Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


948 просмотров

В Узбекистане повысятся цены на бензин и дизтопливо

Повышение цен на бензин было вызвано убытками в нефтяной отрасли

Фото: Shutterstock

С 15 августа 2019 года в Узбекистане вырастут цены на автобензин и дизельное топливо. Это предусмотрено постановлением кабинета министров страны «Об изменении цен и тарифов на топливно-энергетические ресурсы» от 30 июля.

Согласно документу, цена на автобензин марки АИ-80 вырастет с нынешних 4 тыс. сумов ($0,46 по текущему курсу ЦБ) до 4 500 сумов ($0,54) за литр.

Бензин марки Аи-91 будет реализовываться через биржевые торги. Сейчас розничная цена составляет 4 500 сумов ($0,54). В свою очередь, с указанной даты стоимость одного литра дизельного топлива составит 5 400 сумов ($0,63) против нынешних 4 800 сумов ($0,58). 

Правительство планирует компенсировать расходы на топливо отдельным категориям лиц. В частности, они могут рассчитывать на ежемесячную денежную компенсацию в размере 75 тыс. сумов ($8,6).

Напомним, что в последний раз стоимость бензина и дизельного топлива в Узбекистане повышались 16 ноября прошлого года, а до этого – в ноябре 2017 года. По сложившийся традиции, цены на автомобильное топливо Узбекистане повышается раз в год. 

В декабре 2017 года тогда еще первый заместитель министра экономики Мубин Мирзаев признал, что повышение цен на бензин было вызвано убытками в нефтяной отрасли. Тогда же сообщалось, что в дальнейшем цены на бензин в стране будут зависеть от мировых цен на нефть. Но тем не менее этого не произошло. До сегодняшнего дня изменение мировых цен на нефть никак не влияют на стоимость автомобильного топлива в Узбекистане. 

По данным открытых источников, в 2018 году в Узбекистане было произведено 1,14 млн тонн бензина (+3,7 % по сравнению с предыдущим годом). Своего топлива стране не хватает. Поэтому Узбекистан импортирует бензин из Казахстана и России. Чтобы как-то оживить рынок, правительство освободило импортируемое топливо от уплаты таможенных платежей до 2020 года. Кроме того, местные нефтеперерабатывающие заводы освобождены от уплаты налога на прибыль, с направлением высвобождаемых средств на модернизацию, техническое и технологическое перевооружение мощностей.

В настоящее время в Узбекистане действует три нефтеперерабатывающих завода – Бухарский, Ферганский и Алтыарыкский НПЗ. Однако мощности этих предприятий не загружены полностью из-за нехватки нефти.

В июне 2019 года стало известно, что Узбекистан и Казахстан планируют создать СП по переработке нефти, которая затем будет реализована в совместной сети автозаправочных станций. Отметим, что в Казахстане литр бензина марки АИ-95 стоит 169,3 тенге (около $0,43). Литр же дизельного топлива в этой стране обходится 193,6 тенге ($0,5). Для сравнения, в Узбекистане литр бензина марки АИ-95 местного производста стоит 7 200 сумов ($0,83). Литр дизельного топлива в Узбекистане стоит сейчас 5 400 сумов ($0,58).


1952 просмотра

Нефтяные гиганты делают ставку на пластик

Chevron и Exxon фокусируют внимание на нефтехимии, поскольку спрос на углеводородное топливо падает

Фото: Shutterstock

Большой нефти нужен большой пластик. Такие компании, как Chevron и Exxon Mobil, называют нефтяными гигантами не напрасно. Однако по мере того, как рынок нефти становится менее прибыльным, и спрос на нее ослабевает, компании переключают инвестиционные потоки на другие направления.

Еще недавно таким альтернативным направлением был природный газ, который по сравнению с нефтью является более экологически чистым видом топлива. Однако поскольку сланцевой нефти в США добывается все больше, теперь стоит задача повысить ее ценность. Иными словами, учитывая значительные запасы этого сырья в Северной Америке, инвестиции в нефтехимию просто неизбежны.

Ирония лишь в том, что усиливающиеся опасения по поводу загрязнения пластиком окружающей среды могут сыграть злую шутку со спросом на такую продукцию, точно так же, как ужесточившиеся экологические правила негативно повлияли на спрос на нефть. Тем не менее рынок новых нефтехимических заводов быстро развивается. И это огромный шаг вперед по сравнению с ситуацией десятилетней давности – тогда в США любые подобные инвестиции считались откровенной глупостью.

В начале и середине 2000-х годов добыча углеводородов в США была дорогостоящим процессом и спрос серьезно опережал предложение. Сегодня компании, работающие со сланцем, стремятся обеспечить достаточный денежный поток, чтобы сохранить темпы роста в условиях, когда глобальная рецессия мировой экономики вынудила различные авторитетные организации, включая Международное энергетическое агентство (IEA), понизить прогнозы по спросу на нефть в текущем году. В долгосрочной перспективе сдвиг в сторону экологически чистого топлива способен приблизить время, когда, как считают некоторые эксперты, спрос на нефть достигнет своего пика. Впрочем, пока рост производства практически полностью обеспечивает нефть с традиционных месторождений, поскольку сланцевая индустрия в США требует постоянных реинвестиций.

Это отражается и на доходах больших нефтяных компаний. Так, по данным FactSet, доходность Exxon на инвестированный капитал упала с 27% в 2012 году до менее 10% в прошлом году. Теперь нефтяные гиганты начинают равняться на производителей химической продукции. Например, показатель прибыльности на инвестированный капитал у корпорации BASF за последние пять лет составил 11%.

Смирившись с падением доходов, вертикально интегрированные нефтяные компании видят выход в развитии бизнеса, который когда-то для них был второстепенным. Только за последние два года объем капиталовложений Exxon в химический бизнес превысил $6 млрд, что более чем в 4 раза больше аналогичных показателей в 2003 и 2004 финансовых годах.

Не так давно Exxon и государственная нефтехимическая компания из Саудовской Аравии договорились о строительстве в Техасе крупнейшей в мире установки парового крекинга этана. Другая американская компания, Chevron Phillips Chemical Co., которой совместно владеют Chevron и Phillips 66, также подписала с Qatar Petroleum соглашение о строительстве завода на побережье Мексиканского залива.

И это лишь начало. По данным Американского химического совета, с 2010 года только в США было заявлено 334 новых химических проекта. Если этот тренд сохранится, то спрос на базовые химикаты к 2030 году вырастет примерно на 30% и почти на 60% – к 2050 году, говорится в сообщении IEA. По оценкам агентства Wood Mackenzie, на долю химической промышленности сегодня приходится менее 15% спроса на нефтепродукты. Однако с середины 2020-х годов, когда этот сегмент обгонит сферу транспорта, он продемонстрирует наибольший рост спроса.

Конечно, существуют и риски, в первую очередь – если продолжится экономический спад. Так, во II квартале понизился индекс Dow Inc., поскольку рост предложения на рынке опередил спрос. Сохраняются и экологические проблемы.

Власти ряда стран, от Китая и Индии до Канады, и штата Калифорния пытаются административными методами решить проблему загрязнения окружающей среды одноразовыми пакетами и упаковкой. Также серьезной экологической проблемой остается сжигание попутного газа на американских месторождениях.

Впрочем, от пластика пока никто не отказывается. Даже если прогнозы относительно спроса окажутся преувеличенными, успешные производители будут «отъедать» долю тех, чей бизнес окажется менее эффективным с точки зрения управления издержками.

В этом отношении американское побережье Мексиканского залива является наиболее подходящим местом. Здесь нефтегазовые компании научились из «лимона» в виде проблем с избытком сырья делать метафорический «лимонад», а также вполне реальные пластиковые бутылки, в которых продаются различные напитки.

Перевод с английского языка – Танат Кожманов

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Как вы провели или планируете провести отпуск этим летом?

Варианты

svadba.jpg

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций