Перейти к основному содержанию


852 просмотра

Пижоны ВКО: Путешествия по родному краю

Группа энтузиастов из Восточного Казахстана сумела раскрыть туристический потенциал региона, рассказывая о своих путешествиях в социальных сетях

фото: Евгений Домашев

«Пижоны ВКО» - под таким хэштегом известна группа любителей путешествий по самым отдаленным уголкам Восточного Казахстана. Их увлекательные рассказы, размещенные в социальных сетях, о самых неожиданных и давно известных местах родного края, стали настолько популярны, что по следам «пижонов» проходят туристы, готовые исследовать и открывать для себя удивительный край – Восточно-Казахстанскую область.

Как рассказал «Курсиву» один из организаторов группы «Пижоны ВКО», ресторатор из Усть-Каменогорска и историк по профессии Мухтар Тоибазаров, идея объединения интересных людей Восточного Казахстана с целью популяризации туристического потенциала Восточного Казахстана возникла около двух лет назад.

Мухтар Тоибазаров вместе с главой фирмы-туроператора Валерией Топольняк собрал вокруг себя таких же любопытных и творческих людей. Условие было одно: внести свой особый вклад в общее дело. Нужно было интересно, «с огоньком», делиться своими впечатлениями об экскурсиях и посещении новых мест со своими подписчиками в социальных сетях. Кроме того, в группу вошли профессиональные фотографы, чьи фотоработы порой лучше всяких слов могли рассказать о красотах Восточного Казахстана.

«Восточный Казахстан – это жемчужина нашей страны. Здесь сосредоточены уникальные природные богатства и просто удивительное историческое наследие. Разнообразие природных ландшафтов – горы, степи, холмы, плоскогорья, альпийские луга, живописные ущелья, озера и реки – привлекает любителей прекрасных уголков природы. Курганы, наскальные рисунки, музеи, памятники, сакральные места – тех, кто интересуется историей и культурой кочевого народа. Все эти сокровища у нас есть в избытке. Но мы, к сожалению, не пользуемся этим потенциалом», - посетовал Мухтар Тоибазаров.

По его мнению, причин низкой туристической активности несколько. И главная из них – лень.  Люди не хотят двигаться, посещать новые места, организовывать поездки для друзей и знакомых. Все предпочитают сидеть на диване и смотреть телевизор.

«Мы, казахстанцы, потеряли понятия гостеприимства в самом широком его смысле. Да, мы широко и хлебосольно встречаем людей. Но кто они? Либо начальники, либо родственники. Для чужих людей мы забываем улыбаться, открыто говорить о своих родных местах с незнакомцами. Да и, честно говоря, сами местные жители достаточно часто просто не знают историю своего края, не интересуются своими достопримечательностями», - отметил ресторатор-путешественник.

Путешествуя по странам, Мухтар Тоибазаров сделал собственные выводы о том, как нужно развивать внутренний туризм. По его мнению, перед Казахстаном есть несколько ярких примеров того, как открытая политика развития туристического потенциала властных структур способствовала процветанию целой страны. Это Грузия, Узбекистан, Кыргызстан и даже Монголия. Приток туристов в этих небольших республиках, экономика которых существенно отстает от Казахстана, исчисляется миллионами человек в год.

«Именно туризм дает мультипликативный эффект для развития и процветания малого и среднего бизнеса в стране. С приходом туристов меняется жизнь местного населения. Развиваются ремесла, строятся дороги, этногородки, туристические базы, гостиницы, кафе, гостевые дома, появляется придорожный сервис, работают проводники, экскурсоводы, лодочники и многие другие. Однако, чтобы все это заработало, нужно провести огромную работу по популяризации красот Восточного Казахстана. Собственно, именно этим направлением, мы и занимаемся по собственной инициативе», - продолжил рассказ Мухтар Тоибазаров.

За эти неполные два года, что существует движение «Пижоны ВКО», энтузиасты, кажется, побывали во всех интересных уголках области. Они посетили все музеи и выставки, осмотрели курганы и побывали на раскопках, катались на снегоходах по заснеженных горам Риддера. И, конечно, уже несколько раз приезжали в Семей. Жители Усть-Каменогорска, они искренне уверены, что именно Семей, Семипалатинск, будучи более двух веков столицей обширной Семипалатинской области, имеет за плечами интереснейшую историю.

казаки с верблюдами. Фото Александр Попов.jpg

Директор туристической компании «Шолпан» в Семее Майра Сырбаева – неизменный организатор всех турпоездок «Пижонов ВКО» в Семей. Вместе с Валерией Топольняк они выискивают самые интересные маршруты по старому городу, чтобы раскрыть любопытным туристам Семей с самой неожиданной стороны.

«Осенью 2017 года темой посещения Семея для «пижонов» стала поездка провинциалов в областной центр. И, по задумке Валерии, мне было поручено найти телегу с лошадью. И я ее нашла. Возница привел лошадь с телегой ко входу в музей изобразительных искусств им. семьи Невзоровых, где состоялась грандиозная фотосессия. Эти фотографии стали настоящей сенсацией», - вспоминает Майра Сырбаева.

А вот год спустя, осенью 2018 года, устькаменогорцам показали старый еврейский квартал и еврейское кладбище, чудом сохранившееся в Семее до наших дней. Увлекательную экскурсию для них провела член еврейского общества Семея Любовь Бараховская. Посетили и здание бывшей синагоги. Теперь здесь работает популярный спортивный клуб. Его хозяин – Юрий Колмаков – лично принял гостей и рассказал им удивительные истории, связанные с этим зданием.

«Всем гостям Семея, казахстанцам и иностранным гражданам, нравится бродить по старым улочкам татарского края, нашей Татарской слободы. Здесь сохранились старинные дома постройки середины и конца XIX века с их особой архитектурой. Именно эти домики, сохранившиеся до наших дней, необходимо беречь. Это – наш музей под открытым небом. Именно за этим – очарованием старины – приезжают сюда туристы. Мы же беспощадно сносим старинные дома или облицовываем их безликим сайдингом. Город стремительно теряет свое лицо, свой дух старины и истории», - считает Майра Сырбаева.

По оценкам Мухтара Тоибазарова, только в Семее можно разработать десятки интереснейших экскурсий по городу для самых разных категорий туристов.

«Привлечь туристов в такой небольшой город, как Семей, реально. Но для этого надо приложить немало усилий на самых разных уровнях: от местной исполнительной власти до самих его жителей. Надо просто «гореть» этой идеей, привлекать профессионалов для решения этой задачи», - уверенно говорит любитель путешествий по родному краю.

в Жедыбаев. Фото Евгений Домашев.jpg

С ним полностью согласна и журналист, член группы «Пижоны ВКО» Наталья Шимолина. По ее словам, глубоко узнав историю Семея, увидев его музеи, мечети, церкви, старые дома и улочки, она поняла, история города может привлечь многих своим колоритом и необыкновенной аурой.

Увлекательные рассказы «Пижонов ВКО» стали примером для подражания. По словам Майры Сырбаевой, к ней уже обращались потенциальные клиенты, которые бы хотели посетить те места, о которых они читали в хрониках «пижонов».

Более того, энтузиасты сумели привлечь внимание серьезного инвестора – успешного предпринимателя, учредителя холдинга «Aitas KZ» Серика Толукпаева, который собирается реализовать достаточно крупный проект по популяризации туристического потенциала Катон-Карагайского района. Проект даже носит название: «Туристский кластер Катон-Карагайского района». «Пижоны ВКО» выступают консультантами в разработке концепции этого любопытного проекта.


1932 просмотра

Нефтяные гиганты делают ставку на пластик

Chevron и Exxon фокусируют внимание на нефтехимии, поскольку спрос на углеводородное топливо падает

Фото: Shutterstock

Большой нефти нужен большой пластик. Такие компании, как Chevron и Exxon Mobil, называют нефтяными гигантами не напрасно. Однако по мере того, как рынок нефти становится менее прибыльным, и спрос на нее ослабевает, компании переключают инвестиционные потоки на другие направления.

Еще недавно таким альтернативным направлением был природный газ, который по сравнению с нефтью является более экологически чистым видом топлива. Однако поскольку сланцевой нефти в США добывается все больше, теперь стоит задача повысить ее ценность. Иными словами, учитывая значительные запасы этого сырья в Северной Америке, инвестиции в нефтехимию просто неизбежны.

Ирония лишь в том, что усиливающиеся опасения по поводу загрязнения пластиком окружающей среды могут сыграть злую шутку со спросом на такую продукцию, точно так же, как ужесточившиеся экологические правила негативно повлияли на спрос на нефть. Тем не менее рынок новых нефтехимических заводов быстро развивается. И это огромный шаг вперед по сравнению с ситуацией десятилетней давности – тогда в США любые подобные инвестиции считались откровенной глупостью.

В начале и середине 2000-х годов добыча углеводородов в США была дорогостоящим процессом и спрос серьезно опережал предложение. Сегодня компании, работающие со сланцем, стремятся обеспечить достаточный денежный поток, чтобы сохранить темпы роста в условиях, когда глобальная рецессия мировой экономики вынудила различные авторитетные организации, включая Международное энергетическое агентство (IEA), понизить прогнозы по спросу на нефть в текущем году. В долгосрочной перспективе сдвиг в сторону экологически чистого топлива способен приблизить время, когда, как считают некоторые эксперты, спрос на нефть достигнет своего пика. Впрочем, пока рост производства практически полностью обеспечивает нефть с традиционных месторождений, поскольку сланцевая индустрия в США требует постоянных реинвестиций.

Это отражается и на доходах больших нефтяных компаний. Так, по данным FactSet, доходность Exxon на инвестированный капитал упала с 27% в 2012 году до менее 10% в прошлом году. Теперь нефтяные гиганты начинают равняться на производителей химической продукции. Например, показатель прибыльности на инвестированный капитал у корпорации BASF за последние пять лет составил 11%.

Смирившись с падением доходов, вертикально интегрированные нефтяные компании видят выход в развитии бизнеса, который когда-то для них был второстепенным. Только за последние два года объем капиталовложений Exxon в химический бизнес превысил $6 млрд, что более чем в 4 раза больше аналогичных показателей в 2003 и 2004 финансовых годах.

Не так давно Exxon и государственная нефтехимическая компания из Саудовской Аравии договорились о строительстве в Техасе крупнейшей в мире установки парового крекинга этана. Другая американская компания, Chevron Phillips Chemical Co., которой совместно владеют Chevron и Phillips 66, также подписала с Qatar Petroleum соглашение о строительстве завода на побережье Мексиканского залива.

И это лишь начало. По данным Американского химического совета, с 2010 года только в США было заявлено 334 новых химических проекта. Если этот тренд сохранится, то спрос на базовые химикаты к 2030 году вырастет примерно на 30% и почти на 60% – к 2050 году, говорится в сообщении IEA. По оценкам агентства Wood Mackenzie, на долю химической промышленности сегодня приходится менее 15% спроса на нефтепродукты. Однако с середины 2020-х годов, когда этот сегмент обгонит сферу транспорта, он продемонстрирует наибольший рост спроса.

Конечно, существуют и риски, в первую очередь – если продолжится экономический спад. Так, во II квартале понизился индекс Dow Inc., поскольку рост предложения на рынке опередил спрос. Сохраняются и экологические проблемы.

Власти ряда стран, от Китая и Индии до Канады, и штата Калифорния пытаются административными методами решить проблему загрязнения окружающей среды одноразовыми пакетами и упаковкой. Также серьезной экологической проблемой остается сжигание попутного газа на американских месторождениях.

Впрочем, от пластика пока никто не отказывается. Даже если прогнозы относительно спроса окажутся преувеличенными, успешные производители будут «отъедать» долю тех, чей бизнес окажется менее эффективным с точки зрения управления издержками.

В этом отношении американское побережье Мексиканского залива является наиболее подходящим местом. Здесь нефтегазовые компании научились из «лимона» в виде проблем с избытком сырья делать метафорический «лимонад», а также вполне реальные пластиковые бутылки, в которых продаются различные напитки.

Перевод с английского языка – Танат Кожманов

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Как вы провели или планируете провести отпуск этим летом?

Варианты

svadba.jpg

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций