Перейти к основному содержанию

1517 просмотров

Биржа МФЦА намерена привлечь инвестиции в юниорские компании ГМК

AIX также ведет работу над финансовыми продуктами для торговли сырьевыми товарами

Открытие МФЦА. Фото: Reuters

Биржа Международного финансового центра «Астана» (AIX) намерена создать площадку по привлечению инвестиций в юниорские компании горно-металлургического комплекса Казахстана, сообщил 13 июня председатель правления AIX Тимоти Беннетт.

«Горнорудные компании, находящиеся на ранних стадиях производственного цикла, зачастую испытывают трудности в получении финансирования, и, с другой стороны, крайне остро в нем нуждаются, – сказал Беннетт в ходе инвестиционной сессии горно-металлургического конгресса в Нур-Султане. – Для таких перспективных, но высокорискованных проектов мы создаем отдельную площадку с особыми условиями».

Он напомнил, что наиболее успешными рынками с точки зрения развития юниорских компаний в ГМК являются две страны, ставшие, по его словам, «магнитами» для таких проектов, – Канада и Австралия.

«Мы сейчас консультируемся с их представителями по юниорским компаниям, рассматриваем успешные кейсы Канады и Австралии, но учитываем уникальные условия Казахстана и те требования, которые отражены в Кодексе о недрах», – сказал глава AIX.

По его словам, AIX фокусируется на юниорском секторе, поскольку международные круги проявляют интерес к инвестированию в Казахстане не только в традиционные биржевые продукты, но и венчурные проекты.

«Количество инвесторов, готовых принять более высокие риски, растет. Соответственно, они ожидают более высокий возврат своих инвестиций. Юниорский сектор горнорудной отрасли как раз отличается такими параметрами», – продолжил Беннетт.

По словам спикера, на площадке AIX инвесторов должно привлечь наличие строгих требований для эмитентов по подготовке и регулярному обновлению геологических отчетов, подготовленных независимыми экспертами в соответствии с передовыми международными стандартами. На площадку распространяются все налоговые преференции, действующие в пользу инвесторов на территории МФЦА, включая освобождение от корпоративного подоходного налога на доход от прироста стоимости, дивидендов и вознаграждения.

Он напомнил, что в прошлом году руководство AIX сфокусировалось на выстраивании регуляторной, законодательной, технологической среды и фактически за год создало всю необходимую инфраструктуру для работы биржи.

«В этом году мы будем фокусироваться на создании устойчивой экосистемы, которая облегчит процесс листинга юниорских компаний и будет включать в себя аудит, консалтинг, профессиональный анализ рынка», – добавил эксперт.

По его словам, листинг, который прошли на площадке AIX компании «Казатомпром» и «Полиметалл», показал, что рынок имеет большой интерес к инвестициям в горнорудный сектор Казахстана.

В создании базы юниорских проектов AIX пообещала оказать помощь национальная палата предпринимателей «Атамекен», заместитель председателя правления которой, Евгений Больгерт, на этой же инвестиционной сессии напомнил, что по объему привлечения инвестиций горнодобывающая отрасль остается лидером в Казахстане: в 2018 году в этот сектор было привлечено порядка 4,5 трлн тенге, что составляет более 40% от всех привлеченных инвестиций.

«В Казахстане с 2015 года наблюдается рост инвестиций в сектор так называемых технических услуг в горнодобывающей отрасли, куда статистика относит и геологоразведочную отрасль. И я хотел бы предложить господину Беннетту, как представитель НПП, провести встречу, куда можно было пригласить ассоциации и заинтересованные компании для того, чтобы можно было более детально пообсуждать планы и инструменты, которые есть у биржи МФЦА в этом направлении», – сказал Больгерт.

Свою помощь в поисках юниорских проектов в ГМК бирже МФЦА предложил и управляющий директор по горно-металлургическому сектору компании KAZAKH INVEST Алмас Агибаев, который напомнил, что эта нацкомпания осуществляет поиск и выявление новых перспективных ниш для потенциальных мировых игроков в сфере ГМК.

«Мы по всей стране ищем и находим наиболее интересные инвестпроекты, на сегодня уже найдено 60 таких проектов, по сектору ГМК мы за прошлый год «упаковали» порядка 20 таких проектов – в основной массе это, конечно, небольшие проекты по добыче и переработке металлов, где требуется небольшая доразведка для доведения до стадии начала добычных работ», – сказал Агибаев.

По части таких проектов, по его словам, потенциальные инвесторы и инициаторы данных проектов уже сведены, часть проектов остается пока без инвесторов.

«Понятно, что крупных игроков интересуют прежде всего проекты с большими подтвержденными запасами, по золоту – от 30 тонн и выше, по меди – от 100 тыс. тонн и выше. На наш взгляд, есть большие резервы по привлечению инвестиций в разработку перспективных участков по меди с прогнозными запасами от 1 млн тонн и выше, в Казахстане такие перспективные участки есть, нуждающиеся в доразведке для подтверждения запасов промышленного уровня», – указал представитель KAZAKH INVEST одну из ниш приложения усилий AIX.

6880 просмотров

Сколько стоит Большая алматинская кольцевая автодорога

И какой она будет в итоге

Фото: Shutterstock.com

Соглашение об условиях финансирования БАКАД подписано. Эта новость быстро пропала из информационного поля, хотя проект БАКАД – знаковый для республики, его презентовали на road-show в Лондоне, под него вносились изменения в закон о концессиях и закон о ГЧП. Подготовка к проекту началась больше десятилетия назад, когда власти стали выкупать у населения землю и имущество на участках, где должна пройти большая кольцевая дорога. 

Официальное заявление о подписании соглашения об общих условиях финансирования по проекту «Строительство Большой Алматинской кольцевой автомобильной дороги (БАКАД)» сделал только Евразийский банк развития (ЕАБР). В пресс-релизе, который был разослан поздним вечером 12 февраля, указано, что финансирование проекта будет осуществлено синдикатом кредиторов в лице Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), Евразийского банка развития, Исламского банка развития (ИБР); сам ЕАБР в рамках проекта предоставит $95 млн.

Вторым о подписании контракта сообщил один из участников консорциума, который строит БАКАД, – корейская SK Engineering & Construction. Корейская компания дала чуть более подробную информацию – правда, только на корейско­язычной версии своего сайта. SK E&C объявила, что подписала в Нур-Султане соглашение по финансированию Алматинской кольцевой дороги с большой группой, состоящей из ЕБРР и многосторонних банков развития. В этой же новости было отмечено, что консорциуму удалось получить $580 млн.

Напомним, что консорциум, который будет строить и управлять БАКАД, образован турецко-корейским партнерством достаточно авторитетных фирм Alsim Alarko Sanayi Tesisleri ve Ticaret A. Ş., Makyol Inşaat Sanayi Turizm ve Ticaret A., Korea Expressway Corporation и SK Engineering & Construction Co. Ltd. Эти компании специально для проекта БАКАД создали ТОО «БАКАД Инвестиции и Операции».

0001_23.jpg

Кто кредитует строительство БАКАД

Странная тишина вокруг сделки оказалась вполне объяснима. На уточняющий вопрос «Курсива» о сумме кредита и доле финансирования со стороны каждого из участников в «БАКАД Инвестиции и Операции» сообщили, что на данный момент сделка по финансированию проекта «Строительство и эксплуатация Большой Алматинской кольцевой автомобильной дороги (БАКАД)» находится на стадии итогового утверждения и точные суммы финансирования от каждого кредитора пока не могут быть озвучены. В компании подтвердили, что кредиторами проекта выступают ЕБРР, ЕАБР и ИБР. Также концессионер сообщил, что общая сумма заемных средств предварительно оценивается на уровне $580 млн, собственное участие турецко-корейского консорциума – $160 млн.

И хотя сделка еще не закрыта, с высокой долей уверенности можно утверждать, что доли кредита на строительство БАКАД со стороны институтов развития распределяются следующим образом: $95 млн – от ЕАБР, $225 млн – от ЕБРР; представители банка неоднократно озвучивали эту сумму, и старший советник по внешним связям ЕБРР Антон Усов в беседе с «Курсивом» в очередной раз эти данные подтвердил: «Кредит долгосрочный, речь идет о периоде 15 лет.

Структура синдиката стандартная – кредит А и кредит В. Кредит А будет предоставляться ЕБРР, его размер – $225 млн». Исламский банк развития еще прошлым летом сообщил, что его совет исполнительных директоров одобрил предоставление кредита на проект БАКАД в размере $100 млн. Итого: $420 млн от трех институтов развития. 

Еще одним потенциальным кредитором проекта долгое время считалась Международная финансовая корпорация (МФК, входит в структуру Всемирного банка), кредитную заявку от «БАКАД Инвестиции и Операции» на $125 млн этот финансовый институт планировал рассмотреть летом 2019 года, но в итоге в число кредиторов проекта МФК не вошла. 

Несложные арифметические вычисления показывают: чтобы размер займа соответствовал заявленному, в кредитный синдикат должен входить кто-то еще. На рынке предполагают, что к участию в синдицированном кредите для БАКАД могут быть привлечены несколько коммерческих банков. 

Зачем нужен БАКАД  и каким он будет

Основная цель проекта БАКАД – создание объездной трассы на пересечении двух международных автомагистралей: дороги Хоргос – Алматы – Бишкек – Тараз – Шымкент – Ташкент и дороги Алматы – Караганда – Нур-Султан – Петропавловск.
 
БАКАД будет проходить вокруг Алматы с запада на восток, вдоль северной границы города, в среднем на расстоянии 20–25 км от центра города. Общая протяженность БАКАД составит 66 км, это будет 4–6-полосная дорога категории I-А. 

Расчетная скорость движения на различных участках кольцевой автодороги оценивается от 120 до 150 км/ч. Здесь планируется построить 8 развязок и 39 мостов (в том числе 18 эстакад). 

Предполагается, что в 2038 году максимальная интенсивность движения на некоторых участках БАКАД достигнет 67 тыс. автомобилей в день. Предварительные тарифы на проезд по БАКАД составляют 200 тенге для легковых авто и 290 тенге – для грузовых. 

Какие ожидания связывают с БАКАД? В первую очередь большая кольцевая дорога позволит вывести транзитные грузопотоки за пределы Алматы и за счет этого способствовать снижению уровня загрязнения воздуха в городе. Антон Усов подчеркнул, что экологическая составляющая сыграла заметную роль в решении ЕБРР финансировать проект: «Когда в конце прошлого года акционеры принимали решение, для нас важным и определяющим было то, что проект, как предполагается, поможет серьезно сократить загрязнение воздуха в районе Алматы». 

Также планируется, что благодаря БАКАД сократится количество дорожных заторов, а значит, и время, которое тратится на поездки в город и по Алматы; снизится количество ДТП, а пропускная способность и конкурентоспособность транзитных маршрутов, проходящих по территории Казахстана, повысится. Еще более глобальные цели проекта – увеличение объемов региональной и международной торговли, поскольку БАКАД входит в состав трансконтинентальной автомагистрали Западная Европа – Западный Китай, и стимулирование применения принципов ГЧП/концессий в Казахстане. БАКАД – первый крупный инфраструктурный ГЧП-проект в стране. 

Сколько стоит БАКАД и когда начнется ее строительство

Платную объездную дорогу в Алматы построит частный инвестор (консорциум) за свой счет, он же до 2038 года будет ее обслуживать. При этом платежи за использование автодороги уходят в бюджет, и уже государство расплачивается с консорциумом по графику, который был утвержден приложением к постановлению правительства РК от 6 февраля 2018 года «О некоторых вопросах принятия государственных концессионных обязательств Правительства Республики Казахстан по концессионному проекту». Это постановление закрепляет государственные концессионные обязательства правительства РК по концессионному проекту «Строительство и эксплуатация автомобильной дороги «Большая Алматинская кольцевая автомобильная дорога (БАКАД)» в размере 512 млрд тенге, а приложение расшифровывает, что из общей базовой платы за доступность 176,7 млрд тенге – это компенсация инвестиционных затрат, 28 млрд тенге – компенсация эксплуатационных затрат и 307,6 млрд тенге – вознаграждение за управление. Стоит оговориться, что в этих платежах не учтены механизм валютной компенсации, который сработает, если курс тенге поднимется выше определенного уровня, и корректировки платы за доступность, предусмотренные условиями договора концессии. Выплаты правительство РК будет производить с 2022 по 2037 год, то есть с предполагаемого начала эксплуатации кольцевой дороги и до окончания концессионного соглашения. После этого БАКАД перейдет в собственность республики. 

Сейчас, сообщили в «БАКАД Инвестиции и Операции», выполняются предварительные условия основного договора концессии, которые касаются, например, вопросов минимизации негативного воздействия БАКАД на местное население после ввода дороги в эксплуатацию. Параллельно производятся замеры состояния воздуха до строительства БАКАД. 

Первоочередные строительные работы на двух участках будущей Большой Алматинской кольцевой автодороги должны начаться в первых числах апреля. Согласно договору концессии строительство БАКАД будет завершено в течение 50 месяцев с момента финансового закрытия, которое также планируется на апрель 2020 года.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

drweb_ESS_kursiv.gif