Перейти к основному содержанию

1620 просмотров

В Узбекистане повысятся цены на бензин и дизтопливо

Повышение цен на бензин было вызвано убытками в нефтяной отрасли

Фото: Shutterstock

С 15 августа 2019 года в Узбекистане вырастут цены на автобензин и дизельное топливо. Это предусмотрено постановлением кабинета министров страны «Об изменении цен и тарифов на топливно-энергетические ресурсы» от 30 июля.

Согласно документу, цена на автобензин марки АИ-80 вырастет с нынешних 4 тыс. сумов ($0,46 по текущему курсу ЦБ) до 4 500 сумов ($0,54) за литр.

Бензин марки Аи-91 будет реализовываться через биржевые торги. Сейчас розничная цена составляет 4 500 сумов ($0,54). В свою очередь, с указанной даты стоимость одного литра дизельного топлива составит 5 400 сумов ($0,63) против нынешних 4 800 сумов ($0,58). 

Правительство планирует компенсировать расходы на топливо отдельным категориям лиц. В частности, они могут рассчитывать на ежемесячную денежную компенсацию в размере 75 тыс. сумов ($8,6).

Напомним, что в последний раз стоимость бензина и дизельного топлива в Узбекистане повышались 16 ноября прошлого года, а до этого – в ноябре 2017 года. По сложившийся традиции, цены на автомобильное топливо Узбекистане повышается раз в год. 

В декабре 2017 года тогда еще первый заместитель министра экономики Мубин Мирзаев признал, что повышение цен на бензин было вызвано убытками в нефтяной отрасли. Тогда же сообщалось, что в дальнейшем цены на бензин в стране будут зависеть от мировых цен на нефть. Но тем не менее этого не произошло. До сегодняшнего дня изменение мировых цен на нефть никак не влияют на стоимость автомобильного топлива в Узбекистане. 

По данным открытых источников, в 2018 году в Узбекистане было произведено 1,14 млн тонн бензина (+3,7 % по сравнению с предыдущим годом). Своего топлива стране не хватает. Поэтому Узбекистан импортирует бензин из Казахстана и России. Чтобы как-то оживить рынок, правительство освободило импортируемое топливо от уплаты таможенных платежей до 2020 года. Кроме того, местные нефтеперерабатывающие заводы освобождены от уплаты налога на прибыль, с направлением высвобождаемых средств на модернизацию, техническое и технологическое перевооружение мощностей.

В настоящее время в Узбекистане действует три нефтеперерабатывающих завода – Бухарский, Ферганский и Алтыарыкский НПЗ. Однако мощности этих предприятий не загружены полностью из-за нехватки нефти.

В июне 2019 года стало известно, что Узбекистан и Казахстан планируют создать СП по переработке нефти, которая затем будет реализована в совместной сети автозаправочных станций. Отметим, что в Казахстане литр бензина марки АИ-95 стоит 169,3 тенге (около $0,43). Литр же дизельного топлива в этой стране обходится 193,6 тенге ($0,5). Для сравнения, в Узбекистане литр бензина марки АИ-95 местного производста стоит 7 200 сумов ($0,83). Литр дизельного топлива в Узбекистане стоит сейчас 5 400 сумов ($0,58).

657 просмотров

МЭА прогнозирует рекордное снижение спроса на нефть в 2020 году

В связи с этим в Казахстане могут сократить объемы добычи

Фото: Shutterstock

Замедление экономики Китая из-за коронавируса в январе привело к падению спроса на нефть, а потом и снижению ее стоимости на 20%, или до $55 за баррель. ОПЕК призывает страны-производители сократить объемы добычи нефти, чтобы избежать переизбытка предложения и дальнейшего падения цен.

Вспышка коронавируса (Covid-19) в Китае и последовавшее за ней снижение экономической активности в этой стране оказали существенное влияние на спрос и цены на углеводородное сырье. Стоимость нефти марки Brent упала примерно на $10 за 1 баррель, или на 20%, до уровня ниже $55, сообщает Международное энергетическое агентство (МЭА) в своем февральском отчете. Еще до эпидемии вируса рынок был обеспокоен переизбытком предложения в 1 млн баррелей в сутки, которое прогнозировалось в первой половине 2020 года из-за продолжающегося роста добычи в США, Бразилии, Канаде и Норвегии. Даже угрозы безопасности поставок, например, из-за напряженностей в Ираке, падения добычи нефти в Ливии (из-за войны) на 1 млн баррелей в сутки и форс-мажорные обстоятельства, объявленные для некоторых нигерийских грузов, не повлияли на рост цен.

Ожидается, что в I квартале 2020 года спрос сократится на 435 тыс. баррелей в день, и это станет первым квартальным сокращением за последние 10 лет. Исходя из сложившейся ситуации, МЭА решило снизить прогноз роста спроса на нефть в 2020 году до 825 тыс. баррелей в день, самого низкого уровня с 2011 года.

«Эпидемия атипичной пневмонии, произошедшая в 2003 году, широко используется в качестве ориентира для анализа Covid-19, хотя Китай с тех пор сильно изменился», – поясняют эксперты агентства.

Если в 2003-м спрос на нефть в Поднебесной составлял 5,7 млн баррелей в сутки, то к 2019 году он вырос более чем в два раза – до 13,7 млн, что равнозначно 14% от общемирового объема потребления.

В прошлом году на долю этой страны пришлось более трех четвертей роста мирового спроса на нефть. 

Еще до кризиса Covid-19 прогнозировалось, что баланс спроса и предложения восстановится во второй половине текущего года. Этому должны были способствовать сокращения производства, осуществленные в начале года членами ОПЕК и странами-экспортерами нефти, не входящими в картель, а также ожидаемый рост спроса. Теперь же из-за влияния коронавируса, по мнению МЭА, производители (ОПЕК и другие страны) вынуждены будут принять решение о дополнительном сокращении добычи нефти на 0,6 млн баррелей в сутки в качестве чрезвычайной меры сверх 1,7 млн баррелей в сутки, которая действует до апреля 2020 года.

По итогам внеочередного заседания Объединенного технического комитета ОПЕК, прошедшего 4–6 февраля в Вене, картель предложил продлить срок действия соглашения до конца года. Рекомендации основаны на снижении спроса на нефть, которое произошло из-за эпидемии коронавируса. Министр энергетики Алжира и президент конференции ОПЕК Мохамед Аркаб отметил, что эпидемия оказывает негативное влияние на экономическую деятельность, особенно на транспорт, туризм и промышленность, в первую очередь в Китае, а также все чаще в азиатском регионе и постепенно в мире. Он считает, что корректировка объемов добычи в интересах всех стран-производителей нефти: как членов ОПЕК, так и стран, не входящих в организацию.

Напомним, что в рамках договоренностей с картелем нынешний уровень добычи нефти в Казахстане составляет 1,84 млн баррелей в сутки. В Министерстве энергетики РК не исключают, что этот объем может быть пересмотрен в сторону сокращения. Решение будет принято по итогам министерской встречи ОПЕК, которая состоится в конце февраля или начале марта этого года.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

drweb_ESS_kursiv.gif