Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


7326 просмотров

Как в Казахстане устроена контрабанда бензина за рубеж

В 2018 году серый импорт топлива из страны составил 250 тыс. тонн

Фото: Shutterstock

Незаконные поставки в соседнюю республику остаются единственным способом предохранить отечественный рынок от кризиса перепроизводства бензина. 

Отправить за границу первые 90 тыс. тонн высококачественного топлива собственного производства Казахстан планировал в июне 2019 года. Вступление в глобальный клуб экспортеров пришлось отложить: сделок пока не зафиксировано. Не исключено, что ситуация изменится уже в ближайшее время – в конце июня таможенные пошлины на экспорт бензина в Казахстане понижены с $168,88 до $63 за тонну. 

В этом году Казахстан планирует предложить внешнему рынку 500 тыс. тонн топлива – они должны быть произведены сверх того объема, который необходим для насыщения внутреннего рынка. Совокупный дефицит стран-соседей из Центрально-Азиатского региона составляет более 1 млн тонн топлива в год. Именно это направление экспорта в РК оценивают как самое перспективное. В это же время в Кыргызстане, куда казахстанский экспорт запрещен, ожидают удвоения объема нелегальных поставок на свой рынок – до 400 тыс. тонн. 

Первая экспортная сделка не получилась

Аналитическое издание Argus сообщает, что в июне первое предложение из Казахстана было сделано рынку Афганистана. Местные импортеры могли забрать 50 тонн бензина АИ-92 на станции Сары-Агаш по цене $650 за тонну. Покупатели сочли сделку невыгодной: с учетом всех расходов и платежей  тонна топлива из этой партии в Афганистане стоила бы уже $900. Текущая рыночная цена на афганском рынке – $760. Афганцы предложили снизить цену на $100–200, результаты переговоров пока неизвестны. Тонну бензина АИ-92 для внутреннего рынка в середине июня в Шымкенте можно было купить за $417–422. 

Казахстан сообщил о готовности экспортировать бензин в конце прошлого года, после того как осенью 2018-го завершилась модернизация на Шымкентском НПЗ. 

Бауржан Салимгереев, директор департамента маркетинга нефтепродуктов «Казмунайгаза», нацкомпании-владельца главных отечественных НПЗ, называет два основных направления экспорта. В Европу через порты Балтийского и Черного морей из Актау и в страны Центральной Азии из Шымкента. При этом о европейском направлении представитель «Казмунайгаз» упоминает вскользь, скорее имея в виду теоретическую возможность таких поставок. Говоря о странах Центральной Азии, эксперт указывает на их совокупный внутренний дефицит топлива: 1,2 млн тонн ежегодно. Как живут рынки Таджикистана, Узбекистана и Афганистана, которые в Казахстане так легко посчитали своими?

145412542.jpg

Рынок Центральной Азии под давлением Ирана

Последние два года топливный рынок Центральной Азии испытывает сильное ценовое давление со стороны Ирана, говорит Рауф Гусейнов, старший редактор Argus. В условиях американских санкций эта страна жестко борется за любой источник валютных поступлений. Дополнительное давление на регион оказывают производители Пакистана и Иракского Курдистана. 

В результате цена на бензин падает. В Афганистане, например, она снизилась на 13% с начала года.
 
Хорошим рынком для казахстанского топлива, по мнению Гусейнова, мог бы стать Узбекистан. В последнее время республика столкнулась с кризисом сырьевой базы, производство сократилось на 22%. Но Узбекистан в вопросах обеспечения топливом стремится к самодостаточности и серьезно реструктуризирует отрасль. Дефицит же восполняется поставками небольших партий с Пермского НПЗ. 

Единственная страна региона, куда Казахстан поставляет бензин давно и серьезно, – Кыргызстан. По оценке Рауфа Гусейнова, это примерно 15 тыс. тонн в месяц, то есть около 20% потребности рынка. Эксперты из Кыргызстана считают, что ежемесячные поставки достигли уровня 25 тыс. тонн и удвоятся в текущем «экспортном» для нас году. Ирония в том, что эти поставки незаконны – они идут вразрез с договоренностями Евразийского экономического союза.

Как устроена контрабанда в Кыргызстан

Объем контрабанды из Казахстана подсчитать легко. Достаточно проследить падение продаж на легальных АЗС, объясняет Чингиз Айтмурзаев, заместитель генерального директора по оптовым продажам «Газпром нефть Азия». 

По его словам, в 2018 году серый импорт топлива из Казахстана составил 250 тыс. тонн. Незаконному перетоку топлива способствует высокая ценовая разница, сложившаяся на рынках стран. Если говорить о бензине марки АИ-92, то это 15 рублей на литр, по дизтопливу – до 10 рублей на литр. В переводе на казахстанскую валюту картина такая: официально на АЗС бензин продается по 210 тенге за литр, на улице и на маленьких заправках – по 150 тенге. 
 
Если рынок Кыргызстана не будет регулироваться, объем контрабанды вырастет до 400 тыс. тонн в год, считает Чингиз Айтмурзаев. Процесс организован максимально просто: груз официально оформляется как присадки к топливу, бензанол или газохол и беспрепятственно следует через границу.

Рауф Гусейнов также указывает на то, что Кыргызстан для Казахстана стал привычным клапаном для сброса избыточного давления. К примеру, когда в начале текущего года производство бензина в Казахстане резко выросло, а спрос на внутреннем рынке упал и стал тянуть за собой цену, именно контрабандные поставки излишков в соседнюю республику уравновесили ситуацию.

Казахстан и Кыргызстан уже скоро год, как обсуждают соглашение, позволяющее  экспортировать отечественный бензин на рынок соседей, но процесс тормозит отсутствие компромисса по вопросу реэкспорта казахстанского топлива из Кыргызстана.

Только профицита мало 

Вывод топливного рынка страны на новый качественный уровень – целиком заслуга государства. Болат Акчулаков, генеральный директор Kazenergy, перечисляет эти достижения: повышение добычи нефти до 90 млн тонн в год, модернизация всех НПЗ, профицит по выпуску высокооктанового бензина, авиакеросина и дизтоплива. Даже идеология рынка законодательно изменена: если раньше производитель был обязан поставлять на внутренний рынок не менее 15% топлива, теперь здесь продается не менее 80%. Благодаря этому внутри страны образовалось равновесие спроса-предложения и ценовая стабильность.

Сатжан Каримов, заместитель директора департамента развития нефтяной промышленности Минэнерго РК, указывает на сложности в организации равномерной нагрузки на все нефтеперерабатывающие заводы страны. Основная нефтедобывающая зона Казахстана – на западе, южные месторождения истощаются. Для создания баланса потребовалась организация реверсивных поставок сырой нефти внутри страны.

От государства же во многом зависят поставки казахстанского топлива на внешний рынок – торговля нефтепродуктами регулируется на межведомственном уровне, и одного только профицита, чтобы начать экспорт, мало.


1 просмотр

Цены на золото стремятся к рекорду

Аналитики прогнозируют рост на 30%

Фото: Shutterstock

Цена на золото может достичь рекордного уровня в $2 000 за унцию в ближайшие два года. Утром 11 сентября фьючерсы на золото торговались по $1 500,06 за тройскую унцию. Днем ранее на момент закрытия торгов цена составляла $1 493,8 за унцию. 

Как отмечают аналитики Citigroup, цена на золото может достичь рекордного уровня в $2 000 за унцию в течение следующих двух лет, поскольку экономический рост в США замедлится, а Федеральная резервная система снизит процентные ставки.

Financial Times, ссылаясь на сообщение нью-йоркского банка, пишет, что прогноз о повышении цены на драгоценный металл базируется на идее о том, что неопределенность в связи с президентскими выборами 2020 года будет сочетаться с замедлением внутренней экономики.

По-прежнему главным фактором поддержки золота выступает настроение инвесторов, опасающихся глубокой коррекции на фондовом рынке. В этом случае, с точки зрения экспертов фондового рынка, они будут предпочитать золото в качестве защитного актива для своих капиталов.

По информации издания, инвесторы обратили свои взоры на драгметалл потому, что доходность облигаций стала отрицательной, что повысило привлекательность таких беспроцентных активов, как золото. Около $15,3 трлн облигаций торгуются на уровнях, гарантирующих покупателям убыток, если облигации удерживаются до погашения. Цена на золото выросла в этом году на 17%, до $1 495 за тройскую унцию, что позволило драгоценному металлу стать лучшим активом с 2010 года.

Аналитики банка уверены, что сочетание более низких ставок, растущих рисков глобального спада и высокого спроса со стороны центральных банков может еще больше подтолкнуть цены. По данным Всемирного совета по золоту, центральные банки покупают больше золота в этом году, чем за последние девять лет.

«Мы ожидаем, что спотовые цены на золото будут подниматься, достигая новых циклических максимумов в какой-то момент в течение двух следующих лет», – говорят стратеги Citigroup.

Ранее отмечалось, что цены на желтый металл в этом году выросли на фоне торговой войны между Китаем и США. В июле текущего года американские политики впервые за более чем десятилетие снизили стоимость заимствований, и ожидается, что они сделают это снова на очередной встрече, которая состоится 17–18 сентября. На этом фоне инвесторы увеличили свои вложения в биржевые фонды, покупающие слитки золота.

Российские аналитики в свою очередь подчеркивают, что интерес инвесторов не ограничивается золотом: в последние месяцы вслед за желтым металлом (рост за год 27%) к ралли присоединились – в очередной раз – палладий (рост за год 59%) и платина (рост за год +19%).

«Такое поведение рынков волей-неволей поддерживает цены на золото, доводя их до новых шестилетних максимумов. В недавней аналитической заметке Шьям Девани, старший технический стратег Citigroup, справедливо отметил, что соотношение доходностей инвестиций в золото и S&P 500 тестирует критическую точку разворота, и прорыв выше нее может вызвать ралли, которое вытолкнет цены на золото еще на 25% выше», – отмечает эксперт Международного финансового центра Владимир Рожанковский.
 

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Как вы провели или планируете провести отпуск этим летом?

Варианты

b2-uchet_kursiv.png

 

Цифра дня

1,6 млрд
тенге
задолжали казахстанские работодатели своим работникам

Цитата дня

Порой некоторые лозунги и призывы выглядят крайне привлекательными, но их авторы не несут ответственности перед страной. Реформы ради реформ - это верный путь к кризису и потери управляемости государством. Уверен, никто из нас этого не желает. Развитие должно быть последовательным, поступательным, без забегания вперед, но и без отставания.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций