Перейти к основному содержанию

1745 просмотров

Сенаторы сомневаются в необходимости строительства новых сахарных заводов

Имеющиеся предприятия работают не на полную мощность

Фото: Reuters

По данным министерства сельского хозяйства, на сегодня составлена карта агропереработки. Согласно документу, планируется модернизация трех из четырех имеющихся сахарных заводов, а также строительство двух новых. Но планы МСХ вызывают сомнения у сенаторов.

«Согласно карте агропереработки выделена фокус-группа из девяти приоритетных направлений, по которым планируется дозагрузка и модернизация имеющихся перерабатывающих предприятий, а также строительство новых. Так, согласно предоставленным МСХ данным, у нас имеется четыре завода по переработке сахарной свеклы, планируется модернизация трех из них. Кроме того запланировано строительство еще двух предприятий по переработке сахарной свеклы в регионах, отдаленных от областей, где имеется сырье», – сказал депутат Нурлан Кылышбаев.

Его волнует судьба существующих заводов, которые загружены всего на 29%.

«Они так и останутся ничем загруженными на треть? Насколько целесообразно строительство двух новых заводов?», – задался он вопросами.

Еще более неоднозначна, по его оценке, ситуация по переработке картофеля. По его данным, на сегодня в стране имеется всего два предприятия по переработке картофеля. Да и те загружены всего на 25%. При этом планируется строительство еще двух новых заводов.

«Возникает вопрос – насколько данная карта агропереработки продумана и насколько качественно проработана. Не лучше ли средства, направленные на субсидирование строительства новых заводов, направить на дозагрузку имеющихся?», – спросил он у министра сельского хозяйства Сапархана Омарова.

Из его ответа выяснилось, что не только у сенаторов, но и у самих чиновников от МСХ есть вопросы к данной агрокарте.

«Она рассматривается министерством. Есть вопросы по данной карте. Здесь хотелось бы отметить, что нам нужно строить дополнительные заводы по переработке сахарной свеклы. Сейчас есть планы по развитию орошаемых земель в Павлодарской области и согласно нашего плану, согласованному с акиматом региона, там планируем засеять 10 тыс. га сахарной свеклой и она дальше будет развиваться. На сегодняшний день у нас есть иностранные инвесторы на строительство этого завода. При проведении переговоров они выбрали именно Павлодарскую область», – сказал он.

Также, по его словам, на сегодня имеются планы по дозагурзке действующих заводов. В частности, для мотивации фермеров сдавать сырье заводам предусмотрены субсидии на приобретение сахарной свеклы.

Между тем глава МСХ затруднился ответить на вопрос спикера Сената Дариги Назарбаевой о том, когда существующие предприятия будут загружены на 100% или хотя бы на 70%.

«Всю эту работу сегодня проводим, проводим переговоры с действующими заводами, и если вы позволите, мы в течение двух недель дадим ответ о наших планах в письменном виде», – сказал Сапархан Омаров.

banner_wsj.gif

838 просмотров

Падение нефтяных цен не помогло производителям бензина

В мире продолжает снижаться спрос на транспортное топливо

Фото: Pixabay

Основные дивиденды от рекордных скидок на нефть, которые предлагают производители сырья, должны были получить нефтеперерабатывающие заводы. Однако из-за пандемии коронавируса упал спрос и на нефтепродукты. Многие заводы в США, Европе и Азии вынуждены сокращать или останавливать производство.

Сводки о состоянии рынка нефти и нефтепродуктов меняются каждый день, и они все более пессимистичны. Если в начале марта Международное энергетическое агентство прогнозировало падение спроса на нефть в мире в годовом исчислении на 90 тыс. баррелей в стуки, то уже к концу месяца прогноз обновился и теперь речь идет о сокращении суточного потребления углеводородного сырья во втором квартале на 20 млн баррелей, что составляет около 20% мирового спроса.

Бензин

Китай, на долю которого приходилось более 80% роста мирового спроса на нефть в прошлом году, в январе этого года снизил ее потребление на 20% или примерно на 3 млн баррелей в сутки. Спрос на сырье упал из-за снижения потребления топлива авиа- и автотранспортом на фоне эпидемии COVID-19 и принятых карантинных мер. По итогам первого квартала в этой стране потребление бензина и дизельного топлива сократилось на 30%, а авиакеросина – на 47%.

В Европе, куда коронавирус добрался в конце февраля, спрос на энергоресурсы начал стремительно падать ближе ко второй половине марта, когда во многих странах был введен режим карантина и сократился объем авиационных и автомобильных перевозок.

В условиях снижения потребления горючего европейские производители вынуждены не только сокращать выпуск продукции, но где-то даже останавливать производство. 18 марта британский производитель нефтепродуктов Petroineos из-за падения спроса на продукцию отключил одну из трех установок первичной переработки нефти на своем нефтеперерабатывающем заводе (НПЗ) мощностью 210 тыс. баррелей в сутки в шотландском городе Гранджемут.

Опасаясь распространения коронавируса, Total приостановила проведение ремонта НПЗ мощностью 105 тыс. баррелей в сутки во французском Фейзене. Ремонтные работы начались в середине февраля, а завершить их планировалось в конце апреля.

Приостановили или снизили объем производства из-за снижения спроса несколько НПЗ в Италии, Испании и Швейцарии.

В США, где цены на бензин напрямую зависят от биржевых котировок на нефть, в середине марта стоимость автомобильного топлива упала почти в два раза, но уже к концу месяца на 10% снизилось и потребление нефтепродуктов. В связи с низким спросом, приведшим к росту запасов и заполнению резервуаров, американская нефтегазовая компания ExxonMobil приняла решение сократить более чем на 60 тыс. баррелей в сутки объемы производства на своем нефтеперерабатывающем заводе в Батон-Руж в США.

В Rystad Energy считают, что общий мировой спрос на автомобильное топливо в этом году снизится на 5,5%, или 2,6 млн баррелей в сутки в годовом исчислении. В 2019 году общемировое ежесуточное потребление этого продукта, по оценке компании, составляло 49,7 млн баррелей.

Керосин

Аналитики прогнозируют падение спроса и на авиационное топливо – на 26% в 2020 году. В прошлом году мировое ежесуточное потребление реактивного топлива составляло около 7,2 млн баррелей. Не исключено, что во втором квартале спрос на керосин упадет до 70%, опять же вследствие снижения авиаперевозок из-за пандемии COVID-19.

Британская компания International Consolidated Airlines Group (владеет долями в авиакомпаниях в Великобритании, Испании и Ирландии), которая имеет в своем парке более 570 самолетов, в апреле и мае сократит пропускную способность, как минимум, на 75%. За этот же период ирландская Ryanair, крупнейшая бюджетная авиакомпания в Европе, планирует сократить на 80% количество перевозимых пассажиров.

Запрет авиасообщения между Европой и США, объявленный 11 марта из-за пандемии коронавируса, еще больше ударит по авиационной отрасли. В результате многие авиакомпании могут столкнуться с большим сокращением доходов, а многие из некоммерческих маршрутов, вероятно, будут закрыты, предполагают эксперты.

Тем не менее, по оценке исследовательской компании Rystad Energy, пик падения спроса на энергоресурсы еще не пройден. То, что происходило с потреблением топлива в Китае, с задержкой в один месяц будет происходить сперва в Европе, потом в США, а далее в Японии, Южной Корее, Индии и Юго-Восточной Азии.

26 марта во время видеоконференции глава Международного энергетического агентства Фатих Бироль заявил, что до конца года из-за пандемии коронавируса мировой спрос на нефть может упасть на 20% или на 20 млн баррелей в сутки. По его словам, сегодня из-за карантина три миллиарда людей не могут передвигаться и пользоваться транспортом. При том, что 60% из 100 млн баррелей ежедневного спроса на нефть уходят на топливо для транспорта.

Напомним, что цены на нефть на мировом рынке, которые постепенно снижались с начала года, резко обвалились после 6 марта, когда страны-экспортеры нефти не смогли договориться о продлении сделки по сокращению добычи нефти. По данным на 1 апреля, стоимость нефти марки Brent упала более чем в два раза по сравнению с ценами на начало года и составила $24,98 за баррель.

Эпидемия коронавируса началась в Китае. Впервые вирус был обнаружен в конце декабря 2019 года у жителей города Ухань провинции Хубэй.

11 марта Всемирная организация здравоохранения объявила пандемию нового коронавируса – COVID-19. По данным на утро 4 апреля в мире зарегистрировано 1 100 283 больных коронавирусом, 226 669 – вылечившихся от этой болезни и 58 929 – погибших.

banner_wsj.gif

drweb_ESS_kursiv.gif