Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


1 просмотр

Финансирование «зеленых» проектов: опыт Китая и глобальные планы ООН

Что мешает реализации такой стратегии в Казахстане

Фото: Shutterstock / A. and I. Kruk

В соседнем Китае государство подталкивает банки к финансированию «зеленых» проектов и проектов по повышению энергоэффективности регуляторными мерами.

Недоступность заемных средств – одна из основных причин, почему «зеленые» проекты в РК так и остаются в стадии проектов. Те, которые реализуются, в большинстве случаев используют деньги институтов развития, а если берут кредиты в банках, то при условии субсидирования процентной ставки. 

Главное – привлечь инвестора

Например, субсидии на удешевление на 10% банковской ставки по кредитам при реализации энергоэффективных и энергосберегающих проектов в Казахстане сейчас выделяются по программе «Устойчивые города для низкоуглеродного развития», финансирование идет за счет грантов Программы развития ООН. На стандартных банковских условиях инвесторы практически не идут в проекты по повышению энергоэффективности, особенно если речь идет о ЖКХ, модернизации тепло- и водоснабжения жилых домов. 

Программа субсидирования процентной ставки по кредитам на повышение энергоэффективности от ПРООН будет продолжаться до 2021 года, на нее выделено $3 млн. На эти деньги, говорит координатор проектов ПРООН в Казахстане Александр Белый, весь жилой фонд Казахстана не модернизируешь. Расчет, скорее, на то, что реализованные кейсы по повышению энергоэффективности подтолкнут к появлению в стране рынка энергосервисных компаний, которые будут зарабатывать не на продаже оборудования и технологий, а на их дальнейшем обслуживании.

Схема работы энергосервисной компании: вложился в модернизацию жилого дома или производственного объекта сейчас, а потом годами возвращаешь свои деньги за счет сокращения затрат на эксплуатацию. Чтобы энергосервисные компании в РК стали явлением массовым, ПРООН сейчас пытается убедить банки в том, что подобного рода заемщиков нельзя рассматривать на общих основаниях. «Казахстанские банки только учатся участвовать в такого рода проектах и нуждаются в некотором обучении для принятия решений по таким проектам. И мы сейчас сосредоточены на проведении обучающих тренингов для инвесторов и банков в вопросе продвижения таких проектов», – сообщил национальный координатор ПРООН.

Драконовское озеленение кредитов

В соседнем Китае вопрос кредитования «зеленых» проектов решен регуляторно, поделился директор исследовательского центра по развитию зеленых финансов Университета Цинхуа Ма Джун. «У нас на ежеквартальной основе Центробанк требует отчетность от банков по «зеленому» финансированию. Одновременно банки обязаны подавать отчетность об экологическом и экономическом эффектах от реализации финансируемых ими проектов. Таким образом, они должны досконально знать всю подноготную этих проектов не только на стадии финансирования, но и на стадии эксплуатации», – рассказал Джун в интервью «Курсиву». По словам эксперта, в настоящее время «зеленое» финансирование включено в общую оценку состояния банка: чем больше «зеленых» проектов банк финансирует, тем выше его оценка и тем ниже ставка, по которой этот банк привлекает займы от государства. 

Одновременно регулируется кредитование экологически рискованных областей «коричневой» экономики. Существует перечень высокоуглеродных секторов, в отношении которых установлены пределы либо по объему их финансирования, либо по доле таких кредитов в портфеле банка. «С каждым годом эти лимиты сокращаются, невыполнение этих требований влечет за собой штрафные санкции, которые делают бессмысленным финансирование таких проектов сверх установленного лимита: банк, который профинансирует строительство угольной ТЭЦ, просто будет работать на государство, – поясняет Джун. – В результате банки сосредоточиваются на «зеленых» проектах, разрабатывая для них новые продукты самостоятельно. Фактически у банков не остается выбора, кроме как уходить в эту сферу, причем даже на уровне потребительских займов. Например, условия кредита, выданного на покупку «зеленого» холодильника, должны быть выгоднее, чем на покупку обычного».

Весь мир свернет на тропу дракона

22 сентября ООН планирует подписать соглашение с 126 ведущими банками мира, которое должно заложить принципы культуры ответственного банкинга. «Зеленое» финансирование в этом документе тоже упомянуто, говорит координационный менеджер финансовой инициативы ПРООН по окружающей среде Юки Ясуи. «Мы собираемся создавать культуру ответственного банкинга. Первый такой набор принципов будет подписан банками, которые аккумулируют почти треть финансовых активов мира. Это достаточно большое сообщество, включая крупнейшие китайские, американские, европейские и азиатские банки», – отмечает Ясуи.

По словам эксперта ПРООН, пример Китая, который добился значительных успехов в развитии финансовой подпитки «зеленой» экономики, выглядит вдохновляюще и может стать прототипом глобального подхода к развитию «зеленого» кредитования. Одной из мер, которой банки будут стимулировать к переходу на «зеленую» сторону, может стать доступ к международным источникам. «Международные институты, такие как АБР и ЕБРР, также уже интересуются «зеленой» составляющей в деятельности банков той или иной страны, и доступ к международным финансам в скором времени будет также зависеть от «зеленой» составляющей в банковских портфелях», – утверждает Ясуи.


1916 просмотров

Может ли казахстанская нефть быть прозрачной

Что такое инициатива прозрачности добывающих отраслей и почему общество должно задавать правительству неудобные вопросы

Фото: Shutterstock/PhotoStock10

26 сентября в Нур-Султане прошла 10-я Нацио­нальная конференция Инициативы прозрачности добывающих отраслей (ИПДО). ИПДО – это общемировой стандарт надлежащего управления нефтяными, газовыми и минеральными ресурсами. Мария Лобачева, модератор диалоговой площадки объединений НПО по ИПДО, в интервью «Курсиву» рассказывает, что дает Казахстану участие в этой инициативе.

– Казахстан заявил о присо­единении к глобальной Инициативе прозрачности в добывающих отраслях в июне 2005 года, спустя всего три года после ее учреждения. Чем продиктован был, на Ваш взгляд, этот шаг: искренним стремлением искоренить коррупцию в сфере недропользования, данью моде или чем-то другим?

– Присоединению Казахстана предшествовала почти годовая кампания НПО. В 2004 году НПО объединились в коалицию «Нефтяные доходы – под контроль общества!». Мы писали письма парламентариям, убеждая их в необходимости присоединения Казахстана к инициативе. Кампания сработала. Почему Казахстан присоединился? Скорее всего, была совокупность причин. Конечно, мы, как гражданское общество, ставили своей целью в первую очередь искоренение коррупции. Что касается правительства, вероятнее всего, это было стремление улучшить имидж в глазах международного сообщества, подчеркивающее стремление страны к прозрачности. 

Кроме того, это было и намерением привлечь инвестиции – инвесторы ценят, когда страна устанавливает одинаковые правила для всех участников рынка. 

– Какую информацию обязаны раскрывать государства и компании, присоединившиеся к ИПДО? Если, допустим, какая-то нефтегазовая компания сделала по просьбе правительства некие выплаты во внебюджетные фонды, эти цифры будут обнародованы?

– Изначально суть ИПДО состояла в том, чтобы раскрывать платежи недропользователей стране обеими сторонами – и плательщиками, и получателями – и проводить независимую сверку этих платежей. Сейчас помимо этого инициатива требует раскрывать гораздо больший объем информации. Например, доходы государства от транспортировки полезных ископаемых, дивиденды от компаний, в которых у государства есть доли собственности, информацию об объемах экспорта, о правилах и итогах распределения лицензий, о бартерных сделках, о доходах в натуральной форме, о социальных и квазифискальных расходах, о вкладе добывающего сектора в экономику государства. Все требования перечислены в стандарте ИПДО, в котором восемь разделов посвящено описанию требований. 

Насчет внебюджетных фондов: еще с 2015 года в отчеты ИПДО включена форма отчетности по расходам на социальное развитие и местную инфраструктуру, за исключением средств, перечисленных на КБК 206114. Кстати, появление кода платежа 206114 «Отчисления недропользователей на социально-экономическое развитие региона и развитие его инфраструктуры» стало результатом работы по ИПДО, когда НПО обратили внимание представителей правительства, что серьезные суммы идут не в бюджет, а во внебюджетные фонды, непрозрачные и неподотчетные. 

Согласно контрактным обязательствам недропользователи выделяют средства на социальное и инфраструктурное развитие регионов, в которых они ведут добычу. И теперь они могут перечислять эти средства в местный бюджет, а местное население может участвовать в бюджетном процессе.

Если вернуться к вопросу о внебюджетных фондах, то компании по-прежнему вправе перечислять деньги на инфраструктурное развитие не в бюджет, а напрямую подрядчику, например для строительства школы, а уже готовый объект передается местной власти. Эта информация раскрывается в отчетах ИПДО и недропользователями, и акиматами. Кроме отчетов ИПДО, информацию по каждой компании в отдельности можно посмотреть на портале Единой государственной системы управления недропользованием РК.

К сожалению, в некоторых областях по-прежнему используются фонды-посредники, например фонд «Парыз» в Восточно-Казахстанской области. И хотя в отчетах ИПДО указаны цели перечисления средств в этот фонд, сам фонд не отчитывается. 

– Основным документом инициативы является ежегодный национальный отчет. Кто его составляет? Кто аудирует? Как на сегодняшний день оценивается исполнение Казахстаном своих обязательств по ИПДО?

– Национальный отчет по ИПДО составляется так называемым независимым администратором. Это аудиторская компания, которая выбирается в ходе конкурса при проведении государственных закупок. Кодекс о недрах требует от компаний, чтобы они предоставляли отчетность, предусмотренную стандартом Инициативы прозрачности добывающих отраслей, подтвержденную аудитором. Данные получателей – государственных органов, получающих платежи от недропользователей, должны подтверждаться проверкой, проведенной в Министерстве финансов РК Счетным комитетом по каждому плательщику. 

К сожалению, это еще одна проблема, так как мы не каждый год имеем такое заключение Счетного комитета, и вопрос, проводил ли Счетный комитет проверку данных по каждому недропользователю, остается открытым.

13 августа началась повторная валидация Казахстана – оценка прогресса исполнения обязательств по ИПДО. Полтора года назад наш прогресс был назван значимым (meaningful), тогда как высшей оценкой является удовлетворительный прогресс (satisfactory). Прогресс по 13 требованиям был признан удовлетворительным, еще по 7 требованиям прогресс превышал необходимый, то есть по ним мы, можно сказать, добровольно взяли на себя повышенные обязательства. Но 9 требований не выполнили в достаточной мере, а по одному – квазифискальным расходам – прогресс назвали неудовлетворительным.

Казахстану дали рекомендации по 10 исправительным мерам, и сейчас оценивается, насколько мы их выполнили. 
Достаточно серьезной проблемой было раскрытие информации по требованиям, связанным с деятельностью государственных компаний – квазифискальных. Стандарт требует раскрытия не просто суммы дивидендов, а любых политик, правил и практик денежных отношений между государством и его дочерними компаниями. Учитывая, что между «дочками» «КазМунайГаза» и правительством имеются два посредника – сам «КазМунайГаз» и «Самрук-Казына», такие отношения очень сложны для понимания денежных потоков. А что касается квазифискальных расходов, похоже, здесь нет единого понимания таких расходов у правительства, компаний, НПО и независимого администратора. Такие расходы могут включать участие компаний в строительстве социальных объектов, как в свое время КМГ строил государственный музей. Они также включают недополученные компанией доходы, если она продает сырье по сниженным ценам на внутреннем рынке. Это очень важная для казахстанцев статья расходов компаний, ясность которой помогла бы нам понять, уходят ли деньги на сегодняшние имиджевые мероприятия или же способствуют развитию и оставляют какие-либо блага будущим поколениям.

Другие вопросы касаются поставок сырой нефти, доходов от транспортировки полезных ископаемых компанией КТЖ. Также валидатора волнует вопрос, может ли участвовать гражданское общество в процессе, насколько свободно мы можем обсуждать вопросы, связанные с процессом ИПДО, имеются ли какие-либо препятствия. Именно на этом вопросе мы заостряем внимание на национальной конференции по ИПДО.

– 17 июня 2019 года на Глобальной конференции ИПДО в Париже был утвержден новый стандарт ИПДО-2019, согласно которому страны-участницы (в число которых входит и Казахстан) обязаны полностью раскрывать положения контрактов на недропользование, заключенных с 1 января 2021 года. Как отреагировала казахстанская сторона на эту новацию? Будет ли это правило иметь, что называется, «обратную силу», то есть будут ли раскрыты положения контрактов, заключенных в 1990-х – начале 2000-х годов?

– Надо сразу сказать, что директор департамента недропользования МИИР, который также является национальным координатором по ИПДО в Казахстане, Руслан Баймишев входит в состав международного правления ИПДО. Он участвовал в обсуждении этого новшества и в принятии нового стандарта. Наше правительство было информировано о предполагаемых изменениях еще зимой, но заявлений с категорическим несогласием не последовало.

Вопрос раскрытия контрактов несколько раз поднимался представителями гражданского общества на заседаниях НСЗС, но каждый раз встречал отказ со стороны в первую очередь представителей «Казэнерджи». Поэтому есть опасения, что «обратной силы» не будет, хотя конечно, это вопрос активного обсуждения, и надеюсь, что на конференции участники уделят ему внимание. 

На конференции в Париже старший советник президента компании Total Стивен Дуглас отметил, что положение о конфиденциальности в контрактах осталось со старых времен и уже является неким анахронизмом. Необходимо задать себе вопрос, зачем до сих пор нужно это положение, чаще всего оно абсурдно. 

Хотелось бы надеяться, что нам удастся убедить и правительство, и компании раскрыть информацию об уже заключенных контрактах.
 

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Цифра дня

64-е
место
занял Казахстан по скорости фиксированного интернета в мире

Цитата дня

Популизм – это политика посредственности. Я не раздаю пустых обещаний. Я - человек конкретных дел. Я буду твердо проводить в жизнь свою программу реформ.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций