Перейти к основному содержанию

1 просмотр

Шенеуніктер қар жаумай тұрып көмір түсіріп алуға шақырды

Көмірді кен орнынан өз көлігімен таситындардың саны артып келеді

Фото: Shutterstock

Индустрия және инфрақұрылымдық даму министрлігінің индустриялық даму және өнеркәсіптік қауіпсіздік комитетінің төрағасы Қанат Байытов  өз көліктерімен келіп, көмір тиеп кететіндердің қатары қалыңдап келе жатқанын айтады. 

«Былтыр біз тағы бір таразы орнатқыздық, ол кезектің азаюына ықпал етеді. Шұбаркөлдің өзінен жыл сайын 400 мың тонна көмірді халық өз көлігімен келіп, алып кетеді, биыл қазірдің өзінде 205 мың тонна көмірді тасып әкеткен.  Қаражыра кенішінде 1600 тонна көмірді тұрғындар өздері алып кетеді, күніне 30-35 көлік кезекте тұрады», – деді Байытов 31-қазанда өткен брифингте.

Шенеуніктің сөзіне сүйексек, мамандар кен орындарына арнайы барып, жағдайды өз көздерімен көріп қайтыпты. Биыл жылыту маусымына дайындық басталғалы бері теміржол арқылы 33,8 млн тонна көмір тасымалданған. 

«Қазір күн жылы боп тұр, халық ақырындап көмір алып жатыр. Дегенмен елге түсіндіру жұмыстары жүргізіліп жатса да, жұрттың бәрі күн суытып, алғашқы қардың түскенін күтіп отыр», – дейді комитет басшысы. 

Оның айтуынша, коммуналдық-тұрмыстық және  халыққа қажетті көмірдің 89 пайызын  4 компания жеткізеді: «Шұбаркөл Көмір» – 28% пайыз, «Қаражыра» –25%, «Майкубен Вест» - 25% және «Богатырь Көмір» – 11 %. 

Биыл 28-қазанға дейін көмір кен орындарынан 88,2 млн тонна көмір өндірілген, ол былтырғы 90,3 млн тонна көмірмен салыстырғанда, біршама аз. 

Осы кезеңде ішкі нарыққа 61 млн тонна көмір жеткізілсе, оның ішінде: 46 млн тонна энергия өндіруші кәсіпорындарға жөнелтіліп,  өнеркәсіп кәсіпорындарына – 5,6 млн тонна, коммуналдық-тұрмыстық қажеттілік пен тұрғындарға 9,1 млн тонна көмір жеткізілген. 

Коммуналдық-тұрмыстық қажеттілік пен халыққа арналған көмір бағасы  қара отынды тиеу, жылжымалы құрамды тасымалдау, қызмет көрсетуге арналған темір жол тарифтері, көмірдің биржалық құны, сондай-ақ халыққа көмір жеткізетін делдал ұйымдар мен жеке тұлғалардың үстемесінен қалыптасады.

Жергілікті атқарушы органдардың дерегі бойынша, түрлі кен орындарында алынған әртүрлі маркадағы көмір бағасы – оны өндіру құны мен тасымалдау шығынына байланысты  тоннасына 7 мен 19 мың теңге аралығында.

7509 просмотров

Инвестиции в казахстанские нефтяные месторождения оказались под вопросом

Слишком дорого и рискованно

Фото: Elnur

Одним из значимых событий уходящего года в нефтегазовой отрасли стали отказы концерна Shell и «НортКаспиан­Оперейтинг Компани Н.В.» (НКОК) от разработок нефтяных месторождений Хазар и Каламкас-море, расположенных в казахстанском секторе Каспийского моря. 

Напомним, на эти месторождения были возложены большие надежды. Ожидалось, что реализация проекта не только даст возможность увеличить общие показатели по добыче нефти в республике, но и привлечет крупные инвестиции в отрасль. 

Слишком дорого 

О том, что компании не собираются приступать к осуществ­лению проекта, стало понятно после того, как НКОК и «Каспий Меруерты Оперейтинг Компани Б.В.» (КМОК) отменили проведение общественных слушаний по материалам предварительной оценки воздействия на окружающую среду к технико-­экономическому обоснованию обустройства месторождений Каламкас-море и Хазар. Мероприятие было запланировано на 1 октября 2019 года в Актау.  

КМОК является совместной операционной компанией по выполнению нефтяных операций в рамках соглашения о разделе продукции (СРП) на контрактной территории «Жемчужина», где основная доля в 55% принадлежит концерну Shell. 

В службе по внешним связям Shell Kazakhstan «Курсиву» пояснили, что концерн принял решение не продолжать совместную разработку проекта «Каламкаc-море – Хазар». 

«Это обусловлено сложной экономикой проекта. Shell применяет строгие инвестиционные критерии при принятии решений касательно капитальных проектов. Данный проект был признан недостаточно конкурентным по отношению к другим проектам в глобальном портфеле инвес­тиций концерна», – ответили в компании на вопрос издания. 

Позже пресс-служба Министерства энергетики РК распространила информацию о том, что ведомство получило официальные уведомления от НКОК и Shell о выходе из проектов «Каламкас-море и Хазар», что их решение связано «с низкой рентабельностью этих проектов на фоне высоких капитальных затрат». 

«В декабре 2018 года между республикой и участниками Северо-Каспийского проекта было подписано соглашение в отношении месторождения Каламкас-море, в котором между сторонами была достигнута договоренность о том, что в случае непредставления на утверждение плана освоения до конца октября 2019 года месторождение Каламкас-море будет добровольно возвращено респуб­лике», – пояснили в ведомстве. 

Месторождения вернут 

В Минэнерго сообщили, что в скором времени должна быть начата процедура по возврату прав недропользования по месторождению Каламкас-море в собственность государства. 

«По завершении этого процесса республикой может быть рассмотрен вопрос о привлечении других инвесторов в проект. Новые контракты будут основаны на текущем налоговом законодательстве, а не на условиях соглашения о разделе продукции», – говорилось в сообщении. 

Аналогичная процедура намечается и по месторождению Хазар, если все участники проекта решат отказаться от разработки данного участка. При этом инвестиции, вложенные в реализацию проекта, являются невозмещаемыми. 

«Компания Shell на данный момент инвестировала в реализацию проекта «Хазар» порядка $900 млн в виде геологоразведочных и сейсмических работ, бурения оценочных скважин. И все это будет передано респуб­лике на безвозмездной основе», – отметили в Министерстве энергетики РК. 

Напомним, нефтегазовое месторождение Хазар входит в контрактную территорию «Жемчужина». Помимо Shell (55%) долю в проекте имеют АО «НК «КазМунайГаз» (25%) и «Оман Ойл» (20%). 

Месторождение Каламкас-море должно было разрабатываться в рамках Северо-Каспийского проекта консорциумом нефтегазовых компаний. Доли в проекте распределены следующим образом: КМГ – 16,88%, Eni (Италия) – 16,81%, ExxonMobil (США) – 16,81%, Shell (Великобритания) – 16,81%, Total (Франция) – 16,81%, CNPC (Китай) – 8,33%, и Inpex (Япония) – 7,56%. 

По некоторым данным, извлекаемые запасы этих двух месторождений превышают 80 млн т нефти, а стоимость их сов­местного освоения должна была составить более $4 млрд. 

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Биржевой навигатор от Freedom Finance