Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


1 просмотр

В Казахстане утвердили Дорожную карту развития машиностроения

Машиностроение – важнейшая отрасль глобальной экономики, с ней связаны 40% списка самых престижных профессий в мире

Фото: Shutterstock

В Казахстане новое технократическое поколение не видит перед собой захватывающих технологических задач. Половина студентов машиностроительных учебных заведений выбирает специальность «ТО, эксплуатация и ремонт ТС». Очевидно, это отражение общей ситуации на рынке труда. 

Чтобы вывести страну на новый инженерный и технический уровень, правительство разработало и утвердило Дорожную карту по развитию машиностроения в Казахстане на 2019–2024 годы. Документ подписан премьер-министром 26 июня.

Разработчики программы – Министерство индустрии и инфраструктурного развития и Союз машиностроителей Казахстана. 

Дорожная карта предполагает перезагрузку машиностроения через внедрение новых технологий и ориентацию предприятий на экспорт. Это расширит занятость в отрасли, обеспечит рост зарплат и востребованность новых инженерных кадров. Правительство предусматривает обеспечение предприятий сырьем, повышение доли местного содержания в закупках, совершенствование мер технического регулирования, внедрение механизмов экономического стимулирования.

Нужен закон о промышленной политике

Принципиальным шагом станет закон «О промышленной политике», направленный на защиту и стимулирование внутреннего производителя. Аналогичные законы есть в Италии, Великобритании, США, России.

Новый закон позволит проводить централизованную и сбалансированную промышленную политику на всей территории страны, упростит процесс и условия оказания господдержки промышленности. Отраслевые инвесторы получат дополнительные стимулы и гарантии.

Закон выделит цели, задачи и принципы промышленной политики. Определит полномочия и ответственность госорганов и организаций. Обозначит меры по стимулированию деятельности в сфере промышленности, запустит механизмы взаимодействия участников, мониторинга и контроля реализации промышленной политики. 

Промышленность обретет инфраструктуру, инструменты и механизмы финансовой поддержки. Бизнес получит сигнал к действию, повысится деловая активность.

К Дорожной карте предусмотрен Фонд

Дорожной картой предусмотрен Фонд развития промышленности Казахстана. Он будет работать при Министерстве индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан. Финансирование предлагается за счет перераспределения неосвоенных средств республиканского бюджета по итогам квартала, полугодия и года.

Фонд заменит текущую модель финансирования обрабатывающей промышленности через институты развития и банки второго уровня. По мнению правительства, эта схема неэффективна. Например, главный финансовый оператор обрабатывающей промышленности АО «НУХ «Байтерек» в 2017 году направил в обрабатывающую промышленность лишь 6,6% из более чем 2 трлн тенге.

Дорожная карта отражает уверенность разработчиков, что общая политика поддержки промышленности, сконцентрированная в одной организации, имеющей четкий мониторинг и анализ эффективности государственной поддержки, станет более совершенным механизмом. Подобные фонды успешно работают в России, Беларуси, странах ОЭСР. Они предоставляют займы по ставке 1-4% годовых, а на проекты лизинга процентная ставка на заём составляет 1%. К примеру, в России фонд направляет средства на финансирование станкостроения, конверсии, производство комплектующих изделий, цифровизацию промышленности и повышение производительности труда.

Разработчики Дорожной карты уверены, что своевременные и эффективные меры поддержки способны радикально улучшить ситуацию в отрасли. К примеру, рынок электрооборудования в стране зависит от внешних поставок на $2,7 млрд, автомобилестроение – на $1,8 млрд, нефтегазовое машиностроение – на $1,3 млрд, горно-металлургическое машиностроение – на $1,04 млрд. При этом исследования показывают, что отечественные предприятия уже сейчас готовы обеспечить крупных операторов нефтегазовой отрасли оборудованием на 100 млрд. тенге.

Налоги должны стимулировать

Дорожная карта предусматривает введение налоговых преференций для предприятий на этапе модернизации и наращивающих экспорт казахстанской машиностроительной продукции. Возможно освобождение от уплаты НДС, продажа сырья отечественным производителям по льготным ценам, как это делается в России.

Это позволит привлечь в отрасль новых инвесторов, обеспечить предприятия дополнительными средствами на модернизацию и пополнение оборотного капитала. Ежегодный рост производства может расти на 80–100 млрд тенге.

Экономике нужны металл и новые кадры

Ежегодная общая потребность машиностроителей в металле составляет 2 млн тонн, из них литья – 200 тыс. тонн. Все это машиностроители покупают в России и Китае. Дорожная карта предусматривает меры для развития базовых производств в Казахстане: литья, кузнечного производства, горячей штамповки. Это нарастит объемы производства и производительности труда отечественного машиностроения как минимум в 2 раза, увеличит экспорт в 1,2 раза.

Дорожная карта предлагает разработку профессиональных стандартов, которые будут положены в основу формирования системы оценки и подготовки кадров. Средства для этой работы предусмотрены за счёт займа Всемирного банка.
 
Ожидаемые результаты внедрения принципов Дорожной карты таковы. Объем производства вырастет в два раза и составит 2 трлн тенге с перспективой достижения показателя в 3,5 трлн тенге к 2030 году. Производительность труда удвоится к 2024 году и достигнет показателя $25 тыс. на человека, к 2030 году – $40 тыс. Объем экспорта: текущий показатель – $720 млн, 2024 год – $864 млн, 2030 год – 1,08 млрд.


1039 просмотров

Что мешает газификации некоторых регионов Казахстана

Лишь половина жителей страны имеет доступ к «голубому» топливу

Фото: Sander van der Werf

В 2018 году в РК было добыто более 55 миллиардов кубометров «голубого» топлива. Однако лишь половина населения страны имеет доступ к газопроводам, несколько регионов до сих пор остаются негазифицированными. На карте присутствия нац­оператора «КазТрансГаз» не обозначены сети в Павлодаре, Петропавловске, Усть-Каменогорске, Семее, Караганде и других городах.

Надежды нет?

По самому реалистичному сценарию, рассчитанному в генеральной схеме газификации Казахстана до 2030 года, экологически неблагоприятные северные и восточные регионы страны могут быть обеспечены газом только благодаря объектам автономного газоснабжения. То есть через создание хранилищ сжиженного природного газа. Тянуть газопровод с запада или юга слишком затратно. Еще одна несбывшаяся мечта – подключение к будущему российскому газопроводу Барнаул – Рубцовск – Усть-Каменогорск. Оба проекта до сих пор так и остаются лишь на бумаге. 

Пять лет назад, когда составлялась данная схема, в правительстве сделали ставку на продолжение газификации запада, юга и центральной части страны. И если для Карагандинской и Акмолинской областей проблема почти решена благодаря революционному проекту строительства газопровода «Сарыарка», то для восточной части Казахстана вопрос газификации из-за нарастающих экологических проблем стоит все так же остро.

Малыми шагами

Например, в Восточном Казахстане из 15 районов четырех городов областного подчинения только Зайсанский район может похвастаться собственной сетью газопровода. Да и то лишь с прошлого года. В 2018 году власти наконец достроили внутрипоселковые сети, доставляющие газ от зайсанского газового месторождения Сарыбулак. По данным акима Зайсанского района Серика Актанова, в самом городе Зайсане газифицировано 90% зданий, еще в восьми селах к газопроводу подключили лишь 50% жителей. В этом году на строительство сетей в этих восьми аулах было выделено около 200 млн тенге. В ближайшее время необходимо еще 800 млн тенге.

Месторождение Сарыбулак было разведано и разработано силами и средствами иностранного инвестора ТОО «Тарбагатай Мунай» в рамках межправительственного казахстанско-китайского соглашения. Конечной контролирующей стороной является миллиардер из Урумчи Сан Гуансинь. 

Согласно меморандуму, заключенному в марте 2012 года, казахстанская сторона может оставлять на свои нужды 50% добытого в Зайсане газа (а это в перспективе более 2 млрд куб. м), остальную часть будут экспортировать в Китай. Однако, по данным из аудиторского отчета ТОО «Тарбагатай Мунай», 99% доходов компании приходились на одного покупателя. Практически весь добытый газ отправляется в КНР. Казахстан забирает только ту часть газа, которую готов доставить до потребителей.

Первоначально согласно планам зайсанский газ должны были подвести к 60 населенным пунктам Тарбагатайского, Зайсанского, Курчумского и Урджарского районов. В этих самых отдаленных от городов уголках цена на уголь достигает запредельных высот – 18–20 тыс. тенге за тонну. Самая главная причина, по которой казахстанская сторона не забирает свою долю газа, – отсутствие сетей. Третий год власти Восточного Казахстана не могут объявить конкурс на разработку проект­но-сметной документации для обеспечения газом нескольких районов области. Власти уверены: причина кроется в «Тарбагатай Мунай».

«Для того чтобы начать разработку ПСД для газификации Тарбагатайского района, нужны технические условия от «Тарбатагай Мунай». В управлении ЖКХ неоднократно писали им запросы – никакого ответа. Теперь направили запрос в прокуратуру, чтобы через надзорные органы заставить их дать техусловия. Без этого никакой разработки ПСД не может быть. До сих пор ни ответа ни привета. Я не знаю, как воздействовать на «Тарбагатай Мунай», – сообщила руководитель управления экономики и бюджетного планирования ВКО Сауле Улакова.

Безымянный_74.png

Свое сделали?

В свою очередь в ответе на запрос «Курсива» генеральный директор «Тарбагатай Мунай» Ван Дашань сообщил, что согласно межправительственному соглашению ТОО взяло на себя обязательство по строительству отводов до границы населенных пунктов, находящихся вдоль трассы газопровода Сарыбулак – Зимунай. 

В 2013 году компания построила автоматическую газораспределительную станцию близ Зайсана, подводящий газопровод до самого города и до девяти ближайших сел. Цена строительства превысила 1,3 млрд тенге. По данным Ван Дашаня, с 2015 года компания пыталась передать построенные объекты в госсобственность. Теперь АГРС и все газопроводы находятся на балансе районного отдела экономики и финансов и эксплуатируются «дочкой» нацоператора – АО «Интергаз Центральная Азия».

«Поэтому «Тарбагатай Мунай» не является компанией, ответственной за выдачу техусловий. По закону «О газе и газоснабжении» техусловия должны выдаваться газотранспортной либо газораспределительной организацией, эксплуатирующей сети. В данном случае такой организацией выступает «Интергаз Центральная Азия», – комментирует Ван Дашань.

Что касается того малого объема добытого метана, который остается казахстанской стороне, то, согласно информации гендиректора, на экспорт поставляется только та часть газа, которая не была реализована на внутреннем рынке. Такое положение регламентировано в том самом неправительственном соглашении. По условиям договора купли-продажи природного газа вопрос об увеличении объемов поставок является прерогативой казахстанской стороны.

Чтобы узнать, каковы результаты работы по газификации районов области, «Курсив» направил запрос в областное управление энергетики и ЖКХ. Однако пока ответа получить не удалось.
 

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Цифра дня

64-е
место
занял Казахстан по скорости фиксированного интернета в мире

Цитата дня

Популизм – это политика посредственности. Я не раздаю пустых обещаний. Я - человек конкретных дел. Я буду твердо проводить в жизнь свою программу реформ.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций