Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


535 просмотров

Мангистауские экологи требуют создания Центра по изучению проблем Каспийского моря

На сегодня в Казахстане нет ни одного института или центра, которые занимались бы проблемами Каспия

Фото: Shutterstock

Проблемы, связанные с Каспийским морем, поднимают ежегодно, однако дело с «мертвой точки» движется очень медленно. Между тем экологи утверждают, что, если не предпринять меры уже сейчас, то через десяток лет от уникального водоема останется лишь название.

Специалисты говорят о нескольких наиболее важных проблемах Каспия, при этом не выделяя ни главных, ни второстепенных. Российские ученые в отношении морской среды Каспийского моря определяют пять основных угроз: изменение климата, фрагментация и потеря среды обитания, чрезмерное использование рыбных запасов, загрязнение (в основном прибрежное), угрозы биоразнообразию, связанные с видами-вселенцами.

Загрязнение моря

Казахстан, как и Россия, является стороной Тегеранской конвенции по защите морской среды Каспийского моря от загрязнения. В 2011 году в Актау состоялось подписание всеми прикаспийскими странами первого из четырех протоколов к Конвенции. Он коснулся региональной готовности к реагированию и сотрудничеству в случае инцидентов, вызывающих загрязнение нефтью и нефтепродуктами. Протокол вступил в силу три года назад – это время потребовалось странам для того, чтобы привести в соответствие с взятыми на себя обязательствами национальные институциональные инструменты, обеспечивающие защиту морской среды от нефтяного загрязнения.

«В морскую среду поступает более 1000 химических соединений, включая токсичные, однако сырая нефть и нефтепродукты остаются приоритетными загрязнителями моря. Принято считать, что основными источниками поступления углеводородных соединений в воды Северного Каспия является транспортировка нефти и водный транспорт, естественное просачивание углеводородов со дна моря, промышленные сбросы, нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая морская индустрия», – рассказала ученый секретарь Федерального государственного бюджетного учреждения «Каспийский морской научно-исследовательский центр» (РФ) Елена Сангина.

Результаты многолетних мониторинговых наблюдений и гидрохимических анализов морских вод российской части Северного Каспия показывают тенденцию к повышению средней годовой концентрации нефтяных углеводородов – от 1,2 ПДК в 2013 г. до 4,6 ПДК в 2017 г. Между тем, средняя годовая концентрация фенолов продолжает уменьшаться – с 1,6 ПДК в 2014 г. до 0,9 ПДК в 2017 г. В целом, воды открытого моря на границе между Северным и Средним Каспием оцениваются учеными как «загрязненные».

Увеличение трафика сухогрузов, танкеров, перевалки нефти − все это ведет к огромной антропогенной нагрузке на Каспий.

«При этом никто не знает, что эти корабли делают в условиях открытого моря, потому что государственный мониторинг не ведется. Есть на сегодня аэрокосмическая съемка, но она малоэффективна. Потому что, если вдруг был зафиксирован какой-то разлив в море, но в момент съемки судна не было, то, соответственно, доказать что-то и предъявить претензии уже не к кому. При этом снимки расшифровываются по несколько дней, а в условиях моря течением все разносится, поэтому принять меры по локализации этого участка практически невозможно», -– говорит директор НПУ «Эко Мангистау» Кирилл Осин.

Каспийские крабы

Несколько лет назад в некоторые законодательные акты РК по вопросам транспорта были внесены изменения, которые касались запрета на сброс балластных вод с судов. Однако вопрос до сих пор стоит остро.

По словам экологов, суда, которые заходят в порты Каспия из других водоемов, сбрасывают свои балластные воды в море. А вместе с ними в воду попадают и различные чуждые этому уникальному водоему организмы, так называемые вселенцы. Несколько лет назад в море у побережья Актау невозможно было зайти – в воде были миллионы мнемиопсисов, внешне напоминающих медузу.

«Это чужеродный организм для Каспия, его никогда раньше не было, и он получил здесь благоприятные условия – теплая, малосоленая вода, отличная кормовая база, отсутствие естественного хищника, который бы его ел и регулировал бы его численность. Сейчас в нашей акватории он не встречается, но это не значит, что его нет, может, его стало меньше либо он мигрировал в другие части моря. Одно время, когда активно размножался мнемиопсис, звучали мнения, что это чуть ли не экологическая катастрофа для всего Каспия, потому что он может съесть всю кормовую базу, рыба начнет гибнуть, вслед за ней птицы и тюлени», – отмечает Кирилл Осин.

Сейчас в бухте Баутино, где расположена база поддержки морских операций, можно встретить и крабов. Специалисты говорят, что они вряд ли смогут достигнуть своих реальных величин в условиях Каспийского моря, но не исключено, что через несколько десятков лет в море может появиться и новый вид – «каспийский краб».

Осетру быть?

Каспий ранее включал в себя около 80% мировых запасов осетров. Но сейчас, несмотря на мораторий на вылов осетровых, принятый и продленный несколько странами Прикаспия, рыба продолжает нещадно уничтожаться браконьерами.

«Береговые службы, которые на сегодня уполномочены защищать биоресурсы Каспия, находятся в не лучшем положении, если у них и есть катера, то они явно уступают по скорости и техническим характеристикам тем судам, которые используют браконьеры. Это факт, и это надо признать, и Казахстану необходимо над этим работать», – добавляет независимый эколог.

Ледоколы идут – тюлени мрут

За последние несколько десятилетий численность каспийских тюленей сократилась в четыре раза, а за столетие – в 10 раз. Исследователи отмечают, что сокращаются и лежбища тюленей, в некоторых местах они исчезли совсем.

Как отмечает директор Института гидробиологии и экологии РК Миргалий Баймуканов, такая ситуация наблюдается по всей казахстанской части Каспия. Резкое снижение численности тюленей ученые связывают, прежде всего, с ростом браконьерства. Животные могли покинуть постоянное лежбище из-за шума моторных лодок, поставленных сетей, стрельбы из ружей и использования побережья островов в качестве базы для разделки рыб осетровых видов. Также среди причин исчезновения тюленей ученые особо выделяют влияние ледоколов. В Северном Каспии эти корабли проходят рядом с лежбищами, которые существуют на льдах в период размножения животных.

«Есть научные работы, доказывающие, что в этой части моря происходят столкновения ледоколов с лежбищами. Это ведет к прямой гибели тюленей, а также к разлучению щенков с матерью. Ведь если самка погибает, то без нее может погибнуть и детеныш. Это огромный фактор риска. Вообще, любой транспорт – будь то лодка или корабль – это сильный фактор беспокойства для тюленей. Т.е., именно влияние человека на сокращение численности этих животных является превалирующим», – считает Баймуканов.

Напомним, гибель тюленей в казахстанском секторе Каспия отмечалась за последние 20 лет не раз. Самый массовый мор был в 2000 году, когда на берег выкинуло тысячи туш мертвых животных. Весной 2006 года погибли более 300 тюленей – по версии специальной комиссии, наиболее вероятной причиной стала чума плотоядных. Еще через три года число погибших тюленей также исчислялось сотнями. Столько же их находили в последующие годы в разных местах вдоль побережья.

Чтоб в синем море не тонули корабли

Еще одной проблемой Каспия являются кладбища затонувших кораблей. В Северном Каспии оно расположено примерно в сорока километрах от берега. Пограничники называют эту территорию двухсотым районом, этот «бермудский треугольник» стараются обходить подальше. Кладбище кораблей образовалось здесь несколько десятков лет назад, когда вооруженные силы бывшего СССР проводили в этом месте тренировки ракетных кораблей – списанные суда служили мишенями. Какие-то из этих мишеней утонули, другие остались над водой. При этом никто не знает, какого рода этот металлический мусор и какие именно суда были когда-то затоплены.

«Корабли и катера имеют ограничение на вход в этот район, так как мы не можем рисковать жизнью и здоровьем наших людей. Главная опасность в том, что суда могут наткнуться на железные преграды, которые находятся под водой. Сейчас в этом районе более 30 судов, они расположены на участке в 1 кв. км. Мы уже давно просим нанести эту территорию на электронные карты, но пока этим никто не занимается», – говорят пограничники.

Мусорных островов пока нет

Конечно, такие острова из бытового мусора, которые есть в океанах, в Каспии вряд ли появятся, уверены казахстанские экологи. Но то, что уже сейчас существует реальная угроза загрязнения моря мусором именно такого рода, они не отрицают. НПУ «Эко Мангистау» почти 10 лет проводит в Мангистауской области акции по чистке побережья. Если раньше волонтеры с каждой такой чистки вывозили по пять-шесть двадцатитонных КАМазов – толщина мусорного слоя на побережье достигала двух метров, то теперь в среднем набирается по 200-300 мешков мусора.

«Я могу предположить, что 50 процентов этого мусора уже в воде, так как у нас очень частые ветры именно в сторону моря. И он никуда не девается, а остается в Каспии. Прежде всего, нужно повышать уровень сознательности наших горожан. Некоторые страны пришли к этому через повышение штрафов. Я считаю, что тот штраф, который есть сейчас в РК – а это 10 МРП, несоразмерен вреду, который наносится морю. Думаю, со временем размеры штрафов необходимо будет увеличить», – уверен Кирилл Осин.

Частично решить вопрос с бытовым мусором, по мнению Кирилла Осина, могла бы передача некоторых прибрежных участков в доверительное управление бизнесу. Однако пока акимат на такие меры не идет, ограничиваясь лишь запретом на купание в определенных местах. Проблема бытового мусора, как на побережье Каспия, так и в самом море, должна решаться системно, считает эколог.

«Это не должна быть головная боль только общественных организаций и волонтеров. Необходимо подключение всех уполномоченных государственных органов. Тем более сейчас, когда мы говорим о том, что Мангистау должен стать туристическим раем. А куда мы пригласим туристов – на загаженные пляжи и горы мусора на красивейших местах побережья?», – говорит Осин.

Актауские дайверы, к слову, настроены более оптимистично. Они говорят, что дно моря относительно чистое.

«Не скажу, что много мусора на дне, да, в каких-то местах, где люди чаще всего отдыхают, он есть. Но его мало. В основном, это пластик, стекло, пакеты», – рассказывает дайвер Алексей Оськин.

Вопрос о загрязнении Каспия бытовым мусором, к примеру, для Астраханской области стоит не настолько остро, как для других прикаспийских субъектов РФ и стран, т.к. основная часть населения сосредоточена на большом расстоянии от Каспийского моря и отделена от него особо охраняемыми природными территориями и водно-болотными угодьями.

Природные условия дельты реки Волги и режим особой охраны прибрежных территорий позволяют снижать воздействие бытового мусора на морскую среду Северного Каспия.

«В Астраханской области в соответствии с действующим российским законодательством в области обращения с отходами в феврале 2017 года компании ООО «ЭкоЦентр» присвоен статус регионального оператора в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами. Астраханская область вошла в пятерку первых российских регионов, где был запущен важный этап реформы системы обращения с отходами. Кроме того, население активно поддерживает инициативы властных структур и общественных организаций, направленных на повышение осведомленности общества о вреде одноразовой посуды и пластиковых бутылок», – говорит Елена Сангина.

Так, летом 2019 года в Астрахани прошли «Эко-пикники», участниками которых стали астраханцы-последователи разделения бытового мусора, те, кто избегает использования пластиковой посуды, полиэтиленовых пакетов и переходит на натуральные материалы и многоразовые емкости и сумки. Повышение такого рода осведомленности общества, по мнению российских специалистов, может способствовать снижению загрязнения морской среды бытовым и морским мусором.

«Россия для защиты морской и прибрежной среды, для охраны уникальной биоты Каспийского моря и достижения экологического устойчивого развития региона разработала, приняла и реализует Национальный проект «Экология» и федеральный проект «Чистая страна». На территориях прикаспийских субъектов РФ намечены определенные мероприятия по решению вопросов предотвращения и сокращения загрязнения морской и прибрежной среды Каспия, касающиеся снижения загрязнения твердыми бытовыми отходами, сохранения биоразнообразия Каспийского региона, экологической реабилитация водных объектов и оздоровления реки Волги», – добавила ученый секретарь ФГБУ «КаспМНИЦ».

Уровень Каспия

После многолетних исследований российские ученые пришли к выводу, что в 2019 году уровень моря может упасть примерно на 15-20 см от текущей отметки в связи с наблюдаемым потеплением климата.

«Интенсивное нарастание температур в бассейне Волго-Каспия в совокупности с малым количеством осадков в прибрежных регионах способно привести к отступлению Каспия. В долгосрочной перспективе есть вероятность того, что уровень моря может расти. Работа по коррекции прогнозов уровня Каспийского моря ведутся постоянно на основании данных мониторинга уровня моря», – отмечает Елена Сангина.

Необходим институт

Ответить на все вопросы относительно настоящего и будущего Каспия должны ученые, считают казахстанские экологи. Но в стране нет ни одного научно-исследовательского института, который занимался бы исключительно проблемами Каспийского моря. Попытки по его созданию, правда, были. Но не увенчались успехом.

«До 2012 года процесс шел, и даже практически было принято политическое решение по созданию такого центра либо института. Но в том же году были принят мораторий на создание каких-либо РГП, ГКП, поэтому идее не суждено было реализоваться», – говорит К.Осин.

Эколог считает, что такие моратории не должны быть догмой, и если есть необходимость в создании такого рода института, то необходимо делать исключения или отступления, прописать это в законе. Но пока вопрос о создании Центра по изучению Каспия в Казахстане не рассматривается.


1952 просмотра

Нефтяные гиганты делают ставку на пластик

Chevron и Exxon фокусируют внимание на нефтехимии, поскольку спрос на углеводородное топливо падает

Фото: Shutterstock

Большой нефти нужен большой пластик. Такие компании, как Chevron и Exxon Mobil, называют нефтяными гигантами не напрасно. Однако по мере того, как рынок нефти становится менее прибыльным, и спрос на нее ослабевает, компании переключают инвестиционные потоки на другие направления.

Еще недавно таким альтернативным направлением был природный газ, который по сравнению с нефтью является более экологически чистым видом топлива. Однако поскольку сланцевой нефти в США добывается все больше, теперь стоит задача повысить ее ценность. Иными словами, учитывая значительные запасы этого сырья в Северной Америке, инвестиции в нефтехимию просто неизбежны.

Ирония лишь в том, что усиливающиеся опасения по поводу загрязнения пластиком окружающей среды могут сыграть злую шутку со спросом на такую продукцию, точно так же, как ужесточившиеся экологические правила негативно повлияли на спрос на нефть. Тем не менее рынок новых нефтехимических заводов быстро развивается. И это огромный шаг вперед по сравнению с ситуацией десятилетней давности – тогда в США любые подобные инвестиции считались откровенной глупостью.

В начале и середине 2000-х годов добыча углеводородов в США была дорогостоящим процессом и спрос серьезно опережал предложение. Сегодня компании, работающие со сланцем, стремятся обеспечить достаточный денежный поток, чтобы сохранить темпы роста в условиях, когда глобальная рецессия мировой экономики вынудила различные авторитетные организации, включая Международное энергетическое агентство (IEA), понизить прогнозы по спросу на нефть в текущем году. В долгосрочной перспективе сдвиг в сторону экологически чистого топлива способен приблизить время, когда, как считают некоторые эксперты, спрос на нефть достигнет своего пика. Впрочем, пока рост производства практически полностью обеспечивает нефть с традиционных месторождений, поскольку сланцевая индустрия в США требует постоянных реинвестиций.

Это отражается и на доходах больших нефтяных компаний. Так, по данным FactSet, доходность Exxon на инвестированный капитал упала с 27% в 2012 году до менее 10% в прошлом году. Теперь нефтяные гиганты начинают равняться на производителей химической продукции. Например, показатель прибыльности на инвестированный капитал у корпорации BASF за последние пять лет составил 11%.

Смирившись с падением доходов, вертикально интегрированные нефтяные компании видят выход в развитии бизнеса, который когда-то для них был второстепенным. Только за последние два года объем капиталовложений Exxon в химический бизнес превысил $6 млрд, что более чем в 4 раза больше аналогичных показателей в 2003 и 2004 финансовых годах.

Не так давно Exxon и государственная нефтехимическая компания из Саудовской Аравии договорились о строительстве в Техасе крупнейшей в мире установки парового крекинга этана. Другая американская компания, Chevron Phillips Chemical Co., которой совместно владеют Chevron и Phillips 66, также подписала с Qatar Petroleum соглашение о строительстве завода на побережье Мексиканского залива.

И это лишь начало. По данным Американского химического совета, с 2010 года только в США было заявлено 334 новых химических проекта. Если этот тренд сохранится, то спрос на базовые химикаты к 2030 году вырастет примерно на 30% и почти на 60% – к 2050 году, говорится в сообщении IEA. По оценкам агентства Wood Mackenzie, на долю химической промышленности сегодня приходится менее 15% спроса на нефтепродукты. Однако с середины 2020-х годов, когда этот сегмент обгонит сферу транспорта, он продемонстрирует наибольший рост спроса.

Конечно, существуют и риски, в первую очередь – если продолжится экономический спад. Так, во II квартале понизился индекс Dow Inc., поскольку рост предложения на рынке опередил спрос. Сохраняются и экологические проблемы.

Власти ряда стран, от Китая и Индии до Канады, и штата Калифорния пытаются административными методами решить проблему загрязнения окружающей среды одноразовыми пакетами и упаковкой. Также серьезной экологической проблемой остается сжигание попутного газа на американских месторождениях.

Впрочем, от пластика пока никто не отказывается. Даже если прогнозы относительно спроса окажутся преувеличенными, успешные производители будут «отъедать» долю тех, чей бизнес окажется менее эффективным с точки зрения управления издержками.

В этом отношении американское побережье Мексиканского залива является наиболее подходящим местом. Здесь нефтегазовые компании научились из «лимона» в виде проблем с избытком сырья делать метафорический «лимонад», а также вполне реальные пластиковые бутылки, в которых продаются различные напитки.

Перевод с английского языка – Танат Кожманов

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Как вы провели или планируете провести отпуск этим летом?

Варианты

svadba.jpg

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций