Как на севере Казахстана за счет открытия молочно-товарных ферм повышают надои

Разбирался журналист «Курсива»

Фото: Shutterstock.com

В 2018 году по всему Казахстану было открыто 10 молочно-товарных ферм. Четыре из них – в СКО. В этом году в регионе появятся еще четыре МТФ. Эксперты считают, что таких комплексов должно возводиться куда больше.

В начале октября в Северо-Казахстанской области был запущен новый молочный комплекс. Возведение фермы, покупка оборудования обошлись руководителю предприятия Еркебулану Мамбетову в 2,3 млрд тенге. 1,8 млрд тенге – заемные средства. Скот – 700 голов симментальской породы – закупался в Германии. На МТФ ожидают, что налаженный технологический процесс, автоматизированные системы отслеживания состояния коров позволят им получать в год по 6 тыс. литров молока с одной коровы.

Всего в самом северном регионе Казахстана на сегодня, по информации управления сельского хозяйства, действует 80 молочно-товарных ферм. В 2018 было открыто 4. Столько же и в этом году.

Расширение географии МТФ позволит увеличить объемы производства примерно на 11 тыс. т в год, во время посещения предприятия КТ «Мамбетов и К» заявил аким СКО Кумар Аксакалов. В начале года перед сельхозтоваропроизводителями в ходе аппаратного совещания была поставлена задача довести производство молока до 570 тыс. т. Как раз благодаря фермам. Для сравнения, в 2018 году объемы произведенного сырья составили 555 тыс. т.

МТФ позволяют увеличить загрузку молокоперерабатывающих предприятий качественным сырьем. Для Казахстана сегодня это большая проблема. Заводы боятся сырьевого дефицита. С 1 января 2020 года страна должна выйти на стандарты, предъявляемые к молоку Таможенным союзом. Раннее «Курсив» уже рассказывал, что на сегодня половина отправляемого на переработку молока этим регламентам не соответствует. Под угрозой дефицита около 160 заводов.

По мнению предпринимателей, именно молочно-товарные фермы могли бы этот вопрос закрыть. Но сегодня их открывается недостаточно. Так, в СКО на 2020 год запланировано открытие 10 МТФ. Однако, как рассказал корреспонденту «Курсива» в частной беседе североказахстанский переработчик молока, необходимо, чтобы таких ферм открывалось по 10 в год в каждом районе области, а не просто по региону. 

Сырье, произведенное на МТФ, по своим качественным характеристикам лучше молока, предоставляемого личными подсобными хозяйствами (ЛПХ). Чем именно, «Курсиву» рассказал кандидат сельскохозяйственных наук Руслан Асаубаев. В ЛПХ и ряде фермерских хозяйств отсутствует технология кормления скота. Чтобы выходить на хорошие надои, нужно отказываться от старых приемов в ведении животноводства.

«Использование старых технологий при доении не может не влиять на качество молока. Так, полученное молоко в личных подсобных хозяйствах имеет высокую соматику, что не позволяет поучить качественный конечный продукт. Будь то сыр и йогурт», – рассказал «Курсиву» эксперт.

Эксперт отмечает, что повысить молочность возможно только при использовании сочных кормов: силоса и сенажа. Однако новые технологии не удалось внедрить на всех уровнях. Это достаточно затратно, отмечает Руслан Асаубаев. Фермерам необходима специализированная техника, семена, отдельные бригады. При использовании грубых кормов корова дает только 3–3,5 тыс. литров молока в год. Тогда как при правильном кормлении надои могут дойти до 7,5 тыс. литров.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

Вырастут ли цены на бензин в Казахстане

Падение спроса на топливо из-за пандемии коронавируса уже привело к сокращению продаж на казахстанских АЗС на 40%

Фото: Офелия Жакаева

Пандемия коронавируса привела к резкому снижению потребления топлива и спроса на нефтепродукты во всем мире, и Казахстан не стал исключением. В апреле нефтеперерабатывающие заводы страны были переведены на минимальный технологический режим, сообщили в Министерстве энергетики РК.

За первые пять месяцев 2020 года потребление бензина по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом уменьшилось на 15%, до 1,4 млн тонн, а дизельного топлива – на 5%, до почти 1,9 млн тонн. 
В отраслевом ведомстве считают, что автомобильного бензина отечественного производства вполне достаточно для покрытия потребностей всего казахстанского рынка. 

«В настоящее время все три НПЗ работают в штатном режиме, с ежесуточным производством светлых нефтепродуктов с последующей отгрузкой на внутренний рынок. Фактов возникновения дефицита ГСМ не наблюдается», – отметили в ведомстве.

Излишки ГСМ идут на экспорт в страны, не входящие в ЕАЭС, – с января по май из Казахстана было вывезено 206,7 тыс. тонн бензина. 

Продажи просели

Кризис на рынке транспортного топлива задел в первую очередь розничных продавцов нефтепродуктов. Представитель компании-владельца более чем ста автозаправочных станций рассказал «Курсиву», что в этой сети в первом полугодии продажи топлива упали примерно на 40%. Несмотря на уменьшение спроса, оптовые отпускные цены растут почти каждый месяц.

«Если раньше бензин на атырауском заводе (Атырауский НПЗ – «Курсив») стоил 150 тысяч тенге за тонну, то сейчас тонна стоит 160 тысяч тенге. То есть на 10 тысяч тенге выросла цена», – пожаловался бизнесмен.

Такой расклад его удивляет:

«Во время пандемии, когда цена на нефть упала, российский бензин стоил 66 тенге за литр (оптовая цена). Но мы его не могли привезти, потому что запрет был на ввоз. А наш стоил тогда 130 тенге за литр».

По словам представителя сети, розничные цены на автозаправках поднимать не разрешают.

«Курсив» направил запросы в Министерство энергетики и национальную компанию «КазМунайГаз», которая контролирует все три крупные казахстанские НПЗ и является одним из крупных ресурсодержателей, чтобы выяснить, когда и по какой причине были подняты оптовые цены на бензин. На момент подготовки статьи ответы еще не были получены.

Председатель ассоциации «Жанар-Жагармай» (объединение владельцев АЗС) Кайыпбек Камбаров говорит, что сейчас, к примеру, в Туркестанской области мелким розничным продавцам ГСМ стало труднее развиваться. В основном из-за того, что большую часть (около 60%) продукции они закупают через посредников и по повышенной цене. В результате маржа получается очень маленькой. По его словам, из-за пандемии передвижение на транспорте снизилось на 30–40%, соответственно, упали доходы и розничных реализаторов горючего. В регионе на данный момент более 560 действующих АЗС.

В целом по Казахстану, по данным Комитета статистики МНЭ РК, на начало 2020 года работали более 3,9 тыс. автозаправочных станций, свыше 2 тыс. газовых АЗС и 15 автомобильных газонаполнительных компрессорных станций. В 2019 году на них в розницу было продано нефтепродуктов на сумму свыше 1,1 трлн тенге. В том числе бензина – на 706 млрд тенге, дизтоплива – на 357 млрд тенге, пропана-бутана –
на 77 млрд тенге. По талонам нефтепродуктов за прошлый год было реализовано на 334 млрд тенге.

Больше, чем вчера

Несмотря на общее падение спроса на топливо, по данным Комитета по статистике, за первое полугодие выпуск бензина по сравнению с аналогичным периодом прошлого года вырос на 7,1%, до свыше 2,1 млн тонн, сжиженного пропана и бутана – на 5,7%, до 1,3 млн тонн. Но более чем на 30% упало производство керосина.

Чтобы защитить отечественных производителей топлива, правительство недавно продлило до 1 сентября введенный ранее запрет на импорт бензина и дизтоплива из России, где последние два месяца, наоборот, наблюдается рост потребления и, соответственно, цен на нефтепродукты. По данным ценового агентства Argus, российские НПЗ, выполняя рекомендацию Минэнерго РФ, существенно нарастили производство автомобильного бензина в июне. Если 1 июня в сутки выпускалось 80,2 тыс. тонн бензина, то уже к 14 июня этот показатель повысился до 99,6 тыс. тонн, а 28 июня достиг 107,9 тыс. тонн. Хотя общий показатель по-прежнему немного меньше, чем было в аналогичный период прошлого года. Министерство энергетики и

Федеральная антимонопольная служба России предложили своему правительству рассмотреть возможность отмены запрета на импорт бензина и других нефтепродуктов, который был введен на срок до 1 октября этого года. Связано это «с восстановлением спроса на моторное топливо на уровень, близкий к уровню, который был до введения ограничительных мер в связи с коронавирусной инфекцией».

Некоторые казахстанские эксперты считают, что рост спроса на топливо и отмена запрета на импорт в России могут привести к росту цен на бензин в Казахстане. Они полагают, что казахстанские ресурсодержатели начнут экспортировать горючее в более выгодный с экономической точки зрения рынок. Однако, как выяснилось, республика не обладает большими возможностями, чтобы удовлетворить потребности соседней страны. В первую очередь это связано с качеством казахстанского бензина.

На вопрос, может ли Россия снять запрет на импорт бензина и начать вывоз топлива из Казахстана, редактор изданий «Argus Рынок Каспия» и «Argus Транспорт Каспия» Рауф Гусейнов ответил, что «да», это возможно.

«Такое раньше происходило, когда казахстанский бензин поставлялся именно на внутренний рынок России. В основном поставлялся бензин пятого класса (К5), с завода «Конденсат» из Западно-Казахстанской области», – сообщил он.

Однако в России возможна реализация топлива не ниже пятого класса.

«Поэтому количество предложений из Казахстана может быть ограниченным. Для казахстанских поставщиков топлива приоритетным направлением являются все же не Россия, а страны Центральной Азии, где они могут конкурировать с российскими производителями», – считает эксперт.

Другое дело, что экспорт неф­тепродуктов из Казахстана регулируется Министерством энергетики, ежемесячными графиками. По мнению Рауфа Гусейнова, казахстанское правительство в первую очередь заинтересовано в протекции внутреннего рынка, в полном обеспечении казахстанского потребителя, особенно дизельным топливом в преддверии уборочной кампании, которая, по сути, в августе уже начинается.

«На основании практики мы знаем, что все большие запасы, которые накапливаются в Казахстане зимой и летом, быстро расходуются в период посевной и уборочной кампаний (весна-осень). Потому что потребление в это время вырастает очень серьезными темпами», – поясняет эксперт.

По его словам, сейчас республика не экспортирует дизтопливо. В преддверии сезона экспорта дизеля не будет вовсе либо он будет очень ограниченным. Правительство не будет рисковать и открывать экспорт на фоне роста внутреннего потребления.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

qazexpocongresskz.jpg