Перейти к основному содержанию
3454 просмотра

Кто занимается ликвидацией старых нефтяных скважин в Казахстане

И как это влияет на экологию Каспийского моря

Фото: Shutterstock

В Казахстане, в прибрежной зоне Каспийского моря, остается актуальной проблема аварийных нефтяных скважин. Ситуация усугубляется еще и тем, что уровень моря меняется, что может значительно осложнить работы по их ликвидации.

Аварийные

Комитетом геологии и недропользования проведены работы по обследованию нефтяных и самоизливающихся гидрогеологических скважин, находящихся в зоне затопления Каспийского моря, сообщил «Курсиву» руководитель управления природных ресурсов и регулирования природопользования Атырауской области Кадыржан Арыстан. 

Так, в 2010 году в рамках республиканской бюджетной программы «Ликвидация и консервация нефтяных и самоизливающихся гидрогеологических скважин» было обследовано 1262 скважины в зоне затопления и прибрежной территории Каспийского моря: в Мангистау­ской области – 426 скважин, в Атырауской области – 836. Из 836 нефтяных скважин на территории Атырауской области 90 скважин зарегистрированы как аварийные. Из них 88 расположены на контрактной территории: 13 из них ликвидированы, 61 считается «не представляющей опасности», 14 подлежат ликвидации.

«На сегодняшний день скважины Прорва-Морская Г-1 в прибрежной зоне Каспийского моря Атырауской области и скважины К-30J, ЕТ-4 в Исатайском районе Атырауской области остаются бесхозными», – сообщил «Курсиву» и. о. заместителя председателя Комитета геологии и недропользования МИИР РК Мирбулат Тналиев.

Он пояснил, что, в соответствии с п. 6 ст. 122 Кодекса РК «О недрах и недропользовании», недропользователь обязан принять на баланс все ранее пробуренные скважины, находящиеся на территории участка недр, и проводить по ним мониторинг.

«При этом в течение периода добычи по контракту на разведку и добычу или добычу углеводородов недропользователь обязан ликвидировать скважины, которые подлежат ликвидации по техническим или геологическим причинам и не могут быть использованы в иных целях в соответствии с проектом разработки месторождения. Финансирование работ по консервации и ликвидации технологических объектов осуществляется за счет средств недропользователя», – поясняет Мирбулат Тналиев.

По сведениям Министерства энергетики РК, ежегодное распределение денег на эти цели зависит от объема проделанной работы. Работы по ликвидации скважин финансируются недропользователями во время разведки в размере 1% от геологических разведочных работ, во время добычи – 1% от затрат на добычу.

Экологический ущерб

В свою очередь представитель комитета геологии отметил, что ведомство не проводит анализ нефтяных загрязнений казахстанского сектора Каспийского моря. В компетенции ведомства только осуществление ликвидации и консервации бесхозных самоизливающихся и аварийных скважин.

Вместе с тем на 2020 год комитетом внесена соответствующая бюджетная заявка в Министерство финансов РК на составление кадастра бесхозных аварийных нефтяных скважин, расположенных в прибрежной зоне Каспийского моря, зоне затопления и на суше в Атырауской и Мангистауской областях.

Тем временем Ситуационный центр аппарата акима Атырау­ской области в октябре 2018 года заказал международному научному комплексу «Астана» проведение анализа нефтезагрязнений казахстанского сектора Каспийского моря в пределах Атырауской области на основе применения данных дистанционного зондирования земли и геоинформационных систем.

Как сообщил «Курсиву» директор КГУ «Ситуационный центр» аппарата акима Атырауской области» Аманат Табылдиев, исполнителем разработана методика по мониторингу процессов нефтезагрязнения в акватории моря, которая сформирована на основе анализа мировых методов космического исследования и обнаружения нефтяных загрязнений в таких крупных акваториях, как Мексиканский, Кольский и Персидский заливы.

Сейчас ведется тестирование методики для идентификации нефти и нефтепродуктов в морской акватории, в завершение которой будет сформирована цифровая Карта нефтезагрязнений казахстанского сектора Каспийского моря в пределах Атырауской области. Сотрудники ситуационного центра будут обеспечены необходимыми навыками и пошаговыми алгоритмами действий для самостоятельного ведения космического мониторинга нефтезагрязнений.

Вместе с тем, по данным независимых экологов, в последнее время наблюдается снижение уровня Каспийского моря, что может значительно затруднить процесс ликвидации аварийных скважин.

«Сейчас уровень Каспия понижается. И никто не знает, до какой отметки он понизится. Побережье, где были расположены эти заброшенные скважины, оголяется. И несмотря на то, что скважины сейчас могут оказаться на суше, добраться до них будет сложнее. Поскольку это будет не вода и не суша, а болото», – говорит директор ОО «Центр эколого-правовой инициативы «Глобус» Галина Чернова.

По ее мнению, если произойдет разгерметизация скважин, то это может погубить местную флору и фауну и в целом разрушить уникальную экосистему побережья Каспия.

banner_wsj.gif

475 просмотров

Бүгіннен бастап Қазақстандағы барлық ішкі әуе рейстері іске қосылады

Санитарлық талаптар қатаң сақталуы тиіс

Фото: shutterstock.com

Бүгін, 25 мамырдан бастап Қазақстандағы барлық ішкі әуе рейстері қайта жанданады. Бұл жайлы индустрия және инфрақұрылымдық даму министрлігінің баспасөз қызметі хабарлады. 

    «Қазақстан Республикасы аумағында коронавирустық инфекцияның пайда болуы мен таралуына жол бермеу жөніндегі ведомствоаралық комиссия шешіміне сәйкес, ҚР Денсаулық сақтау министрлігінің ұсыныстарын ескере отырып, 2020 жылғы 25 мамырдан бастап Атыраудан республиканың өзге қалаларына келесі бағыттар бойынша ұшулар қайта ашылады. Рейстер әуе компаниялардың ресми сайттарында жарияланған кестеге сәйкес орындалып, Көліктегі бас санитарлық мемлекеттік дәрігермен бекітілген санитарлық қауіпсіздіктің жоғары шаралар шартында жүзеге асырылады:
•    жеке қорғаныс жабдықтарын пайдалану (бетперделер, қолғаптар);
•    термометрия, әлеуметтік қашықтықтықты әуе кемесінің бортына отыруға дейін ұстану;
•    әуежайлар мен әуе кемелердің күшейтілген дезинфекциясы.
Жазғы мерзімде әуе тасымалдарына сұраныстың көбейетінін ескере отырып, қалалар арасында рейстер санын сұраныс пен ҚР Денсаулық сақтау министрлігінің санитарлық-карантиндік шараларын ескере отырып әуе компаниялары анықтайды. Осылайша, 2020 жылғы 25 мамырдан бастап еліміздің барлық әуежайлары ішкі тұрақты рейстер үшін ашылып, ішкі әуе нарығындағы бағыттардың жандануына ықпал етеді»,- делінген хабарламада. 

    Бүгіннен бастап «Air Astana» әуе компаниясы Атырау – Алматы, Атырау – Нұр-Сұлтан бағыты бойынша аптасына 7 рейс; «Scat» Атырау – Нұр-Сұлтан бағыты бойынша аптасына 5 (1 маусымнан бастап – 7), Атырау – Ақтау бағыты бойынша аптасына 7 рейсті (1 маусымнан бастап – 14) жүзеге асырмақ. Ал «Qazaq Air» компаниясы Атырау – Ақтау, Атырау – Ақтөбе, Атырау – Орал бағыты бойынша аптасына – 4, ал Атырау – Шымкент бағыты бойынша аптасына 7 рейс орындайды. Ұшуға рұқсат етілген компаниялар ішінде «Fly Arystan» да бар. Лоукостер Атырау – Шымкент бағыты бойынша шілде айынан бастап аптасына 3 рет ұшатын болады. 

 Рейс кестелері әуе компаниясы бастамасымен өзгеруі мүмкін. Барлық әуе сапары бас санитар дәрігер бекіткен санитарлық қауіпсіздік талаптарын сақтау арқылы жүзеге асады. 

Осыған дейін отандық ranking.kz порталы пандемияның әуе қатынасы саласына елеулі залал тигізгенін жазған болатын. Қаңтар – сәуір айларында табыс көлемі 71,3 млрд долларды құрап, былтыр осы кезеңдегі көрсеткіштен 31,8 пайызға азайып кеткен. Ал осы жылдың наурыз – сәуір айларында әуе қызметін тұтынған қазақстандықтар саны 70 пайызға бір-ақ қысқарған. Елімізде 1 мамыр күні әуе қызметі қайта жанданды. Алғашқы күннің өзінде 700 адам ұшаққа отырған. 
 

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_kaz.png