Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


2187 просмотров

В Казахстане утвердили Дорожную карту развития машиностроения

Машиностроение – важнейшая отрасль глобальной экономики, с ней связаны 40% списка самых престижных профессий в мире

Фото: Shutterstock

В Казахстане новое технократическое поколение не видит перед собой захватывающих технологических задач. Половина студентов машиностроительных учебных заведений выбирает специальность «ТО, эксплуатация и ремонт ТС». Очевидно, это отражение общей ситуации на рынке труда. 

Чтобы вывести страну на новый инженерный и технический уровень, правительство разработало и утвердило Дорожную карту по развитию машиностроения в Казахстане на 2019–2024 годы. Документ подписан премьер-министром 26 июня.

Разработчики программы – Министерство индустрии и инфраструктурного развития и Союз машиностроителей Казахстана. 

Дорожная карта предполагает перезагрузку машиностроения через внедрение новых технологий и ориентацию предприятий на экспорт. Это расширит занятость в отрасли, обеспечит рост зарплат и востребованность новых инженерных кадров. Правительство предусматривает обеспечение предприятий сырьем, повышение доли местного содержания в закупках, совершенствование мер технического регулирования, внедрение механизмов экономического стимулирования.

Нужен закон о промышленной политике

Принципиальным шагом станет закон «О промышленной политике», направленный на защиту и стимулирование внутреннего производителя. Аналогичные законы есть в Италии, Великобритании, США, России.

Новый закон позволит проводить централизованную и сбалансированную промышленную политику на всей территории страны, упростит процесс и условия оказания господдержки промышленности. Отраслевые инвесторы получат дополнительные стимулы и гарантии.

Закон выделит цели, задачи и принципы промышленной политики. Определит полномочия и ответственность госорганов и организаций. Обозначит меры по стимулированию деятельности в сфере промышленности, запустит механизмы взаимодействия участников, мониторинга и контроля реализации промышленной политики. 

Промышленность обретет инфраструктуру, инструменты и механизмы финансовой поддержки. Бизнес получит сигнал к действию, повысится деловая активность.

К Дорожной карте предусмотрен Фонд

Дорожной картой предусмотрен Фонд развития промышленности Казахстана. Он будет работать при Министерстве индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан. Финансирование предлагается за счет перераспределения неосвоенных средств республиканского бюджета по итогам квартала, полугодия и года.

Фонд заменит текущую модель финансирования обрабатывающей промышленности через институты развития и банки второго уровня. По мнению правительства, эта схема неэффективна. Например, главный финансовый оператор обрабатывающей промышленности АО «НУХ «Байтерек» в 2017 году направил в обрабатывающую промышленность лишь 6,6% из более чем 2 трлн тенге.

Дорожная карта отражает уверенность разработчиков, что общая политика поддержки промышленности, сконцентрированная в одной организации, имеющей четкий мониторинг и анализ эффективности государственной поддержки, станет более совершенным механизмом. Подобные фонды успешно работают в России, Беларуси, странах ОЭСР. Они предоставляют займы по ставке 1-4% годовых, а на проекты лизинга процентная ставка на заём составляет 1%. К примеру, в России фонд направляет средства на финансирование станкостроения, конверсии, производство комплектующих изделий, цифровизацию промышленности и повышение производительности труда.

Разработчики Дорожной карты уверены, что своевременные и эффективные меры поддержки способны радикально улучшить ситуацию в отрасли. К примеру, рынок электрооборудования в стране зависит от внешних поставок на $2,7 млрд, автомобилестроение – на $1,8 млрд, нефтегазовое машиностроение – на $1,3 млрд, горно-металлургическое машиностроение – на $1,04 млрд. При этом исследования показывают, что отечественные предприятия уже сейчас готовы обеспечить крупных операторов нефтегазовой отрасли оборудованием на 100 млрд. тенге.

Налоги должны стимулировать

Дорожная карта предусматривает введение налоговых преференций для предприятий на этапе модернизации и наращивающих экспорт казахстанской машиностроительной продукции. Возможно освобождение от уплаты НДС, продажа сырья отечественным производителям по льготным ценам, как это делается в России.

Это позволит привлечь в отрасль новых инвесторов, обеспечить предприятия дополнительными средствами на модернизацию и пополнение оборотного капитала. Ежегодный рост производства может расти на 80–100 млрд тенге.

Экономике нужны металл и новые кадры

Ежегодная общая потребность машиностроителей в металле составляет 2 млн тонн, из них литья – 200 тыс. тонн. Все это машиностроители покупают в России и Китае. Дорожная карта предусматривает меры для развития базовых производств в Казахстане: литья, кузнечного производства, горячей штамповки. Это нарастит объемы производства и производительности труда отечественного машиностроения как минимум в 2 раза, увеличит экспорт в 1,2 раза.

Дорожная карта предлагает разработку профессиональных стандартов, которые будут положены в основу формирования системы оценки и подготовки кадров. Средства для этой работы предусмотрены за счёт займа Всемирного банка.
 
Ожидаемые результаты внедрения принципов Дорожной карты таковы. Объем производства вырастет в два раза и составит 2 трлн тенге с перспективой достижения показателя в 3,5 трлн тенге к 2030 году. Производительность труда удвоится к 2024 году и достигнет показателя $25 тыс. на человека, к 2030 году – $40 тыс. Объем экспорта: текущий показатель – $720 млн, 2024 год – $864 млн, 2030 год – 1,08 млрд.


1985 просмотров

Нефтяные гиганты делают ставку на пластик

Chevron и Exxon фокусируют внимание на нефтехимии, поскольку спрос на углеводородное топливо падает

Фото: Shutterstock

Большой нефти нужен большой пластик. Такие компании, как Chevron и Exxon Mobil, называют нефтяными гигантами не напрасно. Однако по мере того, как рынок нефти становится менее прибыльным, и спрос на нее ослабевает, компании переключают инвестиционные потоки на другие направления.

Еще недавно таким альтернативным направлением был природный газ, который по сравнению с нефтью является более экологически чистым видом топлива. Однако поскольку сланцевой нефти в США добывается все больше, теперь стоит задача повысить ее ценность. Иными словами, учитывая значительные запасы этого сырья в Северной Америке, инвестиции в нефтехимию просто неизбежны.

Ирония лишь в том, что усиливающиеся опасения по поводу загрязнения пластиком окружающей среды могут сыграть злую шутку со спросом на такую продукцию, точно так же, как ужесточившиеся экологические правила негативно повлияли на спрос на нефть. Тем не менее рынок новых нефтехимических заводов быстро развивается. И это огромный шаг вперед по сравнению с ситуацией десятилетней давности – тогда в США любые подобные инвестиции считались откровенной глупостью.

В начале и середине 2000-х годов добыча углеводородов в США была дорогостоящим процессом и спрос серьезно опережал предложение. Сегодня компании, работающие со сланцем, стремятся обеспечить достаточный денежный поток, чтобы сохранить темпы роста в условиях, когда глобальная рецессия мировой экономики вынудила различные авторитетные организации, включая Международное энергетическое агентство (IEA), понизить прогнозы по спросу на нефть в текущем году. В долгосрочной перспективе сдвиг в сторону экологически чистого топлива способен приблизить время, когда, как считают некоторые эксперты, спрос на нефть достигнет своего пика. Впрочем, пока рост производства практически полностью обеспечивает нефть с традиционных месторождений, поскольку сланцевая индустрия в США требует постоянных реинвестиций.

Это отражается и на доходах больших нефтяных компаний. Так, по данным FactSet, доходность Exxon на инвестированный капитал упала с 27% в 2012 году до менее 10% в прошлом году. Теперь нефтяные гиганты начинают равняться на производителей химической продукции. Например, показатель прибыльности на инвестированный капитал у корпорации BASF за последние пять лет составил 11%.

Смирившись с падением доходов, вертикально интегрированные нефтяные компании видят выход в развитии бизнеса, который когда-то для них был второстепенным. Только за последние два года объем капиталовложений Exxon в химический бизнес превысил $6 млрд, что более чем в 4 раза больше аналогичных показателей в 2003 и 2004 финансовых годах.

Не так давно Exxon и государственная нефтехимическая компания из Саудовской Аравии договорились о строительстве в Техасе крупнейшей в мире установки парового крекинга этана. Другая американская компания, Chevron Phillips Chemical Co., которой совместно владеют Chevron и Phillips 66, также подписала с Qatar Petroleum соглашение о строительстве завода на побережье Мексиканского залива.

И это лишь начало. По данным Американского химического совета, с 2010 года только в США было заявлено 334 новых химических проекта. Если этот тренд сохранится, то спрос на базовые химикаты к 2030 году вырастет примерно на 30% и почти на 60% – к 2050 году, говорится в сообщении IEA. По оценкам агентства Wood Mackenzie, на долю химической промышленности сегодня приходится менее 15% спроса на нефтепродукты. Однако с середины 2020-х годов, когда этот сегмент обгонит сферу транспорта, он продемонстрирует наибольший рост спроса.

Конечно, существуют и риски, в первую очередь – если продолжится экономический спад. Так, во II квартале понизился индекс Dow Inc., поскольку рост предложения на рынке опередил спрос. Сохраняются и экологические проблемы.

Власти ряда стран, от Китая и Индии до Канады, и штата Калифорния пытаются административными методами решить проблему загрязнения окружающей среды одноразовыми пакетами и упаковкой. Также серьезной экологической проблемой остается сжигание попутного газа на американских месторождениях.

Впрочем, от пластика пока никто не отказывается. Даже если прогнозы относительно спроса окажутся преувеличенными, успешные производители будут «отъедать» долю тех, чей бизнес окажется менее эффективным с точки зрения управления издержками.

В этом отношении американское побережье Мексиканского залива является наиболее подходящим местом. Здесь нефтегазовые компании научились из «лимона» в виде проблем с избытком сырья делать метафорический «лимонад», а также вполне реальные пластиковые бутылки, в которых продаются различные напитки.

Перевод с английского языка – Танат Кожманов

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Как вы провели или планируете провести отпуск этим летом?

Варианты

svadba.jpg

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций