Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


1069 просмотров

Мангистауские экологи требуют создания Центра по изучению проблем Каспийского моря

На сегодня в Казахстане нет ни одного института или центра, которые занимались бы проблемами Каспия

Фото: Shutterstock

Проблемы, связанные с Каспийским морем, поднимают ежегодно, однако дело с «мертвой точки» движется очень медленно. Между тем экологи утверждают, что, если не предпринять меры уже сейчас, то через десяток лет от уникального водоема останется лишь название.

Специалисты говорят о нескольких наиболее важных проблемах Каспия, при этом не выделяя ни главных, ни второстепенных. Российские ученые в отношении морской среды Каспийского моря определяют пять основных угроз: изменение климата, фрагментация и потеря среды обитания, чрезмерное использование рыбных запасов, загрязнение (в основном прибрежное), угрозы биоразнообразию, связанные с видами-вселенцами.

Загрязнение моря

Казахстан, как и Россия, является стороной Тегеранской конвенции по защите морской среды Каспийского моря от загрязнения. В 2011 году в Актау состоялось подписание всеми прикаспийскими странами первого из четырех протоколов к Конвенции. Он коснулся региональной готовности к реагированию и сотрудничеству в случае инцидентов, вызывающих загрязнение нефтью и нефтепродуктами. Протокол вступил в силу три года назад – это время потребовалось странам для того, чтобы привести в соответствие с взятыми на себя обязательствами национальные институциональные инструменты, обеспечивающие защиту морской среды от нефтяного загрязнения.

«В морскую среду поступает более 1000 химических соединений, включая токсичные, однако сырая нефть и нефтепродукты остаются приоритетными загрязнителями моря. Принято считать, что основными источниками поступления углеводородных соединений в воды Северного Каспия является транспортировка нефти и водный транспорт, естественное просачивание углеводородов со дна моря, промышленные сбросы, нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая морская индустрия», – рассказала ученый секретарь Федерального государственного бюджетного учреждения «Каспийский морской научно-исследовательский центр» (РФ) Елена Сангина.

Результаты многолетних мониторинговых наблюдений и гидрохимических анализов морских вод российской части Северного Каспия показывают тенденцию к повышению средней годовой концентрации нефтяных углеводородов – от 1,2 ПДК в 2013 г. до 4,6 ПДК в 2017 г. Между тем, средняя годовая концентрация фенолов продолжает уменьшаться – с 1,6 ПДК в 2014 г. до 0,9 ПДК в 2017 г. В целом, воды открытого моря на границе между Северным и Средним Каспием оцениваются учеными как «загрязненные».

Увеличение трафика сухогрузов, танкеров, перевалки нефти − все это ведет к огромной антропогенной нагрузке на Каспий.

«При этом никто не знает, что эти корабли делают в условиях открытого моря, потому что государственный мониторинг не ведется. Есть на сегодня аэрокосмическая съемка, но она малоэффективна. Потому что, если вдруг был зафиксирован какой-то разлив в море, но в момент съемки судна не было, то, соответственно, доказать что-то и предъявить претензии уже не к кому. При этом снимки расшифровываются по несколько дней, а в условиях моря течением все разносится, поэтому принять меры по локализации этого участка практически невозможно», -– говорит директор НПУ «Эко Мангистау» Кирилл Осин.

Каспийские крабы

Несколько лет назад в некоторые законодательные акты РК по вопросам транспорта были внесены изменения, которые касались запрета на сброс балластных вод с судов. Однако вопрос до сих пор стоит остро.

По словам экологов, суда, которые заходят в порты Каспия из других водоемов, сбрасывают свои балластные воды в море. А вместе с ними в воду попадают и различные чуждые этому уникальному водоему организмы, так называемые вселенцы. Несколько лет назад в море у побережья Актау невозможно было зайти – в воде были миллионы мнемиопсисов, внешне напоминающих медузу.

«Это чужеродный организм для Каспия, его никогда раньше не было, и он получил здесь благоприятные условия – теплая, малосоленая вода, отличная кормовая база, отсутствие естественного хищника, который бы его ел и регулировал бы его численность. Сейчас в нашей акватории он не встречается, но это не значит, что его нет, может, его стало меньше либо он мигрировал в другие части моря. Одно время, когда активно размножался мнемиопсис, звучали мнения, что это чуть ли не экологическая катастрофа для всего Каспия, потому что он может съесть всю кормовую базу, рыба начнет гибнуть, вслед за ней птицы и тюлени», – отмечает Кирилл Осин.

Сейчас в бухте Баутино, где расположена база поддержки морских операций, можно встретить и крабов. Специалисты говорят, что они вряд ли смогут достигнуть своих реальных величин в условиях Каспийского моря, но не исключено, что через несколько десятков лет в море может появиться и новый вид – «каспийский краб».

Осетру быть?

Каспий ранее включал в себя около 80% мировых запасов осетров. Но сейчас, несмотря на мораторий на вылов осетровых, принятый и продленный несколько странами Прикаспия, рыба продолжает нещадно уничтожаться браконьерами.

«Береговые службы, которые на сегодня уполномочены защищать биоресурсы Каспия, находятся в не лучшем положении, если у них и есть катера, то они явно уступают по скорости и техническим характеристикам тем судам, которые используют браконьеры. Это факт, и это надо признать, и Казахстану необходимо над этим работать», – добавляет независимый эколог.

Ледоколы идут – тюлени мрут

За последние несколько десятилетий численность каспийских тюленей сократилась в четыре раза, а за столетие – в 10 раз. Исследователи отмечают, что сокращаются и лежбища тюленей, в некоторых местах они исчезли совсем.

Как отмечает директор Института гидробиологии и экологии РК Миргалий Баймуканов, такая ситуация наблюдается по всей казахстанской части Каспия. Резкое снижение численности тюленей ученые связывают, прежде всего, с ростом браконьерства. Животные могли покинуть постоянное лежбище из-за шума моторных лодок, поставленных сетей, стрельбы из ружей и использования побережья островов в качестве базы для разделки рыб осетровых видов. Также среди причин исчезновения тюленей ученые особо выделяют влияние ледоколов. В Северном Каспии эти корабли проходят рядом с лежбищами, которые существуют на льдах в период размножения животных.

«Есть научные работы, доказывающие, что в этой части моря происходят столкновения ледоколов с лежбищами. Это ведет к прямой гибели тюленей, а также к разлучению щенков с матерью. Ведь если самка погибает, то без нее может погибнуть и детеныш. Это огромный фактор риска. Вообще, любой транспорт – будь то лодка или корабль – это сильный фактор беспокойства для тюленей. Т.е., именно влияние человека на сокращение численности этих животных является превалирующим», – считает Баймуканов.

Напомним, гибель тюленей в казахстанском секторе Каспия отмечалась за последние 20 лет не раз. Самый массовый мор был в 2000 году, когда на берег выкинуло тысячи туш мертвых животных. Весной 2006 года погибли более 300 тюленей – по версии специальной комиссии, наиболее вероятной причиной стала чума плотоядных. Еще через три года число погибших тюленей также исчислялось сотнями. Столько же их находили в последующие годы в разных местах вдоль побережья.

Чтоб в синем море не тонули корабли

Еще одной проблемой Каспия являются кладбища затонувших кораблей. В Северном Каспии оно расположено примерно в сорока километрах от берега. Пограничники называют эту территорию двухсотым районом, этот «бермудский треугольник» стараются обходить подальше. Кладбище кораблей образовалось здесь несколько десятков лет назад, когда вооруженные силы бывшего СССР проводили в этом месте тренировки ракетных кораблей – списанные суда служили мишенями. Какие-то из этих мишеней утонули, другие остались над водой. При этом никто не знает, какого рода этот металлический мусор и какие именно суда были когда-то затоплены.

«Корабли и катера имеют ограничение на вход в этот район, так как мы не можем рисковать жизнью и здоровьем наших людей. Главная опасность в том, что суда могут наткнуться на железные преграды, которые находятся под водой. Сейчас в этом районе более 30 судов, они расположены на участке в 1 кв. км. Мы уже давно просим нанести эту территорию на электронные карты, но пока этим никто не занимается», – говорят пограничники.

Мусорных островов пока нет

Конечно, такие острова из бытового мусора, которые есть в океанах, в Каспии вряд ли появятся, уверены казахстанские экологи. Но то, что уже сейчас существует реальная угроза загрязнения моря мусором именно такого рода, они не отрицают. НПУ «Эко Мангистау» почти 10 лет проводит в Мангистауской области акции по чистке побережья. Если раньше волонтеры с каждой такой чистки вывозили по пять-шесть двадцатитонных КАМазов – толщина мусорного слоя на побережье достигала двух метров, то теперь в среднем набирается по 200-300 мешков мусора.

«Я могу предположить, что 50 процентов этого мусора уже в воде, так как у нас очень частые ветры именно в сторону моря. И он никуда не девается, а остается в Каспии. Прежде всего, нужно повышать уровень сознательности наших горожан. Некоторые страны пришли к этому через повышение штрафов. Я считаю, что тот штраф, который есть сейчас в РК – а это 10 МРП, несоразмерен вреду, который наносится морю. Думаю, со временем размеры штрафов необходимо будет увеличить», – уверен Кирилл Осин.

Частично решить вопрос с бытовым мусором, по мнению Кирилла Осина, могла бы передача некоторых прибрежных участков в доверительное управление бизнесу. Однако пока акимат на такие меры не идет, ограничиваясь лишь запретом на купание в определенных местах. Проблема бытового мусора, как на побережье Каспия, так и в самом море, должна решаться системно, считает эколог.

«Это не должна быть головная боль только общественных организаций и волонтеров. Необходимо подключение всех уполномоченных государственных органов. Тем более сейчас, когда мы говорим о том, что Мангистау должен стать туристическим раем. А куда мы пригласим туристов – на загаженные пляжи и горы мусора на красивейших местах побережья?», – говорит Осин.

Актауские дайверы, к слову, настроены более оптимистично. Они говорят, что дно моря относительно чистое.

«Не скажу, что много мусора на дне, да, в каких-то местах, где люди чаще всего отдыхают, он есть. Но его мало. В основном, это пластик, стекло, пакеты», – рассказывает дайвер Алексей Оськин.

Вопрос о загрязнении Каспия бытовым мусором, к примеру, для Астраханской области стоит не настолько остро, как для других прикаспийских субъектов РФ и стран, т.к. основная часть населения сосредоточена на большом расстоянии от Каспийского моря и отделена от него особо охраняемыми природными территориями и водно-болотными угодьями.

Природные условия дельты реки Волги и режим особой охраны прибрежных территорий позволяют снижать воздействие бытового мусора на морскую среду Северного Каспия.

«В Астраханской области в соответствии с действующим российским законодательством в области обращения с отходами в феврале 2017 года компании ООО «ЭкоЦентр» присвоен статус регионального оператора в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами. Астраханская область вошла в пятерку первых российских регионов, где был запущен важный этап реформы системы обращения с отходами. Кроме того, население активно поддерживает инициативы властных структур и общественных организаций, направленных на повышение осведомленности общества о вреде одноразовой посуды и пластиковых бутылок», – говорит Елена Сангина.

Так, летом 2019 года в Астрахани прошли «Эко-пикники», участниками которых стали астраханцы-последователи разделения бытового мусора, те, кто избегает использования пластиковой посуды, полиэтиленовых пакетов и переходит на натуральные материалы и многоразовые емкости и сумки. Повышение такого рода осведомленности общества, по мнению российских специалистов, может способствовать снижению загрязнения морской среды бытовым и морским мусором.

«Россия для защиты морской и прибрежной среды, для охраны уникальной биоты Каспийского моря и достижения экологического устойчивого развития региона разработала, приняла и реализует Национальный проект «Экология» и федеральный проект «Чистая страна». На территориях прикаспийских субъектов РФ намечены определенные мероприятия по решению вопросов предотвращения и сокращения загрязнения морской и прибрежной среды Каспия, касающиеся снижения загрязнения твердыми бытовыми отходами, сохранения биоразнообразия Каспийского региона, экологической реабилитация водных объектов и оздоровления реки Волги», – добавила ученый секретарь ФГБУ «КаспМНИЦ».

Уровень Каспия

После многолетних исследований российские ученые пришли к выводу, что в 2019 году уровень моря может упасть примерно на 15-20 см от текущей отметки в связи с наблюдаемым потеплением климата.

«Интенсивное нарастание температур в бассейне Волго-Каспия в совокупности с малым количеством осадков в прибрежных регионах способно привести к отступлению Каспия. В долгосрочной перспективе есть вероятность того, что уровень моря может расти. Работа по коррекции прогнозов уровня Каспийского моря ведутся постоянно на основании данных мониторинга уровня моря», – отмечает Елена Сангина.

Необходим институт

Ответить на все вопросы относительно настоящего и будущего Каспия должны ученые, считают казахстанские экологи. Но в стране нет ни одного научно-исследовательского института, который занимался бы исключительно проблемами Каспийского моря. Попытки по его созданию, правда, были. Но не увенчались успехом.

«До 2012 года процесс шел, и даже практически было принято политическое решение по созданию такого центра либо института. Но в том же году были принят мораторий на создание каких-либо РГП, ГКП, поэтому идее не суждено было реализоваться», – говорит К.Осин.

Эколог считает, что такие моратории не должны быть догмой, и если есть необходимость в создании такого рода института, то необходимо делать исключения или отступления, прописать это в законе. Но пока вопрос о создании Центра по изучению Каспия в Казахстане не рассматривается.


1594 просмотра

Что мешает газификации некоторых регионов Казахстана

Лишь половина жителей страны имеет доступ к «голубому» топливу

Фото: Sander van der Werf

В 2018 году в РК было добыто более 55 миллиардов кубометров «голубого» топлива. Однако лишь половина населения страны имеет доступ к газопроводам, несколько регионов до сих пор остаются негазифицированными. На карте присутствия нац­оператора «КазТрансГаз» не обозначены сети в Павлодаре, Петропавловске, Усть-Каменогорске, Семее, Караганде и других городах.

Надежды нет?

По самому реалистичному сценарию, рассчитанному в генеральной схеме газификации Казахстана до 2030 года, экологически неблагоприятные северные и восточные регионы страны могут быть обеспечены газом только благодаря объектам автономного газоснабжения. То есть через создание хранилищ сжиженного природного газа. Тянуть газопровод с запада или юга слишком затратно. Еще одна несбывшаяся мечта – подключение к будущему российскому газопроводу Барнаул – Рубцовск – Усть-Каменогорск. Оба проекта до сих пор так и остаются лишь на бумаге. 

Пять лет назад, когда составлялась данная схема, в правительстве сделали ставку на продолжение газификации запада, юга и центральной части страны. И если для Карагандинской и Акмолинской областей проблема почти решена благодаря революционному проекту строительства газопровода «Сарыарка», то для восточной части Казахстана вопрос газификации из-за нарастающих экологических проблем стоит все так же остро.

Малыми шагами

Например, в Восточном Казахстане из 15 районов четырех городов областного подчинения только Зайсанский район может похвастаться собственной сетью газопровода. Да и то лишь с прошлого года. В 2018 году власти наконец достроили внутрипоселковые сети, доставляющие газ от зайсанского газового месторождения Сарыбулак. По данным акима Зайсанского района Серика Актанова, в самом городе Зайсане газифицировано 90% зданий, еще в восьми селах к газопроводу подключили лишь 50% жителей. В этом году на строительство сетей в этих восьми аулах было выделено около 200 млн тенге. В ближайшее время необходимо еще 800 млн тенге.

Месторождение Сарыбулак было разведано и разработано силами и средствами иностранного инвестора ТОО «Тарбагатай Мунай» в рамках межправительственного казахстанско-китайского соглашения. Конечной контролирующей стороной является миллиардер из Урумчи Сан Гуансинь. 

Согласно меморандуму, заключенному в марте 2012 года, казахстанская сторона может оставлять на свои нужды 50% добытого в Зайсане газа (а это в перспективе более 2 млрд куб. м), остальную часть будут экспортировать в Китай. Однако, по данным из аудиторского отчета ТОО «Тарбагатай Мунай», 99% доходов компании приходились на одного покупателя. Практически весь добытый газ отправляется в КНР. Казахстан забирает только ту часть газа, которую готов доставить до потребителей.

Первоначально согласно планам зайсанский газ должны были подвести к 60 населенным пунктам Тарбагатайского, Зайсанского, Курчумского и Урджарского районов. В этих самых отдаленных от городов уголках цена на уголь достигает запредельных высот – 18–20 тыс. тенге за тонну. Самая главная причина, по которой казахстанская сторона не забирает свою долю газа, – отсутствие сетей. Третий год власти Восточного Казахстана не могут объявить конкурс на разработку проект­но-сметной документации для обеспечения газом нескольких районов области. Власти уверены: причина кроется в «Тарбагатай Мунай».

«Для того чтобы начать разработку ПСД для газификации Тарбагатайского района, нужны технические условия от «Тарбатагай Мунай». В управлении ЖКХ неоднократно писали им запросы – никакого ответа. Теперь направили запрос в прокуратуру, чтобы через надзорные органы заставить их дать техусловия. Без этого никакой разработки ПСД не может быть. До сих пор ни ответа ни привета. Я не знаю, как воздействовать на «Тарбагатай Мунай», – сообщила руководитель управления экономики и бюджетного планирования ВКО Сауле Улакова.

Безымянный_74.png

Свое сделали?

В свою очередь в ответе на запрос «Курсива» генеральный директор «Тарбагатай Мунай» Ван Дашань сообщил, что согласно межправительственному соглашению ТОО взяло на себя обязательство по строительству отводов до границы населенных пунктов, находящихся вдоль трассы газопровода Сарыбулак – Зимунай. 

В 2013 году компания построила автоматическую газораспределительную станцию близ Зайсана, подводящий газопровод до самого города и до девяти ближайших сел. Цена строительства превысила 1,3 млрд тенге. По данным Ван Дашаня, с 2015 года компания пыталась передать построенные объекты в госсобственность. Теперь АГРС и все газопроводы находятся на балансе районного отдела экономики и финансов и эксплуатируются «дочкой» нацоператора – АО «Интергаз Центральная Азия».

«Поэтому «Тарбагатай Мунай» не является компанией, ответственной за выдачу техусловий. По закону «О газе и газоснабжении» техусловия должны выдаваться газотранспортной либо газораспределительной организацией, эксплуатирующей сети. В данном случае такой организацией выступает «Интергаз Центральная Азия», – комментирует Ван Дашань.

Что касается того малого объема добытого метана, который остается казахстанской стороне, то, согласно информации гендиректора, на экспорт поставляется только та часть газа, которая не была реализована на внутреннем рынке. Такое положение регламентировано в том самом неправительственном соглашении. По условиям договора купли-продажи природного газа вопрос об увеличении объемов поставок является прерогативой казахстанской стороны.

Чтобы узнать, каковы результаты работы по газификации районов области, «Курсив» направил запрос в областное управление энергетики и ЖКХ. Однако пока ответа получить не удалось.
 

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Цифра дня

64-е
место
занял Казахстан по скорости фиксированного интернета в мире

Цитата дня

Популизм – это политика посредственности. Я не раздаю пустых обещаний. Я - человек конкретных дел. Я буду твердо проводить в жизнь свою программу реформ.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций