Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


1 просмотр

В западных областях Казахстана средняя зарплата в горнодобывающей промышленности доходит до 1 миллиона тенге

На конец 2018 года наибольший уровень экономической активности был отмечен в Мангистауской и Атырауской областях

Фото: Рауль Упоров

Треть наемных работников, занятых в добыче нефти и газа, отмечают, что работать им приходится в неблагоприятных и опасных условиях труда, более 40 часов в неделю. В каких сферах экономики заняты жители западных областей Казахстана, сколько зарабатывают и в какой мере считают достойными условия своего труда?  На эти вопросы «Курсив» попытался найти ответы, изучив официальную статистику труда и занятости в четырех западных областях страны.

На конец 2018 года наибольший уровень экономической активности был отмечен в Мангистауской и Атырауской областях.  Здесь в экономике регионов было задействовано 74% от трудоспособного населения. 

В Актюбинской области трудовой деятельностью заняты 67,8% от общего числа имеющейся рабочей силы,  в ЗКО – 66,7%.

Наибольшее количество работников Мангистауской области – 94% (286,3 тыс. человек) – являются наемными. В Атырауской области работают на предприятиях и в организациях – 90% населения (275,4 тыс. человек), в Актюбинской – 85% (357,3 тыс. человек). В ЗКО на конец 2018 года число тех, кто работает «на дядю»,  равнялось 63% (202,3 тыс. человек).

Лидером по количеству самозанятого населения является ЗКО – здесь 37% (118,2 тыс. человек) не имеют стабильного источника дохода в виде зарплаты, премий, отпускных и больничных. Аналитики от облстата отмечают, что половина всех самозанятых в ЗКО задействованы в сельском хозяйстве, 19,2% – в сфере торговли, 7,1% – предоставляют услуги такси, еще 6% – на ремонтных работах по квартирам.

Самозанятые Актюбинской области – их здесь 15% (60,8 тыс. человек) от общего количества занятого населения – в основном заняты в торговле – 40,8%, в сельском хозяйстве – 30,1%, а также в сфере грузоперевозок и складирования – 6,5%.

Самозанятые Атырауской и Мангистауской областей – 10%  (31,2 тыс. человек) и 6% (19,5 тыс. человек) соответственно зарабатывают по большей части свой хлеб в сфере торговли – 40%, предоставляют услуги транспорта и складирования – 24%, прочие услуги – 15,9%.

Больше нефти – больше зарплатный фонд

Аналитики от облстатов подсчитали, каков фонд заработной платы в крупных и средних предприятиях на западе страны (без учета малых предприятий, занимающихся предпринимательской деятельностью), а также общее количество занятых в основных отраслях экономики и их средние заработки. 

Так, выяснилось, что самый солидный фонд заработной платы – у предприятий и организаций Атырауской области. Здесь за 2018 год наемным работникам было выплачено 713 млрд тенге. На втором месте по весомости зарплатного фонда Мангистауская область – тут за минувший год наемные работники получили 448 млрд тенге. В Актюбинской области зарплатный фонд за прошедший год равнялся 302 млрд тенге, в ЗКО – 250 млрд тенге.

Безымянный.jpg

В разрезе отраслей экономики самая большая сумма зарплатного фонда заявлена в горнодобывающей отрасли. В Мангистауской области она равна 240,9 млрд тенге (54% от общего фонда зарплат). В Атырауской области за прошедший год работники горнодобывающей отрасли заработали и получили 145,8 млрд тенге (это 20% от общего фонда зарплаты), в ЗКО – 69,5 млрд тенге (28%), в Актюбинской области – 57,8 млрд тенге (20%).

В свою очередь статистики отмечают, что круглая сумма в сотни млрд тенге распределяется между 30% наемных работников Мангистауской области.

В Атырау многомиллиардная сумма зарплат горнодобывающей отрасли предназначена для выплаты 7,4% от общего числа наемных работников,  в ЗКО – 4% наемным работникам, в Актюбинской области – 12%.

Второй отраслью, где фонд зарплат может похвастаться солидной величиной, на западе РК является транспорт и складирование. Наибольший зарплатный фонд в этой отрасли заявлен в Мангистауской области – 54,9 млрд тенге (12% от общего фонда зарплат). Эти деньги в 2018 году были распределены среди 10% от общего числа работников крупных и средних предприятий области.

В Атырауской области сумма зарплатного фонда отрасли  «Транспорт и складирование»  по итогам 2018 года равнялась 47,6 млрд тенге (6,6% от общей суммы по региону), в Актюбинской области – 41 млрд тенге (13,5%), в ЗКО – 11,8 млрд тенге (5% от общей цифры).
Как утверждают аналитики статдепартаментов, по регионам в отрасли  «Транспорт и складирование»  заняты от 2 до 10% от общего количества наемных работников.

Вместе с тем в аутсайдерах по объему зарплатного фонда на западе страны находится сельское хозяйство: в Мангистауской области за год наемные работники сельского хозяйства заработали 136,5 млн тенге (0,03% от общего фонда зарплат в регионе), в Атырауской области – 521 млн тенге (0,07% от общей суммы), в ЗКО – 1,2 млрд тенге (0,5%), в Актюбинской области – 1,3 млрд тенге (0,4%).

Миллионеры – в ЗКО

Относительно заработных плат по регионам Комитет по статистике РК заявляет следующее: самой высокой по итогам 2018 года была заработная плата наемных работников Мангистауской области – 510 тыс. тенге. На втором месте по величине средней зарплаты на предприятиях и организациях (без учета малых предприятий, занимающихся предпринимательской деятельностью) – Атырауская область. Здесь средняя зарплата одного работника равнялась 296 тыс. тенге. В ЗКО наемный работник в среднем за прошедший год зарабатывал в месяц 153 тыс. тенге, в Актюбинской области – 137 тыс.

В разрезе отраслей наибольшая зарплата была зафиксирована в горнодобывающей отрасли: в ЗКО по итогам прошедшего года наемный работник в этой отрасли в среднем зарабатывал  порядка 1 млн тенге, в Атырауской области – 803 тыс. тенге, в Мангистауской области – 629 тыс. тенге, в Актюбинской области – 216 тыс.

В топ-3 самых высоких зарплат по западным областям статистики также отнесли  «Строительство»  и  «Транспорт и складирование». Так, наибольший размер зарплат в 2018 году был зафиксирован у строителей Мангистауской области – 316 тыс. тенге в месяц, наименьший – в ЗКО – 167 тыс. тенге.

В  отрасли  «Транспорт и складирование»  самая большая зарплата также  у наемных работников Мангистау – 383 тыс. тенге в месяц, наименьшая – также в ЗКО – 187 тыс. тенге.

Самой низкооплачиваемой отраслью по регионам за прошедший год стало сельское хозяйство. В Атырауской и Мангистауской областях зарплата наемного рабочего в сельском хозяйстве составляла 58 тыс. тенге, в Актюбинской – 83 тыс. тенге, в ЗКО – 85 тыс. тенге.

Самый опасный труд – в Мангистау

Также в статистике есть такой показатель, как измеритель достойного труда. Он оценивает уровень социальной поддержки наемных работников со стороны работодателей, наличие неблагоприятных условий труда и причины чрезмерной продолжительности рабочего времени. Этот показатель формируется на основе данных опросов занятого населения.

Так, согласно этому показателю, наиболее благополучно ситуация складывается в ЗКО. Здесь по итогам 2018 года 95,5% занятого населения работали в безопасных условиях труда (в 2017 году 3,9% западноказахстанцев отметили, что работают в неблагоприятных или опасных условиях труда).

В Актюбинской области 7,9% работников указали, что работают в опасных условиях труда (в 2017 году – 4,8%). В Атырауской области 8,5% респондентов считают, что они работают в неблагоприятных или опасных условиях труда (в 2017 году – 12%), причем большая часть из этих людей пояснили, что им приходится взаимодействовать с опасными механизмами или же трудиться при опасной концентрации химических веществ.
В Мангистауской области 39,3% опрошенных работников заявили, что они работают в неблагоприятных или опасных условиях (в 2017 году показатель по опасному труду в этом регионе равнялся 44%).

Относительно продолжительности рабочего времени статистики отмечают, что  в Атырауской области 9,7% работников трудятся больше 40 часов в неделю, в ЗКО – 15%, в Актюбинской области – 15,8%, в Мангистауской – 59,3%. Большей частью переработка наемных работников связана с требованиями, установленными работодателем и в связи с производственной необходимостью. Больших денег, которыми манит людей нефтянка, просто так  в западных регионах не дают.

Социолог, доктор исторических наук Николай Осипов: «Если в целом оценивать ситуацию по данным показателям – рынок труда, заработная плата, зарплатные фонды, – то получается, что уровень экономического развития наших четырех западных областей низкий. Первый фактор, который об этом свидетельствует: по областям неимоверное количество управленцев и работников сферы образования и здравоохранения – они не приносят прибыль, а лишь получают зарплату из бюджета. В общей структуре работников ЗКО –  58% бюджетники, в Актюбинской области их – 45%, в Мангистауской области – 30%, в Атырауской области – 29%  работают в бюджетной сфере. Эти люди имеют зарплату от 85 до 110 тыс. тенге. Драйвером экономики регионов они быть не могут – их денег им хватает лишь на питание и жизнь от зарплаты до зарплаты. Хочу отметить, что горнодобывающая отрасль, где заявлены самые высокие зарплаты, также не работает на экономику регионов – по большей части деньги, заработанные здесь, не остаются в областях, а вывозятся – иностранными специалистами, вахтовиками. По сути, горняки работают не на экономику регионов, а в целом на глобальную экономику. Второй фактор, на который следует обратить внимание, – развитие таких отраслей экономики, как обрабатывающая промышленность, торговля, транспорт и складирование. Именно эти отрасли приносят реальные доходы регионам. В этом плане более или менее экономически активна Актюбинская область – здесь на хорошем уровне развиваются все три отрасли. По остальным трем областям мы видим, что те, кто реально работает на экономику региона, получает в разы меньше, чем горняки. Зарплатный фонд этих трех отраслей должен составлять не меньше 25% от общего зарплатного фонда: так, в Актюбинской области он равен 27%, в Атырауской области – 10%, в ЗКО – 14%, в Мангистауской области – 18%. Вывод очевиден: экономическое здоровье трех из четырех западных областей слабое, самостоятельного развития они практически не имеют, развиваются как сырьевые придатки».


617 просмотров

ВОЛС станет базой для интернета на селе в Казахстане

К концу 2020 года в стране будет построено около 16 тыс. километров линий

Фото: АО «Казахтелеком»

Проект строительства волоконно-оптических линий связи (ВОЛС) в сельских населенных пунктах в Казахстане реализуется по модели государственно-частного партнерства, принятой во всем мире, но при этом имеет социальную направленность, отличающую его от аналогичных проектов в других странах. 

К пониманию важности социальной составляющей проекта ВОЛС соседние с Казахстаном государства подходят только сейчас, говоря о необходимости развития на базе общестрановой магистрали зональных участков такой линии, которая предоставит жителям сельских населенных пунктов равные с городским населением возможности за счет доступа к высокоскоростному интернету. В нашей стране эта часть проекта ВОЛС уже реализуется: к концу 2020 года в Казахстане будет построено суммарно около 16 тыс. километров линий, которые позволят жителям села получать те же услуги, что и жителям города, включая доступ к сетям 4G. 

О том, как реализуется этот проект и какие задачи компании «Казахтелеком» предстоит решить в ходе его реализации, в интервью изданию рассказал главный технический директор «Казахтелекома» Александр Лезговко.

Лезговко А.В..png

- Александр Владимирович, «Казахтелеком» в настоящее время реализует амбициозный проект по строительству волоконно-оптических линий связи в Казахстане. Насколько сложен проект с технической точки зрения, насколько он затратный и когда «Казахтелеком» рассчитывает получить отдачу от этого проекта?

- С точки зрения исполнения проект, скажем так, реализуется средней сложности, потому он подразумевает набор стандартных технических решений, включающих в себя прокладку волоконно-оптических линий связи, установку оборудования, в том числе на магистральном и на распределительном уровне, также установку клиентского оборудования непосредственно в государственных органах для подключения абонентских сетей и потребителя. Вместе с тем, большой объем строительно-монтажных работ и кратчайшие сроки реализации требуют серьезной мобилизации ресурсов всех участников проекта. Затраты – около 48 млрд тенге, по отдаче – понятно, что проект долгосрочный, рассчитанный на 14 лет. Он и выполняется по программе ГЧП по причине достаточно длительного срока окупаемости. Но, тем не менее, за счет гарантированной оплаты за услуги со стороны государства мы считаем этот проект экономически целесообразным для нашей компании.  

- Ранее в одном из интервью Вы говорили о том, что в планах компании обеспечить высокоскоростным интернетом 2,5 млн сельских жителей. Сколько это сел – и правильно ли будет утверждать, что оптика придет во все села страны?

- Нет, оптика затронет всего лишь 828 сельских населенных пункта, в которых будет подключено 2 тыс. 496 государственных органов. Всего же у нас в Казахстане более 6 тыс. сел, при этом часть сельских населенных пунктов уже находится на волокне, их около 1 тыс. 200 сейчас, а после реализации проекта станет около 2 тыс. 

- А как отбирались эти населенные пункты? По количеству жителей?

- Списки СНП формировались профильным министерством: отбирались крупные села, в которых есть государственные органы, школы, больницы - там есть разное количество жителей в этих населенных пунктах, но в основном, конечно, больше, чем 250 человек. Основным критерием являлось наличие государственных органов и бюджетных учреждений.

- А что будет с селами с меньшим населением? 

- Эта категория населенных пунктов также получит свои выгоды от строительства ВОЛС: планируется к созданной по проекту кабельной инфраструктуры подключать базовые станции в стандарте LTE800 и таким образом обеспечивать доступ к высокоскоростному интернету для не попавших в программу сел. То есть мы доводим оптику до крупного села, а затем за счет базовых станций LTE сможем обеспечить и подключение сел близлежащих. 

DSC_4403.jpg

- Сколько сел удастся подключить к высокоскоростному интернету таким образом? 

- За счет этого инфраструктурного решения планируем подключить еще 3 – 3,5 тыс. сел через систему радиодоступа по технологии LTE800, но это уже в рамках отдельного проекта. Важно другое: реализуя один проект, по строительству ВОЛС, мы одновременно создаем инфраструктуру для будущих подключений по другим технологиям. ВОЛС становится базовой инфраструктурой, на основе которой можно будет затем варьировать технические решения, использовать другие типы оборудования для различных типов подключений населения других сельских населенных пунктов.  

- Когда проект будет завершен? 

- Если говорить о проекте ВОЛС, то его инвестиционная часть – два года, этот и следующий. За это время мы должны построить волоконно-оптические линии до 828 сельских населенных пунктов. Последующие 14 лет – это срок действия договора ГЧП, согласно которому, государство гарантирует нам выплату за предоставленные услуги. То есть строительство базовой инфраструктуры завершится уже к концу следующего года. 

- Требует ли реализация программы проведения каких-то еще технических мероприятий, кроме прокладки ВОЛС?

- Ну, конечно, это же комплекс работ: прокладка зоновых и сельских ВОЛС, развитие магистральной сети для пропуска дополнительного трафика, установка систем электроснабжения, подключение государственных органов с установкой оборудования непосредственно в точках подключения. Это большой комплексный проект. 

- Целью нынешнего проекта названо устранение цифрового неравенства, что отражает его социальную составляющую. Расскажите подробнее, что под этим следует понимать? 

- Получая доступ в интернет любой абонент получает полный комплекс услуг и сервисов, которые можно через эти каналы коммуникаций предоставить. Школы получают интернет доступ к образовательной сети, ко всем программам, которые реализуются министерством образования. Государственные органы тоже получают возможность предоставлять сервисы для клиентов: выдавать справки, документы оперативно и на месте, а не отсылая человека в город или в райцентр. Помимо этого, любой человек, пользуясь высокоскоростным интернетом, может получить доступ к любому объему информации, что является большим прорывом для наших отдаленных сельских населенных пунктов и живущих в них людей. Которые сейчас не могут воспользоваться тем, что для горожан является обыденностью: билет по интернету заказать, к примеру. 

- ВОЛС позволит реализовывать и другие инновационные услуги, например, обеспечить село видеонаблюдением. Так ли это? 

- Ну, технически да, другой вопрос - насколько это актуально в селе. Но сельчане как минимум получат три наших базовых услуги: это цифровая телефония, это высокоскоростной доступ в интернет, и это ID-телевидение.   То есть они будут иметь такой же базовый набор услуг, как и любой абонент в городе. А там, дополнительно, если кто-то захочет установить видеонаблюдение через интернет за своим домом – пожалуйста, можно получить и такой набор услуг. То же самое по возможности снимать показания со счетчиков дистанционно – мы создаем транспортную среду, которая позволяет это делать в принципе. А дальше это вопрос потребителя и поставщика услуг, нужно ли им этой возможностью пользоваться. Если нужно – такая возможность есть.    

- Очевидно, строительство ВОЛС станет подспорьем для разворачивания сетей стандарта 4G и 5G? Как разворачивание ВОЛС в целом скажется на распространении мобильного интернета в стране? 

- В зонах, охваченных данным проектом проживает более 3,5 млн человек, в настоящее время они фактически не имеют доступа к сотовой связи, и точно не имеют доступа к широкополосному интернету через девайсы и мобильные устройства. После полной реализации проекта плюс после установки базовых станций ЛТЕ800 они получат полный комплекс сервисов стандарта 4G. 

DSC_4331 (1).jpg

- Предполагается ли создание новых рабочих мест при реализации проекта по строительству ВОЛС? 

- При работе над проектом будут привлечены проектные и подрядные организации, таким образом, работу при реализации проекта получит несколько тысяч человек. И надо учитывать, что это казахстанские компании это 100% казахстанское содержание, это очень важно с социальной точки зрения, с точки зрения привлечения нашей дополнительной рабочей силы. Мы же используем все казахстанское, включая кабель, полиэтиленовую трубу, вспомогательные материалы – это все производят казахстанские предприятия, поэтому и на них существенно увеличится нагрузка. Другой вопрос, что оборудование в основном импортного производства, но и в этом случае, монтаж этого оборудования будут производить казахстанские специалисты, поэтому от проекта выиграют все.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

b2-uchet_kursiv.png

Цифра дня

1,6 млрд
тенге
задолжали казахстанские работодатели своим работникам

Цитата дня

Порой некоторые лозунги и призывы выглядят крайне привлекательными, но их авторы не несут ответственности перед страной. Реформы ради реформ - это верный путь к кризису и потери управляемости государством. Уверен, никто из нас этого не желает. Развитие должно быть последовательным, поступательным, без забегания вперед, но и без отставания.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций