Перейти к основному содержанию

В Казахстане наладили производство вагонов-термосов

Так завод-изготовитель пытается снизить зависимость от госзаказа

Фото автора

Машиностроители Северо-Казахстанской области освоили производство вагонов-термосов. На Петропавловском заводе тяжелого машиностроения надеются, что новая продукция будет пользоваться спросом и обеспечит регулярные заказы. Пока предприятие во многом зависит от закупок отечественных госкомпаний.

Успели занять нишу

Большинство железнодорожных вагонов-термосов, способных в течение длительного времени удерживать нужную для сохранения продукции температуру, были выпущены еще в ГДР в конце 80-х годов прошлого века. Они используются по сей день. Парк, несмотря на модернизацию, постепенно изнашивается, и рынок нуждается в новых изотермических вагонах. Так считают на Петропавловском заводе тяжелого машиностроения (АО «ПЗТМ»). Поскольку конкуренции на Евразийском пространстве в этом направлении попросту нет, вместе с партнерами – местной машиностроительной корпорацией «Cool infinity», решили нишу занять. Рассчитывают, что продукция привлечет внимание не только в России, но и в Китае и Европе. 

«Подобные вагоны уже нигде не выпускают. Они нужны для транспортировки скоропортящихся продуктов – мяса, фруктов, овощей и т. д. Задается температура и вагон ее сохраняет в течение недели. Как правило, этого времени достаточно для того, чтобы доставить продукты из одной точки в другую», – объяснил «Курсиву» начальник технологического отдела «ПЗТМ» Виталий Павлухин.

Сейчас у завода уже есть первый заказ на пять таких вагонов. Два готовых отправили к заказчику в Россию. Пока планируется производить до 50 единиц данной продукции в месяц, однако территория и производственные мощности позволяют увеличить объемы до 100-120 единиц. Во сколько обходится производство изотермических вагонов и по какой цене североказахстанский машиностроительный гигант их реализует, на предприятии раскрывать не стали.

Зиму пережить

АО «ПЗТМ» входит в структуру АО «НК «Казахстан инжиниринг», единственным акционером которого является «Фонд национального благосостояния «Самрук Казына». Помимо АО «ПЗТМ» там числятся, согласно официальному ресурсу «Казахстан инжиниринг», еще 23 организации – 13 дочерних, одна внучатая, три совместно контролируемых и шесть зависимых. Из петропавловских предприятий в состав холдинга также входят АО «Завод имени Кирова» и АО «Мунаймаш». На «ПЗТМ» в рамках заказов от отечественных госкомпаний производят оборудование для обслуживания нефтяных скважин, железнодорожную технику, изделия для оборонной промышленности и т.д.

По данным итогов социально-экономического развития СКО, в 2018 году завод выпустил продукции на 3,4 млн тенге, что на 44% меньше объемов, достигнутых в 2017 году. Причина – сократилось число заказов на нефтяное оборудование. В связи с запуском собственной разработки в компании надеются прийти к постоянной загруженности. 

«Мы системно первую часть года, в силу требований процедур по закупкам группы «Самрук-Казына», не так сильно загружены, поскольку там проводятся процедуры формирования бюджета, проведения тендеров. Это все занимает время. Сейчас в рамках реализации проекта по производству изотермического вагона предприятие будет загружено в том числе и зимой», – рассказал корреспонденту «Курсива» генеральный директор АО «Петропавловский завод тяжелого машиностроения» Вадим Шакшакбаев.

По его словам, на зимнее время года приходятся основные убытки завода – предприятие фактически стоит. А именно в этот период заметно вырастают объемы финансовых затрат на оплату коммунальных услуг.

«Это непростые месяцы для любого машиностроительного предприятия. Температура за окном до минус 30 градусов с ветром предполагает серьезные расходы по теплоснабжению и электроснабжению. Надеемся, что новое производство поможет сбалансировать экономику», – прокомментировал генеральный директор завода. 

В начале текущего года АО «ПЗТМ» было в списке отстающих в регионе по объемам производства. Первый квартал здесь закончили с низкими показателями. Изготовление машин для обслуживания нефтегазовых скважин упало более чем в 15 раз, по данным областного акимата. В целом, за первые четыре месяца 2019 производство в отрасли снизилось на 15,4%. НО «ПЗТМ», заверяет его руководитель, из кризиса выбрался. 

«Объем заказов в денежном эквиваленте у нас на сегодня на 30% больше, чем в прошлом году. Это только уже имеющиеся заказы, без учета вагонов-термосов», — рассказал Вадим Шакшакбаев. 

Нужны ли рынку «термосы»?

Впрочем, изотермические вагоны пытались собирать и в 2010 году на украинском заводе «Азовмаш». Однако, как отмечают в специализированном железнодорожном издании Гудок.RU, производство застопорилось. Главной причиной этого стала потеря железнодорожниками СНГ и стран Прибалтики рынка перевозок скоропортящихся грузов. Нишу заняли грузовые автомобили. Дошло до простоя имеющегося парка старых вагонов немецкого производства. На сайте издания приводится примерная стоимость вагона-термоса на то время. Она составляла порядка $125 тыс. по старому курсу.

Желание приобретать подвижные составы-термосы у «Азовмаша» перевозчики Украины и РФ тогда не выразили. После у предприятия начались тяжелые времена, заставившие приостановить деятельность. По данным 2019 года, опубликованным на сайте dsnews.ua, завод был признан банкротом, его имущество арестовано за долги. 

В АО «ПЗТМ», тем не менее, уверены, что до сих пор не решены вопросы качественной транспортировки скоропортящихся грузов, например, из Узбекистана в Россию. Потому и рассчитывают, что все планы будут реализованы, и проект действительно станет востребованным. Проблем со сборкой, говорит руководитель предприятия, также не должно возникнуть. Для большей части производственного процесса хватает собственных мощностей завода, а российские партнеры полностью поставляют все необходимое недостающее оборудование. 

banner_wsj.gif

Как пандемия коронавируса влияет на рынок газа в мире

И что могут выиграть простые потребители  

Фото: Shutterstock

Газовая отрасль, по сравнению с нефтяной, не так сильно пострадала от пандемии Covid-19. Спрос на газ остается устойчивым, поскольку его в основном используют для производства электроэнергии и в коммунально-бытовых целях. Нефть же, главным образом, является сырьем для выпуска транспортного топлива. Но и рынок газа не избежал снижения цен и уровня потребления газа. Этому способствовали сразу несколько факторов, среди которых аномально теплая зима в Европе, вспышка коронавируса в Азии и рост предложения со стороны производителей сжиженного попутного газа (СПГ). 

Экспорт просел 

Эпидемия коронавируса привела к снижению экономической активности и сокращению промышленного производства в Китае, что, соответственно, уменьшило потребление энергоресурсов. Только в январе потребление природного газа в этой стране сократилось на 31,6 млрд куб. м, что на 1% ниже показателя за январь прошлого года. Крупные китайские компании-импортеры углеводородного сырья объявили о форс-мажоре и попросили своих поставщиков отсрочить доставку ресурсов. Аналогичное послание от своего китайского партнера, компании PetroChina, в начале марта получил национальный оператор газа – КазТрансГаз (КТГ). В результате экспорт казахстанского газа в Китай был снижен на 25%. 

Тем не менее министр энергетики РК Нурлан Ногаев заявил, что «даже при этом сокращении у нас уровень транспортировки почти на том же уровне, который был в прошлом году». За 2019 год республика экспортировала в КНР около 7,5 млрд куб. м природного газа. В этом году планировала увеличить поставки до 10 млрд куб. м, что должно было принести стране $2 млрд валютной выручки. 

В прошлом году в Казахстане было произведено 33,1 млрд куб. м товарного газа, из них свыше 14 млрд было продано на внутреннем рынке, около 19,5 млрд - отправлено на экспорт (доля национального оператора составила чуть больше 8,8 млрд куб. м, что на 10% меньше по сравнению с предыдущим годом). 

В нацкомпании КазМунайГаз, чьим дочерним предприятием является КТГ, снижение экспортных объемов экспорта газа объясняют тем, что в России, Кыргызстане и Узбекистане уменьшили закупки казахстанского газа, сделав выбор в пользу других поставщиков. 

В то же время, благодаря увеличению средней стоимости – с $179 за 1 тыс. куб. м в 2018 году до $200 в 2019-м, общая выручка от продажи газа выросла на 13,6%, превысив 874 млрд тенге. При этом только на транспортировке газа КТГ заработал свыше 209 млрд тенге, рост составил почти 50%. 

В мире 

В глобальном масштабе сейчас обострилась борьба за рынки сбыта и ценообразование между крупными экспортерами природного газа и СПГ. На фоне замедления экономической активности из-за коронавируса в январе–феврале этого года темпы роста импорта сжиженного газа со стороны Китая снизились до 2,3%. Это произошло в том числе из-за увеличения внутреннего производство газа, а также потому что в период низких цен 2019 году китайские компании закупили 13 млн тонн СПГ. 

Индия, еще один крупный потребитель газа, в конце марта приняла меры для предотвращения распространения Covid-19 в стране - в результате местные компании объявили форс-мажор по своим обязательствам на закупку газа. Невостребованный в Азии товар производители сжиженного газа перенаправили в Европу, где уже в прошлом году наблюдался дисбаланс спроса и предложения, и стоимость газа упала более чем на 40%. Рост мирового предложения СПГ в 2019 году составил рекордные 13%, или 40 млн тонн. В 2020 году ожидается увеличение предложения сжиженного газа на 8,5%, или на 30 млн тонн. 

По итогам отопительного сезона 2019-2020 гг. запасы газа в европейских хранилищах достигли рекордно высоких уровней - около 57 млрд куб. м. При этом за первые два месяца этого года более чем на треть выросли объемы импорта СПГ. Предполагается, что к концу лета резервы в хранилищах вырастут до максимального уровня - около 103 млрд куб. м. На рынке может образоваться излишек газа в объеме 45 млрд куб. м, что безусловно будет оказывать давление на цены. 

Тем временем обилие предложения на рынке вынуждает производителей сокращать поставки. В 2019 году Норвегия уменьшила объем экспорта газа на 7,2 млрд куб. м. В январе и феврале этого года поставки были снижены до минимального уровня с 2015 года. 

Сократились поставки газа и из России. Если в 2019 году Газпрому удалось экспортировать около 200 млрд куб. м, то в марте этого года из-за обилия предложения на рынке и мягкой зимы в Европе компания снизила поставки на 18%. Резкое падение цен на мировом рынке газа, в том числе и в Европе, заставило Газпром пересмотреть предварительные прогнозы на 2020 год и снизить стоимость своего товара с $200 до $175 за 1 тыс. куб. м. При этом российская компания защищена долгосрочными контрактами и пока сохраняет долю на европейском рынке на уровне 36%. 

Однако основным поставщиком газа на европейском рынке, похоже, вскоре станут США, опередив Катар и Россию. В январе американские производители увеличили экспорт сжиженного газа в Европу почти на 97%. В феврале поставки выросли до рекордных 144 млн куб. м газа в сутки. 

Рекордный рост предложения на рынке газа в конечном счете приводит к рекордному снижению его стоимости. При этом текущие цены на мировом рынке газа едва покрывают операционные и транспортные расходы как американских газовых компаний, так и Газпрома. Международное рейтинговое агентство Fitch Ratings прогнозирует, что в ближайшие два года цены останутся на текущих низких уровнях. По мнению аналитиков агентства, в 2020 году стоимость газа на крупнейших европейских хабах Title Transfer Facility (TTF) и National Balancing Point снизится с $194,2 до $123,6 за 1 тыс. куб. м, а на американском Henry Hub – с $88,3 до $65,3 за 1 тыс. куб.м.

banner_wsj.gif

drweb_ESS_kursiv.gif