Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


1322 просмотра

В Мангистауской области запускается проект по восстановлению рекреационного потенциала туристических мест

В настоящее время руководство области сосредоточилось на развитии пляжного и экологического туризма в регионе

фото: автора

Социально значимый экологический проект по восстановлению рекреационного потенциала туристических мест будет направлен на борьбу со стихийным загрязнением окружающей среды.

Мангистауская область, известная в Казахстане как земля 360 святых, а также уникальными историческими и природными памятниками, давно вызывает интерес не только у туристов внутри страны, но и за рубежом. В рамках государственной программы развития туризма регион вошел в топ-10 мест Казахстана с высоким потенциалом развития объема туристского потока. Об этом свидетельствуют статистические данные, только за I полугодие прошлого года количество обслуженных туристов выросло на 23%, а за год – свыше 200 тыс туристов.  Ежегодно этот показатель меняется в сторону прогресса. В долгосрочной перспективе по плану управления туризма Мангистауской области до 2025 года обслужить до 700 тыс туристов.

Для этого перед руководством области стоят задачи по обеспечению прибывающих новых туристов соответствующими условиями. Во-первых, это местом для ночлега, то есть гостиницами. В области зарегистрировано 82 гостиницы, из них 16 отелей категории от 3 до 5 звезд. Всего это составляет 5241койко-место. Для планомерной работы и достижения поставленных целей потребуется ежегодно увеличивать койко-места на несколько тысяч. Во-вторых, важным вопросом является стоимость проживания в отеле. Для развития конкурентоспособности, как считает руководство ведомства, необходимо держаться привлекательной ценовой политики, поэтому перед бизнесом поставлена задача – строить отели уровня три звезды, что позволит предложить туристам приемлемые цены и необходимый комфорт.

На пятом саммите прикаспийских государств, прошедшем в августе 2018 года, Первый президент РК Нурсултан Назарбаев посетил загородные базы отдыха и набережную города, тогда еще он сделал заявление о том, что Актау в будущем станет казахстанской Анталией. Елбасы указал на главное преимущество региона – длинный купальный сезон. Действительно, жители региона и гости имеют возможность купаться в водах Каспия почти полгода, начиная с мая по октябрь.

В настоящее время руководство области сосредоточилось на развитии пляжного и экологического туризма в регионе. Пляжный туризм планируется развивать от набережной Актау до паромного комплекса Курык протяженностью 63 км. На набережной Актау от 4 до 1 микрорайона реализовывается проект  «Скальная тропа», который планируется завершить этим летом. Уникальный  проект призван стать визитной картой города.  На сегодня вдоль прибрежной города установлены декоративные пальмы.

Если в черте города активно развивается пляжная зона, то проблемным представляется развитие загородного пляжа. Отсутствие дорожной и инженерной инфраструктуры не позволяет начать строительство отелей и других курортных объектов, поэтому это входит в еще одну  задачу, которую руководство области должно решить.

Наименее затратным, но с перспективой постепенного улучшения сервиса является экологический туризм. Его планируется развивать на территориях Мангистауского и Тупкараганского районов, где имеется высокая концентрация природных, сакральных, культурных объектов. Именно уникальные природные памятники, необычайный природный ландшафт, создающий ассоциации с индейскими прериями, американскими каньонами, арабской пустыней или с чем-то неземным, космическим, вызывает наибольший интерес у туристов. 

Но вместе с далеко идущими планами по развитию вышеназванных видов туризма в регионе нависает экологическая угроза – неконтролируемые государством рекреационные зоны засоряются и теряют прежнюю туристическую привлекательность. О попытках повлиять на ситуацию корреспонденту «Курсив» рассказал директор НПУ «Эко Мангистау» Кирилл Осин.

Как заметил эколог, несмотря на то, что регион позиционирует себя как привлекательный для туризма: проводятся международные конференции и выставки, разработаны и апробированы десятки туристических маршрутов,– однако до сих пор в значимых рекреационных зонах области, включенных в маршруты и рекомендованные к обязательному посещению, не организована система поддержания санитарного состояния. После весенне-летнего периода туристические объекты испытывают серьезное антропогенное воздействие – территории засоряются бытовым мусором.

«С одной стороны здорово, что отдыхающих с каждым годом становится больше, места становятся популярнее. Но с другой стороны, это оказывает разрушительное воздействие на природу, так как до сих пор не организована система сбора мусора. Наша организация на протяжении 8 лет старается поддерживать санитарное состояние таких рекреационных мест, как урочища Саура, Самал, Тамшалы, Голубая бухта, Акмыш сай, «43 км», Жыгылган, Шеркала. Мы мобилизуем силы добровольцев и проводим санитарные чистки указанных мест, но в связи с тем, что нет системы сбора ТБО, природные территории вновь захламляются, – отмечает  Кирилл Осин.

За эти годы организация неоднократно предлагала местным исполнительным органам внедрить систему сбора ТБО, но из-за того, что природные места находятся на территориях районов, бюджетного распределения на эти цели не предусмотрено.

Как говорится в мудром высказывании «дорогу осилит идущий», в этом году неправительственная организация нашла способ реализовать проект по внедрению системы ТБО.  В рамках социальной инвестиционной программы компании «Тенгизшевройл» будет реализован социально значимый экологический проект по восстановлению рекреационного потенциала туристических мест Мангистауской области.

С участием добровольцев будет организована капитальная очистка некоторых рекреационных зон. Будут установлены  информационные щиты с правилами поведения на отдыхе и информацией о наказании за совершение нарушений природоохранного законодательства. Кроме того, на некоторых территориях будут установлены вместительные боксы для сбора разных видов отходов: пластика, стекла и прочих отходов. Раздельный сбор становится актуальным и необходимым условием по управлению системой ТБО, так как с января 2019 года прием некоторых видов отходов на полигоны захоронения прекращен.

«Проект, который начинает НПУ «Эко Мангистау» – на сегодняшний день актуальный, это важный вклад в вопросы охраны окружающей среды. Наш проект – это попытка в корне изменить ситуацию отдыхающих.Мы с удовольствием поддерживаем данную инициативу»,– отметил Рзабек Артыгалиев, генеральный менеджер по связям с правительством и общественностью ТОО «Тенгизшевройл».

Кирилл Осин добавил, что ожидает участия представителей МСБ, занимающих переработкой отдельных видов отходов, а также коммунальных служб районов.

«Мангистау – это не только нефть и газ, это в первую очередь музей под открытым небом и жемчужина нашей страны. Перспективы развития туризма в регионе значительно выше, чем просто добыча нефти, которой все меньше, поэтому мы должны сделать посильный вклад в экономическое развитие региона»,– резюмировал Кирилл Осин.

Как отметил заместитель акима области Уркен Бисакаев, регион направлен на развитие массового туризма. Реализация планов станет возможной после утверждения государственной программы развития туризма, о котором станет известно в текущем году. 


7060 просмотров

Черешня стала новым экспортным брендом Узбекистана

«Курсив» разбирался в тонкостях успеха аграриев соседней страны

Фото: Shutterstock.com

За несколько лет Узбекистану удалось войти в четверку крупнейших экспортеров черешни в мире.

От Сеула до Лондона

В мае текущего года в лондонских магазинах впервые появилась черешня из Узбекистана. На самом крупном оптовом рынке Лондона пятикилограммовую коробку узбекской черешни можно было купить за £35 (около 3,3 тыс. тенге за килограмм). Розничная цена заморского продукта в столице Туманного Альбиона составила £9,99 за килограмм (4,8 тыс. тенге). Незадолго до этого узбекскую черешню начали продавать в Шанхае, а также в магазинах Южной Кореи. В прошлом году география поставок расширилась на страны Ближнего Востока – Египет, ОАЭ. До конца года Узбекистан планирует получить добро на экспорт черешни от карантинных служб Японии, Вьетнама, Таиланда, Иордании и Марокко.

По оценкам отраслевых экспертов, гектар хлопка приносит $25–50 прибыли, гектар пшеницы – $150, а продукты садоводства – от $600 до $3500 с гектара в зависимости от вида. Именно поэтому в стране было решено стимулировать выращивание абрикосов, персиков, винограда, черешни, дынь – в общем, всего того, чем издревле славится узбекская земля. И значительная часть продукции должна уйти на экспорт.

Есть еще ягоды в столицах

Прилавки стран СНГ узбекская черешня завоевала давным-давно. В советские годы главным поставщиком черешни были предприимчивые жители Ферганской долины: там ягода поспевает раньше, чем в других районах Узбекистана.

Экспорт в страны дальнего зарубежья начался только в 2012 году. Объем экспорта тогда составил 5 тыс. тонн. Первую партию узбекской ягоды закупила Южная Корея, с тех пор поставки не прерываются и к списку импортеров добавляются все новые страны. Согласно данным ресурса EastFruit.com, только в 2016 году было экспортировано узбекской черешни на сумму более $50 млн. В 2017 году страна экспортировала 32 тыс. тонн черешни, а в 2018 году – 34 тыс. тонн.

Официальные данные не слишком разнятся с оценками независимых экспертов. По данным компании «Узбекозиковкатхолдинг», с конца апреля по начало июня 2017 года на экспорт ушло 18,9 тыс. тонн черешни на сумму $44,23 млн, а за тот же период прошлого года – 24,5 тыс. тонн черешни на сумму более $103,96 млн. С учетом того, что поставки ведутся и в другое время года, к тому же есть и «серый» вывоз, всего в прошлом году Узбекистан отправил за рубеж около 45–50 тыс. тонн черешни. Для сравнения: ближайший конкурент – Турция – стабильно отгружает на экспорт от 65 до 80 тыс. тонн черешни ежегодно.

По оценкам аналитического портала EastFruits.com, в 2019 году объемы экспорта черешни из Узбекистана могут вырасти приблизительно на 10%, достигнув 50–55 тыс. тонн. Для сравнения: по данным на 1 июля 2019 года из Узбекистана было экспортировано 17 тыс. тонн черешни, 8,3 тыс. тонн персиков, 50 тыс. тонн абрикосов и 15 тыс. тонн сливы. Ожидается, что по-прежнему как минимум две трети экспортируемой черешни будет попадать на рынок России, преимущественно не напрямую, а через Казахстан и Кыргызстан.

Впрочем, на самом деле экспорт может и упасть: как сообщал в интервью Кun.uz начальник управления по переработке сельскохозяйственных продуктов и развития инфраструктуры Минсельхоза РУз Саидкарим Махмудов, неблагоприятные погодные условия (лето выдалось дождливым) могут сократить урожай до 50%. Но все равно планы у чиновников амбициозные. Только в Китай должно быть поставлено 20 тыс. тонн черешни. Пробная партия черешни была доставлена в Поднебесную в мае текущего года. В частности, китайцы планируют реализовать узбекскую черешню на площадке популярного китайского интернет-магазина Tmall.

Рахмат господину Трампу

Стоит отметить, что поставки узбекской черешни в Китай начались на фоне торговой войны КНР с США. Буквально пару лет назад американцы полностью доминировали на рынке Поднебесной. В 2018 году, по данным Reuters, их доля упала до 80%, а в этом году – до 38%. Их место постепенно занимают поставщики из Узбекистана, доля которого, по прогнозам, к концу года может составить 50% (стартовав с нуля).

По словам эксперта агропромышленного портала Agromart.uz Акмалхона Олимхонова, первое место в мире по объему экспорта черешни занимает Чили, на втором – США, а на третьем – Турция. Узбекистан по итогам 2018 года оказался четвертым.

«Конкурентных преимуществ у узбекской продукции несколько. У нас она поспевает быстрее, и мы можем поставить раньше, чем другие. Это с середины мая до конца июня. Турецкая и американская черешня поспевает через 15–20 дней», – отмечает Олимхонов.

Эксперты полагают, что ягода из Узбекистана выигрывает также и по вкусовым качествам, и по цене, в том числе за счет низкой стоимости рабочей силы. На китайском рынке продукция из Узбекистана в мае – июне 2019 года продавалась вдвое дешевле американской: около 70–80 юаней за килограмм, а американская – около 160 ($22,6).

Как и у конкурентов, узбекская черешня доставляется покупателям автотраспортом – в страны СНГ, самолетами – в дальнее зарубежье. Минусом является отсутствие доступа к морским коммуникациям. Но черешня – продукт нежный, и ее все экспортеры стараются доставлять побыстрее.

Главное – подготовить почву

Как рассказал «Курсиву» эксперт агропромышленного портала Agromart.uz Акмалхон Олимхонов, в стране созданы благоприятные условия для экспортеров сельскохозяйственной продукции. В частности, предельно упрощены экспортные процедуры. Все данные по экспорту можно занести в режиме онлайн, отменено требование регистрации экспортных контрактов в банке.

«Сейчас за один час можно отправить продукцию на экспорт, нет никаких проблем», – отмечает он.

Далеко не вся черешня продается за рубеж. Сейчас в садах страны выращивается около 200 тыс. тонн черешни, в прошлом году этот показатель составлял 170 тыс. тонн. Планируется, что к 2021 году в республике будет собрано 250 тыс. тонн черешни, из них на экспорт пойдет 100 тыс. тонн. То есть по мере увеличения производства доля экспорта должна вырасти с примерно 25% до одной трети от урожая.

За ростом экспорта стоят инвестиции в сектор. За последние три года в агропромышленный сектор было вложено $750 млн. Например, в Наманганской области осуществляется проект Uzbek cherry стоимостью $45 млн, где до конца текущего года общая площадь интенсивных садов черешни достигнет 1 тыс. гектаров. Всего в Узбекистане площадь, выделенная под садоводство, составляет 269,5 тыс. гектаров. Из них 118 тыс. гектаров (44%) – яблоневые сады.

Отлетай, подорожало

Быстрое наращивание интенсивных садовых полей, развитие агрокластеров и упрощение экспортных процедур позволили нарастить экспорт черешни в десятки раз в течение 5–6 лет. Но весной 2018 года правительство решило пойти на новую меру поддержки отрасли и ограничило минимальную экспортную цену черешни $4. Чиновники опасались, что иначе фермеры будут вынуждены отдавать ягоду посредникам за бесценок. В результате цена у производителей для торговых компаний на внутреннем рынке составила около 50–60 центов за килограмм.

Независимые экономисты и бизнесмены раскритиковали введение пороговой цены. Основатель крупнейшей в стране сети супермаркетов Korzinka.uz Зафар Хашимов на своей странице в Facebook подчеркнул, что частные компании имеют право продавать свою продукцию по своим ценам.

«Разумеется, государство вправе устанавливать общие правила процедуры экспорта, назначать и устанавливать правила валютного, тарифного и налогового регулирования, все это уже имеется. Но почему-то опять государство рвется устанавливать цены… Приведу один пример. В прошлом году (в 2018 году. – «Курсив») был очень хороший урожай черешни. Садоводы были в восторге, предвкушая щед­рый сезон. Но тогда государство запретило экспорт черешни по цене ниже чем $4 за килограмм. Но внешняя конъюнктура цен на черешню была совсем другой. Я лично купил черешню в российском супермаркете по цене 190 рублей за килограмм, или $3. То есть черешня в Москве в рознице стоила $3, а наши чиновники не разрешали экспортировать ее по цене ниже $4», – заметил Зафар Хашимов.

В результате из-за того, что черешня после созревания не может храниться долго, узбекским фермерам пришлось реализовывать большую часть свежего урожая на внутреннем рынке по 5–7 тыс. сумов, то есть меньше чем $1. Более того, по словам бизнесмена, сложившейся ситуацией воспользовались перекупщики из кавказских стран, которые скупали черешню по $0,5–0,8 и организовывали перевозку продукции в соседние страны окольными путями, вывозили товар в Кыргызстан и Казахстан, а оттуда везли товар в Россию или перепродавали там же, но уже по ценам на порядок выше.

В конце лета государство отменило порядок регулирования экспортных цен.

Маржинальный плод

Экономист из Ташкента на условиях анонимности в беседе с «Курсивом» отметил, что некоторые чиновники в правительстве все еще не оставляют попытки контролировать экспортные потоки и прошлогодний случай с установлением порога экспортных цен – яркое тому подтверждение.

«Это приводит к падению цен на рынке до минимума, а компании, имеющие связи в нужных местах, скупают товар по дешевке и вывозят его на экспорт, получая сверхприбыли! Доходило до того, что разрешение на экспорт тех или иных плодоовощных продуктов получали только определенные компании», – отмечает эксперт.

По его словам, все, что требуется сейчас от государства, – это не мешать частному сектору, тем же фермерам самостоятельно принимать решения, что выращивать, куда, кому и по каким ценам продавать свой товар.

«Только таким образом мы можем создать по-настоящему рыночную экономику, к которой должны прийти в конечном итоге», – резюмирует экономист из Ташкента.

Сохранение мер господдержки аграрного сектора и реализованные правительством меры по либерализации доступа на внешние рынки плюс невмешательство в ценовую политику стали оптимальным рецептом стимулирования экспорта. По крайней мере, на рынке черешни. Если этот тренд сохранится, то ягода будет приносить все большую прибыль стране. По данным Госкомстата РУз, в прошлом году Узбекистан отправил на экспорт 1,23 млн тонн плодоовощной продукции, выручив за нее $874,5 млн. Экспорт 50 тыс. тонн черешни может принести Узбекистану более $200 млн.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Как вы провели или планируете провести отпуск этим летом?

Варианты

svadba.jpg

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций