Перейти к основному содержанию

3784 просмотра

«Открытое небо» привлечет миллионы новых авиапассажиров в Казахстан

Планируется перевезти 20 млн человек самолетами в 2038 году

Фото: Shutterstock

Режим «открытого неба» позволит привлечь массу новых пассажиров, достигнув около 20 млн перевезенных человек в 2038 году, сообщил председатель комитета гражданской авиации министерства индустрии и инфраструктурного развития Талгат Ластаев.

«Эффект открытого неба очевиден и он направлен именно на то, чтобы увеличить конкуренцию, снизить тарифы и в целом развивать туристическую и экономическую привлекательность государства. Что касается непосредственно самих аэропортов, надо отметить, что это первый этап данной работы. То есть на первом этапе введено (открытое небо) 11 аэропортов, включая крупнейшие», – сказал он в интервью пресс-секретарю МИИР Мадияру Серику, размещенном 7 ноября официальным аккаунтом министерства в Youtube.

Общее число перевезенных пассажиров в январе-августе текущего года составило 5,6 млн человек, что на 1,8% больше аналогичного периода прошлого года.

Ластаев напомнил, что пятая степень свободы неба позволит иностранным авиакомпаниям летать через Казахстан в третьи страны с промежуточной посадкой в 11 аэропортов, увеличить конкуренцию и за счет этого снизить тарифы на перелеты.

«Тем самым мы как бы открываем возможности для иностранных компаний в такие аэропорты, как Алматы, Нур-Султан, Шымкент, Караганда, – это крупные города с населением более миллиона человек. Поэтому это очень хороший шаг для того, чтобы повысить нашу привлекательность. После введения данного режима есть оценка ИАТА с учетом того, что мы внедряем режим открытого неба, что пассажиропоток в Казахстане должен вырасти практически до 20 млн в 2038 году», – сказал он.

По его словам, после оценки первого этапа проекта режим открытого неба планируется распространить и на другие казахстанские аэропорты.

Ластаев также отметил, что по вопросам снижения стоимости авиабилетов КГА намерен добиться прямого доступа авиакомпаний к покупке топлива у производителей. Аналогичная работа будет проводиться с аэропортами, которые стимулируют на предоставление скидок на обслуживание при открытии новых рейсов.

Казахстан с 1 ноября ввел режим «открытого неба» для иностранных авиаперевозчиков в одиннадцати аэропортах страны: Нур-Султан, Алматы, Шымкент, Актау, Караганды, Усть-Каменогорск, Павлодар, Кокшетау, Тараз, Петропавловск и Семей.

Введенный режим предусматривает снятие ограничений по количеству рейсов и предоставляет иностранным авиакомпаниям пятую степень «свободы воздуха» по направлениям, на которых не оперируют казахстанские перевозчики.

Срок действия режима «открытое небо» – три года с возможностью дальнейшего продления.

Глава комитета напомнил, что субсидирование авиаперевозок впервые было введено в Казахстане в 2002 году и после этого 10 маршрутов, воспользовавшись первоначальными субсидиями для раскрутки, стали чисто коммерческими. По его словам, субсидии даются только для выхода на коммерческую окупаемость. В качестве примера Ластаев привел рейс Нур-Султан – Кызылорда или Нур-Султан – Усть-Каменогорск, который стал обычным коммерческим маршрутом.  

«В настоящее время данная программа нацелена на развитие туристического потенциала, то есть из 14 внутренних маршрутов, которые мы на сегодняшний день субсидируем на сумму 2,7 млрд тенге, семь находятся именно в туристических дестинациях. Это озеро Алаколь, Ушарал, Уржар, озеро Балхаш, Щучинско-Боровская курортная зона, Кокшетау соединен с западом, чтобы для данных пассажиров перевозки были доступными, особенно в летний сезон, когда это особенно актуально и востребованно», – сказал он.    

banner_wsj.gif

868 просмотров

Как пандемия коронавируса влияет на рынок газа в мире

И что могут выиграть простые потребители  

Фото: Shutterstock

Газовая отрасль, по сравнению с нефтяной, не так сильно пострадала от пандемии Covid-19. Спрос на газ остается устойчивым, поскольку его в основном используют для производства электроэнергии и в коммунально-бытовых целях. Нефть же, главным образом, является сырьем для выпуска транспортного топлива. Но и рынок газа не избежал снижения цен и уровня потребления газа. Этому способствовали сразу несколько факторов, среди которых аномально теплая зима в Европе, вспышка коронавируса в Азии и рост предложения со стороны производителей сжиженного попутного газа (СПГ). 

Экспорт просел 

Эпидемия коронавируса привела к снижению экономической активности и сокращению промышленного производства в Китае, что, соответственно, уменьшило потребление энергоресурсов. Только в январе потребление природного газа в этой стране сократилось на 31,6 млрд куб. м, что на 1% ниже показателя за январь прошлого года. Крупные китайские компании-импортеры углеводородного сырья объявили о форс-мажоре и попросили своих поставщиков отсрочить доставку ресурсов. Аналогичное послание от своего китайского партнера, компании PetroChina, в начале марта получил национальный оператор газа – КазТрансГаз (КТГ). В результате экспорт казахстанского газа в Китай был снижен на 25%. 

Тем не менее министр энергетики РК Нурлан Ногаев заявил, что «даже при этом сокращении у нас уровень транспортировки почти на том же уровне, который был в прошлом году». За 2019 год республика экспортировала в КНР около 7,5 млрд куб. м природного газа. В этом году планировала увеличить поставки до 10 млрд куб. м, что должно было принести стране $2 млрд валютной выручки. 

В прошлом году в Казахстане было произведено 33,1 млрд куб. м товарного газа, из них свыше 14 млрд было продано на внутреннем рынке, около 19,5 млрд - отправлено на экспорт (доля национального оператора составила чуть больше 8,8 млрд куб. м, что на 10% меньше по сравнению с предыдущим годом). 

В нацкомпании КазМунайГаз, чьим дочерним предприятием является КТГ, снижение экспортных объемов экспорта газа объясняют тем, что в России, Кыргызстане и Узбекистане уменьшили закупки казахстанского газа, сделав выбор в пользу других поставщиков. 

В то же время, благодаря увеличению средней стоимости – с $179 за 1 тыс. куб. м в 2018 году до $200 в 2019-м, общая выручка от продажи газа выросла на 13,6%, превысив 874 млрд тенге. При этом только на транспортировке газа КТГ заработал свыше 209 млрд тенге, рост составил почти 50%. 

В мире 

В глобальном масштабе сейчас обострилась борьба за рынки сбыта и ценообразование между крупными экспортерами природного газа и СПГ. На фоне замедления экономической активности из-за коронавируса в январе–феврале этого года темпы роста импорта сжиженного газа со стороны Китая снизились до 2,3%. Это произошло в том числе из-за увеличения внутреннего производство газа, а также потому что в период низких цен 2019 году китайские компании закупили 13 млн тонн СПГ. 

Индия, еще один крупный потребитель газа, в конце марта приняла меры для предотвращения распространения Covid-19 в стране - в результате местные компании объявили форс-мажор по своим обязательствам на закупку газа. Невостребованный в Азии товар производители сжиженного газа перенаправили в Европу, где уже в прошлом году наблюдался дисбаланс спроса и предложения, и стоимость газа упала более чем на 40%. Рост мирового предложения СПГ в 2019 году составил рекордные 13%, или 40 млн тонн. В 2020 году ожидается увеличение предложения сжиженного газа на 8,5%, или на 30 млн тонн. 

По итогам отопительного сезона 2019-2020 гг. запасы газа в европейских хранилищах достигли рекордно высоких уровней - около 57 млрд куб. м. При этом за первые два месяца этого года более чем на треть выросли объемы импорта СПГ. Предполагается, что к концу лета резервы в хранилищах вырастут до максимального уровня - около 103 млрд куб. м. На рынке может образоваться излишек газа в объеме 45 млрд куб. м, что безусловно будет оказывать давление на цены. 

Тем временем обилие предложения на рынке вынуждает производителей сокращать поставки. В 2019 году Норвегия уменьшила объем экспорта газа на 7,2 млрд куб. м. В январе и феврале этого года поставки были снижены до минимального уровня с 2015 года. 

Сократились поставки газа и из России. Если в 2019 году Газпрому удалось экспортировать около 200 млрд куб. м, то в марте этого года из-за обилия предложения на рынке и мягкой зимы в Европе компания снизила поставки на 18%. Резкое падение цен на мировом рынке газа, в том числе и в Европе, заставило Газпром пересмотреть предварительные прогнозы на 2020 год и снизить стоимость своего товара с $200 до $175 за 1 тыс. куб. м. При этом российская компания защищена долгосрочными контрактами и пока сохраняет долю на европейском рынке на уровне 36%. 

Однако основным поставщиком газа на европейском рынке, похоже, вскоре станут США, опередив Катар и Россию. В январе американские производители увеличили экспорт сжиженного газа в Европу почти на 97%. В феврале поставки выросли до рекордных 144 млн куб. м газа в сутки. 

Рекордный рост предложения на рынке газа в конечном счете приводит к рекордному снижению его стоимости. При этом текущие цены на мировом рынке газа едва покрывают операционные и транспортные расходы как американских газовых компаний, так и Газпрома. Международное рейтинговое агентство Fitch Ratings прогнозирует, что в ближайшие два года цены останутся на текущих низких уровнях. По мнению аналитиков агентства, в 2020 году стоимость газа на крупнейших европейских хабах Title Transfer Facility (TTF) и National Balancing Point снизится с $194,2 до $123,6 за 1 тыс. куб. м, а на американском Henry Hub – с $88,3 до $65,3 за 1 тыс. куб.м.

banner_wsj.gif

drweb_ESS_kursiv.gif