В Казахстане наладили производство вагонов-термосов

Так завод-изготовитель пытается снизить зависимость от госзаказа

Фото автора

Машиностроители Северо-Казахстанской области освоили производство вагонов-термосов. На Петропавловском заводе тяжелого машиностроения надеются, что новая продукция будет пользоваться спросом и обеспечит регулярные заказы. Пока предприятие во многом зависит от закупок отечественных госкомпаний.

Успели занять нишу

Большинство железнодорожных вагонов-термосов, способных в течение длительного времени удерживать нужную для сохранения продукции температуру, были выпущены еще в ГДР в конце 80-х годов прошлого века. Они используются по сей день. Парк, несмотря на модернизацию, постепенно изнашивается, и рынок нуждается в новых изотермических вагонах. Так считают на Петропавловском заводе тяжелого машиностроения (АО «ПЗТМ»). Поскольку конкуренции на Евразийском пространстве в этом направлении попросту нет, вместе с партнерами – местной машиностроительной корпорацией «Cool infinity», решили нишу занять. Рассчитывают, что продукция привлечет внимание не только в России, но и в Китае и Европе. 

«Подобные вагоны уже нигде не выпускают. Они нужны для транспортировки скоропортящихся продуктов – мяса, фруктов, овощей и т. д. Задается температура и вагон ее сохраняет в течение недели. Как правило, этого времени достаточно для того, чтобы доставить продукты из одной точки в другую», – объяснил «Курсиву» начальник технологического отдела «ПЗТМ» Виталий Павлухин.

Сейчас у завода уже есть первый заказ на пять таких вагонов. Два готовых отправили к заказчику в Россию. Пока планируется производить до 50 единиц данной продукции в месяц, однако территория и производственные мощности позволяют увеличить объемы до 100-120 единиц. Во сколько обходится производство изотермических вагонов и по какой цене североказахстанский машиностроительный гигант их реализует, на предприятии раскрывать не стали.

Зиму пережить

АО «ПЗТМ» входит в структуру АО «НК «Казахстан инжиниринг», единственным акционером которого является «Фонд национального благосостояния «Самрук Казына». Помимо АО «ПЗТМ» там числятся, согласно официальному ресурсу «Казахстан инжиниринг», еще 23 организации – 13 дочерних, одна внучатая, три совместно контролируемых и шесть зависимых. Из петропавловских предприятий в состав холдинга также входят АО «Завод имени Кирова» и АО «Мунаймаш». На «ПЗТМ» в рамках заказов от отечественных госкомпаний производят оборудование для обслуживания нефтяных скважин, железнодорожную технику, изделия для оборонной промышленности и т.д.

По данным итогов социально-экономического развития СКО, в 2018 году завод выпустил продукции на 3,4 млн тенге, что на 44% меньше объемов, достигнутых в 2017 году. Причина – сократилось число заказов на нефтяное оборудование. В связи с запуском собственной разработки в компании надеются прийти к постоянной загруженности. 

«Мы системно первую часть года, в силу требований процедур по закупкам группы «Самрук-Казына», не так сильно загружены, поскольку там проводятся процедуры формирования бюджета, проведения тендеров. Это все занимает время. Сейчас в рамках реализации проекта по производству изотермического вагона предприятие будет загружено в том числе и зимой», – рассказал корреспонденту «Курсива» генеральный директор АО «Петропавловский завод тяжелого машиностроения» Вадим Шакшакбаев.

По его словам, на зимнее время года приходятся основные убытки завода – предприятие фактически стоит. А именно в этот период заметно вырастают объемы финансовых затрат на оплату коммунальных услуг.

«Это непростые месяцы для любого машиностроительного предприятия. Температура за окном до минус 30 градусов с ветром предполагает серьезные расходы по теплоснабжению и электроснабжению. Надеемся, что новое производство поможет сбалансировать экономику», – прокомментировал генеральный директор завода. 

В начале текущего года АО «ПЗТМ» было в списке отстающих в регионе по объемам производства. Первый квартал здесь закончили с низкими показателями. Изготовление машин для обслуживания нефтегазовых скважин упало более чем в 15 раз, по данным областного акимата. В целом, за первые четыре месяца 2019 производство в отрасли снизилось на 15,4%. НО «ПЗТМ», заверяет его руководитель, из кризиса выбрался. 

«Объем заказов в денежном эквиваленте у нас на сегодня на 30% больше, чем в прошлом году. Это только уже имеющиеся заказы, без учета вагонов-термосов», — рассказал Вадим Шакшакбаев. 

Нужны ли рынку «термосы»?

Впрочем, изотермические вагоны пытались собирать и в 2010 году на украинском заводе «Азовмаш». Однако, как отмечают в специализированном железнодорожном издании Гудок.RU, производство застопорилось. Главной причиной этого стала потеря железнодорожниками СНГ и стран Прибалтики рынка перевозок скоропортящихся грузов. Нишу заняли грузовые автомобили. Дошло до простоя имеющегося парка старых вагонов немецкого производства. На сайте издания приводится примерная стоимость вагона-термоса на то время. Она составляла порядка $125 тыс. по старому курсу.

Желание приобретать подвижные составы-термосы у «Азовмаша» перевозчики Украины и РФ тогда не выразили. После у предприятия начались тяжелые времена, заставившие приостановить деятельность. По данным 2019 года, опубликованным на сайте dsnews.ua, завод был признан банкротом, его имущество арестовано за долги. 

В АО «ПЗТМ», тем не менее, уверены, что до сих пор не решены вопросы качественной транспортировки скоропортящихся грузов, например, из Узбекистана в Россию. Потому и рассчитывают, что все планы будут реализованы, и проект действительно станет востребованным. Проблем со сборкой, говорит руководитель предприятия, также не должно возникнуть. Для большей части производственного процесса хватает собственных мощностей завода, а российские партнеры полностью поставляют все необходимое недостающее оборудование. 

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

Цены на медь сигнализируют о глобальном росте мировой экономики

Инвесторы делают ставку на медь и тем самым раскручивают наиболее быстрое за последние годы ралли на рынке промышленных металлов

Фото: Feature China/Barcroft Media/Getty Images

Поскольку инвесторы активно вкладывают средства в активы, демонстрировавшие в последнее время хорошую динамику, фьючерсные контракты на медь ближайшего месяца поставки за 12 последовательных торговых сессий к прошлому понедельнику выросли в цене до $2,94 за фунт – максимальной отметки начиная с апреля 2019 года. Во вторник и среду цена немного упала. Тем не менее победная серия из 12 сессий стала самой длинной с конца 2017 года, когда радужные прогнозы в отношении мировой экономики и общая положительная ситуация также привели к росту цен.

Учитывая, что медь широко применяется в мировом производственном секторе и является критически важным элементом для изготовления практически всего – от смартфонов до жилья, многие аналитики используют стоимость этого металла в качестве экономического индикатора. В частности, цена на медь тесно связана с экономическим ростом Китая. Вторая по величине экономика мира потребляет практически половину добываемой в мире меди. Кроме того, последние данные указывают на то, что экономика Поднебесной восстанавливается намного быстрее, чем это ожидало большинство аналитиков, после того как в начале 2020 года производство в Китае было остановлено из-за коронавируса.

По сути, скачок меди в цене на 35% от минимальной отметки в марте – это часть более широкого роста цен на волатильные активы, что связано с желанием инвесторов и спекулянтов по всему миру использовать момент. Индекс Shanghai Composite недавно побил рекорд последних двух с половиной лет, технологический индекс Nasdaq Composite в последние дни также достиг рекордных отметок.

Прибыль от популярных инвестиций вроде вложений в производителя электромобилей Tesla Inc. в последнее время была особенно высокой, что только подчеркивает масштаб текущего ралли, которое так обескуражило скептиков.

«Это только один из множества рынков», – говорит Уилл Райнд, глава компании GraniteShares, управляющей индексным биржевым фондом стоимостью около $60 млн, в корзину товаров которого входит медь. «Не важно, медь это или акции Tesla, похоже, что в цене растет все», – отмечает он.

Хедж-фонды и другие спекулятивные инвесторы в течение трех недель подряд до 7 июля увеличивали чистые ставки на рост меди в цене, что обеспечило их рост до двухлетнего максимума, показывают данные Комиссии по торговле товарными фьючерсами.

WSJ Мировые запасы меди на биржах-1.jpg

Медь не единственный металл, который сигнализирует экономике о «бычьем» тренде. В последние недели трейдеры также постепенно повышают цены и на другие сырьевые товары, в частности на алюминий и олово.

Этот рост – настоящее благо для таких диверсифицированных добывающих компаний, как Rio Tinto PLC и BHP Group Ltd. Ранее спрос на их ключевые продукты был подорван пандемией коронавируса. Однако за последние три месяца акции этих компаний, как и компаний, добывающих медь, например Freeport-McMoRan Inc. и Southern Copper Corp., значительно выросли в цене.

Впрочем, спрос не единственный фактор, позитивно влияющий на текущий тренд. Аналитики также прогнозируют долгосрочный дефицит меди из-за катастрофически малых объемов инвестиций в новые рудники. Грозят сокращением производства и недавние вызванные коронавирусом сбои в работе шахт и нефтеперерабатывающих заводов в таких ключевых странах-производителях, как Чили. Другой потенциальной угрозой для поставок меди стала забастовка рабочих на чилийском руднике под управлением компании Antofagasta PLC, совладельцем которого является корпорация Barrick Gold. 

По словам Кристофера ЛаФемина, аналитика по металлургии и горнодобывающей промышленности инвестиционного банка Jefferies, с марта мировые запасы меди быстро сокращаются из-за ограниченности объемов добычи на некоторых шахтах и роста спроса. «Без значительного увеличения инвестиций в новые мощности рынок будет испытывать существенный дефицит, поскольку спрос продолжает расти», – сообщил он недавно в аналитической записке.

Тем не менее скептики считают, что цена на медь выросла слишком быстро, учитывая нестабильную перспективу спроса в большинстве западных стран. В текущем месяце по темпам роста медь опередила все другие циклические активы, также напрямую связанные с экономикой, например нефть и акции банков, и это дает некоторым аналитикам повод полагать, что рынок меди не сбалансирован.

Тем временем в Калифорнии, Техасе и Флориде число случаев заболевания коронавирусом продолжает расти, и это омрачает надежды на быстрое восстановление экономики США. Кроме того, совсем недавно президент Дональд Трамп охладил пыл тех, кто ожидает подписания «второй фазы» торгового соглашения между США и Китаем, и это в перспективе может ослабить международные торговые потоки и привести к падению спроса на медь.

И хотя в текущий момент медь растет в цене вопреки всем этим опасениям, некоторые трейдеры скептически относятся к тому, что устойчивый рост сохранится в будущем.

«Эта ситуация застала нас врасплох, – говорит Эдвард Меир, специализирующийся на металлах консультант брокерской фирмы ED&F Man Capital Markets. – И я был бы осторожнее с этим ралли».

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg