Перейти к основному содержанию

bavaria_x6_1200x120.gif


753 просмотра

Пижоны ВКО: Путешествия по родному краю

Группа энтузиастов из Восточного Казахстана сумела раскрыть туристический потенциал региона, рассказывая о своих путешествиях в социальных сетях

фото: Евгений Домашев

«Пижоны ВКО» - под таким хэштегом известна группа любителей путешествий по самым отдаленным уголкам Восточного Казахстана. Их увлекательные рассказы, размещенные в социальных сетях, о самых неожиданных и давно известных местах родного края, стали настолько популярны, что по следам «пижонов» проходят туристы, готовые исследовать и открывать для себя удивительный край – Восточно-Казахстанскую область.

Как рассказал «Курсиву» один из организаторов группы «Пижоны ВКО», ресторатор из Усть-Каменогорска и историк по профессии Мухтар Тоибазаров, идея объединения интересных людей Восточного Казахстана с целью популяризации туристического потенциала Восточного Казахстана возникла около двух лет назад.

Мухтар Тоибазаров вместе с главой фирмы-туроператора Валерией Топольняк собрал вокруг себя таких же любопытных и творческих людей. Условие было одно: внести свой особый вклад в общее дело. Нужно было интересно, «с огоньком», делиться своими впечатлениями об экскурсиях и посещении новых мест со своими подписчиками в социальных сетях. Кроме того, в группу вошли профессиональные фотографы, чьи фотоработы порой лучше всяких слов могли рассказать о красотах Восточного Казахстана.

«Восточный Казахстан – это жемчужина нашей страны. Здесь сосредоточены уникальные природные богатства и просто удивительное историческое наследие. Разнообразие природных ландшафтов – горы, степи, холмы, плоскогорья, альпийские луга, живописные ущелья, озера и реки – привлекает любителей прекрасных уголков природы. Курганы, наскальные рисунки, музеи, памятники, сакральные места – тех, кто интересуется историей и культурой кочевого народа. Все эти сокровища у нас есть в избытке. Но мы, к сожалению, не пользуемся этим потенциалом», - посетовал Мухтар Тоибазаров.

По его мнению, причин низкой туристической активности несколько. И главная из них – лень.  Люди не хотят двигаться, посещать новые места, организовывать поездки для друзей и знакомых. Все предпочитают сидеть на диване и смотреть телевизор.

«Мы, казахстанцы, потеряли понятия гостеприимства в самом широком его смысле. Да, мы широко и хлебосольно встречаем людей. Но кто они? Либо начальники, либо родственники. Для чужих людей мы забываем улыбаться, открыто говорить о своих родных местах с незнакомцами. Да и, честно говоря, сами местные жители достаточно часто просто не знают историю своего края, не интересуются своими достопримечательностями», - отметил ресторатор-путешественник.

Путешествуя по странам, Мухтар Тоибазаров сделал собственные выводы о том, как нужно развивать внутренний туризм. По его мнению, перед Казахстаном есть несколько ярких примеров того, как открытая политика развития туристического потенциала властных структур способствовала процветанию целой страны. Это Грузия, Узбекистан, Кыргызстан и даже Монголия. Приток туристов в этих небольших республиках, экономика которых существенно отстает от Казахстана, исчисляется миллионами человек в год.

«Именно туризм дает мультипликативный эффект для развития и процветания малого и среднего бизнеса в стране. С приходом туристов меняется жизнь местного населения. Развиваются ремесла, строятся дороги, этногородки, туристические базы, гостиницы, кафе, гостевые дома, появляется придорожный сервис, работают проводники, экскурсоводы, лодочники и многие другие. Однако, чтобы все это заработало, нужно провести огромную работу по популяризации красот Восточного Казахстана. Собственно, именно этим направлением, мы и занимаемся по собственной инициативе», - продолжил рассказ Мухтар Тоибазаров.

За эти неполные два года, что существует движение «Пижоны ВКО», энтузиасты, кажется, побывали во всех интересных уголках области. Они посетили все музеи и выставки, осмотрели курганы и побывали на раскопках, катались на снегоходах по заснеженных горам Риддера. И, конечно, уже несколько раз приезжали в Семей. Жители Усть-Каменогорска, они искренне уверены, что именно Семей, Семипалатинск, будучи более двух веков столицей обширной Семипалатинской области, имеет за плечами интереснейшую историю.

казаки с верблюдами. Фото Александр Попов.jpg

Директор туристической компании «Шолпан» в Семее Майра Сырбаева – неизменный организатор всех турпоездок «Пижонов ВКО» в Семей. Вместе с Валерией Топольняк они выискивают самые интересные маршруты по старому городу, чтобы раскрыть любопытным туристам Семей с самой неожиданной стороны.

«Осенью 2017 года темой посещения Семея для «пижонов» стала поездка провинциалов в областной центр. И, по задумке Валерии, мне было поручено найти телегу с лошадью. И я ее нашла. Возница привел лошадь с телегой ко входу в музей изобразительных искусств им. семьи Невзоровых, где состоялась грандиозная фотосессия. Эти фотографии стали настоящей сенсацией», - вспоминает Майра Сырбаева.

А вот год спустя, осенью 2018 года, устькаменогорцам показали старый еврейский квартал и еврейское кладбище, чудом сохранившееся в Семее до наших дней. Увлекательную экскурсию для них провела член еврейского общества Семея Любовь Бараховская. Посетили и здание бывшей синагоги. Теперь здесь работает популярный спортивный клуб. Его хозяин – Юрий Колмаков – лично принял гостей и рассказал им удивительные истории, связанные с этим зданием.

«Всем гостям Семея, казахстанцам и иностранным гражданам, нравится бродить по старым улочкам татарского края, нашей Татарской слободы. Здесь сохранились старинные дома постройки середины и конца XIX века с их особой архитектурой. Именно эти домики, сохранившиеся до наших дней, необходимо беречь. Это – наш музей под открытым небом. Именно за этим – очарованием старины – приезжают сюда туристы. Мы же беспощадно сносим старинные дома или облицовываем их безликим сайдингом. Город стремительно теряет свое лицо, свой дух старины и истории», - считает Майра Сырбаева.

По оценкам Мухтара Тоибазарова, только в Семее можно разработать десятки интереснейших экскурсий по городу для самых разных категорий туристов.

«Привлечь туристов в такой небольшой город, как Семей, реально. Но для этого надо приложить немало усилий на самых разных уровнях: от местной исполнительной власти до самих его жителей. Надо просто «гореть» этой идеей, привлекать профессионалов для решения этой задачи», - уверенно говорит любитель путешествий по родному краю.

в Жедыбаев. Фото Евгений Домашев.jpg

С ним полностью согласна и журналист, член группы «Пижоны ВКО» Наталья Шимолина. По ее словам, глубоко узнав историю Семея, увидев его музеи, мечети, церкви, старые дома и улочки, она поняла, история города может привлечь многих своим колоритом и необыкновенной аурой.

Увлекательные рассказы «Пижонов ВКО» стали примером для подражания. По словам Майры Сырбаевой, к ней уже обращались потенциальные клиенты, которые бы хотели посетить те места, о которых они читали в хрониках «пижонов».

Более того, энтузиасты сумели привлечь внимание серьезного инвестора – успешного предпринимателя, учредителя холдинга «Aitas KZ» Серика Толукпаева, который собирается реализовать достаточно крупный проект по популяризации туристического потенциала Катон-Карагайского района. Проект даже носит название: «Туристский кластер Катон-Карагайского района». «Пижоны ВКО» выступают консультантами в разработке концепции этого любопытного проекта.


1 просмотр

Почему пчеловодство в Костанайской области оказалось на грани выживания

Им не хватает полей и денег

Фото из личного архива Сергея Петрова

Ориентированной на экспорт отрасли в Костанайской области нет места для развития. До критического уровня снизились посевные площади медоносных сельскохозяйственных культур в регионе. В этом году пчеловоды решили не ждать милости от аграриев, а объединиться и засеять травы самостоятельно.

Пусто – не густо

Аграрная Костанайская область практически лишилась кормовой базы для пчел. Не редкость, когда из-за жесткой засухи уже в начале лета весь травостой сохнет и пчеловодам приходится менять месторасположение пасеки, иногда 10 раз за сезон. Каждый такой переезд сопряжен с дополнительными расходами и рисками. Ведь площадей под медоносные культуры крестьянские хозяйства отводят все меньше. Об этом председатель регионального филиала ОЮЛ «Национальный союз пчеловодов Казахстана «Бал-Ара» Сергей Петров рассказал первому вице-министру сельского хозяйства Айдарбеку Сапарову, посетившему регион с рабочим визитом. Пасечник не просит субсидий от государства. Как оказалось, ему, да и всем пчеловодам области, нужны поля гречихи, которых сегодня практически нет.

«Ситуация у нас сейчас критическая. Мы бегаем с ульями по всей области в поисках медоносных полей. Область славится своим майским медом, мы его собираем в лесах и на гречишных полях. Но гречиху посадило только ТОО «Олжа-Агро», и то самоопыляемую, ей не нужны наши пчелы. Что касается донника, он есть, но когда он цветет, животноводы начинают его тут же косить», – пояснил Сергей Петров.

По словам Айдарбека Сапарова, этот вопрос должен решаться внутри области и согласно плану диверсификации посевных площадей. А по официальным данным, в текущем году подсолнечником засеяли 52 тыс. га, гречихой – 6,5 тыс. га, горчицей – 19 тыс. га. Четыре года назад гречихи было на 1 тыс. га больше, а подсолнечника – на все 40 тыс.

По словам первого заместителя акима Костанайской области Гауеза Нурмухамбетова, вопрос взят на контроль. Ведь теперь мед относится к категории экспортно-ориентированных товаров. Предполагается, что в следующем году гречихи на полях будет больше. Но она нужна уже сегодня.

Сеем сами

Пчеловоды решили больше не уговаривать фермеров высаживать медоносные культуры, а сеять их самостоятельно. В этом году Сергей Петров и его коллеги из Национального союза пчеловодов Казахстана «Бал-Ара» в Костанайской области решили рискнуть и посеяли фацелию, донник и козлятник на полях Карабалыкской опытной станции. Если результат получится хорошим, затраты оправдаются, площадь посевов увеличат уже в следующем году.

«В нашей аграрной области мы вынуждены заниматься земледелием. Пока посеяли на 80 га именно те травы, которых нам не хватает. Намерены в этом году собрать здесь не только мед, но и семена, чтобы на следующий год увеличить посевную площадь», – рассказал «Курсиву» Сергей Петров.

Вообще, пчеловоды намерены на местном уровне организовать полный производственный цикл. Тогда каждый бортник уже зимой будет знать, где поставить свою пасеку. И не только. Ведь для развития отрасли одних полей с кормовыми культурами недостаточно. Например, давно нет системы управления этой отраслью, ликвидированы племенные и матковыводные хозяйства. Ветеринария не занимается поставками лекарств и профессиональным лечением пчел. Пчеловоды говорят, что давно приходится рассчитывать только на свои силы, а значит, методы работы надо менять.

С чего начать?

Сергей Петров видит выход из кризисной ситуации во взаимодействии участников отрасли. Разобщенность сегодня является помехой. По данным управления сельского хозяйства и земельных отношений Костанайской области, в ОЮЛ «Национальный союз пчеловодов Казахстана «Бал-Ара» от региона входят всего три человека, тогда как неофициально пчеловодством в регионе занимается около тысячи человек.

«Мы только первый год работаем в составе Национального союза пчеловодов. Приглашаем других присоединиться к нам, но пока нас лишь трое, еще 10 человек готовят документы. Многие хотят посмотреть, что у нас получится. Если все будет хорошо, готовы вступить. Что касается членских взносов, то разговор идет о 30 кг меда в год с каждого члена союза», – добавил пчеловод.

По данным управления сельского хозяйства, в конце 90-х годов в Костанайской области разведением пчел занимались почти 10 тыс. человек. Отрасль была развита, а бизнес считался прибыльным и популярным. Сегодня ситуация изменилась. В лидеры вышла Восточно-Казахстанская область.

Сергей Петров рассказал «Курсиву», что сам работает с пчелами со студенческой скамьи, тогда он начал помогать пчеловоду-соседу. Теперь его пасека с нескольких пчелосемей выросла до 50. За это время значительно выросли расходы. Например, стоимость пчелосемьи возросла с 7,5 тыс. до 17 тыс. тенге. Сказывается на бюджете изменение цен на автозапчасти, бензин.

«Ушли из бизнеса те, кто работал только ради прибыли. Мы еще в прошлом году продавали 1 кг меда за 1400 тенге, теперь это невозможно. Цена на продукт тоже меняется, сейчас она составляет 1800–2000 тенге. Но мед пользуется спросом. У меня прошлогодние запасы еще полтора месяца назад закончились», – пояснил он.

По информации Министерства сельского хозяйства, в настоящее время в Казахстане производят около 12 тыс. т меда, до 1990 года пчеловодство было развито, общий объем производства доходил до 60 тыс. т. Сегодня самый большой спрос на продукт в Китае и США. Жители этих стран, по данным Всемирной федерации пчеловодческих ассоциаций, ежегодно потребляют 1 кг меда. Среднестатистический казахстанец – 50 г меда и 36 кг сахара.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Депозиты в какой валюте вы предпочитаете?

Варианты

d1fHAmG5BPI.jpg

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций