординского областного общества по защите прав потребителей Серик Тенизбаев отметил, что газ с месторождения газовики покупают за 60 тиын за кубометр, транспортируют за 1,8 тенге, а реализуют населению за 22 тенге. И все равно в убытке.

Частники опровергают

Kursiv.kz получил комментарий АО «Кристалл менеджмент» по поводу заявления КПФ «КТГ Аймак». Как отметил генеральный директор компании Даулет Сайзинулы, информация кызылординских газовиков является некорректной и создает негативный резонанс относительно их деятельности. 

«Наша компания неукоснительно соблюдает требования законодательства РК и надлежащим образом выполняет все обязательства перед своими контрагентами, в том числе КПФ «КТГ Аймак», - сказал гендиректор.

Он напомнил, что в 2012 году «Кристалл менеджмент» ввела в эксплуатацию газотурбинную электростанцию «ГТЭС-Акшабулак» мощностью 87 мВт, с проектным потреблением газа 185 млн кубометров в год. Даулет Сайзинулы отметил, что проект строительства электростанции получил одобрение на всех уровнях и был включен в ряд государственных программ развития Казахстана.

По информации компании, с момента запуска в 2012 году до мая 2014 года «КМ» напрямую покупала газ у ТОО «СП «КазГерМунай». Затем, в рамках закона РК «О газе и газоснабжении», в мае 2014 года заключила долгосрочный договор с КПФ «КТГ Аймак», по цене, установленной Комитетом РК по регулированию естественных монополий и защите конкуренции (КРЕМиЗК) для розничных потребителей Кызылординской области.

«АО «Кристалл менеджмент» ежегодно выбирает полный заявленный объем газа у КПФ «КТГ Аймак» по ежемесячной 100% предоплате согласно условиям договора. Объем потребления газа с мая 2014 года по сентябрь 2019 года составил 969 млн кубометров», - сообщил гендиректор.

Также он рассказал, что комплекс «ГТЭС-Акшабулак» включает в себя собственный газопровод протяженностью 2,7 км, который соединяет установки подготовки газа ТОО «СП «КазГерМунай» с газовыми турбинами электростанции.

«Других газопроводов АО «Кристалл менеджмент» не имеет и не эксплуатирует и газопроводами третьих лиц не пользуется, соответственно, не может влиять на вопрос ценообразования по транспортировке газа для потребителей региона», - заявил собеседник.

Более того, по его словам, КПФ «КТГ Аймак» с 2012 года предпринимала попытки навязать свои услуги по транспортировке газа для компании путем строительства 150-метровой перемычки от магистрального трубопровода «Акшабулак-Кызылорда» до действующего газопровода «ГТЭС-Акшабулак», нарушая тем самым нормы законов «О естественных монополиях и регулируемых рынках» и «О конкуренции».

В результате проверок со стороны уполномоченных органов были выявлены технологическая и экономическая нецелесообразность навязываемых услуг со стороны КПФ «КТГ Аймак». Летом 2015 года газовики были оштрафованы.

По информации АО «Кристалл менеджмент», согласно решению Совета безопасности Казахстана от 7 ноября 2018 года о снижении стоимости коммунальных услуг для населения, в период с 2019 по 2025 годы для компании был утвержден предельный тариф 8,73 тенге/кВт, равный себестоимости реализуемой электроэнергии из расчета стоимости газа 7 551,91 тенге за 1 тыс. кубометров.

7936 просмотров

Сколько стоит Большая алматинская кольцевая автодорога

И какой она будет в итоге

Фото: Shutterstock.com

Соглашение об условиях финансирования БАКАД подписано. Эта новость быстро пропала из информационного поля, хотя проект БАКАД – знаковый для республики, его презентовали на road-show в Лондоне, под него вносились изменения в закон о концессиях и закон о ГЧП. Подготовка к проекту началась больше десятилетия назад, когда власти стали выкупать у населения землю и имущество на участках, где должна пройти большая кольцевая дорога. 

Официальное заявление о подписании соглашения об общих условиях финансирования по проекту «Строительство Большой Алматинской кольцевой автомобильной дороги (БАКАД)» сделал только Евразийский банк развития (ЕАБР). В пресс-релизе, который был разослан поздним вечером 12 февраля, указано, что финансирование проекта будет осуществлено синдикатом кредиторов в лице Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), Евразийского банка развития, Исламского банка развития (ИБР); сам ЕАБР в рамках проекта предоставит $95 млн.

Вторым о подписании контракта сообщил один из участников консорциума, который строит БАКАД, – корейская SK Engineering & Construction. Корейская компания дала чуть более подробную информацию – правда, только на корейско­язычной версии своего сайта. SK E&C объявила, что подписала в Нур-Султане соглашение по финансированию Алматинской кольцевой дороги с большой группой, состоящей из ЕБРР и многосторонних банков развития. В этой же новости было отмечено, что консорциуму удалось получить $580 млн.

Напомним, что консорциум, который будет строить и управлять БАКАД, образован турецко-корейским партнерством достаточно авторитетных фирм Alsim Alarko Sanayi Tesisleri ve Ticaret A. Ş., Makyol Inşaat Sanayi Turizm ve Ticaret A., Korea Expressway Corporation и SK Engineering & Construction Co. Ltd. Эти компании специально для проекта БАКАД создали ТОО «БАКАД Инвестиции и Операции».

0001_23.jpg

Кто кредитует строительство БАКАД

Странная тишина вокруг сделки оказалась вполне объяснима. На уточняющий вопрос «Курсива» о сумме кредита и доле финансирования со стороны каждого из участников в «БАКАД Инвестиции и Операции» сообщили, что на данный момент сделка по финансированию проекта «Строительство и эксплуатация Большой Алматинской кольцевой автомобильной дороги (БАКАД)» находится на стадии итогового утверждения и точные суммы финансирования от каждого кредитора пока не могут быть озвучены. В компании подтвердили, что кредиторами проекта выступают ЕБРР, ЕАБР и ИБР. Также концессионер сообщил, что общая сумма заемных средств предварительно оценивается на уровне $580 млн, собственное участие турецко-корейского консорциума – $160 млн.

И хотя сделка еще не закрыта, с высокой долей уверенности можно утверждать, что доли кредита на строительство БАКАД со стороны институтов развития распределяются следующим образом: $95 млн – от ЕАБР, $225 млн – от ЕБРР; представители банка неоднократно озвучивали эту сумму, и старший советник по внешним связям ЕБРР Антон Усов в беседе с «Курсивом» в очередной раз эти данные подтвердил: «Кредит долгосрочный, речь идет о периоде 15 лет.

Структура синдиката стандартная – кредит А и кредит В. Кредит А будет предоставляться ЕБРР, его размер – $225 млн». Исламский банк развития еще прошлым летом сообщил, что его совет исполнительных директоров одобрил предоставление кредита на проект БАКАД в размере $100 млн. Итого: $420 млн от трех институтов развития. 

Еще одним потенциальным кредитором проекта долгое время считалась Международная финансовая корпорация (МФК, входит в структуру Всемирного банка), кредитную заявку от «БАКАД Инвестиции и Операции» на $125 млн этот финансовый институт планировал рассмотреть летом 2019 года, но в итоге в число кредиторов проекта МФК не вошла. 

Несложные арифметические вычисления показывают: чтобы размер займа соответствовал заявленному, в кредитный синдикат должен входить кто-то еще. На рынке предполагают, что к участию в синдицированном кредите для БАКАД могут быть привлечены несколько коммерческих банков. 

Зачем нужен БАКАД  и каким он будет

Основная цель проекта БАКАД – создание объездной трассы на пересечении двух международных автомагистралей: дороги Хоргос – Алматы – Бишкек – Тараз – Шымкент – Ташкент и дороги Алматы – Караганда – Нур-Султан – Петропавловск.
 
БАКАД будет проходить вокруг Алматы с запада на восток, вдоль северной границы города, в среднем на расстоянии 20–25 км от центра города. Общая протяженность БАКАД составит 66 км, это будет 4–6-полосная дорога категории I-А. 

Расчетная скорость движения на различных участках кольцевой автодороги оценивается от 120 до 150 км/ч. Здесь планируется построить 8 развязок и 39 мостов (в том числе 18 эстакад). 

Предполагается, что в 2038 году максимальная интенсивность движения на некоторых участках БАКАД достигнет 67 тыс. автомобилей в день. Предварительные тарифы на проезд по БАКАД составляют 200 тенге для легковых авто и 290 тенге – для грузовых. 

Какие ожидания связывают с БАКАД? В первую очередь большая кольцевая дорога позволит вывести транзитные грузопотоки за пределы Алматы и за счет этого способствовать снижению уровня загрязнения воздуха в городе. Антон Усов подчеркнул, что экологическая составляющая сыграла заметную роль в решении ЕБРР финансировать проект: «Когда в конце прошлого года акционеры принимали решение, для нас важным и определяющим было то, что проект, как предполагается, поможет серьезно сократить загрязнение воздуха в районе Алматы». 

Также планируется, что благодаря БАКАД сократится количество дорожных заторов, а значит, и время, которое тратится на поездки в город и по Алматы; снизится количество ДТП, а пропускная способность и конкурентоспособность транзитных маршрутов, проходящих по территории Казахстана, повысится. Еще более глобальные цели проекта – увеличение объемов региональной и международной торговли, поскольку БАКАД входит в состав трансконтинентальной автомагистрали Западная Европа – Западный Китай, и стимулирование применения принципов ГЧП/концессий в Казахстане. БАКАД – первый крупный инфраструктурный ГЧП-проект в стране. 

Сколько стоит БАКАД и когда начнется ее строительство

Платную объездную дорогу в Алматы построит частный инвестор (консорциум) за свой счет, он же до 2038 года будет ее обслуживать. При этом платежи за использование автодороги уходят в бюджет, и уже государство расплачивается с консорциумом по графику, который был утвержден приложением к постановлению правительства РК от 6 февраля 2018 года «О некоторых вопросах принятия государственных концессионных обязательств Правительства Республики Казахстан по концессионному проекту». Это постановление закрепляет государственные концессионные обязательства правительства РК по концессионному проекту «Строительство и эксплуатация автомобильной дороги «Большая Алматинская кольцевая автомобильная дорога (БАКАД)» в размере 512 млрд тенге, а приложение расшифровывает, что из общей базовой платы за доступность 176,7 млрд тенге – это компенсация инвестиционных затрат, 28 млрд тенге – компенсация эксплуатационных затрат и 307,6 млрд тенге – вознаграждение за управление. Стоит оговориться, что в этих платежах не учтены механизм валютной компенсации, который сработает, если курс тенге поднимется выше определенного уровня, и корректировки платы за доступность, предусмотренные условиями договора концессии. Выплаты правительство РК будет производить с 2022 по 2037 год, то есть с предполагаемого начала эксплуатации кольцевой дороги и до окончания концессионного соглашения. После этого БАКАД перейдет в собственность республики. 

Сейчас, сообщили в «БАКАД Инвестиции и Операции», выполняются предварительные условия основного договора концессии, которые касаются, например, вопросов минимизации негативного воздействия БАКАД на местное население после ввода дороги в эксплуатацию. Параллельно производятся замеры состояния воздуха до строительства БАКАД. 

Первоочередные строительные работы на двух участках будущей Большой Алматинской кольцевой автодороги должны начаться в первых числах апреля. Согласно договору концессии строительство БАКАД будет завершено в течение 50 месяцев с момента финансового закрытия, которое также планируется на апрель 2020 года.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

drweb_ESS_kursiv.gif