Перейти к основному содержанию

1047 просмотров

Самовывоз угля с месторождений становится более популярным

Власти рекомендуют покупать уголь до первого снега

Фото: Shutterstock

Вывоз угля самовывозом автомобильным транспортом постепенно возрастает, сообщил председатель комитета индустриального развития и промышленной безопасности министерства индустрии и инфраструктурного развития Канат Баитов.

«В прошлом году мы добились, чтобы они открыли вторую весовую – это приведет к уменьшению очереди. В год самовывозом с самого Шубарколя вывозится примерно 400 тыс. тонн, в этом году уже вывезли 205 тыс. тонн. На разрезе Каражыра объем отгрузки самовывозом составляет 1600 тонн, очередь на самовывоз составляет примерно 30-35 машин», –сказал он на брифинге 31 октября.

Баитов отметил, что специалисты специально выезжали на угольные разрезы для мониторинга ситуации. В этом году с начала подготовки к отопительному сезону (с 1 мая и по состоянию на 30 октября) внутри Казахстана железнодорожным транспортом перевезено 33,8 млн тонн угля, что больше показателя плана уровня прошлого отопительного сезона на 3%.

«Сейчас немножко тепло, и все равно люди потихоньку идут. Хотя массовое информирование проводится, объяснение населению проводится. Все, как обычно, ждут первого снега», –сказал глава комитета.

По его словам, четыре компании обеспечивают совокупно поставку 89% угля на коммунально-бытовые нужды и для населения: «Шубарколь Комир» – 28%, «Каражыра» – 25%, «Майкубен Вест» – 25% и «Богатырь Комир» – 11%.

По оперативным данным, на 28 октября добыто 88,2 млн тонн угля, что составляет 98% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (90,3 млн тонн).

Поставка угля на внутренний рынок страны за этот период составила 61 млн тонн, в том числе: энергопроизводящим предприятиям отгружено 46 млн тонн угля; промышленным предприятиям – 5,6 млн тонн угля; на коммунально-бытовые нужды и населению – 9,1 млн тонн угля.

По состоянию на 28 октября, обеспеченность запасами угля по отношению к общему плану составляет: коммунально-бытовой сектор – 92,2%; население – 76,1%. При этом в Нур-Султане обеспеченность населения углем составляет всего 49,5%.

По информации АО «Шубарколь Комир», отгрузка идет по плану в двухсменном режиме. На 28 октября осуществлена отгрузка угля в направлении Актюбинской области в количестве 10 вагонов, или около 700 тонн. На борту разреза отгрузка угля самовывозом осуществляется в порядке очередностей, и по состоянию на 28 октября очередь составляет около 50-60 грузовых машин. На сегодняшний день общий объем отгрузки на внутренний рынок в сутки составляет около 3600 тонн.

Цена угля для коммунально-бытовых нужд и населению складывается из цены отгрузки разреза (в пределах 3-7 тыс. тенге за тонну в зависимости от условий разработки), железнодорожных тарифов на транспортировку, обслуживание подвижного состава, биржевой стоимости угля, а также маржи посреднических организаций и физических лиц, доставляющих уголь населению.

Вместе с тем при первичной поставке угля наценка посредников за одну тонну угля в товарной бирже, по данным министерства национальной экономики, составляет 90%.

По данным местных исполнительных органов, на сегодня стоимость угля на разные марки из разных месторождений, в зависимости от себестоимости добычи и расстояния доставки до пунктов реализации, колеблется в среднем от 7 до 19 тыс. тенге за тонну в разных регионах.

7376 просмотров

Инвестиции в казахстанские нефтяные месторождения оказались под вопросом

Слишком дорого и рискованно

Фото: Elnur

Одним из значимых событий уходящего года в нефтегазовой отрасли стали отказы концерна Shell и «НортКаспиан­Оперейтинг Компани Н.В.» (НКОК) от разработок нефтяных месторождений Хазар и Каламкас-море, расположенных в казахстанском секторе Каспийского моря. 

Напомним, на эти месторождения были возложены большие надежды. Ожидалось, что реализация проекта не только даст возможность увеличить общие показатели по добыче нефти в республике, но и привлечет крупные инвестиции в отрасль. 

Слишком дорого 

О том, что компании не собираются приступать к осуществ­лению проекта, стало понятно после того, как НКОК и «Каспий Меруерты Оперейтинг Компани Б.В.» (КМОК) отменили проведение общественных слушаний по материалам предварительной оценки воздействия на окружающую среду к технико-­экономическому обоснованию обустройства месторождений Каламкас-море и Хазар. Мероприятие было запланировано на 1 октября 2019 года в Актау.  

КМОК является совместной операционной компанией по выполнению нефтяных операций в рамках соглашения о разделе продукции (СРП) на контрактной территории «Жемчужина», где основная доля в 55% принадлежит концерну Shell. 

В службе по внешним связям Shell Kazakhstan «Курсиву» пояснили, что концерн принял решение не продолжать совместную разработку проекта «Каламкаc-море – Хазар». 

«Это обусловлено сложной экономикой проекта. Shell применяет строгие инвестиционные критерии при принятии решений касательно капитальных проектов. Данный проект был признан недостаточно конкурентным по отношению к другим проектам в глобальном портфеле инвес­тиций концерна», – ответили в компании на вопрос издания. 

Позже пресс-служба Министерства энергетики РК распространила информацию о том, что ведомство получило официальные уведомления от НКОК и Shell о выходе из проектов «Каламкас-море и Хазар», что их решение связано «с низкой рентабельностью этих проектов на фоне высоких капитальных затрат». 

«В декабре 2018 года между республикой и участниками Северо-Каспийского проекта было подписано соглашение в отношении месторождения Каламкас-море, в котором между сторонами была достигнута договоренность о том, что в случае непредставления на утверждение плана освоения до конца октября 2019 года месторождение Каламкас-море будет добровольно возвращено респуб­лике», – пояснили в ведомстве. 

Месторождения вернут 

В Минэнерго сообщили, что в скором времени должна быть начата процедура по возврату прав недропользования по месторождению Каламкас-море в собственность государства. 

«По завершении этого процесса республикой может быть рассмотрен вопрос о привлечении других инвесторов в проект. Новые контракты будут основаны на текущем налоговом законодательстве, а не на условиях соглашения о разделе продукции», – говорилось в сообщении. 

Аналогичная процедура намечается и по месторождению Хазар, если все участники проекта решат отказаться от разработки данного участка. При этом инвестиции, вложенные в реализацию проекта, являются невозмещаемыми. 

«Компания Shell на данный момент инвестировала в реализацию проекта «Хазар» порядка $900 млн в виде геологоразведочных и сейсмических работ, бурения оценочных скважин. И все это будет передано респуб­лике на безвозмездной основе», – отметили в Министерстве энергетики РК. 

Напомним, нефтегазовое месторождение Хазар входит в контрактную территорию «Жемчужина». Помимо Shell (55%) долю в проекте имеют АО «НК «КазМунайГаз» (25%) и «Оман Ойл» (20%). 

Месторождение Каламкас-море должно было разрабатываться в рамках Северо-Каспийского проекта консорциумом нефтегазовых компаний. Доли в проекте распределены следующим образом: КМГ – 16,88%, Eni (Италия) – 16,81%, ExxonMobil (США) – 16,81%, Shell (Великобритания) – 16,81%, Total (Франция) – 16,81%, CNPC (Китай) – 8,33%, и Inpex (Япония) – 7,56%. 

По некоторым данным, извлекаемые запасы этих двух месторождений превышают 80 млн т нефти, а стоимость их сов­местного освоения должна была составить более $4 млрд. 

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Биржевой навигатор от Freedom Finance