В Кызылординской области хотят поднять стоимость газа до 32 тенге

По сравнению с действующим тариф может повыситься почти в два раза

Фото автора

В Кызылординской области газовики намерены повысить тариф на транспортировку «голубого топлива», вследствие чего конечная стоимость газа для потребителей с нынешних 18,6 тенге за кубометр вырастет до 32 тенге. Таким образом они хотят возместить свои убытки и затраты частной энергетической компании АО «Кристалл менеджмент», передает корреспондент Kursiv.kz.

Кызылординский филиал АО «КазТрансГаз Аймак» подал заявку на повышение тарифа на транспортировку «голубого топлива» с 9 083,51 тенге до 22 610,22 тенге за 1000 кубометров товарного газа без НДС. 

Проект повышения тарифа на 2020-2025 годы был представлен на общественных слушаниях, на которых население и местные власти высказались против. В случае роста тарифа на транспортировку конечная стоимость газа для потребителей с нынешних 18,6 тенге за кубометр вырастет до 32 тенге.

Как объяснил директор Кызылординского областного филиала АО «КазТрансГаз Аймак» Талгат Кызылбаев, основные причины для повышения тарифа – это новые инвестиционные обязательства, сокращение объемов оказываемых услуг, увеличение территории обслуживания, расходов по нормативным потерям, услуг сторонних организаций, налоговых платежей. 

Кроме того, тяжелым бременем на филиал легли затраты частной компании АО «Кристалл менеджмент» (КМ), занимающейся эксплуатацией магистральных газопроводов, газотурбинной электростанции, производством и продажей электроэнергии.

Так, по словам спикера, в 2018 году «Кристалл менеджмент» сократил потребление запланированного объема газа, отказавшись от транспортировки «голубого топлива» через магистральный трубопровод с месторождения «Акшабулак». Это привело к убыточности тарифа и отрицательно сказалось на окупаемости вложенных инвестиций «КТГ Аймак» в регион. 

Всего с 2015 по 2019 годы частник не выкупил запланированный объем газа на сумму в 1,1 млрд тенге. Затем отказался финансировать строительство трубопровода до принадлежащей компании газотурбинной электростанции.

Кто платит за чужие удовольствия?

Президент Кызылординского областного общества по защите прав потребителей Серик Тенизбаев в своем выступлении отметил, что в этом году заканчивается срок действия предельного тарифа, и если его не поднимут, то цена на газ упадет.

«Весь анализ убыточности построен на компании «Кристалл менеджмент». Вы запланировали ожидаемый объем, который она должна была выкупить. И когда «КМ» не выкупила, вы заложили это себе в убыток. Зато местный газ по дешевой цене продаете этой компании. У нее есть свои месторождения, попутный газ с которых она сжигает в факелах. Зачем вы смешиваете местный газ с газом из сети «Бейнеу-Бозой», который в несколько раз дороже, и поставляете населению области?» – спросил правозащитник.

На этот вопрос сначала ответила руководитель департамента по регулированию естественных монополий и защите конкуренции и прав предпринимателей (ДРЕМ) по Кызылординской области Гульмира Утегенова

Она рассказала, что конечная цена газа для потребителей состоит из трех частей.

«Первая цена – это оптовая цена газа, которая устанавливается министерством энергетики. Вторая – это тариф на транспортировку, которая утверждается Комитетом по регулированию естественных монополий. И есть сбытовая наценка. Если мы транспортный тариф не повысим, то останется прежняя цена», – отметила глава управления.

Она добавила, что если «КТГ Аймак» к 2028 году «отобьет» инвестиции, вложенные в регион, то вероятно, стоит ждать снижения стоимости газа.

В свою очередь, Талгат Кызылбаев сказал, что тарифы зависят от объемов потребления газа.

Между тем, Серик Тенизбаев вновь поставил неудобные вопросы: «Мы построили газопровод для «Кристалл менеджмент» – почему за это должно платить население региона?! Также эта компания получает газ за 7 тенге, когда население платит 22 тенге за 1 кубометр. Теперь «КМ» не добирает объем, и снова платит население. Что это за компания такая, которую опекают «КТГ Аймак», ДРЕМ, акимат области?! Давайте тариф до 50 тенге, а то и до 100 тенге поднимем, чтобы «КМ» хорошо жил и дальше. При этом у них есть свои месторождения газа, который они просто сжигают в факелах. Почему они не утилизируют его, у них хватает мощностей. Почему за тепличные условия для этой компании должно платить население Кызылординской области?!»

Все убытки «КТГ Аймак» в регионе основаны именно на затратах в пользу этой компании, резюмировал выступающий. 

Глава ДРЕМ пояснила, что когда в 2015 году утверждался новый тариф на газ, планировалось, что «КМ» будет транспортировать свой объем «голубого топлива» по трубопроводу. Но затем получилось так, что компания не подписала договор. В итоге она не выкупила запланированный объем, а газовики не получили доход, на который рассчитывали.

Наркобароны столько маржи не имеют

Подхватив тему убытков «КТГ Аймак», Серик Тенизбаев отметил, что газ с месторождения покупают за 60 тиын, транспортируют за 1,8 тенге, продают за 22 тенге, и, тем не менее, почему-то есть убытки. 

«Что за фокусы?! Такую прибыль даже наркобароны не имеют», – возмутился президент общества по защите прав потребителей.

Присутствующий на слушаниях руководитель областного управления энергетики и ЖКХ Медет Усаин сообщил, что областной акимат тоже против повышения тарифа на газ.

Окончательное решение по тарифу будет принято 22 ноября 2019 года.

АО «Кристалл менеджмент» занимается производством электроэнергии с 2008 года. В 2008-2012 годы компания построила Акшабулакскую газотурбинную электростанцию мощностью 87,03 МВт. Проект общей стоимостью 19,6 млрд тенге был включен в программу индустриально-инновационного развития и государственную программу развития электроэнергетики Казахстана. Как было заявлено, он направлен на снижение дефицита электроэнергии в регионе и уровня загрязнения окружающей среды посредством утилизации попутного газа. 

Согласно информации БРК, при финансовой поддержке которого был реализован проект, часть выработанной электроэнергии – 25 МВт – используется на собственные нужды нефтегазового месторождения, оставшаяся часть – 62,03 МВт – направляется по высоковольтной линии электропередач в энергосистему региона. В 2014 году компания получила право на разведку углеводородного сырья. В регионе ей принадлежит несколько нефтяных скважин.

Поставщиком сухого газа для «КТГ Аймак» является ТОО «СП «КазГермунай», поставляющее его в рамках договора по цене 601,5 тенге за 1000 кубометров. ТОО «СП «КазГермунай» – одна из крупнейших компаний в нефтедобывающем секторе Казахстана, которая осуществляет свою деятельность по разведке, разработке, добыче и сбыту углеводородного сырья на месторождениях Акшабулак, Нуралы и Аксай Южно-Тургайской впадины Кызылординской области. 

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

Вырастут ли цены на бензин в Казахстане

Падение спроса на топливо из-за пандемии коронавируса уже привело к сокращению продаж на казахстанских АЗС на 40%

Фото: Офелия Жакаева

Пандемия коронавируса привела к резкому снижению потребления топлива и спроса на нефтепродукты во всем мире, и Казахстан не стал исключением. В апреле нефтеперерабатывающие заводы страны были переведены на минимальный технологический режим, сообщили в Министерстве энергетики РК.

За первые пять месяцев 2020 года потребление бензина по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом уменьшилось на 15%, до 1,4 млн тонн, а дизельного топлива – на 5%, до почти 1,9 млн тонн. 
В отраслевом ведомстве считают, что автомобильного бензина отечественного производства вполне достаточно для покрытия потребностей всего казахстанского рынка. 

«В настоящее время все три НПЗ работают в штатном режиме, с ежесуточным производством светлых нефтепродуктов с последующей отгрузкой на внутренний рынок. Фактов возникновения дефицита ГСМ не наблюдается», – отметили в ведомстве.

Излишки ГСМ идут на экспорт в страны, не входящие в ЕАЭС, – с января по май из Казахстана было вывезено 206,7 тыс. тонн бензина. 

Продажи просели

Кризис на рынке транспортного топлива задел в первую очередь розничных продавцов нефтепродуктов. Представитель компании-владельца более чем ста автозаправочных станций рассказал «Курсиву», что в этой сети в первом полугодии продажи топлива упали примерно на 40%. Несмотря на уменьшение спроса, оптовые отпускные цены растут почти каждый месяц.

«Если раньше бензин на атырауском заводе (Атырауский НПЗ – «Курсив») стоил 150 тысяч тенге за тонну, то сейчас тонна стоит 160 тысяч тенге. То есть на 10 тысяч тенге выросла цена», – пожаловался бизнесмен.

Такой расклад его удивляет:

«Во время пандемии, когда цена на нефть упала, российский бензин стоил 66 тенге за литр (оптовая цена). Но мы его не могли привезти, потому что запрет был на ввоз. А наш стоил тогда 130 тенге за литр».

По словам представителя сети, розничные цены на автозаправках поднимать не разрешают.

«Курсив» направил запросы в Министерство энергетики и национальную компанию «КазМунайГаз», которая контролирует все три крупные казахстанские НПЗ и является одним из крупных ресурсодержателей, чтобы выяснить, когда и по какой причине были подняты оптовые цены на бензин. На момент подготовки статьи ответы еще не были получены.

Председатель ассоциации «Жанар-Жагармай» (объединение владельцев АЗС) Кайыпбек Камбаров говорит, что сейчас, к примеру, в Туркестанской области мелким розничным продавцам ГСМ стало труднее развиваться. В основном из-за того, что большую часть (около 60%) продукции они закупают через посредников и по повышенной цене. В результате маржа получается очень маленькой. По его словам, из-за пандемии передвижение на транспорте снизилось на 30–40%, соответственно, упали доходы и розничных реализаторов горючего. В регионе на данный момент более 560 действующих АЗС.

В целом по Казахстану, по данным Комитета статистики МНЭ РК, на начало 2020 года работали более 3,9 тыс. автозаправочных станций, свыше 2 тыс. газовых АЗС и 15 автомобильных газонаполнительных компрессорных станций. В 2019 году на них в розницу было продано нефтепродуктов на сумму свыше 1,1 трлн тенге. В том числе бензина – на 706 млрд тенге, дизтоплива – на 357 млрд тенге, пропана-бутана –
на 77 млрд тенге. По талонам нефтепродуктов за прошлый год было реализовано на 334 млрд тенге.

Больше, чем вчера

Несмотря на общее падение спроса на топливо, по данным Комитета по статистике, за первое полугодие выпуск бензина по сравнению с аналогичным периодом прошлого года вырос на 7,1%, до свыше 2,1 млн тонн, сжиженного пропана и бутана – на 5,7%, до 1,3 млн тонн. Но более чем на 30% упало производство керосина.

Чтобы защитить отечественных производителей топлива, правительство недавно продлило до 1 сентября введенный ранее запрет на импорт бензина и дизтоплива из России, где последние два месяца, наоборот, наблюдается рост потребления и, соответственно, цен на нефтепродукты. По данным ценового агентства Argus, российские НПЗ, выполняя рекомендацию Минэнерго РФ, существенно нарастили производство автомобильного бензина в июне. Если 1 июня в сутки выпускалось 80,2 тыс. тонн бензина, то уже к 14 июня этот показатель повысился до 99,6 тыс. тонн, а 28 июня достиг 107,9 тыс. тонн. Хотя общий показатель по-прежнему немного меньше, чем было в аналогичный период прошлого года. Министерство энергетики и

Федеральная антимонопольная служба России предложили своему правительству рассмотреть возможность отмены запрета на импорт бензина и других нефтепродуктов, который был введен на срок до 1 октября этого года. Связано это «с восстановлением спроса на моторное топливо на уровень, близкий к уровню, который был до введения ограничительных мер в связи с коронавирусной инфекцией».

Некоторые казахстанские эксперты считают, что рост спроса на топливо и отмена запрета на импорт в России могут привести к росту цен на бензин в Казахстане. Они полагают, что казахстанские ресурсодержатели начнут экспортировать горючее в более выгодный с экономической точки зрения рынок. Однако, как выяснилось, республика не обладает большими возможностями, чтобы удовлетворить потребности соседней страны. В первую очередь это связано с качеством казахстанского бензина.

На вопрос, может ли Россия снять запрет на импорт бензина и начать вывоз топлива из Казахстана, редактор изданий «Argus Рынок Каспия» и «Argus Транспорт Каспия» Рауф Гусейнов ответил, что «да», это возможно.

«Такое раньше происходило, когда казахстанский бензин поставлялся именно на внутренний рынок России. В основном поставлялся бензин пятого класса (К5), с завода «Конденсат» из Западно-Казахстанской области», – сообщил он.

Однако в России возможна реализация топлива не ниже пятого класса.

«Поэтому количество предложений из Казахстана может быть ограниченным. Для казахстанских поставщиков топлива приоритетным направлением являются все же не Россия, а страны Центральной Азии, где они могут конкурировать с российскими производителями», – считает эксперт.

Другое дело, что экспорт неф­тепродуктов из Казахстана регулируется Министерством энергетики, ежемесячными графиками. По мнению Рауфа Гусейнова, казахстанское правительство в первую очередь заинтересовано в протекции внутреннего рынка, в полном обеспечении казахстанского потребителя, особенно дизельным топливом в преддверии уборочной кампании, которая, по сути, в августе уже начинается.

«На основании практики мы знаем, что все большие запасы, которые накапливаются в Казахстане зимой и летом, быстро расходуются в период посевной и уборочной кампаний (весна-осень). Потому что потребление в это время вырастает очень серьезными темпами», – поясняет эксперт.

По его словам, сейчас республика не экспортирует дизтопливо. В преддверии сезона экспорта дизеля не будет вовсе либо он будет очень ограниченным. Правительство не будет рисковать и открывать экспорт на фоне роста внутреннего потребления.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

qazexpocongresskz.jpg