Перейти к основному содержанию

723 просмотра

Условия для экспорта бензина по Иртышу в Китай планируют создать до 2025 года

Также ожидается нарастить импорт леса из РФ по реке до 300 тыс. тонн

Фото: Depositphotos

В 2020-2025 годы в рамках государственной программы «Нурлы жол» планируется довести перевозки нефтепродуктов по Иртышу в Китай до двух миллионов тонн.

«Объем перевозок за 2019 год по реке Иртыш составит около 1,43 млн тонн, в том числе около 360 тыс. тонн – экспорт в российском направлении щебня и строительных материалов. До 2025 года рост перевозок ожидается за счет увеличения экспорта в Россию щебня до 600 тыс. тонн и импорта из РФ – леса и лесоматериалов – в объеме до 300 тыс. тонн. Также планируется развитие перевозок нефтепродуктов в Китай в объеме до 2 млн тонн из Павлодарского НХЗ и Тюменского НПЗ», – сообщается в материалах к выступлению министра индустрии и инфраструктурного развития Бейбута Атамкулова на заседании правительства 22 октября, где он представил промежуточные итоги реализации государственной программы инфраструктурного развития «Нұрлы жол» на 2015-2019 годы и проект на 2020-2025 годы.

В рамках новой программы «Нұрлы жол» до 2025 года на дальнейшее развитие отрасли планируется инвестировать около 130 млрд тенге.

В частности, планируется приобретение четырех контейнеровозов и двух паромов, что позволит увеличить долю в морской перевозке грузов на Каспии с 11% до 38% и полностью обеспечить перевозку контейнеров в рамках Транскаспийского маршрута.

В целях снижения аварийности в течение последующих пяти лет планируется провести капитальный ремонт судоходных шлюзов, что обеспечит сквозное судоходство по всему казахстанскому участку Иртышского бассейна и создаст условия для увеличения грузоперевозок до трех миллионов тонн.

В МИИР отмечают, что, учитывая высокий износ технического флота, участвующего в обслуживании нефтяных месторождений, и содержание водных путей в безопасном для судоходства состоянии, необходимо принятие мер по их обновлению. В результате принятых мер ожидается снижение износа с 72% до 44%.

Объем грузоперевозок по внутренним водным путям с начала реализации программы «Нұрлы жол» (2015-2019 годы) вырос на 86%, или с 750 тыс. тонн до 1,4 млн тонн.

В частности, в результате строительства защитного сооружения Шульбинского шлюза и обновления государственного технического флота возобновлено сквозное судоходство по реке Иртыш и улучшено качество судоходных водных путей.

7509 просмотров

Инвестиции в казахстанские нефтяные месторождения оказались под вопросом

Слишком дорого и рискованно

Фото: Elnur

Одним из значимых событий уходящего года в нефтегазовой отрасли стали отказы концерна Shell и «НортКаспиан­Оперейтинг Компани Н.В.» (НКОК) от разработок нефтяных месторождений Хазар и Каламкас-море, расположенных в казахстанском секторе Каспийского моря. 

Напомним, на эти месторождения были возложены большие надежды. Ожидалось, что реализация проекта не только даст возможность увеличить общие показатели по добыче нефти в республике, но и привлечет крупные инвестиции в отрасль. 

Слишком дорого 

О том, что компании не собираются приступать к осуществ­лению проекта, стало понятно после того, как НКОК и «Каспий Меруерты Оперейтинг Компани Б.В.» (КМОК) отменили проведение общественных слушаний по материалам предварительной оценки воздействия на окружающую среду к технико-­экономическому обоснованию обустройства месторождений Каламкас-море и Хазар. Мероприятие было запланировано на 1 октября 2019 года в Актау.  

КМОК является совместной операционной компанией по выполнению нефтяных операций в рамках соглашения о разделе продукции (СРП) на контрактной территории «Жемчужина», где основная доля в 55% принадлежит концерну Shell. 

В службе по внешним связям Shell Kazakhstan «Курсиву» пояснили, что концерн принял решение не продолжать совместную разработку проекта «Каламкаc-море – Хазар». 

«Это обусловлено сложной экономикой проекта. Shell применяет строгие инвестиционные критерии при принятии решений касательно капитальных проектов. Данный проект был признан недостаточно конкурентным по отношению к другим проектам в глобальном портфеле инвес­тиций концерна», – ответили в компании на вопрос издания. 

Позже пресс-служба Министерства энергетики РК распространила информацию о том, что ведомство получило официальные уведомления от НКОК и Shell о выходе из проектов «Каламкас-море и Хазар», что их решение связано «с низкой рентабельностью этих проектов на фоне высоких капитальных затрат». 

«В декабре 2018 года между республикой и участниками Северо-Каспийского проекта было подписано соглашение в отношении месторождения Каламкас-море, в котором между сторонами была достигнута договоренность о том, что в случае непредставления на утверждение плана освоения до конца октября 2019 года месторождение Каламкас-море будет добровольно возвращено респуб­лике», – пояснили в ведомстве. 

Месторождения вернут 

В Минэнерго сообщили, что в скором времени должна быть начата процедура по возврату прав недропользования по месторождению Каламкас-море в собственность государства. 

«По завершении этого процесса республикой может быть рассмотрен вопрос о привлечении других инвесторов в проект. Новые контракты будут основаны на текущем налоговом законодательстве, а не на условиях соглашения о разделе продукции», – говорилось в сообщении. 

Аналогичная процедура намечается и по месторождению Хазар, если все участники проекта решат отказаться от разработки данного участка. При этом инвестиции, вложенные в реализацию проекта, являются невозмещаемыми. 

«Компания Shell на данный момент инвестировала в реализацию проекта «Хазар» порядка $900 млн в виде геологоразведочных и сейсмических работ, бурения оценочных скважин. И все это будет передано респуб­лике на безвозмездной основе», – отметили в Министерстве энергетики РК. 

Напомним, нефтегазовое месторождение Хазар входит в контрактную территорию «Жемчужина». Помимо Shell (55%) долю в проекте имеют АО «НК «КазМунайГаз» (25%) и «Оман Ойл» (20%). 

Месторождение Каламкас-море должно было разрабатываться в рамках Северо-Каспийского проекта консорциумом нефтегазовых компаний. Доли в проекте распределены следующим образом: КМГ – 16,88%, Eni (Италия) – 16,81%, ExxonMobil (США) – 16,81%, Shell (Великобритания) – 16,81%, Total (Франция) – 16,81%, CNPC (Китай) – 8,33%, и Inpex (Япония) – 7,56%. 

По некоторым данным, извлекаемые запасы этих двух месторождений превышают 80 млн т нефти, а стоимость их сов­местного освоения должна была составить более $4 млрд. 

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Биржевой навигатор от Freedom Finance