Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


1277 просмотров

На севере Казахстана увеличат площадь орошаемых земель

Совершенствование системы управления водными ресурсами – одно из направлений государственной концепции по переходу РК к зеленой экономике

Фото: Shutterstock

Минсельхоз намерен почти на треть увеличить площадь орошаемых земель в Казахстане благодаря водохранилищам – они будут аккумулировать воду в период паводков. 

Энергосбережение и повышение энергоэффективности всех отраслей хозяйства – одна из приоритетных задач казахстанской экономики. С ее решением связывается целый комплекс проблем – энергетических, экологических, экономических и социальных. Значение, которое придается решению проблемы, связано в том числе с ростом цен на энергоносители, которые составляют значительную долю в себестоимости продукции, влияя на ее конкурентоспособность. В сельском хозяйстве в роли такого энергоносителя выступает вода: от ее наличия и стоимости зависит, будут ли разворачиваться новые проекты в растениеводстве и животноводстве и насколько конкурентоспособной окажется производимая продукция.

Поливная вода для юга и севера 

Орошаемые земли в 8–10 раз более производительны, чем неорошаемые. В Государственной программе развития агропромышленного комплекса Республики Казахстан на 2017–2021 годы отдельным пунктом рассматривается вопрос восстановления ирригационных систем земель регулярного орошения на площади 610 тыс. гектаров, а также земель лиманного орошения на площади 368 тыс. гектаров. Эти планы Министерства сельского хозяйства республики подтвердил во время отчетной встречи с населением глава ведомства Сапархан Омаров. «У нас сейчас имеется 1,4 млн гектаров орошаемых земель, которые дают до 42% от общей валовой продукции растениеводства, но в наших планах увеличить до 2021 года площадь орошаемых земель еще на 600 тыс. гектаров и довести ее до 2 млн гектаров», – сказал Омаров.

Министр напомнил, что в настоящее время орошаемые земли сосредоточены в основном на юге Казахстана: около 38% их приходится на Туркестанскую область, 29% – на Алматинскую область, 14% – на Кызылординскую область и 8% – на Жамбылскую область. Связано это с тем, что на юге выращиваются в основном влаголюбивые культуры. Однако сейчас Министерство сельского хозяйства всерьез задумалось о необходимости эффективного обеспечения сельчан поливными объемами и на севере республики. Прежде всего для развития смежных с растениеводством областей агропромышленного комплекса.

«Сейчас хорошими темпами развивается мясное и молочное животноводство, и кратно возрастает спрос на корма, которые гарантированно можно производить на массивах орошения, включая лиманное орошение. Поэтому считаем целесообразным развивать орошаемые земли не только на юге страны, но и на севере – для увеличения кормовой базы», – пояснил глава Минсельхоза.

Отметим, что до 2013 года тарифы на поливную воду на юге Казахстана были достаточно низкими и не превышали 1 тенге за кубометр – в основном потому, что в них были заложены только минимальные текущие затраты на содержание водохозяйственных сооружений, расходы же на капитальный ремонт и реконструкцию этими тарифами не предусматривались. На севере республики полив изначально стоил кратно больше – от 16 тенге за кубометр, поэтому здесь сельхозтоваропроизводители внедряли методики капельного и дождевого орошения.

Ирригационный план

Общей проблемой для юга и севера являлось отсутствие хозяина у систем ирригации: большинство из них оставалось в коммунальной собственности, так как частные компании не хотели работать в условиях тарификации, на которой невозможно не только заработать, но и восстановить ветшающее оборудование. По данным Министерства сельского хозяйства, в результате такой политики к 2013 году в стране сложилась ситуация, когда износ оросительных и дренажных систем в южных областях страны составлял более 50%, а на севере и на западе (в Павлодарской, Западно-Казахстанской и Атырау­ской областях) этот показатель достигал 100%.

Сейчас перед Министерством сельского хозяйства стоит достаточно сложная задача. С одной стороны, для проведения реконструкции дренажных и оросительных систем необходимо привлечение частных инвестиций, что повлечет увеличение тарифов. С другой стороны, МСХ хочет увеличивать площади орошаемых земель, то есть делать поливную воду доступной для сельчан. И здесь решением становится восстановление и расширение системы водохранилищ, которые позволяют накапливать воду в период паводков, решая проблему предупреждения ЧС. А потом, в вегетационный период, помогают предоставлять воду сельхозтоваропроизводителям по доступной для них цене. На этом, по словам Сапархана Омарова, сельскохозяйственное ведомство республики делает особый акцент.

«В области водного хозяйства предусмотрена реконструкция 41 аварийного водохранилища, из которых в 2018 году восстановлено два объекта в Восточно-Казахстанской области, – сказал министр 18 июня на встрече с населением. – Реконструкция шести аварийных водохранилищ будет завершена в 2019 году, по пяти аварийным водохранилищам начаты строительные работы, по остальным, по 21 объекту, разрабатывается проектно-сметная документация. Завершена реконструкция трех гидротехнических сооружений и капитальный ремонт одного особо аварийного объекта, что позволило гарантированно обес­печить водой для хозяйственно-бытовых нужд 16 сельских населенных пунктов с численностью населения 61 тыс. человек в Западно-Казахстанской области, создать дополнительную водохозяйственную инфраструктуру для подачи воды на обводнение 180 тыс. гектаров пастбищ». 

Уже проведенная Министерством сельского хозяйства работа позволила гарантированно обеспечить водой орошаемые земли на площади 48,5 тыс. гектаров в Кызылординской области, 5 тыс. гектаров – в Туркестанской области, 6,8 тыс. гектаров – в Жамбылской области. Попутно с восстановлением действующих водохранилищ система будет пополняться новыми мощностями, подчеркивает Омаров. По его словам, в настоящее время продолжается разработка ТЭО по строительству 22 новых водохранилищ, расположенных в семи областях республики: Алматинской, Восточно-Казахстанской, Жамбылской, Западно-Казахстанской, Кызылординской, Актюбинской и Туркестанской.

Для повышения эффективности водопотребления в сельском хозяйстве одновременно внедряются водосберегающие технологии, позволяющие сохранить затраты потребителя на прежнем уровне при росте тарифов на воду, который необходим для прихода в отрасль водообеспечения частного инвестора. Попутно Минсельхоз пытается уже сейчас приучить казахстанских фермеров к экономии, поскольку госпрограмма развития АПК предполагает постепенный уход от сдерживания соответствующих тарифов для сельского хозяйства. И после этого перехода к рыночным расценкам на воду энергоэффективность оросительных систем конкретной сельской организации станет основой ее конкурентоспособности.


877 просмотров

Что может помешать введению онлайн-учета нефти

Действующее законодательство не всегда соответствует новым реалиям

Фото: Konstantin Baidin

В Казахстане с января следующего года начнется поэтапное внедрение информационной системы учета сырой нефти и газового конденсата. Однако цифровые технологии развиваются так стремительно, что действующее законодательство не всегда соответствует новым реалиям.

Зарегулированные?

«Я согласен с вами, что сейчас много информации в бумажном виде и что все должно быть в цифровом формате. Но разные министерства дают разные инструкции по цифровизации. При этом технологии движутся вперед, и законодательство не успевает за ними. Например, когда мы говорим об облачной системе, то законодательство у нас не разрешает использовать эти технологии», – сказал генеральный менеджер по информационным технологиям и управлению информацией «Норт Каспиан Оперейтинг Компани» (НКОК) Иво Алберс, выступая в Атырау в ходе круглого стола по цифровизации нефтегазовой отрасли, организованного Советом по развитию стратегических партнерств в нефтегазовой отрасли Petrocouncil. 

Впрочем, с такой трактовкой не согласна директор департамента цифровизации Министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК Мейргуль Куандыкова, которая отмечает, что никаких запретительных норм об использовании облачных технологий коммерческими предприятиями нет и касаются они только хранения государственных и персональных данных.

«Я бы не сказала, что эта сфера зарегулирована. Мы можем регулировать данные госорганов и все, что касается персональных данных. Серверы, совершающие операции с персональными данными, должны находиться на территории РК. Да, такое требование есть», – парировала она.

По словам г-жи Куандыковой, сейчас министерством прорабатывается возможность присвоения уровня «чувствительности» в отношении государственных данных. При этом в республике есть закон о персональных данных и об их защите, но нет определенного уполномоченного органа, который бы защищал эти данные.

В этой связи, по словам Мейргуль Куандыковой, был разработан соответствующий законопроект, который в настоящее время находится на рассмотрении в канцелярии премьер-министра. Данный документ предусматривает вопрос создания уполномоченного органа в сфере защиты персональных данных, нововведения по блокчейну и по цифровым активам.

Готовность & опасения

С 1 января 2020 года в республике начнется поэтапное внедрение информационной системы автоматического учета сырой нефти и газового конденсата, которая в том числе призвана снизить теневой оборот нефти и нефтепродуктов. 

Как рассказал в ходе круглого стола директор департамента цифровизации и информатизации Министерства энергетики РК (МЭ РК) Алан Аралбаев, сейчас большинство недропользователей предоставляют отчетность в единую систему управления недропользованием в ручном режиме. Также компании могут предоставлять отчетность по телефону, по факсу и по e-mail. Все данные стекаются в информационно-аналитический центр нефти и газа МЭ РК.
 
Чиновник подчеркнул, что большинство крупных добывающих компаний давно ввели у себя электронную систему учета нефти. Остается только интегрировать системы компаний с системой уполномоченного органа. Опасения вызывают небольшие казахстанские нефтяные компании, которые до сих пор не ведут электронный учет нефти.

Он напомнил, что предыдущий срок (с 1 января 2017 года) введения информационной системы учета нефти был перенесен, в том числе из-за неготовности недропользователей к тратам на установку контрольно-измерительных приборов учета. 
Но дороговизна приборов не была единственной причиной переноса сроков. Например, были требования об установке КПУ на каждой скважине и о передаче данных в министерство ежесекундно в онлайн-режиме, что практически невозможно. Принимая во внимание все эти аспекты, Минэнерго в рамках Кодекса о недрах и недропользовании установило новые сроки.

Теперь, согласно статье 144 действующего Кодекса «О недрах и недропользовании», с 1 января 2020 года приборы учета на объектах должны быть установлены и раз в сутки в режиме онлайн передавать данные транспортирующих предприятий. Например, таких как «КазТрансОйл», «Каспийский трубопроводный консорциум». 

С 1 января 2021 года аналогичные требования вступают в силу в отношении нефтедобывающих компаний и перерабатывающих заводов. А с 1 января 2022 года коммерческий учет нефти будет введен в цехах подготовки и перекачки нефти, нефтяных резервуарах. 

За чей счет?

Представители нефтяных операторов, участвовавшие в заседании круглого стола, поинтересовались, как будет проходить процесс интеграции существующих систем и кто будет платить за разработку веб-программ.

Алан Аралбаев ответил, что есть правила формирования и функционирования информационной системы, утвержденные приказом министра энергетики. В частности, со стороны Минэнерго будет создана рабочая группа, куда войдут представители Министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК, отраслевых ассоциаций, где будут рассматривать заявки субъектов на интеграцию систем и утвержден ее график. В рамках этой группы будет проводиться тестирование интеграции. Техническая часть интеграции уже прописана в Законе РК «Об информатизации», где поясняется процесс интеграции государственной информационной системы с негосударственной. 
Кроме того, пересматривается перечень видов отчетов, которые должны будут передаваться в онлайн-режиме. Действующий список из 18 видов отчетов будет сокращен.

Новый план

В Казахстане по итогам 2019 года ожидается рекордный объем производства нефти. «С учетом роста темпов добычи министерством повышен прогноз годовой добычи по стране до 90,5 млн тонн. Это превысит факт 2018 года, который был в объеме 90,4 млн тонн», – цитирует Интерфакс руководителя пресс-службы Министерства энергетики Нурлыбека Женисбека.

Таким образом, нетедобывающие компании республики перевыполнят план по производству нефти, установленный на текущий год на уровне 89 млн тон. Аналогичная ситуация сложилась и в 2018 году: при прогнозе 87 млн тонн по итогам года было добыто 90,4 млн тонн нефти, 70 млн тонн из которых было экспортировано.

Ожидается, что основной объем производства нефти дадут три крупнейших месторождения: Тенгиз, Кашаган и Карачаганак – 29,6 млн, 14,5 млн и 11,2 млн тонн соответственно.

Ранее Минэнерго сообщило «Курсиву», что всего в Казахстане добычей нефти занимаются 97 недропользователей.

 

0001_7.jpg

21_11_240.gif

 
 

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

duster-kaptur_240x400.gif

 

Цифра дня

64-е
место
занял Казахстан по скорости фиксированного интернета в мире

Цитата дня

Популизм – это политика посредственности. Я не раздаю пустых обещаний. Я - человек конкретных дел. Я буду твердо проводить в жизнь свою программу реформ.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций