Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


653 просмотра

Машиностроители надеются на длинные деньги от государства

Соответствующее льготное финансирование будет выдавать Фонд развития промышленности

Фото: Shutterstock.com

Фонд развития промышленности, созданный согласно зарубежному опыту, сможет выдавать кредиты и финансировать лизинг под 1-4% годовых, сообщил глава Союза машиностроителей Казахстана Мейрам Пшембаев.

«Дорожной картой (развития машиностроения) предусмотрен пункт, инициирующий создание Фонда развития промышленности Республики Казахстан при министерстве индустрии и инфраструктурного развития. Следует отметить, что подобные фонды уже несколько лет успешно действуют в России, Беларуси, странах ОЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития). Эти фонды предоставляют займы по ставке 1-4% годовых на проекты лизинга, и процентная ставка на заем составляет 1%, на научно-технические разработки, увеличение производительности труда, увеличение инновационных продуктов», – сказал он на пресс-конференции 1 августа.

К примеру, по его словам, в России подобный фонд направляет свои средства на финансирование станкостроения, конверсии, транспортного машиностроения, судостроения, инноваций в авиастроении и так далее.

Пшембаев считает, что эффективность деятельности фонда будет обусловлена тем, что общая политика поддержки промышленности будет сконцентрирована в одних руках при министерстве.

«Будет проводиться четкий мониторинг. Это доступные процентные ставки, длинные деньги, поскольку машиностроение является капиталоемкой отраслью, создаст более благоприятные условия для отечественных предпринимателей внедрять и развивать новые проекты в машиностроении и в целом в обрабатывающем секторе промышленности», – пояснил он.

Пшембаев также прокомментировал обсуждавшиеся в последнее время в обществе вопросы по необходимости развития сельхозмашиностроения. По его мнению, развитие сельхозмашиностроения в Казахстане является приоритетной задачей для государства и в сегодняшней дорожной карте развития машиностроения оно находит особую для себя роль.

«Для него будут созданы все условия, чтобы дальше повышать локализацию на казахстанских предприятиях. У нас имеются десятки заводов в Казахстане, которые производят комбайны, тракторы, почвообрабатывающую технику, посевные комплексы, жатки, различное оборудование, которое необходимо для технологического процесса возделывания сельскохозяйственных культур. И локализация на некоторых предприятиях доходит до 100%, некоторых – 40%, некоторые предприятия находятся еще в фазе становления, но процесс этот идет, и он идет очень активно, и мы надеемся, что объем производства сельхозмашиностроения, который в прошлом году составил 27 млрд тенге, в рамках реализации дорожной карты развития машиностроения будет доведен как минимум до 60-70 млрд тенге», – сказал Пшембаев.

При этом в перспективе пяти-шести лет, если будут реализованы меры господдержки и бизнес выполнит взятые на себя обязательства, объемы производства сельхозтехники могут достичь 100 млрд тенге в год. Поэтому, полагает он, необходимо поддержать развитие сельхозмашиностроения.

«Мы должны поддерживать только отечественного производителя, поскольку у нас достаточно людей, ресурсов в аграрном секторе, потребителей данной продукции», – заявил спикер.

Вице-министр индустрии и инфраструктурного развития Аманияз Ержанов поддержал Пшембаева.

«На самом деле у нас есть скептики, которые говорят: зачем нам развивать сельскохозяйственное машиностроение, когда можно купить импортную технику у того же JohnDeer, Claas? Но Казахстан является аграрной страной, и развивать сельское хозяйство, не имея собственное сельхозмашиностроение, совершенно неправильно», – сказал он.

«Поэтому мы вместе с Союзом машиностроителей этот вопрос продвигаем, практически чуть ли не каждый день споря с нашими оппонентами из других общественных объединений, которые никакого отношения не имеют, например, к растениеводству. Когда они приводят аргументы, что якобы увеличится цена из-за того, что мы будем сельхозмашиностроение развивать, что увеличится цена на продукцию мясного или другого направления. Это тоже неправильный подход», – отметил вице-министр.

Ранее экс-министр сельского хозяйства, а ныне аким Туркестанской области Умирзак Шукеев назвал местных производителей сельхозтехники «мошенниками».

«Я всегда говорил, что нет у нас производства сельхозтехники. Привезли трактор или комбайн по частям, собрали здесь и еще льготы хотят от государства. Это мошенники, хотят заработать на фермере», – сказал он 25 июля во время встречи с аграриями Байдибекского района Туркестанской области.

В ответ на это 26 июля Союз машиностроителей Казахстана выразил недоумение высказыванием экс-главы МСХ. В СМК отметили, что данная информация не соответствует действительности и наносит урон не только репутации целой отрасли отечественных производителей, но и дискредитирует государственную политику индустриализации в целом.

«Еще большее недоумение вызывает тот факт, что в прошлом году, посещая завод АО «Агромашхолдинг», руководство минсельхоза, наоборот, отмечало высокую степень локализации и организацию производства», – напомнили в СМК.

И действительно, в августе 2018 года Шукеев в должности министра сельского хозяйства в ходе визита на АО «Агромашхоллдинг» похвалил предприятие, которое заявляло уже тогда об уровне локализации комбайнов в 60,4%.

«Мы удешевляем фактически на 52% для наших крестьян сельхозтехнику. Поэтому мы должны требовать локализацию от производителей. Как вы считаете? Будет контракт, и те ребята, которые просто привозят и собирают, в него не войдут. Мы будем все отслеживать, и работать только с теми, кто занимается реальным производством, такими, как Агромашхолдинг KZ», – сказал тогда Умирзак Шукеев.

По итогам первого полугодия 2019 года машиностроительные предприятия Казахстана произвели продукции на общую сумму 553 млрд тенге.

«В Казахстане производят целый спектр сельскохозяйственной техники. Лисаковское предприятие «Дон Мар» производит зерновые жатки, которые практически на 100% локализованы в РК. Костанайское предприятие «Агромашхолдинг» имеет 90% локализацию в производимых сеялках, свыше 40% в производимых комбайнах и до 100% в выпускаемых узлах и агрегатах», – сообщили в СМК.

В Союзе отметили, что предприятия подписали соглашение о промышленной сборке, которое налагает на сельхозмашиностроителей взаимные обязательства по локализации взамен на преференции. В случае невыполнения требований по локализации предприятия обязаны вернуть все полученные государственные преференции.


1952 просмотра

Нефтяные гиганты делают ставку на пластик

Chevron и Exxon фокусируют внимание на нефтехимии, поскольку спрос на углеводородное топливо падает

Фото: Shutterstock

Большой нефти нужен большой пластик. Такие компании, как Chevron и Exxon Mobil, называют нефтяными гигантами не напрасно. Однако по мере того, как рынок нефти становится менее прибыльным, и спрос на нее ослабевает, компании переключают инвестиционные потоки на другие направления.

Еще недавно таким альтернативным направлением был природный газ, который по сравнению с нефтью является более экологически чистым видом топлива. Однако поскольку сланцевой нефти в США добывается все больше, теперь стоит задача повысить ее ценность. Иными словами, учитывая значительные запасы этого сырья в Северной Америке, инвестиции в нефтехимию просто неизбежны.

Ирония лишь в том, что усиливающиеся опасения по поводу загрязнения пластиком окружающей среды могут сыграть злую шутку со спросом на такую продукцию, точно так же, как ужесточившиеся экологические правила негативно повлияли на спрос на нефть. Тем не менее рынок новых нефтехимических заводов быстро развивается. И это огромный шаг вперед по сравнению с ситуацией десятилетней давности – тогда в США любые подобные инвестиции считались откровенной глупостью.

В начале и середине 2000-х годов добыча углеводородов в США была дорогостоящим процессом и спрос серьезно опережал предложение. Сегодня компании, работающие со сланцем, стремятся обеспечить достаточный денежный поток, чтобы сохранить темпы роста в условиях, когда глобальная рецессия мировой экономики вынудила различные авторитетные организации, включая Международное энергетическое агентство (IEA), понизить прогнозы по спросу на нефть в текущем году. В долгосрочной перспективе сдвиг в сторону экологически чистого топлива способен приблизить время, когда, как считают некоторые эксперты, спрос на нефть достигнет своего пика. Впрочем, пока рост производства практически полностью обеспечивает нефть с традиционных месторождений, поскольку сланцевая индустрия в США требует постоянных реинвестиций.

Это отражается и на доходах больших нефтяных компаний. Так, по данным FactSet, доходность Exxon на инвестированный капитал упала с 27% в 2012 году до менее 10% в прошлом году. Теперь нефтяные гиганты начинают равняться на производителей химической продукции. Например, показатель прибыльности на инвестированный капитал у корпорации BASF за последние пять лет составил 11%.

Смирившись с падением доходов, вертикально интегрированные нефтяные компании видят выход в развитии бизнеса, который когда-то для них был второстепенным. Только за последние два года объем капиталовложений Exxon в химический бизнес превысил $6 млрд, что более чем в 4 раза больше аналогичных показателей в 2003 и 2004 финансовых годах.

Не так давно Exxon и государственная нефтехимическая компания из Саудовской Аравии договорились о строительстве в Техасе крупнейшей в мире установки парового крекинга этана. Другая американская компания, Chevron Phillips Chemical Co., которой совместно владеют Chevron и Phillips 66, также подписала с Qatar Petroleum соглашение о строительстве завода на побережье Мексиканского залива.

И это лишь начало. По данным Американского химического совета, с 2010 года только в США было заявлено 334 новых химических проекта. Если этот тренд сохранится, то спрос на базовые химикаты к 2030 году вырастет примерно на 30% и почти на 60% – к 2050 году, говорится в сообщении IEA. По оценкам агентства Wood Mackenzie, на долю химической промышленности сегодня приходится менее 15% спроса на нефтепродукты. Однако с середины 2020-х годов, когда этот сегмент обгонит сферу транспорта, он продемонстрирует наибольший рост спроса.

Конечно, существуют и риски, в первую очередь – если продолжится экономический спад. Так, во II квартале понизился индекс Dow Inc., поскольку рост предложения на рынке опередил спрос. Сохраняются и экологические проблемы.

Власти ряда стран, от Китая и Индии до Канады, и штата Калифорния пытаются административными методами решить проблему загрязнения окружающей среды одноразовыми пакетами и упаковкой. Также серьезной экологической проблемой остается сжигание попутного газа на американских месторождениях.

Впрочем, от пластика пока никто не отказывается. Даже если прогнозы относительно спроса окажутся преувеличенными, успешные производители будут «отъедать» долю тех, чей бизнес окажется менее эффективным с точки зрения управления издержками.

В этом отношении американское побережье Мексиканского залива является наиболее подходящим местом. Здесь нефтегазовые компании научились из «лимона» в виде проблем с избытком сырья делать метафорический «лимонад», а также вполне реальные пластиковые бутылки, в которых продаются различные напитки.

Перевод с английского языка – Танат Кожманов

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Как вы провели или планируете провести отпуск этим летом?

Варианты

svadba.jpg

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций