Перейти к основному содержанию

2909 просмотров

«Открытое небо» привлечет миллионы новых авиапассажиров в Казахстан

Планируется перевезти 20 млн человек самолетами в 2038 году

Фото: Shutterstock

Режим «открытого неба» позволит привлечь массу новых пассажиров, достигнув около 20 млн перевезенных человек в 2038 году, сообщил председатель комитета гражданской авиации министерства индустрии и инфраструктурного развития Талгат Ластаев.

«Эффект открытого неба очевиден и он направлен именно на то, чтобы увеличить конкуренцию, снизить тарифы и в целом развивать туристическую и экономическую привлекательность государства. Что касается непосредственно самих аэропортов, надо отметить, что это первый этап данной работы. То есть на первом этапе введено (открытое небо) 11 аэропортов, включая крупнейшие», – сказал он в интервью пресс-секретарю МИИР Мадияру Серику, размещенном 7 ноября официальным аккаунтом министерства в Youtube.

Общее число перевезенных пассажиров в январе-августе текущего года составило 5,6 млн человек, что на 1,8% больше аналогичного периода прошлого года.

Ластаев напомнил, что пятая степень свободы неба позволит иностранным авиакомпаниям летать через Казахстан в третьи страны с промежуточной посадкой в 11 аэропортов, увеличить конкуренцию и за счет этого снизить тарифы на перелеты.

«Тем самым мы как бы открываем возможности для иностранных компаний в такие аэропорты, как Алматы, Нур-Султан, Шымкент, Караганда, – это крупные города с населением более миллиона человек. Поэтому это очень хороший шаг для того, чтобы повысить нашу привлекательность. После введения данного режима есть оценка ИАТА с учетом того, что мы внедряем режим открытого неба, что пассажиропоток в Казахстане должен вырасти практически до 20 млн в 2038 году», – сказал он.

По его словам, после оценки первого этапа проекта режим открытого неба планируется распространить и на другие казахстанские аэропорты.

Ластаев также отметил, что по вопросам снижения стоимости авиабилетов КГА намерен добиться прямого доступа авиакомпаний к покупке топлива у производителей. Аналогичная работа будет проводиться с аэропортами, которые стимулируют на предоставление скидок на обслуживание при открытии новых рейсов.

Казахстан с 1 ноября ввел режим «открытого неба» для иностранных авиаперевозчиков в одиннадцати аэропортах страны: Нур-Султан, Алматы, Шымкент, Актау, Караганды, Усть-Каменогорск, Павлодар, Кокшетау, Тараз, Петропавловск и Семей.

Введенный режим предусматривает снятие ограничений по количеству рейсов и предоставляет иностранным авиакомпаниям пятую степень «свободы воздуха» по направлениям, на которых не оперируют казахстанские перевозчики.

Срок действия режима «открытое небо» – три года с возможностью дальнейшего продления.

Глава комитета напомнил, что субсидирование авиаперевозок впервые было введено в Казахстане в 2002 году и после этого 10 маршрутов, воспользовавшись первоначальными субсидиями для раскрутки, стали чисто коммерческими. По его словам, субсидии даются только для выхода на коммерческую окупаемость. В качестве примера Ластаев привел рейс Нур-Султан – Кызылорда или Нур-Султан – Усть-Каменогорск, который стал обычным коммерческим маршрутом.  

«В настоящее время данная программа нацелена на развитие туристического потенциала, то есть из 14 внутренних маршрутов, которые мы на сегодняшний день субсидируем на сумму 2,7 млрд тенге, семь находятся именно в туристических дестинациях. Это озеро Алаколь, Ушарал, Уржар, озеро Балхаш, Щучинско-Боровская курортная зона, Кокшетау соединен с западом, чтобы для данных пассажиров перевозки были доступными, особенно в летний сезон, когда это особенно актуально и востребованно», – сказал он.    

7376 просмотров

Инвестиции в казахстанские нефтяные месторождения оказались под вопросом

Слишком дорого и рискованно

Фото: Elnur

Одним из значимых событий уходящего года в нефтегазовой отрасли стали отказы концерна Shell и «НортКаспиан­Оперейтинг Компани Н.В.» (НКОК) от разработок нефтяных месторождений Хазар и Каламкас-море, расположенных в казахстанском секторе Каспийского моря. 

Напомним, на эти месторождения были возложены большие надежды. Ожидалось, что реализация проекта не только даст возможность увеличить общие показатели по добыче нефти в республике, но и привлечет крупные инвестиции в отрасль. 

Слишком дорого 

О том, что компании не собираются приступать к осуществ­лению проекта, стало понятно после того, как НКОК и «Каспий Меруерты Оперейтинг Компани Б.В.» (КМОК) отменили проведение общественных слушаний по материалам предварительной оценки воздействия на окружающую среду к технико-­экономическому обоснованию обустройства месторождений Каламкас-море и Хазар. Мероприятие было запланировано на 1 октября 2019 года в Актау.  

КМОК является совместной операционной компанией по выполнению нефтяных операций в рамках соглашения о разделе продукции (СРП) на контрактной территории «Жемчужина», где основная доля в 55% принадлежит концерну Shell. 

В службе по внешним связям Shell Kazakhstan «Курсиву» пояснили, что концерн принял решение не продолжать совместную разработку проекта «Каламкаc-море – Хазар». 

«Это обусловлено сложной экономикой проекта. Shell применяет строгие инвестиционные критерии при принятии решений касательно капитальных проектов. Данный проект был признан недостаточно конкурентным по отношению к другим проектам в глобальном портфеле инвес­тиций концерна», – ответили в компании на вопрос издания. 

Позже пресс-служба Министерства энергетики РК распространила информацию о том, что ведомство получило официальные уведомления от НКОК и Shell о выходе из проектов «Каламкас-море и Хазар», что их решение связано «с низкой рентабельностью этих проектов на фоне высоких капитальных затрат». 

«В декабре 2018 года между республикой и участниками Северо-Каспийского проекта было подписано соглашение в отношении месторождения Каламкас-море, в котором между сторонами была достигнута договоренность о том, что в случае непредставления на утверждение плана освоения до конца октября 2019 года месторождение Каламкас-море будет добровольно возвращено респуб­лике», – пояснили в ведомстве. 

Месторождения вернут 

В Минэнерго сообщили, что в скором времени должна быть начата процедура по возврату прав недропользования по месторождению Каламкас-море в собственность государства. 

«По завершении этого процесса республикой может быть рассмотрен вопрос о привлечении других инвесторов в проект. Новые контракты будут основаны на текущем налоговом законодательстве, а не на условиях соглашения о разделе продукции», – говорилось в сообщении. 

Аналогичная процедура намечается и по месторождению Хазар, если все участники проекта решат отказаться от разработки данного участка. При этом инвестиции, вложенные в реализацию проекта, являются невозмещаемыми. 

«Компания Shell на данный момент инвестировала в реализацию проекта «Хазар» порядка $900 млн в виде геологоразведочных и сейсмических работ, бурения оценочных скважин. И все это будет передано респуб­лике на безвозмездной основе», – отметили в Министерстве энергетики РК. 

Напомним, нефтегазовое месторождение Хазар входит в контрактную территорию «Жемчужина». Помимо Shell (55%) долю в проекте имеют АО «НК «КазМунайГаз» (25%) и «Оман Ойл» (20%). 

Месторождение Каламкас-море должно было разрабатываться в рамках Северо-Каспийского проекта консорциумом нефтегазовых компаний. Доли в проекте распределены следующим образом: КМГ – 16,88%, Eni (Италия) – 16,81%, ExxonMobil (США) – 16,81%, Shell (Великобритания) – 16,81%, Total (Франция) – 16,81%, CNPC (Китай) – 8,33%, и Inpex (Япония) – 7,56%. 

По некоторым данным, извлекаемые запасы этих двух месторождений превышают 80 млн т нефти, а стоимость их сов­местного освоения должна была составить более $4 млрд. 

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Биржевой навигатор от Freedom Finance