Перейти к основному содержанию

368 просмотров

Қоқыс полигондарында 500 мың тоннаға жуық пластик жатыр

2018 жылы кәдеге жаратылған қайталама шикізаттың үлесі 5 пайыздан аспаған

Фото: Shutterstock

Нұр-Сұлтандағы қалдықтарды бөлек жинау жүйесін жетілдіру тақырыбына арналған дөңгелек үстел барысында "Тұрақты дамуға жәрдемдесу" орталығының жобалар жөніндегі менеджері Юлия Душкина пластикті қайта өңдеудің түйткілдері  туралы айтып берді. 

«Бұл саладағы басты мәселелерді атап өткім келеді. Біріншіден, пластик қалдықтары мәселесін реттейтін заң солқақ. Пластик қалдықтарды дұрыс пайдаланбауға қатысты  нақты норма, талаптар мен жаза жоқ. Екіншіден, қалдықтарды сұрыптау мен тасымалдау жүйесі қалыптаспаған.

Қазақстан территориясының үлкендігі де жағдайды ушықтырып тұр. Үшіншіден, қалдық жинаушылар мен қайта өңдеушілер арасында тығыз байланыс орнамаған. Төртіншіден, жергілікті жерлердегі өкілетті органдар, әкімдіктер мен бизнес арасында пластик қалдықтарды сұрыптау және қайта өңдеу мәселелері бойынша өзара  бірлесіп іс атқару  деңгейі төмен. Бесінші – осы мәселеге халықтың бей-жай қарап, қызығушылық танытпауы», – дейді спикер. 

Маман келтірген деректерге сүйенсек, 2018 жылы қоқыс полигодарында жатқан пластик қалдықтың көлемі 481,6 мың тонна болса, оның бар-жоғы 8994 тоннасы, яғни 3 пайызы қайта өңделген. 

«Қазақстанда пластик қалдықтарды өңдеу жүйесін жетілдіруге талпыныс бар. Осы бағытта бірқатар шаруалар қолға алынып жатыр. Қоқыс полигондарына пластик қалдықтарды көмуге заңмен тыйым салынған. ҚР Экология, геология және табиғи ресурстар министрлігі қазір тегін таратылатын пластикалық пакеттерді  кезең-кезеңімен ақылы ету жұмыстарын қолға алған. Ақырындап инфрақұрылымда дамып келеді», – деді жоба менеджері. 

Алайда спикердің пайымдауынша, пластик қалдықтарды кәдеге жарату бағытындағы түйкілдерді  ескерсек, атқарылып жатқан шаруалар әлі де аздық етеді.

banner_wsj.gif

1169 просмотров

Как сохранить нефтесервис

Рассказывает генеральный директор Союза нефтесервисных компаний Казахстана 

Фото: Shutterstock

Низкие цены на нефть способствуют тому, что в нефтегазовой отрасли сохраняются риски высвобождения рабочих мест. Сегодня в нефтесервисе страны представлено более 2 тыс. компаний, в которых занято около 200 тыс. работников. Общие ежегодные налоговые выплаты отрасли в последние годы превышают 500 млрд тенге.

Мы не ожидаем улучшения ситуации на мировом рынке нефти в ближайшие месяцы. Может быть даже в течение одного-двух лет. Сейчас из-за срыва соглашения в ОПЕК+ на рынке будет очень много нефти, и этот фактор станет давить на цены.

Если говорить объективно, сокращения могут коснуться не нефтегазовых предприятий и их прямых подрядчиков, а нефтесервисных компаний страны. В частности, это будет связано с завершением работ на проектах и сокращением бюджетов в нефтегазовых компаниях. К примеру, этим летом на проекте будущего расширения ТШО будут высвобождены около 5 тыс. человек.

Для максимального сохранения рабочих мест и снижения социальной напряженности в регионах нужно предпринять ряд важных мер. В частности, нельзя допустить пересмотра стоимости действующих и новых подрядных договоров по нефтесервисным услугам. К примеру, в 2015 году, когда упали цены на нефть, операторы провели оптимизацию, снизив стоимость контрактов в среднем на 20% в тенге, при этом получая за нефть в долларах. Подобный сценарий может обанкротить сервисные компании.

Также надо предусмотреть индексацию действующих подрядных контрактов с учетом роста инфляции и корректировки курса национальной валюты. Потому что подрядчики закупают зарубежное оборудование, комплектующие и расплачиваются в иностранной валюте. Необходимо проконтролировать вопрос оплаты от нефтегазовых компаний за предоставленные услуги и товары нефтесервисным компаниям. Немало нефтесервисных компаний обанкротилось в 2015–2016 годах из-за невыполнения недропользователями своих обязательств. Еще одно предложение – позволить обновление рабочих разрешений иностранным гражданам из первой категории стран по коронавирусу, если эти граждане находятся в Казахстане и не выезжали в свои страны.

В настоящее время такие рабочие не могут остаться, так как акиматы не принимают документы на обновление разрешений. Нужно провести анализ финансового состояния основных нефтедобывающих компаний. Полагаем, что господдержка недропользователей, такая как налоговые преференции по НДПИ, расширение контрактной территории, увеличение срока действия контрактов, должна оказываться в обмен на обещания по сохранению инвестиционных обязательств и планов по строительству скважин. Это позволит поддержать уровень добычи и сохранить объемы работ для нефтесервисных компаний.

Необходимо ускорить реализацию новых инвестиционных проектов, в частности, проекта расширения Карачаганака, где объем инвестиций составляет около $4 млрд. Кроме того, нужно оказать содействие казахстанским нефтесервисным компаниям в экспорте услуг. В частности, в Россию, где в настоящее время на различных проектах уже задействованы более 2 тыс. казахстанских специалистов. Эти меры помогут снизить негативные последствия для отрасли в частности и экономики республики в целом от резкого падения цен на углеводороды и вспышки коронавируса.

banner_wsj.gif

drweb_ESS_kursiv.gif