Перейти к основному содержанию

237 просмотров

Казахстанская Анталья

В рамках госпрограммы развития туризма власти Мангистауской области взялись за усовершенствование инфраструктуры

Фото: Shutterstock

Основной акцент делается на развитие пляжного туризма. Сейчас в регионе строят дороги к объектам гостиничного бизнеса на побережье, благоустраивают набережную, а этим летом в Актау, наконец, открылся один из самых долгожданных объектов, ставший визитной карточкой города у моря – «Скальная тропа».

В топ-10

Первый президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, посетив в августе прошлого года Актау в рамках участия в саммите глав прикаспийских государств, назвал город у моря «казахстанской Антальей». Здесь есть все, чтобы развивать пляжный туризм – теплое море с мая по конец сентября, песчаные пляжи, уникальные уголки природы, свободные участки земли под строительство гостиничных комплексов. 

«Для развития туризма важно обеспечить создание необходимой инфраструктуры, в первую очередь дорог. В этом году как раз начато строительство четырехполосной дороги к базам отдыха и будущим гостиничным комплексам, а далее – двухполосной до паромного комплекса «Курык», – сказала «Курсиву» и. о. руководителя областного управления инвестиций и развития туризма Гульсим Жариева. 

Общий объем финансирования строительства этих дорог составит более 27 млрд тенге. 

По инициативе турецкого инвестора на территории Актау сейчас идет строительство гостиничного комплекса стоимостью 60,8 млрд тенге. Первую очередь обещают ввести уже в следующем году. Здесь планируется построить бассейны, аквапарки и гольф-зону. 

За последние два года в Мангистауской области реализовано более 20 проектов в туристической отрасли за счет средств субъектов предпринимательства, а также инвестиционные проекты. Например, благоустройство набережной, установка пальм и строительство «Скальной тропы» обошлись инвесторам в 2 млрд тенге. Последний объект стал настоящей достопримечательностью города. Скалы, переливающиеся в темное время суток всеми цветами радуги, захватывающая атмосфера в пещере, множество ступеней в причудливых изгибах камней – все это привлекает ежедневно сотни людей. 

«Мангистауская область за счет моря вошла в топ-10 мест для посещения туристов в Казахстане. Поэтому особое внимание мы уделяем развитию прибрежной зоны. Если, к примеру, ранее протяженность благоустроенной набережной составляла всего чуть больше километра, то теперь она составляет 9 километров. На следующие годы проектом предусмотрено дальнейшее ее благоустройство», – отметила Гульсим Жариева.
 
Морские перевозки, такие как экскурсионные трамвайчики, которые готовы возить людей и днем, и ночью, показывая город с моря, сейчас пользуются большой популярностью у туристов. Со следующего года их станет больше. Еще три бизнесмена заключили меморандум с городским акиматом на выделение земельного участка на берегу Каспийского моря. Сейчас совершить морскую прогулку можно лишь с двух мест побережья Актау. Находятся и энтузиасты, которые готовы замахнуться на возрождение пассажирских перевозок по морю, к примеру, до Астрахани.
 
«Я хотел предложить идею инвесторам, либо тем бизнесменам, которые бы заинтересовались этим. Раньше были очень востребованы пассажирские перевозки теплоходами на подводных «крыльях». По маршруту Актау – Астрахань – Актау регулярно ходили «Кометы» со скоростью 90 км/ч. Восемь часов в пути, и вы на месте, вместо двух суток в душном вагоне поезда», – делится своей идеей краевед Марат Шушаков. 

Не только море

За первое полугодие нынешнего года Мангистаускую область посетили свыше 100 тыс. туристов, из них почти 12 тыс. – иностранцы. К 2030 году в Мангистау рассчитывают расширить турпоток до 700 тыс. посещений. В 2017 году в области было зарегистрировано 78 отелей и гостиниц, в прошлом году – 80, а в нынешнем их уже 88.
 
«Большинство иностранных туристов – это граждане стран СНГ, но точное количество их мы подсчитать не можем, так как многие приезжают на своих машинах и путешествуют дикарями. На втором и третьем месте по количеству туристов-иностранцев – японцы и европейцы. Среди них лидеры – жители Швейцарии, Германии и Франции», – отмечает Гульсим Жариева. 

Если туристов из Казахстана привлекают море и пляжи, то зарубежных – живописные места. Помимо этого, в Мангистауской области расположены 362 святых места и свыше 13 тыс. исторических памятников разных эпох. 

«Большой потенциал в нашем регионе имеет экологический и этнический туризм. Например, ежегодно в регион приезжают свыше 50 тыс. паломников со всего света, и их число постоянно растет, – отметила г-жа Жариева. 

Это связывают, прежде всего, с доступностью святых мест и строительством дорожной инфраструктуры. К примеру, дорога к подземной мечети Бекет-Ата – «Ата жолы» уже практически заасфальтирована. Раньше это была гравийная дорога. 

«Модернизация проходила на участке дороги протяженностью 51 километр. Работы начались два года назад, и к концу этого года они будут закончены. Общая стоимость проекта составила более 5 млрд тенге. Эти средства были выделены из республиканского и местного бюджетов», – рассказал «Курсиву» руководитель управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Болат Ережепов.

И заработать, и мусор убрать 

Одной из основных проблем на территории наиболее посещаемых туристами природных и исторических памятников остается мусор. Ее не решают даже постоянные экологические акции с участием волонтеров. В регионе к урегулированию этого вопроса подошли иначе и решили перенять опыт Германии. В этой стране стали популярны бесплатные экскурсии в обмен на уборку посещаемых мест. 

«Мы готовим проект, по которому будут предлагаться бесплатные экскурсии с включением экологической акции. Конечно, те, кто будет платить, вольны выбирать – убираться там или нет. Остальным, я считаю, будет интересно – сегодня в одно место съездил бесплатно и там убрал мусор, завтра – в другое», – поделилась с «Курсивом» руководитель ТОО «Турист» Евгения Слюсарева.

Если смотреть с точки зрения выгоды, то она есть, считает г-жа Слюсарева. 

«Мы используем природные и исторические памятники в своем бизнесе, но в то же время невозможно работать на тех объектах, где лежат горы мусора. Собственными силами я не смогу это убрать, поэтому нужно привлекать общественность. Но ей нужно что-то дать взамен. Это и будет возможность бесплатного посещения этих объектов», – отмечает руководитель турфирмы.

7597 просмотров

Кому помешал экспорт живого скота из Казахстана

Намерение Минсельхоза вызвало протест со стороны мелких крестьянских хозяйств и даже некоторых мясокомбинатов

Фото: Shutterstock

О готовности проекта решения по введению эмбарго на экспорт стало известно в понедельник, 20 января. Главный аргумент Минсельхоза – из-за вывоза живого скота за рубеж на внутреннем рынке образовался дефицит поголовья для отечественных откормочных площадок и сырья для мясокомбинатов. В итоге, по информации директора департамента производства и переработки животноводческой продукции МСХ РК Еркебулана Ахметова, мощности этих предприятий оказались загружены всего на 50% – и их решили загрузить за счет закрытия границ, заодно решив проблему с ценами. «Массовый экспорт живого скота для дальнейшей переработки и перепродажи создал основу для спекулятивного роста цен на мясную продукцию», утверждают в аграрном ведомстве.

Производители против

Мясной союз РК имеет прямо противоположную позицию. Аргументация председателя правления отраслевого союза Асылжана Мамытбекова строится на следующих цифрах. В год в Казахстане забивают 2 млн голов скота, а экспортируют в живом виде 160 тыс. голов крупного рогатого скота, то есть меньше 10% от общего количества забоя. По мнению Мамытбекова, ни на цены, ни на загрузку эта доля критически повлиять не может. 

Второй аргумент Мясного союза – соотношение экспорта и импорта мяса в стране в 2019 году. Отраслевая ассоциация оперирует следующими данными: Казахстан экспортировал в прошлом году 63 тыс. т мяса, из них примерно половина – это проданный за рубеж живой скот в пересчете на убойный вес. Импортировала же республика 26,7 тыс. т говядины, баранины, конины и свинины суммарно, причем экспорт превышал импорт по всем видам мяса. По оценке Мясного союза, обеспеченность внутреннего рынка мясом составляет сейчас 102%.

«Мы экспортируем мяса больше, чем импортируем, о каком дефиците может идти речь? – недоумевает Мамытбеков. – Разговоры о том, что у нас страдает поголовье оттого, что вывозится живой скот, тоже не имеют под собой оснований: у нас в 2011 году, когда экспорт был нулевой, поголовье казахской белоголовой в стране было всего 111 тыс. голов, на сегодня, когда экспорт развернут, ее поголовье 350 тысяч».

В не меньшем недоумении от инициативы минсельхоза директор ТОО «Мясная Индустрия» Кайыржан Наурызгалиев – он уверен, что в рыночной экономике может быть только один принцип: кто платит фермеру максимальную цену, тот и получает скот.

«Будет платить Китай – пусть покупает Китай, будет платить Узбекистан – пусть он покупает. Будет платить наш отечественный мясокомбинат – мы будем сдавать туда», – говорит директор откормочной площадки из ЗКО. Глава крестьянского хозяйства «Тлеу» и ответсек «Фермерского центра» Актобе Александр Мандрыкин предполагает, что попытки директивно увеличивать предложение на рынке будут иметь обратный эффект: запрет приведет к сокращению доходов производителя скота, соответственно, уменьшится и предложение им своей продукции, в конечном счете цены на мясо только вырастут.

Переработчики за, но не все

На вопрос о том, кто поддержал проект запрета на вывоз живого скота, Еркебулан Ахметов ответил: на площадке НПП «Атамекен» была выработана консолидированная позиция предприятий, имеющих отношение к отрасли. Фактически это мнение владельцев большинства откормочных площадок и мясокомбинатов, в особенности из южных регионов страны. Именно оттуда в первую очередь вывозится скот в Узбекистан. Соседняя республика – главный импортер казахстанского живого скота; взрывной рост экспорта пришелся на 2018 год, в денежном выражении он тогда увеличился более чем в 30 раз.

Считать позицию переработчиков консолидированным мнением отрасли не совсем корректно, замечает Наурызгалиев. Ведь за высказываются 94 мясокомбината, за вычетом ТОО «Актеп», а против – 20 тыс. фермеров, непосредственно выращивающих скот.

В настоящее время нормативно-правовой акт, который преду­сматривает введение запрета, находится на согласовании в правительстве, то есть пока в действие он не вступил. Ввести запрет предполагается на полгода, но при этом, по словам директора департамента производства и переработки животноводческой продукции МСХ РК Еркебулана Ахметова, у минсельхоза будет возможность запрет продлевать. «Мы посмотрим, как запрет повлия­ет на ситуацию: будем анализировать и оценивать, а потом принимать решение», – заверил Ахметов.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Биржевой навигатор от Freedom Finance