Перейти к основному содержанию

7074 просмотра

Несекретный объект

Как идет разработка самого крупного нефтяного месторождения Казахстана

Фото: Reuters

«Кашаган – это привлекательный проект с ярким будущим», – именно так ответил управляющий директор NCOC Ричард Хоув на вопрос журналистов о планах консорциума по инвестициям в проект и выборе концепции по дальнейшему увеличению добычи нефти на морском месторождении.

Проект с ярким будущим

Служба по связям с общественностью North Caspian Operating Company (NCOC) организовала пресс-тур для представителей средств массой информации республики. Журналистам показали Учебный центр консорциума, где проходят подготовку казахстанские специалисты нефтегазовой отрасли, ознакомили с деятельностью завода «Болашак» – установки комплексной подготовки нефти и газа (УКПНиГ).

По данным консорциума, с 1998 года более 16 тыс. казахстанцев прошли обучение в качестве сотрудников NCOC или работников местных компаний. При этом за период более двух десятилетий оператор потратил на подготовку местных кадров около $263 млн.

Во время встречи с журналистами управляющий директор NCOC Ричард Хоув отметил, что на сегодняшний день из 3 тыс. работников компании 90% являются гражданами Казахстана.

Между тем представителей прессы больше всего интересовали вопросы: когда и насколько будет увеличен объем добываемой нефти на Кашагане, будет ли построен газоперерабатывающий завод, чтобы снять проблему с утилизацией попутного газа, и каковы перспективы реализации проекта «Каламкас-море – Хазар».

Ричард Хоув ответил, что Кашаганский проект «очень привлекательный», однако он как управляющий директор оператора проекта не может сообщить данные по срокам и объемам добычи, поскольку это решение принимается учредителями. Тем не менее он отметил, что «газ всегда будет сдерживающим фактором» расширения добычи на Кашагане.

После того, как на Кашагане и на заводе «Болашак» был проведен ремонт, и, в частности, одна эксплуатационная скважина была переведена в нагнетательную, суточная добыча на месторождении выросла с 350 тыс. до 380 тыс. баррелей нефти в сутки. Чтобы поддерживать такой объем производства, ежесуточно закачивается в пласт около 12 млн куб. м попутного газа. С начала этого года по сегодняшний день оператор произвел и экспортировал 10,1 млн т нефти, 2,5 млрд куб. м газа и 815 тыс. т серы.

Кашаган.jpg

«Болашак» и «Самал»

Завод по комплексной подготовке нефти и газа, куда журналистов повезли после посещения учебного центра, находится приблизительно в 40 км от Атырау в районе железнодорожной станции Карабатан.

Флюид, добытый на пяти искусственных островах, собирается на центральном острове D, где проходит первичную сепарацию и отдельно в виде нефти и газа транспортируется на завод по двум трубопроводам, проложенным по дну Каспийского моря. Всего на месторождении пробурено 40 скважин, пять из них являются нагнетательными, остальные – эксплуатационными. На острове D задействованы около 200 человек. На остальных островах оборудование работает в автоматическом режиме.

Уже на заводе на специальной установке нефть и газ проходят обработку, в ходе которой от них отделяются вода, сероводород, меркаптан и другие примеси. Подготовленная нефть вливается в систему Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) или «КазТрансОйла» и уходит на экспорт. Половина очищенного газа транспортируется по специальному трубопроводу до насосной станции Макат и далее экспортируется по системе АО «Интергаз Центральная Азия», а оставшаяся часть используется на заводе и на острове D для производства электроэнергии. Установленная генерирующая мощность газотурбинных станций NCOC составляет 330 МВт.

Ежесуточно завод производит подготовку свыше 380 тыс. баррелей нефти, 12,5 млн куб. м газа и 3,8 тыс. т серы. В дневную смену здесь работает около 750 человек, в ночную – 250.

Всего на данный момент на Северо-Каспийском проекте трудится около 10 тыс. человек, из которых 3 тыс. – работники NCOC, а остальные 7 тыс. – подрядных организаций.

Напомним, Кашаган – одно из пяти шельфовых месторождений. Кроме него в рамках Соглашения о разделе продукции по Северному Каспию (СРПСК), подписанному в ноябре 1997 года, разрабатываются месторождения Каламкас-море, Кайран, Актоты и Юго-Западный Кашаган. С момента подписания СРПСК состав участников проекта не раз менялся. 

Сегодня его акционерами являются АО «НК «КазМунайГаз», представленное в лице компании «КМГ Кашаган Б. В.», с долей в 16,88%. Также доли участия в проекте имеют: Eni (Италия) – 16,81%, ExxonMobil (США) – 16,81%, Shell (Великобритания) – 16,81%, Total (Франция) – 16,81%, CNPC (Китай) – 8,33%, и Inpex (Япония) – 7,56%.

Cashallgone

Надо отметить, что если и есть в Казахстане понятие, к которому применима приставка «супер», то это нефтяное месторождение Кашаган. Во-первых, оно самое крупное по запасам углеводородов – около 4,8 млрд т нефти и более 1 трлн куб. м природного газа. Приблизительно 2 млрд т извлекаемых запасов нефти. Это самое большое месторождение, которое было обнаружено в мире за последние 30 лет – к моменту открытия в 2000 году. Соответственно, Кашаган – крупнейшее месторождение в самом Казахстане. Для сравнения – извлекаемые запасы Тенгиза, по оценке компании «Тенгизшевройл», составляют от 750 млн до 1,1 млрд т.

Во-вторых, Кашаган очень сложное для разработки месторождение, расположенное на мелководье Северного Каспия, имеющего статус особо охраняемой заповедной зоны, населенной редкими видами флоры и фауны. Это подсолевое месторождение с глубиной залегания около 5 км, высоким пластовым давлением – 800 бар и высоким содержанием сероводорода – 15%.

По этим причинам освоение залежей оказалось самым затратным и долгим в плане инженерно-технических решений. Ориентировочные расходы первой фазы освоения Кашагана, в рамках которого в ноябре 2016 года началась коммерческая добыча нефти, составляют примерно $55 млрд. 

Ранее представители Министерства энергетики Казахстана заявили, что за весь период разработки месторождения, то есть до 2041 года, консорциум недропользователей инвестирует около $136 млрд.

С начала разработок месторождения проект пережил немало больших и малых потрясений. Были протесты общественности против строительства завода на Карабатане, уход инвесторов, перенос начала добычи нефти, утечка газа из только что введенного в эксплуатацию трубопровода. 

В октябре 2014 года, после очередного переноса добычи нефти на Кашагане, британский еженедельник The Economist опубликовал статью под заголовком Cashallgone, что, с одной стороны, созвучно с названием месторождения, а с другой, переводится как «Все деньги пропали». Издание тогда утверждало: «один из крупнейших нефтяных проектов в мире потерпел фиаско». 

Другое издание, Times, писало, что месторождение превратилось в дорогостоящую «черную дыру» и инвесторам нужно забыть о скором возврате своих вложений.

Тем не менее Ричард Хоув, пришедший из системы британской Shell, все же надеется на светлое будущее Кашагана.

banner_wsj.gif

648 просмотров

Как в разных странах дешевеет автомобильное топливо

Когда цены на нефть падают, а города и целые государства закрываются на карантин

Фото: Shutterstock.com

Падение цен на нефть и снижение спроса на ГСМ из-за пандемиии коронавируса SARS-CoV-2 привели к тому, что бензин и дизельное топливо подешевели во многих странах. Корреспондент «Курсива» пообщался на эту тему с жителями разных город на разных континентах. 

Где ездить на авто стало дешевле 

После обвала цен на нефть из-за разрыв сделки ОПЕК+ первыми снижение цен на автомобильное топливо заметили жители США и Западной Европы. По информации от Дмитрия Коренчука, сейчас - американского дальнобойщика, а в прошлом - видеоинженера телеканала КТК, за минувшие две недели дизельное топливо в Денвере (штат Колорадо) подешевело с $2,78 до $2,60 за галлон. Один американский галлон – это чуть более 3,78 литров. Если перевести в тенге (по курсу НБ РК 448, 01) получается, что цена литра солярки в Колорадо в настоящий момент составляет 308 тенге. Для сравнения – на казахстанских АЗС дизельное топливо стоит 193-194 тенге за литр. Подешевел и бензин – Коренчук рассказал, что наиболее ходовая в США 80-я марка топлива (соответствует казахстанскому АИ-93), в штате Флорида снизилась в цене с $2,30 до $1,99 за галлон, что эквивалентно примерно 236 тенге за литр. Для сравнения – стоимость бензина марки АИ-92 на АЗС Алматы составляет 157 тенге за литр. 

Цены на автомобильное топливо в Нью-Йорке выше, чем в Колорадо и Флориде, даже несмотря на некоторое падение потребительского спроса из-за «коронавирусной» самоизоляции жителей крупнейшего мегаполиса США. Экс-главный редактор «Radiotochka.kz» Бекжан Идрисов, который в Штатах работает водителем в Uber, сообщил, что стоимость бензина и дизеля в Нью-Йорке зависит не только от нефтяных котировок, но и от ценовой политики крупнейших сетей АЗС. Соответственно и меняются цены ежедневно. И если в минувшее воскресенье 80-й бензин стоил от $2,279 до $2,299 за галлон (270-272 тенге за литр), то уже в понедельник за эту же марку бензина просили $2,470 за галлон, что эквивалентно 292 тенге/литр. 

Плавающими можно назвать текущие цены на автомобильное топливо и в Германии. Сегодня в ФРГ никто не может точно сказать, сколько стоит бензин марок Super E5 (эквивалент АИ-95), Super E10 (биобензин АИ-95), Super Plus (АИ-97) или дизельное топливо. Перед тем, как заправить свой автомобиль, жителям Германии предлагается заглянуть на специальный портал и найти все находящиеся рядом АЗС с актуальными на данный момент ценами. Из информации с этого портала следует, что в минувший вторник аналог нашего бензина АИ-95 стоил €1,19 за литр или 595 тенге, а дизель – €1,09 или 540 тенге. Ведущая телеканала Deutsche Welle Маргарита Кальц рассказала “Курсиву”, что еще неделю назад цены на бензин и дизель были другими. «Автомобильное топливо серьезно подешевело. Раньше литр дизеля стоил €1,30. А последний раз, когда я заезжала на заправку – уже €1,10», - сообщила Кальц. 

Восточная Европа 

По информации живущего в Польше Игоря Винявского, в прошлом -  главного редактора казахстанской газеты «Сөз», за минувшие две недели цены на бензин, дизель и автогаз в этой стране снизились почти в два раза. Максимальная стоимость литра бензина Pb95 (аналог АИ-95) - 4,22 польских злотых или 457 тенге, Pb98 (АИ-98) – 4,50 злотых или 487 тенге, а дизеля – 4,41 злотых или 477,5 тенге. 

Снижается стоимость автомобильного топлива и в Молдове. В беседе с «Курсивом» бывший постоянный представитель Республики Молдова в ООН и в Совете Европы Алексей Тулбуре заметил, что с начала марта на наиболее популярные марки бензина в стране Regular (АИ-92) и Super (АИ-92) цены упали в среднем на один молдавский лей (приблизительно 25 тенге). «Поставщики говорят, что у них еще недели на три дорогого топлива, а потом поступит подешевевшее в связи с падением цен на нефть», - рассказал «Курсиву» политик из Молдовы. В доказательство своих слов он привел выписку цен различных АЗС Кишинева - во вторник 31 марта у различных сетей автозаправочных станций в столице Молдовы в стоимость бензина и дизтоплива не отличалась друг от друга. АИ-95 шел по 16,72 молдавских лей (412 тенге) за литр, а дизель 14,67 молдавских лей, что эквивалентно 361 тенге. 

Азиатский пример 

Правительство Гонконга, в отличие от большинства стран мира, не стало вводить карантин из-за SARS-CoV-2. Тем не менее, существенное снижение цен на автомобильное топливо в специальном административном районе Китая во многом связывают в первую очередь именно с распространением уханьского коронавируса и лишь затем - с общемировым падением цен на нефть. В настоящий момент, по информации живущей в Гонконге Ольги Корж, литр бензина марки Gold (аналог АИ-98) продается по цене 17,04 гонконгских долларов, что эквивалентно 984,73 тенге, а дизельное топливо со специальной скидкой - по 11,95 гонконгских долларов или 690,58 тенге. Ожидается, что уже в начале апреля цены на автомобильное топливо упадут еще на 30%. Стоит сделать ремарку - на протяжении многих лет автомобильное топливо в Гонконге считается самым дорогим в мире. 

На далеком континенте

В Австралии живет Ирина Юровская, до середины 90-х годов прошлого столетия - спецкор алматинского телеканала «ТВ-М». По словам обитательницы Сиднея, наибольшим спросом с стране пользуется аналог бензина марки АИ-91. За минувшие 7 дней неэтилированный 91-й упал с 1,29 до 1,21 австралийских долларов за литр. Если перевести в тенге, то получается, что неделю назад за литр 91-го просили около 356 тенге, а в последний день марта – почти 334 тенге. В то же время с начала текущей недели наметился небольшой рост цен на другие марки бензина и дизтопливо. По данным популярного в Австралии специализированного правительственного портала Fuel Check, литр этилированного бензина марки E10 (аналог АИ-94) за 2 минувших дня подорожал на 0,02, а дизель – на 0,01 австралийских долларов.

banner_wsj.gif

drweb_ESS_kursiv.gif