Перейти к основному содержанию

1187 просмотров

В Мангистауской области планируют создать производство по переработке рыбы

Инвестор для этого проекта уже найден

фото: автора

В Мангистауской области планируют создать производство по переработке рыбы. Для реализации данного проекта уже найден инвестор, передает корреспондент Kursiv.kz.

В своем послании Первый президент РК Нурсултан Назарбаев отмечал, что необходимо в полной мере реализовать потенциал агропромышленного комплекса.

«Основная задача – увеличить в 2,5 раза производительность труда и экспорт переработанной продукции сельского хозяйства к 2022 году. Все меры господдержки необходимо направить на масштабное привлечение современных агротехнологий в страну», - говорил Нурсултан Назарбаев.

Когда-то на территории нынешнего порта Баутино в Тупкараганском районе существовало крупное предприятие «МангышлакРыбХолодФлот», или, как его называли в народе, «Килькин флот». Здесь работали больше трех тысяч рыбаков, 70 судов и плавучих заводов, а в год добывали до 40 тыс. тонн рыбы. На комбинате выпускали мороженую кильку, рыбные консервы – кильку пряного посола, а также вяленую и копченую. Рыбу поставляли по всем странам СНГ. Кстати, в знаменитой  комедии «Иван Васильевич меняет профессию» царь Иван Грозный закусывает килькой пряного посола именно Баутинского комбината. В 90-е годы это хозяйство распродали, с тех пор ни одного крупного рыбоперерабатывающего производства на территории области не было. Но вскоре все должно измениться. По словам Дуйсена Кусбекова, руководителя управления природных ресурсов и регулирования природопользования Мангистауской области, в настоящее время уже есть отечественный инвестор, который планирует восстановить переработку рыбной продукции. Производство  будет располагаться в Тупкараганском районе. 

«Сейчас составляется проект и бизнес-план. В течение месяца будут конкретные шаги. На этом производстве планируют для начала собирать всю рыбу, а затем изготавливать филе, консервы, рыбу будут сушить и коптить», - отметил Дуйсен Кусбеков.

Для того, чтобы снизить нагрузку на биоресурсы Каспия, создана программа развития товарного рыбоводства. Пока в регионе действует одна осетровая ферма. Если в 2016 году она производила 6 тонн рыбы, то уже в 2018 году – 15 тонн. Часть рыбы отправляют на экспорт в Россию и Грузию.

«К сожалению, в нашей области товарное рыбоводство практически не развито. Причина – в дороговизне пресной воды, а естественных озер или рек у нас нет. В 2016 году в море было выделено 2 участка под садковое рыбоводство. Один из них в 3500 га- в районе Кендерли. Сейчас компания подключила иностранных специалистов, идет организационный процесс, и до конца лета тут установят садки- это будет закрытая система. Еще на одном участке в 320 га в районе села Акшукур компания пока ждет финансирования. Участки под садковые хозяйства выделены на 49 и на 10 лет», - сказал руководитель отдела рыбного хозяйства Мангистауской областной территориальной инспекции лесного хозяйства и животного мира Адизал Шихметов.

Кроме садковых, в области будут развивать и прудовые рыбные хозяйства. Самое первое создадут на искусственном озере Караколь.

«Это отечественный инвестор. Буквально на днях он получил разрешение на землю и уже приступил к строительству. В этом хозяйстве планируют выращивать сазана, леща, воблу. Проектная мощность – 30 тонн в год. К 2020 году производство должно выйти на полную мощность», - добавил  Адизал Шихметов.

В настоящее время территория моря, которая относится к Мангистауской области, поделена на 6 рыб хозяйственных районов, а те в свою очередь – на  35 участков, из них за недропользователями закреплены  27 участков. Всего в регионе 598 человек, которые занимаются рыбным промыслом.

«Мы несколько раз собирали совещания с участием рыбаков, чтобы узнать, какие сейчас у них проблемы. И для того, чтобы требования были едины, было решено создать ассоциацию рыбаков. Она действует с конца прошлого года», - рассказал Дуйсен Кусбеков.

Сейчас один из самых главных вопросов для мангистауских рыбаков – это сбыт продукции. У многих есть свои складские помещения, магазины или точки на рынках области. Но единого рыбоприемного пункта в регионе пока нет. Сейчас этот вопрос прорабатывается на уровне акимата области.

В 2017 году из квоты на 1811 тонн рыбы, мангистауские недропользователи выловили всего 1138 тонн (62%). В прошлом году квоту немного увеличили до 1859 тонн. При этом выловлено было 1668 тонн. На нынешний год рыбакам установили  план  в 2665 тонн рыбы.

1 просмотр

Сколько стоит Большая алматинская кольцевая автодорога

И какой она будет в итоге

Фото: Shutterstock.com

Соглашение об условиях финансирования БАКАД подписано. Эта новость быстро пропала из информационного поля, хотя проект БАКАД – знаковый для республики, его презентовали на road-show в Лондоне, под него вносились изменения в закон о концессиях и закон о ГЧП. Подготовка к проекту началась больше десятилетия назад, когда власти стали выкупать у населения землю и имущество на участках, где должна пройти большая кольцевая дорога. 

Официальное заявление о подписании соглашения об общих условиях финансирования по проекту «Строительство Большой Алматинской кольцевой автомобильной дороги (БАКАД)» сделал только Евразийский банк развития (ЕАБР). В пресс-релизе, который был разослан поздним вечером 12 февраля, указано, что финансирование проекта будет осуществлено синдикатом кредиторов в лице Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), Евразийского банка развития, Исламского банка развития (ИБР); сам ЕАБР в рамках проекта предоставит $95 млн.

Вторым о подписании контракта сообщил один из участников консорциума, который строит БАКАД, – корейская SK Engineering & Construction. Корейская компания дала чуть более подробную информацию – правда, только на корейско­язычной версии своего сайта. SK E&C объявила, что подписала в Нур-Султане соглашение по финансированию Алматинской кольцевой дороги с большой группой, состоящей из ЕБРР и многосторонних банков развития. В этой же новости было отмечено, что консорциуму удалось получить $580 млн.

Напомним, что консорциум, который будет строить и управлять БАКАД, образован турецко-корейским партнерством достаточно авторитетных фирм Alsim Alarko Sanayi Tesisleri ve Ticaret A. Ş., Makyol Inşaat Sanayi Turizm ve Ticaret A., Korea Expressway Corporation и SK Engineering & Construction Co. Ltd. Эти компании специально для проекта БАКАД создали ТОО «БАКАД Инвестиции и Операции».

0001_23.jpg

Кто кредитует строительство БАКАД

Странная тишина вокруг сделки оказалась вполне объяснима. На уточняющий вопрос «Курсива» о сумме кредита и доле финансирования со стороны каждого из участников в «БАКАД Инвестиции и Операции» сообщили, что на данный момент сделка по финансированию проекта «Строительство и эксплуатация Большой Алматинской кольцевой автомобильной дороги (БАКАД)» находится на стадии итогового утверждения и точные суммы финансирования от каждого кредитора пока не могут быть озвучены. В компании подтвердили, что кредиторами проекта выступают ЕБРР, ЕАБР и ИБР. Также концессионер сообщил, что общая сумма заемных средств предварительно оценивается на уровне $580 млн, собственное участие турецко-корейского консорциума – $160 млн.

И хотя сделка еще не закрыта, с высокой долей уверенности можно утверждать, что доли кредита на строительство БАКАД со стороны институтов развития распределяются следующим образом: $95 млн – от ЕАБР, $225 млн – от ЕБРР; представители банка неоднократно озвучивали эту сумму, и старший советник по внешним связям ЕБРР Антон Усов в беседе с «Курсивом» в очередной раз эти данные подтвердил: «Кредит долгосрочный, речь идет о периоде 15 лет.

Структура синдиката стандартная – кредит А и кредит В. Кредит А будет предоставляться ЕБРР, его размер – $225 млн». Исламский банк развития еще прошлым летом сообщил, что его совет исполнительных директоров одобрил предоставление кредита на проект БАКАД в размере $100 млн. Итого: $420 млн от трех институтов развития. 

Еще одним потенциальным кредитором проекта долгое время считалась Международная финансовая корпорация (МФК, входит в структуру Всемирного банка), кредитную заявку от «БАКАД Инвестиции и Операции» на $125 млн этот финансовый институт планировал рассмотреть летом 2019 года, но в итоге в число кредиторов проекта МФК не вошла. 

Несложные арифметические вычисления показывают: чтобы размер займа соответствовал заявленному, в кредитный синдикат должен входить кто-то еще. На рынке предполагают, что к участию в синдицированном кредите для БАКАД могут быть привлечены несколько коммерческих банков. 

Зачем нужен БАКАД  и каким он будет

Основная цель проекта БАКАД – создание объездной трассы на пересечении двух международных автомагистралей: дороги Хоргос – Алматы – Бишкек – Тараз – Шымкент – Ташкент и дороги Алматы – Караганда – Нур-Султан – Петропавловск.
 
БАКАД будет проходить вокруг Алматы с запада на восток, вдоль северной границы города, в среднем на расстоянии 20–25 км от центра города. Общая протяженность БАКАД составит 66 км, это будет 4–6-полосная дорога категории I-А. 

Расчетная скорость движения на различных участках кольцевой автодороги оценивается от 120 до 150 км/ч. Здесь планируется построить 8 развязок и 39 мостов (в том числе 18 эстакад). 

Предполагается, что в 2038 году максимальная интенсивность движения на некоторых участках БАКАД достигнет 67 тыс. автомобилей в день. Предварительные тарифы на проезд по БАКАД составляют 200 тенге для легковых авто и 290 тенге – для грузовых. 

Какие ожидания связывают с БАКАД? В первую очередь большая кольцевая дорога позволит вывести транзитные грузопотоки за пределы Алматы и за счет этого способствовать снижению уровня загрязнения воздуха в городе. Антон Усов подчеркнул, что экологическая составляющая сыграла заметную роль в решении ЕБРР финансировать проект: «Когда в конце прошлого года акционеры принимали решение, для нас важным и определяющим было то, что проект, как предполагается, поможет серьезно сократить загрязнение воздуха в районе Алматы». 

Также планируется, что благодаря БАКАД сократится количество дорожных заторов, а значит, и время, которое тратится на поездки в город и по Алматы; снизится количество ДТП, а пропускная способность и конкурентоспособность транзитных маршрутов, проходящих по территории Казахстана, повысится. Еще более глобальные цели проекта – увеличение объемов региональной и международной торговли, поскольку БАКАД входит в состав трансконтинентальной автомагистрали Западная Европа – Западный Китай, и стимулирование применения принципов ГЧП/концессий в Казахстане. БАКАД – первый крупный инфраструктурный ГЧП-проект в стране. 

Сколько стоит БАКАД и когда начнется ее строительство

Платную объездную дорогу в Алматы построит частный инвестор (консорциум) за свой счет, он же до 2038 года будет ее обслуживать. При этом платежи за использование автодороги уходят в бюджет, и уже государство расплачивается с консорциумом по графику, который был утвержден приложением к постановлению правительства РК от 6 февраля 2018 года «О некоторых вопросах принятия государственных концессионных обязательств Правительства Республики Казахстан по концессионному проекту». Это постановление закрепляет государственные концессионные обязательства правительства РК по концессионному проекту «Строительство и эксплуатация автомобильной дороги «Большая Алматинская кольцевая автомобильная дорога (БАКАД)» в размере 512 млрд тенге, а приложение расшифровывает, что из общей базовой платы за доступность 176,7 млрд тенге – это компенсация инвестиционных затрат, 28 млрд тенге – компенсация эксплуатационных затрат и 307,6 млрд тенге – вознаграждение за управление. Стоит оговориться, что в этих платежах не учтены механизм валютной компенсации, который сработает, если курс тенге поднимется выше определенного уровня, и корректировки платы за доступность, предусмотренные условиями договора концессии. Выплаты правительство РК будет производить с 2022 по 2037 год, то есть с предполагаемого начала эксплуатации кольцевой дороги и до окончания концессионного соглашения. После этого БАКАД перейдет в собственность республики. 

Сейчас, сообщили в «БАКАД Инвестиции и Операции», выполняются предварительные условия основного договора концессии, которые касаются, например, вопросов минимизации негативного воздействия БАКАД на местное население после ввода дороги в эксплуатацию. Параллельно производятся замеры состояния воздуха до строительства БАКАД. 

Первоочередные строительные работы на двух участках будущей Большой Алматинской кольцевой автодороги должны начаться в первых числах апреля. Согласно договору концессии строительство БАКАД будет завершено в течение 50 месяцев с момента финансового закрытия, которое также планируется на апрель 2020 года.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

drweb_ESS_kursiv.gif