Перейти к основному содержанию

Казахстан может озеленить энергетику наполовину раньше 2050 года

Темпы удешевления зеленой энергии делают ее все более привлекательной

Фото: Shutterstock.com

Казахстан может достичь доли возобновляемых источников энергии в общем объеме генерации в 50% раньше запланированного 2050 года, считает председатель Ассоциации возобновляемой энергии Казахстана Арман Кашкинбеков.

«Задача к 2050 году 50% – она кажется для большинства людей целью амбициозной, но, мне кажется, она будет выполнена… я считаю, что 50% будут достигнуты даже быстрее», – сказал Кашкинбеков в ходе онлайн-конференции.

Он напомнил, что в Казахстане ставится задача довести долю ВИЭ в общей генерации с нынешних 1,3% до 3% в 2020 году и до 50% к 2050-му. То, что эта задача выполнима, по его мнению, связано с удешевлением проектов строительства ВИЭ и, как следствие, удешевлением вырабатываемой на них электроэнергии.

«Пилотный проект наш – «Бурное» – солнечная станция, обошлась примерно где-то плюс-минус в $210 млн долларов под ключ, с нуля. Станция последняя такой же мощности – 100 мВт – на Капшагае, сейчас обошлась под ключ в $70 млн: здесь, на Капшагае, под Алматы, станция стала в три раза дешевле, чем ее соседка в Жамбыле», – отметил эксперт.

По его данным, те же тенденции снижения стоимости строительства наблюдаются и в ветро-, и в гидроэнергетике, но там снижение стоимости происходит более медленными темпами. При этом, считает Кашкинбеков, Казахстану предстоит путь от угля к газификации, которая станет перевалочным пунктом перед превалированием ВИЭ в генерации.

«Этот путь прошла, кстати, Европа. И теперь они отказываются от газа, говорят, потому что это не голубое чистое топливо – там есть выбросы при сжигании, давайте ставить упор на ВИЭ и на батареи. А мы еще идем по пути газификации, я считаю, это правильно, потому что газ достаточно дешевый, экологичный, он может стать в содружестве с энергией ВИЭ тем решением на будущее для энергетики Казахстана», – отметил эксперт.

Как сообщал в июне этого года министр энергетики Казахстана Канат Бозумбаев, в стране в 2014 году было введено в эксплуатацию 35 объектов ВИЭ установленной мощностью 177 МВт, по итогам прошлого года в стране было 67 действующих станций альтернативной энергетики суммарной мощностью 531 МВт.

Из них мощность гидроэлектростанций составляла 200,25 МВт, ветроэнергетика давала 121,45 МВт, солнечные станции – 209 МВт, биогазовые установки – 0,35 МВт. По итогам прошлого года выработка электроэнергии объектами ВИЭ составила 1,35 млрд кВт/ч.

С начала 2019 года в стране введено семь объектов ВИЭ установленной мощностью 147,6 МВт, на текущий момент в Казахстане имеется 74 действующих объекта ВИЭ суммарной мощностью 678,6 МВт, ожидается, что к концу 2019 года установленная мощность ВИЭ в республике составит 915 МВт.

banner_wsj.gif

820 просмотров

Падение нефтяных цен не помогло производителям бензина

В мире продолжает снижаться спрос на транспортное топливо

Фото: Pixabay

Основные дивиденды от рекордных скидок на нефть, которые предлагают производители сырья, должны были получить нефтеперерабатывающие заводы. Однако из-за пандемии коронавируса упал спрос и на нефтепродукты. Многие заводы в США, Европе и Азии вынуждены сокращать или останавливать производство.

Сводки о состоянии рынка нефти и нефтепродуктов меняются каждый день, и они все более пессимистичны. Если в начале марта Международное энергетическое агентство прогнозировало падение спроса на нефть в мире в годовом исчислении на 90 тыс. баррелей в стуки, то уже к концу месяца прогноз обновился и теперь речь идет о сокращении суточного потребления углеводородного сырья во втором квартале на 20 млн баррелей, что составляет около 20% мирового спроса.

Бензин

Китай, на долю которого приходилось более 80% роста мирового спроса на нефть в прошлом году, в январе этого года снизил ее потребление на 20% или примерно на 3 млн баррелей в сутки. Спрос на сырье упал из-за снижения потребления топлива авиа- и автотранспортом на фоне эпидемии COVID-19 и принятых карантинных мер. По итогам первого квартала в этой стране потребление бензина и дизельного топлива сократилось на 30%, а авиакеросина – на 47%.

В Европе, куда коронавирус добрался в конце февраля, спрос на энергоресурсы начал стремительно падать ближе ко второй половине марта, когда во многих странах был введен режим карантина и сократился объем авиационных и автомобильных перевозок.

В условиях снижения потребления горючего европейские производители вынуждены не только сокращать выпуск продукции, но где-то даже останавливать производство. 18 марта британский производитель нефтепродуктов Petroineos из-за падения спроса на продукцию отключил одну из трех установок первичной переработки нефти на своем нефтеперерабатывающем заводе (НПЗ) мощностью 210 тыс. баррелей в сутки в шотландском городе Гранджемут.

Опасаясь распространения коронавируса, Total приостановила проведение ремонта НПЗ мощностью 105 тыс. баррелей в сутки во французском Фейзене. Ремонтные работы начались в середине февраля, а завершить их планировалось в конце апреля.

Приостановили или снизили объем производства из-за снижения спроса несколько НПЗ в Италии, Испании и Швейцарии.

В США, где цены на бензин напрямую зависят от биржевых котировок на нефть, в середине марта стоимость автомобильного топлива упала почти в два раза, но уже к концу месяца на 10% снизилось и потребление нефтепродуктов. В связи с низким спросом, приведшим к росту запасов и заполнению резервуаров, американская нефтегазовая компания ExxonMobil приняла решение сократить более чем на 60 тыс. баррелей в сутки объемы производства на своем нефтеперерабатывающем заводе в Батон-Руж в США.

В Rystad Energy считают, что общий мировой спрос на автомобильное топливо в этом году снизится на 5,5%, или 2,6 млн баррелей в сутки в годовом исчислении. В 2019 году общемировое ежесуточное потребление этого продукта, по оценке компании, составляло 49,7 млн баррелей.

Керосин

Аналитики прогнозируют падение спроса и на авиационное топливо – на 26% в 2020 году. В прошлом году мировое ежесуточное потребление реактивного топлива составляло около 7,2 млн баррелей. Не исключено, что во втором квартале спрос на керосин упадет до 70%, опять же вследствие снижения авиаперевозок из-за пандемии COVID-19.

Британская компания International Consolidated Airlines Group (владеет долями в авиакомпаниях в Великобритании, Испании и Ирландии), которая имеет в своем парке более 570 самолетов, в апреле и мае сократит пропускную способность, как минимум, на 75%. За этот же период ирландская Ryanair, крупнейшая бюджетная авиакомпания в Европе, планирует сократить на 80% количество перевозимых пассажиров.

Запрет авиасообщения между Европой и США, объявленный 11 марта из-за пандемии коронавируса, еще больше ударит по авиационной отрасли. В результате многие авиакомпании могут столкнуться с большим сокращением доходов, а многие из некоммерческих маршрутов, вероятно, будут закрыты, предполагают эксперты.

Тем не менее, по оценке исследовательской компании Rystad Energy, пик падения спроса на энергоресурсы еще не пройден. То, что происходило с потреблением топлива в Китае, с задержкой в один месяц будет происходить сперва в Европе, потом в США, а далее в Японии, Южной Корее, Индии и Юго-Восточной Азии.

26 марта во время видеоконференции глава Международного энергетического агентства Фатих Бироль заявил, что до конца года из-за пандемии коронавируса мировой спрос на нефть может упасть на 20% или на 20 млн баррелей в сутки. По его словам, сегодня из-за карантина три миллиарда людей не могут передвигаться и пользоваться транспортом. При том, что 60% из 100 млн баррелей ежедневного спроса на нефть уходят на топливо для транспорта.

Напомним, что цены на нефть на мировом рынке, которые постепенно снижались с начала года, резко обвалились после 6 марта, когда страны-экспортеры нефти не смогли договориться о продлении сделки по сокращению добычи нефти. По данным на 1 апреля, стоимость нефти марки Brent упала более чем в два раза по сравнению с ценами на начало года и составила $24,98 за баррель.

Эпидемия коронавируса началась в Китае. Впервые вирус был обнаружен в конце декабря 2019 года у жителей города Ухань провинции Хубэй.

11 марта Всемирная организация здравоохранения объявила пандемию нового коронавируса – COVID-19. По данным на утро 4 апреля в мире зарегистрировано 1 100 283 больных коронавирусом, 226 669 – вылечившихся от этой болезни и 58 929 – погибших.

banner_wsj.gif

drweb_ESS_kursiv.gif