Перейти к основному содержанию

322 просмотра

Казахстанская Анталья

В рамках госпрограммы развития туризма власти Мангистауской области взялись за усовершенствование инфраструктуры

Фото: Shutterstock

Основной акцент делается на развитие пляжного туризма. Сейчас в регионе строят дороги к объектам гостиничного бизнеса на побережье, благоустраивают набережную, а этим летом в Актау, наконец, открылся один из самых долгожданных объектов, ставший визитной карточкой города у моря – «Скальная тропа».

В топ-10

Первый президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, посетив в августе прошлого года Актау в рамках участия в саммите глав прикаспийских государств, назвал город у моря «казахстанской Антальей». Здесь есть все, чтобы развивать пляжный туризм – теплое море с мая по конец сентября, песчаные пляжи, уникальные уголки природы, свободные участки земли под строительство гостиничных комплексов. 

«Для развития туризма важно обеспечить создание необходимой инфраструктуры, в первую очередь дорог. В этом году как раз начато строительство четырехполосной дороги к базам отдыха и будущим гостиничным комплексам, а далее – двухполосной до паромного комплекса «Курык», – сказала «Курсиву» и. о. руководителя областного управления инвестиций и развития туризма Гульсим Жариева. 

Общий объем финансирования строительства этих дорог составит более 27 млрд тенге. 

По инициативе турецкого инвестора на территории Актау сейчас идет строительство гостиничного комплекса стоимостью 60,8 млрд тенге. Первую очередь обещают ввести уже в следующем году. Здесь планируется построить бассейны, аквапарки и гольф-зону. 

За последние два года в Мангистауской области реализовано более 20 проектов в туристической отрасли за счет средств субъектов предпринимательства, а также инвестиционные проекты. Например, благоустройство набережной, установка пальм и строительство «Скальной тропы» обошлись инвесторам в 2 млрд тенге. Последний объект стал настоящей достопримечательностью города. Скалы, переливающиеся в темное время суток всеми цветами радуги, захватывающая атмосфера в пещере, множество ступеней в причудливых изгибах камней – все это привлекает ежедневно сотни людей. 

«Мангистауская область за счет моря вошла в топ-10 мест для посещения туристов в Казахстане. Поэтому особое внимание мы уделяем развитию прибрежной зоны. Если, к примеру, ранее протяженность благоустроенной набережной составляла всего чуть больше километра, то теперь она составляет 9 километров. На следующие годы проектом предусмотрено дальнейшее ее благоустройство», – отметила Гульсим Жариева.
 
Морские перевозки, такие как экскурсионные трамвайчики, которые готовы возить людей и днем, и ночью, показывая город с моря, сейчас пользуются большой популярностью у туристов. Со следующего года их станет больше. Еще три бизнесмена заключили меморандум с городским акиматом на выделение земельного участка на берегу Каспийского моря. Сейчас совершить морскую прогулку можно лишь с двух мест побережья Актау. Находятся и энтузиасты, которые готовы замахнуться на возрождение пассажирских перевозок по морю, к примеру, до Астрахани.
 
«Я хотел предложить идею инвесторам, либо тем бизнесменам, которые бы заинтересовались этим. Раньше были очень востребованы пассажирские перевозки теплоходами на подводных «крыльях». По маршруту Актау – Астрахань – Актау регулярно ходили «Кометы» со скоростью 90 км/ч. Восемь часов в пути, и вы на месте, вместо двух суток в душном вагоне поезда», – делится своей идеей краевед Марат Шушаков. 

Не только море

За первое полугодие нынешнего года Мангистаускую область посетили свыше 100 тыс. туристов, из них почти 12 тыс. – иностранцы. К 2030 году в Мангистау рассчитывают расширить турпоток до 700 тыс. посещений. В 2017 году в области было зарегистрировано 78 отелей и гостиниц, в прошлом году – 80, а в нынешнем их уже 88.
 
«Большинство иностранных туристов – это граждане стран СНГ, но точное количество их мы подсчитать не можем, так как многие приезжают на своих машинах и путешествуют дикарями. На втором и третьем месте по количеству туристов-иностранцев – японцы и европейцы. Среди них лидеры – жители Швейцарии, Германии и Франции», – отмечает Гульсим Жариева. 

Если туристов из Казахстана привлекают море и пляжи, то зарубежных – живописные места. Помимо этого, в Мангистауской области расположены 362 святых места и свыше 13 тыс. исторических памятников разных эпох. 

«Большой потенциал в нашем регионе имеет экологический и этнический туризм. Например, ежегодно в регион приезжают свыше 50 тыс. паломников со всего света, и их число постоянно растет, – отметила г-жа Жариева. 

Это связывают, прежде всего, с доступностью святых мест и строительством дорожной инфраструктуры. К примеру, дорога к подземной мечети Бекет-Ата – «Ата жолы» уже практически заасфальтирована. Раньше это была гравийная дорога. 

«Модернизация проходила на участке дороги протяженностью 51 километр. Работы начались два года назад, и к концу этого года они будут закончены. Общая стоимость проекта составила более 5 млрд тенге. Эти средства были выделены из республиканского и местного бюджетов», – рассказал «Курсиву» руководитель управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Болат Ережепов.

И заработать, и мусор убрать 

Одной из основных проблем на территории наиболее посещаемых туристами природных и исторических памятников остается мусор. Ее не решают даже постоянные экологические акции с участием волонтеров. В регионе к урегулированию этого вопроса подошли иначе и решили перенять опыт Германии. В этой стране стали популярны бесплатные экскурсии в обмен на уборку посещаемых мест. 

«Мы готовим проект, по которому будут предлагаться бесплатные экскурсии с включением экологической акции. Конечно, те, кто будет платить, вольны выбирать – убираться там или нет. Остальным, я считаю, будет интересно – сегодня в одно место съездил бесплатно и там убрал мусор, завтра – в другое», – поделилась с «Курсивом» руководитель ТОО «Турист» Евгения Слюсарева.

Если смотреть с точки зрения выгоды, то она есть, считает г-жа Слюсарева. 

«Мы используем природные и исторические памятники в своем бизнесе, но в то же время невозможно работать на тех объектах, где лежат горы мусора. Собственными силами я не смогу это убрать, поэтому нужно привлекать общественность. Но ей нужно что-то дать взамен. Это и будет возможность бесплатного посещения этих объектов», – отмечает руководитель турфирмы.

banner_wsj.gif

Как пандемия коронавируса влияет на рынок газа в мире

И что могут выиграть простые потребители  

Фото: Shutterstock

Газовая отрасль, по сравнению с нефтяной, не так сильно пострадала от пандемии Covid-19. Спрос на газ остается устойчивым, поскольку его в основном используют для производства электроэнергии и в коммунально-бытовых целях. Нефть же, главным образом, является сырьем для выпуска транспортного топлива. Но и рынок газа не избежал снижения цен и уровня потребления газа. Этому способствовали сразу несколько факторов, среди которых аномально теплая зима в Европе, вспышка коронавируса в Азии и рост предложения со стороны производителей сжиженного попутного газа (СПГ). 

Экспорт просел 

Эпидемия коронавируса привела к снижению экономической активности и сокращению промышленного производства в Китае, что, соответственно, уменьшило потребление энергоресурсов. Только в январе потребление природного газа в этой стране сократилось на 31,6 млрд куб. м, что на 1% ниже показателя за январь прошлого года. Крупные китайские компании-импортеры углеводородного сырья объявили о форс-мажоре и попросили своих поставщиков отсрочить доставку ресурсов. Аналогичное послание от своего китайского партнера, компании PetroChina, в начале марта получил национальный оператор газа – КазТрансГаз (КТГ). В результате экспорт казахстанского газа в Китай был снижен на 25%. 

Тем не менее министр энергетики РК Нурлан Ногаев заявил, что «даже при этом сокращении у нас уровень транспортировки почти на том же уровне, который был в прошлом году». За 2019 год республика экспортировала в КНР около 7,5 млрд куб. м природного газа. В этом году планировала увеличить поставки до 10 млрд куб. м, что должно было принести стране $2 млрд валютной выручки. 

В прошлом году в Казахстане было произведено 33,1 млрд куб. м товарного газа, из них свыше 14 млрд было продано на внутреннем рынке, около 19,5 млрд - отправлено на экспорт (доля национального оператора составила чуть больше 8,8 млрд куб. м, что на 10% меньше по сравнению с предыдущим годом). 

В нацкомпании КазМунайГаз, чьим дочерним предприятием является КТГ, снижение экспортных объемов экспорта газа объясняют тем, что в России, Кыргызстане и Узбекистане уменьшили закупки казахстанского газа, сделав выбор в пользу других поставщиков. 

В то же время, благодаря увеличению средней стоимости – с $179 за 1 тыс. куб. м в 2018 году до $200 в 2019-м, общая выручка от продажи газа выросла на 13,6%, превысив 874 млрд тенге. При этом только на транспортировке газа КТГ заработал свыше 209 млрд тенге, рост составил почти 50%. 

В мире 

В глобальном масштабе сейчас обострилась борьба за рынки сбыта и ценообразование между крупными экспортерами природного газа и СПГ. На фоне замедления экономической активности из-за коронавируса в январе–феврале этого года темпы роста импорта сжиженного газа со стороны Китая снизились до 2,3%. Это произошло в том числе из-за увеличения внутреннего производство газа, а также потому что в период низких цен 2019 году китайские компании закупили 13 млн тонн СПГ. 

Индия, еще один крупный потребитель газа, в конце марта приняла меры для предотвращения распространения Covid-19 в стране - в результате местные компании объявили форс-мажор по своим обязательствам на закупку газа. Невостребованный в Азии товар производители сжиженного газа перенаправили в Европу, где уже в прошлом году наблюдался дисбаланс спроса и предложения, и стоимость газа упала более чем на 40%. Рост мирового предложения СПГ в 2019 году составил рекордные 13%, или 40 млн тонн. В 2020 году ожидается увеличение предложения сжиженного газа на 8,5%, или на 30 млн тонн. 

По итогам отопительного сезона 2019-2020 гг. запасы газа в европейских хранилищах достигли рекордно высоких уровней - около 57 млрд куб. м. При этом за первые два месяца этого года более чем на треть выросли объемы импорта СПГ. Предполагается, что к концу лета резервы в хранилищах вырастут до максимального уровня - около 103 млрд куб. м. На рынке может образоваться излишек газа в объеме 45 млрд куб. м, что безусловно будет оказывать давление на цены. 

Тем временем обилие предложения на рынке вынуждает производителей сокращать поставки. В 2019 году Норвегия уменьшила объем экспорта газа на 7,2 млрд куб. м. В январе и феврале этого года поставки были снижены до минимального уровня с 2015 года. 

Сократились поставки газа и из России. Если в 2019 году Газпрому удалось экспортировать около 200 млрд куб. м, то в марте этого года из-за обилия предложения на рынке и мягкой зимы в Европе компания снизила поставки на 18%. Резкое падение цен на мировом рынке газа, в том числе и в Европе, заставило Газпром пересмотреть предварительные прогнозы на 2020 год и снизить стоимость своего товара с $200 до $175 за 1 тыс. куб. м. При этом российская компания защищена долгосрочными контрактами и пока сохраняет долю на европейском рынке на уровне 36%. 

Однако основным поставщиком газа на европейском рынке, похоже, вскоре станут США, опередив Катар и Россию. В январе американские производители увеличили экспорт сжиженного газа в Европу почти на 97%. В феврале поставки выросли до рекордных 144 млн куб. м газа в сутки. 

Рекордный рост предложения на рынке газа в конечном счете приводит к рекордному снижению его стоимости. При этом текущие цены на мировом рынке газа едва покрывают операционные и транспортные расходы как американских газовых компаний, так и Газпрома. Международное рейтинговое агентство Fitch Ratings прогнозирует, что в ближайшие два года цены останутся на текущих низких уровнях. По мнению аналитиков агентства, в 2020 году стоимость газа на крупнейших европейских хабах Title Transfer Facility (TTF) и National Balancing Point снизится с $194,2 до $123,6 за 1 тыс. куб. м, а на американском Henry Hub – с $88,3 до $65,3 за 1 тыс. куб.м.

banner_wsj.gif

drweb_ESS_kursiv.gif