Перейти к основному содержанию
6767 просмотров

Как в Туркестанской области развивается солнечная энергетика

И что ей мешает

Фото: Shutterstock

Запуск объектов альтернативной энергетики закроет 30% потребности Туркестанской области в электроэнергии и частично снизит ее дефицит. Использовать солнечный потенциал в полной мере пока не позволяют возможности электросетей.

Солнечные электростанции строятся в Сарыагашском (мощностью 20 МВт), Мактааральском (4,95 МВт) и Сузакском (50 МВт) районах Туркестанской области, а также в городах Арысь (14 МВт) и Кентау (50 МВт). Суммарная мощность пяти солнечных проектов и двух проектов малых ГЭС, которые сейчас тоже на этапе строительства, – 95 МВт. Уже запущенные в Туркестанской области объекты ВИЭ, по данным областного управления энергетики и ЖКХ, дают пока всего около 6,5 МВт. К 2025 году в регионе должно быть 13 ВИЭ-проектов общей мощностью 148,8 МВт.

Строительство солнечных электростанций на юге Казахстана – не только следствие мирового тренда на увеличение доли альтернативной электроэнергетики. И в Туркестанской области, и в Шымкенте остро стоит проблема энергодефицита. Сейчас потребность региона составляет около 500 МВт, и внутренние источники обеспечивают лишь 30% от общего объема энергопотребления. Очевидно, что при трехстах солнечных днях в году интерес к возобновляемым источникам энергии в Туркестанской области продиктован практическими соображениями. 

По данным Минэнерго РК, на юге страны сосредоточена значительная часть потенциала солнечной энергии Казахстана, которая составляет оценочно 2,2–3 тыс. солнечных часов, или 2,5 млрд кВт*ч в год. Ссылаясь на данные карт солнечного ресурса World Bank Group, представители инвестиционной компании Turkistan Invest заявляли, что инсоляция в Туркестанской области в среднем достигает отметки в 1600 кВт*ч на квадратный метр. Эти цифры сравнимы с показателями таких жарких африканских стран, как Эфиопия, Буркина-Фасо, Сенегал и Уганда.

Инфраструктурный тормоз

Одного солнечного потенциала для строительства электростанции мало. «Для успешной реализации в регионе проектов ВИЭ необходимы как минимум хороший земельный участок с хорошей освещаемостью солнцем и наличие точек подключения к электросетям, – говорит управляющий директор по сопровождению инвестиционных проектов Turkistan Invest Эрик Уразаков. – Но если найти земельный участок для СЭС несложно, то точки подключения к электросетям присутствуют не везде». Без точки подключения к электросетям придется строить подстанцию, а это – дополнительные затраты. 

Аналитики Turkistan Invest смотрят на данные действующих подстанций, изучают – есть ли там резерв для подключения. Если такая возможность есть – ищут в радиусе двух-трех километров свободный земельный участок, презентуют его инвестору. И тот уже оценивает: подходит ему эта площадка или нет. У крупных компаний, возводящих солнечные электростанции, есть готовые проекты под строительство СЭС разной мощности – с этим сложностей нет. «Проблемы – именно в коммуникациях, сложностях получения техусловий на подключение и, в первую очередь, недостатке мощностей электросетей, пропускных способностей высоковольтных линий передач, – подчеркивает г-н Уразаков. – Возможно, мы могли бы строить больше солнечных станций. Но электросети не предназначены для прокачки такого объема энергии, а их модернизация требует больших затрат. Эта системная проблема затрудняет реализацию проектов СЭС, решать ее нужно комплексно».

Коммерческий директор ТОО «Онтустик Жарык Транзит» Даулет Ибраев согласен с утверждением, что энергетическая инфраструктура Туркестанской области рассчитана только на существующие нагрузки. «Присоединение мощных солнечных электростанций на наши сети является большой проблемой, так как в отдельно взятой точке присоединения нет возможности распределить 50 МВт и более электроэнергии. Поэтому при проектировании мощных солнечных электростанций необходимо учитывать потребляемую нагрузку региона или предусмотреть выход к системным подстанциям АО «KEGOC» – прокомментировал он.

Дорогое удовольствие

Стоимость солнечной энергии высока – предельные тарифы, установленные государством для солнечных электростанций, составляют 34 тенге 61 тиын за 1 кВт*ч. Для сравнения – тариф для ветровых электростанций – 22 тенге за 1 кВт*ч, малых ГЭС – 16 тенге 71 тиын. Снизить высокие тарифы на электроэнергию, вырабатываемую солнечными электростанциями, должен тендерный подход. В Казахстане сейчас проводятся аукционы на понижение для выбора проектов на размещение. Инвесторы, планирующие строительство СЭС, отталкиваются от предельного тарифа и предлагают покупать у них солнечную энергию по более низкой цене. Побеждает тот, кто предлагает наименьший тариф за 1 кВт*ч – он и получает право построить электростанцию на заранее обозначенных территориях. Такой подход в Казахстане начали использовать, чтобы уменьшить стоимость альтернативной энергии – и он себя оправдал. 

«В аукционе 2018 года по нашей области компании выиграли тендер на 57 МВт, они будут строить еще три проекта. Сами проекты будут реализованы в течение четырех лет. Мы же обязуемся в течение 15 лет покупать произведенную ими электроэнергию по их тарифу по аукционной цене – 18 тенге», – привела пример руководитель отдела электроснабжения управления энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Туркестанской области Роза Сариева.

От дефицита к профициту

В Сайрамском районе Туркестанской области уже действует СЭС «Акбай» мощностью 1 МВт. Запустило проект ТОО «Водные ресурсы-Маркетинг». По информации компании, солнечная электростанция полностью покрывает потребности в электроэнергии самого предприятия, а оставшиеся объемы передаются в городские энергосети.

Новые СЭС должны снизить дефицит электроэнергии в Туркестанской области. Зарубежные же эксперты прочат, что природный потенциал позволит региону обеспечивать не только себя, но и других – экспортируя электроэнергию. Такое мнение высказал лауреат Нобелевской премии мира и эксперт мирового масштаба в области изменения климата Рае Квон Чунг. Во время его визитов в РК обсуждалась возможность совместной реализации в Туркестане и Туркестанской области амбициозных зеленых проектов, в том числе – по производству солнечных панелей, ветрогенераторов и созданию экогородов. Концепция генплана по развитию Туркестана уже предусматривает строительство возле города объектов ВИЭ и использование солнечных панелей для освещения улиц.

banner_wsj.gif

518 просмотров

Бүгіннен бастап Қазақстандағы барлық ішкі әуе рейстері іске қосылады

Санитарлық талаптар қатаң сақталуы тиіс

Фото: shutterstock.com

Бүгін, 25 мамырдан бастап Қазақстандағы барлық ішкі әуе рейстері қайта жанданады. Бұл жайлы индустрия және инфрақұрылымдық даму министрлігінің баспасөз қызметі хабарлады. 

    «Қазақстан Республикасы аумағында коронавирустық инфекцияның пайда болуы мен таралуына жол бермеу жөніндегі ведомствоаралық комиссия шешіміне сәйкес, ҚР Денсаулық сақтау министрлігінің ұсыныстарын ескере отырып, 2020 жылғы 25 мамырдан бастап Атыраудан республиканың өзге қалаларына келесі бағыттар бойынша ұшулар қайта ашылады. Рейстер әуе компаниялардың ресми сайттарында жарияланған кестеге сәйкес орындалып, Көліктегі бас санитарлық мемлекеттік дәрігермен бекітілген санитарлық қауіпсіздіктің жоғары шаралар шартында жүзеге асырылады:
•    жеке қорғаныс жабдықтарын пайдалану (бетперделер, қолғаптар);
•    термометрия, әлеуметтік қашықтықтықты әуе кемесінің бортына отыруға дейін ұстану;
•    әуежайлар мен әуе кемелердің күшейтілген дезинфекциясы.
Жазғы мерзімде әуе тасымалдарына сұраныстың көбейетінін ескере отырып, қалалар арасында рейстер санын сұраныс пен ҚР Денсаулық сақтау министрлігінің санитарлық-карантиндік шараларын ескере отырып әуе компаниялары анықтайды. Осылайша, 2020 жылғы 25 мамырдан бастап еліміздің барлық әуежайлары ішкі тұрақты рейстер үшін ашылып, ішкі әуе нарығындағы бағыттардың жандануына ықпал етеді»,- делінген хабарламада. 

    Бүгіннен бастап «Air Astana» әуе компаниясы Атырау – Алматы, Атырау – Нұр-Сұлтан бағыты бойынша аптасына 7 рейс; «Scat» Атырау – Нұр-Сұлтан бағыты бойынша аптасына 5 (1 маусымнан бастап – 7), Атырау – Ақтау бағыты бойынша аптасына 7 рейсті (1 маусымнан бастап – 14) жүзеге асырмақ. Ал «Qazaq Air» компаниясы Атырау – Ақтау, Атырау – Ақтөбе, Атырау – Орал бағыты бойынша аптасына – 4, ал Атырау – Шымкент бағыты бойынша аптасына 7 рейс орындайды. Ұшуға рұқсат етілген компаниялар ішінде «Fly Arystan» да бар. Лоукостер Атырау – Шымкент бағыты бойынша шілде айынан бастап аптасына 3 рет ұшатын болады. 

 Рейс кестелері әуе компаниясы бастамасымен өзгеруі мүмкін. Барлық әуе сапары бас санитар дәрігер бекіткен санитарлық қауіпсіздік талаптарын сақтау арқылы жүзеге асады. 

Осыған дейін отандық ranking.kz порталы пандемияның әуе қатынасы саласына елеулі залал тигізгенін жазған болатын. Қаңтар – сәуір айларында табыс көлемі 71,3 млрд долларды құрап, былтыр осы кезеңдегі көрсеткіштен 31,8 пайызға азайып кеткен. Ал осы жылдың наурыз – сәуір айларында әуе қызметін тұтынған қазақстандықтар саны 70 пайызға бір-ақ қысқарған. Елімізде 1 мамыр күні әуе қызметі қайта жанданды. Алғашқы күннің өзінде 700 адам ұшаққа отырған. 
 

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_kaz.png