Конференция Argus в Алматы собрала более 200 участников нефтегазового рынка

Мероприятие состоялось 27-29 июня в отеле «Ritz Carlton Алматы»

Фото: Argus media

Международная конференция «Argus Нефтегазовый рынок Казахстана и Центральной Азии 2019» в третий раз прошла в Казахстане. На одной площадке собрались игроки рынков нефти и нефтепродуктов, сжиженного газа, а также представители транспортно-логистических компаний и государственных органов Казахстана и других стран СНГ.

Партнерами конференции этого года выступили компании PTC Holding, Quest Group, National Fuel Corporation и Compass. Мероприятия поддержали также министерство энергетики Республики Казахстан, Комитет государственных доходов министерства финансов Республики Казахстан и ассоциация Kazenergy. 

Более 200 делегатов из 130 компаний, представляющих 19 стран мира, таких как Россия, Казахстан, Таджикистан, Узбекистан, Афганистан, Украина, Румыния, Турция, ОАЭ, Швейцария и другие, приняли участие в конференции. 

Перед аудиторией выступили представители министерства энергетики Казахстана, Министерства энергетики России, министерства финансов Казахстана, а также ведущих казахстанских компаний, в числе которых «КазМунайГаз», «Газпром нефть Азия», «ТЭК Казахстан», «Жаикмунай» и многие другие.

С приветственным словом к гостям конференции обратился Михаил Дубик, глава Argus Media в России, странах СНГ и Балтии, который отметил, что нефтегазовый рынок в данном регионе является быстрорастущим, и вместе с ним развивается и сама конференция.

Болат Акчулаков, генеральный директор Kazenergy, открыл первую сессию докладом об основных вопросах развития топливно-энергетического сектора Республики Казахстан. Он рассказал об итогах модернизации заводов, а также о новых возможностях экспорта бензина из Казахстана.

Эту тему продолжил Сатжан Каримов, заместитель директора департамента развития нефтяной промышленности министерства энергетики Республики Казахстан, который подвел итоги преобразований в нефтяной сфере. «Нефтяная отрасль остается локомотивом экономики страны», — заявил Каримов.

Роман Кабаков, заместитель руководителя департамента переработки нефти и газа Минэнерго РФ, рассказал об изменениях в налоговом законодательстве России и их влиянии на нефтеперерабатывающую отрасль. В начале своего выступления Роман Кабаков отметил, что Министерство энергетики активно использует ценовую информацию Argus для формирования налогов в нефтяной отрасли, которые составляют половину государственного бюджета страны.

Тему экспорта бензина из Казахстана осветил в своем выступлении директор департамента маркетинга нефтепродуктов компании «КазМунайГаз» Бауржан Салимгереев. Он, в частности, рассказал об изменениях в объемах переработки сырья после модернизации заводов. «В результате завершения проектов модернизации мощности по переработке увеличились на 20%, производство бензина увеличилось на 70%», — заключил Салимгереев. Отдельно были рассмотрены вопросы экспорта нефтепродуктов.

Вторая сессия конференции была посвящена региональным рынкам нефтепродуктов. 

Тему открыл старший редактор Argus Рауф Гусейнов, рассказавший о деталях ценообразования на рынке бензина при экспорте в Центральную Азию. Докладчик подробно рассмотрел особенности экспорта бензина из Казахстана в соседние страны, вопросы логистики и перспективы развития.

Вопросам производства и импорта нефтепродуктов в Киргизии посвятил свое выступление Чингиз Айтмурзаев, заместитель генерального директора по оптовым продажам «Газпром нефть Азии».

Об особенностях топливного рынка Республики Таджикистан рассказал Ильхом Бабаджонов, коммерческий директор компании «Сугднефть».

В первый день конференции были также рассмотрены проблемы ценообразования и логистики нефтепродуктов и нефтехимии при поставках из Казахстана, а также состоялся семинар по трансфертному ценообразованию с участием представителя комитета государственных доходов министерства финансов Республики Казахстан.

Второй день конференции был посвящен региональному рынку сжиженного газа, а также вопросам биржевой торговли в странах Центральной Азии и ЕАЭС.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

Вырастут ли цены на бензин в Казахстане

Падение спроса на топливо из-за пандемии коронавируса уже привело к сокращению продаж на казахстанских АЗС на 40%

Фото: Офелия Жакаева

Пандемия коронавируса привела к резкому снижению потребления топлива и спроса на нефтепродукты во всем мире, и Казахстан не стал исключением. В апреле нефтеперерабатывающие заводы страны были переведены на минимальный технологический режим, сообщили в Министерстве энергетики РК.

За первые пять месяцев 2020 года потребление бензина по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом уменьшилось на 15%, до 1,4 млн тонн, а дизельного топлива – на 5%, до почти 1,9 млн тонн. 
В отраслевом ведомстве считают, что автомобильного бензина отечественного производства вполне достаточно для покрытия потребностей всего казахстанского рынка. 

«В настоящее время все три НПЗ работают в штатном режиме, с ежесуточным производством светлых нефтепродуктов с последующей отгрузкой на внутренний рынок. Фактов возникновения дефицита ГСМ не наблюдается», – отметили в ведомстве.

Излишки ГСМ идут на экспорт в страны, не входящие в ЕАЭС, – с января по май из Казахстана было вывезено 206,7 тыс. тонн бензина. 

Продажи просели

Кризис на рынке транспортного топлива задел в первую очередь розничных продавцов нефтепродуктов. Представитель компании-владельца более чем ста автозаправочных станций рассказал «Курсиву», что в этой сети в первом полугодии продажи топлива упали примерно на 40%. Несмотря на уменьшение спроса, оптовые отпускные цены растут почти каждый месяц.

«Если раньше бензин на атырауском заводе (Атырауский НПЗ – «Курсив») стоил 150 тысяч тенге за тонну, то сейчас тонна стоит 160 тысяч тенге. То есть на 10 тысяч тенге выросла цена», – пожаловался бизнесмен.

Такой расклад его удивляет:

«Во время пандемии, когда цена на нефть упала, российский бензин стоил 66 тенге за литр (оптовая цена). Но мы его не могли привезти, потому что запрет был на ввоз. А наш стоил тогда 130 тенге за литр».

По словам представителя сети, розничные цены на автозаправках поднимать не разрешают.

«Курсив» направил запросы в Министерство энергетики и национальную компанию «КазМунайГаз», которая контролирует все три крупные казахстанские НПЗ и является одним из крупных ресурсодержателей, чтобы выяснить, когда и по какой причине были подняты оптовые цены на бензин. На момент подготовки статьи ответы еще не были получены.

Председатель ассоциации «Жанар-Жагармай» (объединение владельцев АЗС) Кайыпбек Камбаров говорит, что сейчас, к примеру, в Туркестанской области мелким розничным продавцам ГСМ стало труднее развиваться. В основном из-за того, что большую часть (около 60%) продукции они закупают через посредников и по повышенной цене. В результате маржа получается очень маленькой. По его словам, из-за пандемии передвижение на транспорте снизилось на 30–40%, соответственно, упали доходы и розничных реализаторов горючего. В регионе на данный момент более 560 действующих АЗС.

В целом по Казахстану, по данным Комитета статистики МНЭ РК, на начало 2020 года работали более 3,9 тыс. автозаправочных станций, свыше 2 тыс. газовых АЗС и 15 автомобильных газонаполнительных компрессорных станций. В 2019 году на них в розницу было продано нефтепродуктов на сумму свыше 1,1 трлн тенге. В том числе бензина – на 706 млрд тенге, дизтоплива – на 357 млрд тенге, пропана-бутана –
на 77 млрд тенге. По талонам нефтепродуктов за прошлый год было реализовано на 334 млрд тенге.

Больше, чем вчера

Несмотря на общее падение спроса на топливо, по данным Комитета по статистике, за первое полугодие выпуск бензина по сравнению с аналогичным периодом прошлого года вырос на 7,1%, до свыше 2,1 млн тонн, сжиженного пропана и бутана – на 5,7%, до 1,3 млн тонн. Но более чем на 30% упало производство керосина.

Чтобы защитить отечественных производителей топлива, правительство недавно продлило до 1 сентября введенный ранее запрет на импорт бензина и дизтоплива из России, где последние два месяца, наоборот, наблюдается рост потребления и, соответственно, цен на нефтепродукты. По данным ценового агентства Argus, российские НПЗ, выполняя рекомендацию Минэнерго РФ, существенно нарастили производство автомобильного бензина в июне. Если 1 июня в сутки выпускалось 80,2 тыс. тонн бензина, то уже к 14 июня этот показатель повысился до 99,6 тыс. тонн, а 28 июня достиг 107,9 тыс. тонн. Хотя общий показатель по-прежнему немного меньше, чем было в аналогичный период прошлого года. Министерство энергетики и

Федеральная антимонопольная служба России предложили своему правительству рассмотреть возможность отмены запрета на импорт бензина и других нефтепродуктов, который был введен на срок до 1 октября этого года. Связано это «с восстановлением спроса на моторное топливо на уровень, близкий к уровню, который был до введения ограничительных мер в связи с коронавирусной инфекцией».

Некоторые казахстанские эксперты считают, что рост спроса на топливо и отмена запрета на импорт в России могут привести к росту цен на бензин в Казахстане. Они полагают, что казахстанские ресурсодержатели начнут экспортировать горючее в более выгодный с экономической точки зрения рынок. Однако, как выяснилось, республика не обладает большими возможностями, чтобы удовлетворить потребности соседней страны. В первую очередь это связано с качеством казахстанского бензина.

На вопрос, может ли Россия снять запрет на импорт бензина и начать вывоз топлива из Казахстана, редактор изданий «Argus Рынок Каспия» и «Argus Транспорт Каспия» Рауф Гусейнов ответил, что «да», это возможно.

«Такое раньше происходило, когда казахстанский бензин поставлялся именно на внутренний рынок России. В основном поставлялся бензин пятого класса (К5), с завода «Конденсат» из Западно-Казахстанской области», – сообщил он.

Однако в России возможна реализация топлива не ниже пятого класса.

«Поэтому количество предложений из Казахстана может быть ограниченным. Для казахстанских поставщиков топлива приоритетным направлением являются все же не Россия, а страны Центральной Азии, где они могут конкурировать с российскими производителями», – считает эксперт.

Другое дело, что экспорт неф­тепродуктов из Казахстана регулируется Министерством энергетики, ежемесячными графиками. По мнению Рауфа Гусейнова, казахстанское правительство в первую очередь заинтересовано в протекции внутреннего рынка, в полном обеспечении казахстанского потребителя, особенно дизельным топливом в преддверии уборочной кампании, которая, по сути, в августе уже начинается.

«На основании практики мы знаем, что все большие запасы, которые накапливаются в Казахстане зимой и летом, быстро расходуются в период посевной и уборочной кампаний (весна-осень). Потому что потребление в это время вырастает очень серьезными темпами», – поясняет эксперт.

По его словам, сейчас республика не экспортирует дизтопливо. В преддверии сезона экспорта дизеля не будет вовсе либо он будет очень ограниченным. Правительство не будет рисковать и открывать экспорт на фоне роста внутреннего потребления.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg