Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


814 просмотров

Машиностроители надеются на длинные деньги от государства

Соответствующее льготное финансирование будет выдавать Фонд развития промышленности

Фото: Shutterstock.com

Фонд развития промышленности, созданный согласно зарубежному опыту, сможет выдавать кредиты и финансировать лизинг под 1-4% годовых, сообщил глава Союза машиностроителей Казахстана Мейрам Пшембаев.

«Дорожной картой (развития машиностроения) предусмотрен пункт, инициирующий создание Фонда развития промышленности Республики Казахстан при министерстве индустрии и инфраструктурного развития. Следует отметить, что подобные фонды уже несколько лет успешно действуют в России, Беларуси, странах ОЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития). Эти фонды предоставляют займы по ставке 1-4% годовых на проекты лизинга, и процентная ставка на заем составляет 1%, на научно-технические разработки, увеличение производительности труда, увеличение инновационных продуктов», – сказал он на пресс-конференции 1 августа.

К примеру, по его словам, в России подобный фонд направляет свои средства на финансирование станкостроения, конверсии, транспортного машиностроения, судостроения, инноваций в авиастроении и так далее.

Пшембаев считает, что эффективность деятельности фонда будет обусловлена тем, что общая политика поддержки промышленности будет сконцентрирована в одних руках при министерстве.

«Будет проводиться четкий мониторинг. Это доступные процентные ставки, длинные деньги, поскольку машиностроение является капиталоемкой отраслью, создаст более благоприятные условия для отечественных предпринимателей внедрять и развивать новые проекты в машиностроении и в целом в обрабатывающем секторе промышленности», – пояснил он.

Пшембаев также прокомментировал обсуждавшиеся в последнее время в обществе вопросы по необходимости развития сельхозмашиностроения. По его мнению, развитие сельхозмашиностроения в Казахстане является приоритетной задачей для государства и в сегодняшней дорожной карте развития машиностроения оно находит особую для себя роль.

«Для него будут созданы все условия, чтобы дальше повышать локализацию на казахстанских предприятиях. У нас имеются десятки заводов в Казахстане, которые производят комбайны, тракторы, почвообрабатывающую технику, посевные комплексы, жатки, различное оборудование, которое необходимо для технологического процесса возделывания сельскохозяйственных культур. И локализация на некоторых предприятиях доходит до 100%, некоторых – 40%, некоторые предприятия находятся еще в фазе становления, но процесс этот идет, и он идет очень активно, и мы надеемся, что объем производства сельхозмашиностроения, который в прошлом году составил 27 млрд тенге, в рамках реализации дорожной карты развития машиностроения будет доведен как минимум до 60-70 млрд тенге», – сказал Пшембаев.

При этом в перспективе пяти-шести лет, если будут реализованы меры господдержки и бизнес выполнит взятые на себя обязательства, объемы производства сельхозтехники могут достичь 100 млрд тенге в год. Поэтому, полагает он, необходимо поддержать развитие сельхозмашиностроения.

«Мы должны поддерживать только отечественного производителя, поскольку у нас достаточно людей, ресурсов в аграрном секторе, потребителей данной продукции», – заявил спикер.

Вице-министр индустрии и инфраструктурного развития Аманияз Ержанов поддержал Пшембаева.

«На самом деле у нас есть скептики, которые говорят: зачем нам развивать сельскохозяйственное машиностроение, когда можно купить импортную технику у того же JohnDeer, Claas? Но Казахстан является аграрной страной, и развивать сельское хозяйство, не имея собственное сельхозмашиностроение, совершенно неправильно», – сказал он.

«Поэтому мы вместе с Союзом машиностроителей этот вопрос продвигаем, практически чуть ли не каждый день споря с нашими оппонентами из других общественных объединений, которые никакого отношения не имеют, например, к растениеводству. Когда они приводят аргументы, что якобы увеличится цена из-за того, что мы будем сельхозмашиностроение развивать, что увеличится цена на продукцию мясного или другого направления. Это тоже неправильный подход», – отметил вице-министр.

Ранее экс-министр сельского хозяйства, а ныне аким Туркестанской области Умирзак Шукеев назвал местных производителей сельхозтехники «мошенниками».

«Я всегда говорил, что нет у нас производства сельхозтехники. Привезли трактор или комбайн по частям, собрали здесь и еще льготы хотят от государства. Это мошенники, хотят заработать на фермере», – сказал он 25 июля во время встречи с аграриями Байдибекского района Туркестанской области.

В ответ на это 26 июля Союз машиностроителей Казахстана выразил недоумение высказыванием экс-главы МСХ. В СМК отметили, что данная информация не соответствует действительности и наносит урон не только репутации целой отрасли отечественных производителей, но и дискредитирует государственную политику индустриализации в целом.

«Еще большее недоумение вызывает тот факт, что в прошлом году, посещая завод АО «Агромашхолдинг», руководство минсельхоза, наоборот, отмечало высокую степень локализации и организацию производства», – напомнили в СМК.

И действительно, в августе 2018 года Шукеев в должности министра сельского хозяйства в ходе визита на АО «Агромашхоллдинг» похвалил предприятие, которое заявляло уже тогда об уровне локализации комбайнов в 60,4%.

«Мы удешевляем фактически на 52% для наших крестьян сельхозтехнику. Поэтому мы должны требовать локализацию от производителей. Как вы считаете? Будет контракт, и те ребята, которые просто привозят и собирают, в него не войдут. Мы будем все отслеживать, и работать только с теми, кто занимается реальным производством, такими, как Агромашхолдинг KZ», – сказал тогда Умирзак Шукеев.

По итогам первого полугодия 2019 года машиностроительные предприятия Казахстана произвели продукции на общую сумму 553 млрд тенге.

«В Казахстане производят целый спектр сельскохозяйственной техники. Лисаковское предприятие «Дон Мар» производит зерновые жатки, которые практически на 100% локализованы в РК. Костанайское предприятие «Агромашхолдинг» имеет 90% локализацию в производимых сеялках, свыше 40% в производимых комбайнах и до 100% в выпускаемых узлах и агрегатах», – сообщили в СМК.

В Союзе отметили, что предприятия подписали соглашение о промышленной сборке, которое налагает на сельхозмашиностроителей взаимные обязательства по локализации взамен на преференции. В случае невыполнения требований по локализации предприятия обязаны вернуть все полученные государственные преференции.


1510 просмотров

Что мешает газификации некоторых регионов Казахстана

Лишь половина жителей страны имеет доступ к «голубому» топливу

Фото: Sander van der Werf

В 2018 году в РК было добыто более 55 миллиардов кубометров «голубого» топлива. Однако лишь половина населения страны имеет доступ к газопроводам, несколько регионов до сих пор остаются негазифицированными. На карте присутствия нац­оператора «КазТрансГаз» не обозначены сети в Павлодаре, Петропавловске, Усть-Каменогорске, Семее, Караганде и других городах.

Надежды нет?

По самому реалистичному сценарию, рассчитанному в генеральной схеме газификации Казахстана до 2030 года, экологически неблагоприятные северные и восточные регионы страны могут быть обеспечены газом только благодаря объектам автономного газоснабжения. То есть через создание хранилищ сжиженного природного газа. Тянуть газопровод с запада или юга слишком затратно. Еще одна несбывшаяся мечта – подключение к будущему российскому газопроводу Барнаул – Рубцовск – Усть-Каменогорск. Оба проекта до сих пор так и остаются лишь на бумаге. 

Пять лет назад, когда составлялась данная схема, в правительстве сделали ставку на продолжение газификации запада, юга и центральной части страны. И если для Карагандинской и Акмолинской областей проблема почти решена благодаря революционному проекту строительства газопровода «Сарыарка», то для восточной части Казахстана вопрос газификации из-за нарастающих экологических проблем стоит все так же остро.

Малыми шагами

Например, в Восточном Казахстане из 15 районов четырех городов областного подчинения только Зайсанский район может похвастаться собственной сетью газопровода. Да и то лишь с прошлого года. В 2018 году власти наконец достроили внутрипоселковые сети, доставляющие газ от зайсанского газового месторождения Сарыбулак. По данным акима Зайсанского района Серика Актанова, в самом городе Зайсане газифицировано 90% зданий, еще в восьми селах к газопроводу подключили лишь 50% жителей. В этом году на строительство сетей в этих восьми аулах было выделено около 200 млн тенге. В ближайшее время необходимо еще 800 млн тенге.

Месторождение Сарыбулак было разведано и разработано силами и средствами иностранного инвестора ТОО «Тарбагатай Мунай» в рамках межправительственного казахстанско-китайского соглашения. Конечной контролирующей стороной является миллиардер из Урумчи Сан Гуансинь. 

Согласно меморандуму, заключенному в марте 2012 года, казахстанская сторона может оставлять на свои нужды 50% добытого в Зайсане газа (а это в перспективе более 2 млрд куб. м), остальную часть будут экспортировать в Китай. Однако, по данным из аудиторского отчета ТОО «Тарбагатай Мунай», 99% доходов компании приходились на одного покупателя. Практически весь добытый газ отправляется в КНР. Казахстан забирает только ту часть газа, которую готов доставить до потребителей.

Первоначально согласно планам зайсанский газ должны были подвести к 60 населенным пунктам Тарбагатайского, Зайсанского, Курчумского и Урджарского районов. В этих самых отдаленных от городов уголках цена на уголь достигает запредельных высот – 18–20 тыс. тенге за тонну. Самая главная причина, по которой казахстанская сторона не забирает свою долю газа, – отсутствие сетей. Третий год власти Восточного Казахстана не могут объявить конкурс на разработку проект­но-сметной документации для обеспечения газом нескольких районов области. Власти уверены: причина кроется в «Тарбагатай Мунай».

«Для того чтобы начать разработку ПСД для газификации Тарбагатайского района, нужны технические условия от «Тарбатагай Мунай». В управлении ЖКХ неоднократно писали им запросы – никакого ответа. Теперь направили запрос в прокуратуру, чтобы через надзорные органы заставить их дать техусловия. Без этого никакой разработки ПСД не может быть. До сих пор ни ответа ни привета. Я не знаю, как воздействовать на «Тарбагатай Мунай», – сообщила руководитель управления экономики и бюджетного планирования ВКО Сауле Улакова.

Безымянный_74.png

Свое сделали?

В свою очередь в ответе на запрос «Курсива» генеральный директор «Тарбагатай Мунай» Ван Дашань сообщил, что согласно межправительственному соглашению ТОО взяло на себя обязательство по строительству отводов до границы населенных пунктов, находящихся вдоль трассы газопровода Сарыбулак – Зимунай. 

В 2013 году компания построила автоматическую газораспределительную станцию близ Зайсана, подводящий газопровод до самого города и до девяти ближайших сел. Цена строительства превысила 1,3 млрд тенге. По данным Ван Дашаня, с 2015 года компания пыталась передать построенные объекты в госсобственность. Теперь АГРС и все газопроводы находятся на балансе районного отдела экономики и финансов и эксплуатируются «дочкой» нацоператора – АО «Интергаз Центральная Азия».

«Поэтому «Тарбагатай Мунай» не является компанией, ответственной за выдачу техусловий. По закону «О газе и газоснабжении» техусловия должны выдаваться газотранспортной либо газораспределительной организацией, эксплуатирующей сети. В данном случае такой организацией выступает «Интергаз Центральная Азия», – комментирует Ван Дашань.

Что касается того малого объема добытого метана, который остается казахстанской стороне, то, согласно информации гендиректора, на экспорт поставляется только та часть газа, которая не была реализована на внутреннем рынке. Такое положение регламентировано в том самом неправительственном соглашении. По условиям договора купли-продажи природного газа вопрос об увеличении объемов поставок является прерогативой казахстанской стороны.

Чтобы узнать, каковы результаты работы по газификации районов области, «Курсив» направил запрос в областное управление энергетики и ЖКХ. Однако пока ответа получить не удалось.
 

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Цифра дня

64-е
место
занял Казахстан по скорости фиксированного интернета в мире

Цитата дня

Популизм – это политика посредственности. Я не раздаю пустых обещаний. Я - человек конкретных дел. Я буду твердо проводить в жизнь свою программу реформ.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций