Потери нефтяных компаний Кызылординской области дошли до $500 миллионов

За последние 6 лет регион потерял 5 млн тонн нефти

Фото: Багдат Есжанов

Потери нефтяных компаний Кызылординской области дошли до $500 миллионов. В этой связи у руководства области есть серьезные предложения по улучшению экономической ситуации. Будут ли они учтены, покажет время. Пока же в области падают объемы добычи нефти, что негативно влияет на экономику региона.

Чуть больше месяца назад на заседании Совета Безопасности РК рассматривался один из серьезных вопросов Кызылординской области – состояние нефтегазовой отрасли региона. По итогам заседания президент Казахстана Нурсултан Назарбаев поручил разработать комплексный план социально-экономического развития области до 2022 года. Как действовать дальше и развивать нефтегазовую отрасль региона? Эти вопросы обсуждались вчера на совещании в областном акимате, в котором принял участие и председатель правления АО «НК «КазМунайГаз» Алик Айдарбаев.  

Кызылординская область считается нефтедобывающим регионом. Здесь работают 13 нефтедобывающих компаний. Но ежегодно объем добытой нефти снижается. Если в 2018 году потери были 420 тыс. тонн, то прогноз на 2019 год – в 3 раза больше. Это негативно влияет на экономику региона. Область все еще во многом зависит от добычи нефти и цены на нее, хотя большое внимание уделяется и сельскому хозяйству, развитию малого и среднего бизнеса.

«Промышленное производство региона на 73% состоит из добычи нефти и газа. Несмотря на снижение добычи нефти, газа и урана в 2017 и 2018 годах мы обеспечили ВРП на уровне 100%, компенсировав за счет других отраслей экономики. Но все же нужно увеличить объемы газа и нефти  на экспорт. Мы знаем, какие объемы идут на внутренние рынки от нефтяных компаний Актюбинской, Западно-Казахстанской, Атырауской и Мангистауской областей. Поэтому надеемся на справедливое отношение и к нашей области, чтобы важные проблемы для развития региона все же решились», - сказал Крымбек Кушербаев на заседании. 

В этой связи руководство области предлагает пока не реализован проект «Кенкияк-Атырау», использовать контракт с российскими компаниями через Каспийский трубопроводный консорциум для компаний западных регионов страны с учетом нового зачетного тарифа на транспортировку через Атырау до Новороссийска. Тогда компании западных регионов и Кызылординской области смогут заключать между собой договоры по обмену операциями экспортных объемов «нефть на нефть», поставляемых на НПЗ и наоборот.

Три четвертых объема добываемой сырой нефти  компании Кызылординской области продают ее области. Цена оказывается невыгодной нефтепроизводителям и по подсчетам экспертов убыток в $500 млн они уже ощутили.  Если прогноз специалистов подтвердится, и добыча упадет на одного млн тонн, то реализация нефти на внутреннем рынке дойдет до 93% от общего объема добычи. Допустим, как прогнозируют специалисты, добыча нефти в нынешнем году упадет на один миллион тонн. Тогда реализация нефти на внутреннем рынке дойдет до 93% от общего объема добычи. Ситуация еще хуже повлияет на положение недропользователей.
 
«Падение объемов добычи нефти – естественный процесс, ведь все месторождения когда-нибудь истощаются. Новых же за последние годы не открыто. По прогнозам геологов в общей сложности есть около 60 млн тонн нефти и около 20 млрд кубометров газа. Но для для дальнейшего развития региона это недостаточно. Но нацкомпания приложит все усилия для изменения сложившейся ситуации», - сказал Алик Айдарбаев.
 
«Продолжается разведка на Южно-Тургайском бассейне, предстоит она и на Шу-Сарысуйском, Аральском и Сырдарьинском. Но здесь нужно обратить внимание местным властям и на тот факт, что некоторые недропользователи с долгосрочными контрактами в области, не ведут никакой работы», - сказал управляющий директор по геологии и разведке недр Национальной компании «КазМунайГаз» Нурлан Конысов.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

Вырастут ли цены на бензин в Казахстане

Падение спроса на топливо из-за пандемии коронавируса уже привело к сокращению продаж на казахстанских АЗС на 40%

Фото: Офелия Жакаева

Пандемия коронавируса привела к резкому снижению потребления топлива и спроса на нефтепродукты во всем мире, и Казахстан не стал исключением. В апреле нефтеперерабатывающие заводы страны были переведены на минимальный технологический режим, сообщили в Министерстве энергетики РК.

За первые пять месяцев 2020 года потребление бензина по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом уменьшилось на 15%, до 1,4 млн тонн, а дизельного топлива – на 5%, до почти 1,9 млн тонн. 
В отраслевом ведомстве считают, что автомобильного бензина отечественного производства вполне достаточно для покрытия потребностей всего казахстанского рынка. 

«В настоящее время все три НПЗ работают в штатном режиме, с ежесуточным производством светлых нефтепродуктов с последующей отгрузкой на внутренний рынок. Фактов возникновения дефицита ГСМ не наблюдается», – отметили в ведомстве.

Излишки ГСМ идут на экспорт в страны, не входящие в ЕАЭС, – с января по май из Казахстана было вывезено 206,7 тыс. тонн бензина. 

Продажи просели

Кризис на рынке транспортного топлива задел в первую очередь розничных продавцов нефтепродуктов. Представитель компании-владельца более чем ста автозаправочных станций рассказал «Курсиву», что в этой сети в первом полугодии продажи топлива упали примерно на 40%. Несмотря на уменьшение спроса, оптовые отпускные цены растут почти каждый месяц.

«Если раньше бензин на атырауском заводе (Атырауский НПЗ – «Курсив») стоил 150 тысяч тенге за тонну, то сейчас тонна стоит 160 тысяч тенге. То есть на 10 тысяч тенге выросла цена», – пожаловался бизнесмен.

Такой расклад его удивляет:

«Во время пандемии, когда цена на нефть упала, российский бензин стоил 66 тенге за литр (оптовая цена). Но мы его не могли привезти, потому что запрет был на ввоз. А наш стоил тогда 130 тенге за литр».

По словам представителя сети, розничные цены на автозаправках поднимать не разрешают.

«Курсив» направил запросы в Министерство энергетики и национальную компанию «КазМунайГаз», которая контролирует все три крупные казахстанские НПЗ и является одним из крупных ресурсодержателей, чтобы выяснить, когда и по какой причине были подняты оптовые цены на бензин. На момент подготовки статьи ответы еще не были получены.

Председатель ассоциации «Жанар-Жагармай» (объединение владельцев АЗС) Кайыпбек Камбаров говорит, что сейчас, к примеру, в Туркестанской области мелким розничным продавцам ГСМ стало труднее развиваться. В основном из-за того, что большую часть (около 60%) продукции они закупают через посредников и по повышенной цене. В результате маржа получается очень маленькой. По его словам, из-за пандемии передвижение на транспорте снизилось на 30–40%, соответственно, упали доходы и розничных реализаторов горючего. В регионе на данный момент более 560 действующих АЗС.

В целом по Казахстану, по данным Комитета статистики МНЭ РК, на начало 2020 года работали более 3,9 тыс. автозаправочных станций, свыше 2 тыс. газовых АЗС и 15 автомобильных газонаполнительных компрессорных станций. В 2019 году на них в розницу было продано нефтепродуктов на сумму свыше 1,1 трлн тенге. В том числе бензина – на 706 млрд тенге, дизтоплива – на 357 млрд тенге, пропана-бутана –
на 77 млрд тенге. По талонам нефтепродуктов за прошлый год было реализовано на 334 млрд тенге.

Больше, чем вчера

Несмотря на общее падение спроса на топливо, по данным Комитета по статистике, за первое полугодие выпуск бензина по сравнению с аналогичным периодом прошлого года вырос на 7,1%, до свыше 2,1 млн тонн, сжиженного пропана и бутана – на 5,7%, до 1,3 млн тонн. Но более чем на 30% упало производство керосина.

Чтобы защитить отечественных производителей топлива, правительство недавно продлило до 1 сентября введенный ранее запрет на импорт бензина и дизтоплива из России, где последние два месяца, наоборот, наблюдается рост потребления и, соответственно, цен на нефтепродукты. По данным ценового агентства Argus, российские НПЗ, выполняя рекомендацию Минэнерго РФ, существенно нарастили производство автомобильного бензина в июне. Если 1 июня в сутки выпускалось 80,2 тыс. тонн бензина, то уже к 14 июня этот показатель повысился до 99,6 тыс. тонн, а 28 июня достиг 107,9 тыс. тонн. Хотя общий показатель по-прежнему немного меньше, чем было в аналогичный период прошлого года. Министерство энергетики и

Федеральная антимонопольная служба России предложили своему правительству рассмотреть возможность отмены запрета на импорт бензина и других нефтепродуктов, который был введен на срок до 1 октября этого года. Связано это «с восстановлением спроса на моторное топливо на уровень, близкий к уровню, который был до введения ограничительных мер в связи с коронавирусной инфекцией».

Некоторые казахстанские эксперты считают, что рост спроса на топливо и отмена запрета на импорт в России могут привести к росту цен на бензин в Казахстане. Они полагают, что казахстанские ресурсодержатели начнут экспортировать горючее в более выгодный с экономической точки зрения рынок. Однако, как выяснилось, республика не обладает большими возможностями, чтобы удовлетворить потребности соседней страны. В первую очередь это связано с качеством казахстанского бензина.

На вопрос, может ли Россия снять запрет на импорт бензина и начать вывоз топлива из Казахстана, редактор изданий «Argus Рынок Каспия» и «Argus Транспорт Каспия» Рауф Гусейнов ответил, что «да», это возможно.

«Такое раньше происходило, когда казахстанский бензин поставлялся именно на внутренний рынок России. В основном поставлялся бензин пятого класса (К5), с завода «Конденсат» из Западно-Казахстанской области», – сообщил он.

Однако в России возможна реализация топлива не ниже пятого класса.

«Поэтому количество предложений из Казахстана может быть ограниченным. Для казахстанских поставщиков топлива приоритетным направлением являются все же не Россия, а страны Центральной Азии, где они могут конкурировать с российскими производителями», – считает эксперт.

Другое дело, что экспорт неф­тепродуктов из Казахстана регулируется Министерством энергетики, ежемесячными графиками. По мнению Рауфа Гусейнова, казахстанское правительство в первую очередь заинтересовано в протекции внутреннего рынка, в полном обеспечении казахстанского потребителя, особенно дизельным топливом в преддверии уборочной кампании, которая, по сути, в августе уже начинается.

«На основании практики мы знаем, что все большие запасы, которые накапливаются в Казахстане зимой и летом, быстро расходуются в период посевной и уборочной кампаний (весна-осень). Потому что потребление в это время вырастает очень серьезными темпами», – поясняет эксперт.

По его словам, сейчас республика не экспортирует дизтопливо. В преддверии сезона экспорта дизеля не будет вовсе либо он будет очень ограниченным. Правительство не будет рисковать и открывать экспорт на фоне роста внутреннего потребления.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

qazexpocongresskz.jpg