Перейти к основному содержанию

608 просмотров

Дальние поля всегда зеленее

Развивая секторы АПК, необходимо усиливать свои позиции и выходить на международные рынки

фото: shutterstock.com

В Государственной программе развития агропромышленного комплекса РК на 2017–2021 годы большое внимание уделено растениеводству, поскольку эта отрасль влияет на многие другие. Как отмечают чиновники, для выполнения поставленных задач необходимы серьезные финансовые вливания, а также развитие экспортного потенциала. По данным ФАО, для зарубежных покупателей в текущем году наиболее привлекательным может стать ячмень, экспорт пшеницы останется на прежнем уровне – 8,5 млн тонн, а вот свеклу лучше сбывать на местном рынке.

Казахстан по сравнению с соседними странами – Кыргызстаном и Таджикистаном – имеет большое количество сельскохозяйственных земель, которые используются и под производство сельскохозяйственных культур, и под пастбища. Согласно госпрограмме на 2017–2021 годы, предусмотрено доведение общей площади орошаемых земель до 2 млн га. В то же время в рамках соответствующих долгосрочных отраслевых программ планируется дополнительно вовлечь в оборот 1,5 млн га новых орошаемых земель, к 2030 году доведя их общий объем до 3,5 млн га.

Об этом на правительственном часе в мажилисе парламента РК в мае прошлого года заявлял теперь уже экс-министр сельского хозяйства РК Умирзак Шукеев. Выступая с докладом о предлагаемых поправках в Государственную программу развития агропромышленного комплекса на 2017–2021 годы, охватывающих несколько отраслевых программ, он в частности отметил, что сегодня, занимая всего 7% от общей площади посевов 21,9 млн га, орошаемые земли дают более 40% стоимости продукции растениеводства.

«В рамках госпрограммы предусматривается доведение общей площади орошаемых земель до 2 млн га. В соответствующей долгосрочной отраслевой программе запланировано дополнительно вовлечь в оборот 1,5 млн га новых орошаемых земель, доведя площади до 3,5 млн га. Таким образом, доля орошаемых земель в общей посевной площади составит 16%, а объем валовой продукции окажется на уровне 2,4 трлн тенге. Мы должны понимать, что поливное земледелие – это не только овощи и фрукты, это еще и гарантированные корма для животноводства», – сказал тогда г-н Шукеев.

Все это делается для того, чтобы выполнить поставленные задачи: по улучшению качества семян, внесению минеральных удобрений в растениеводстве, а также интенсивному введению орошаемых земель и внедрению влагоресурсосберегающих технологий.

Во что обойдется восстановление земель

Между тем представители Министерства сельского хозяйства РК, принимавшие участие в Агротехнологическом саммите, прошедшем в 2018 году, отмечали, что на реализацию планов по увеличению орошаемых земель необходимы серьезные финансовые вливания. Так, по словам председателя Комитета по водным ресурсам МСХ РК Ислама Абишева, для выполнения плана по развитию ирригационных земель, то есть на их восстановление и ввод, потребуется не менее 1,233 трлн тенге, из них на восстановление земель – 219 млрд тенге, а на ввод новых земель – 1,014 трлн тенге.

Впрочем, как отмечал г-н Шукеев на правительственном часе «О внесении изменений и дополнений в государственную программу развития АПК РК на 2017–2021 годы», программа поддержки АПК включает гораздо больше средств. «В этой программе до 2021 года предусмотрен предварительный лимит расходов 1,46 трлн тенге. Понятно, что эти отраслевые программы долгосрочные, выходят за рамки 2021 года и для их финансирования, конечно, нам дополнительно нужно еще 1,3 трлн тенге», – сказал Умирзак Шукеев.

Субсидии и сбыт продукции

По его словам, для выполнения поставленных задач по развитию растениеводства введен механизм субсидирования семян, предусматривающий стопроцентное возмещение расходов фермеров. Кроме того, последним не надо будет собирать множество документов для получения субсидий. В свою очередь аргарий после уборки урожая вернет 30% полученных субсидий в Фонд развития семеноводства. Фонд будет аккумулировать возвратные деньги и направлять их на приобретение и модернизацию техники и оборудования для аттестованных производителей семян на очень мягких условиях (2–3%).

Как подчеркивал Умирзак Шукеев, никаких сокращений субсидий не будет. По его данным, ежегодный объем субсидирования в 2017 году достиг 260,5 млрд тенге, а 2018 году – 227,6 млрд тенге. Финансирование аграрной науки планируется довести до 1% от объема валовой продукции сельского хозяйства в 2030 году, в том числе до 0,5% в 2021 году.

Однако важным моментом остается экспорт продукции казахстанских производителей. По мнению г-на Шукеева, отечественные фермеры могут произвести в два-три раза больше продукции, вопрос лишь в том, куда ее отправлять.

Вместе с тем, как отметил в комментариях «Курсиву» коммерческий управляющий компании ТОО «UKAZ Group» Асан Кенжебеков, в настоящее время в плане господдержки приоритетной культурой стала сахарная свекла. «Такая практика была введена три-четыре года назад, в рамках программы импортозамещения. Для большинства фермеров теперь это самая выгодная культура, поскольку прибыль с одного га выше, чем при посеве кукурузы или сои, которую выращивали у нас 15–20 лет. Полезно это и с точки зрения севооборота», – уточнил г-н Кенжебеков.

По его словам, в Алматинской и Жамбылской областях в виде субсидий фермеры получают 10 тыс. тенге за тонну. Но, по мнению предпринимателя, ему выгодно сбывать свою продукцию на местном рынке, поскольку, к примеру, завод в Алматинской области принимает свеклу по 8 тыс. тенге за тонну, а в Жамбылской – по 10 тыс. тенге. Таким образом, больше половины сдаваемой продукции субсидируется. Важно то, что все происходит оперативно – субсидии за продукцию поступают в течение недели.

Как отмечает предприниматель, существует сразу несколько видов субподдержки. «На 50% субсидируется закупка семян. При том, что на гектар уходит примерно 40–50 тыс. тенге, это неплохая поддержка. Главное то, что семена фермеры получают без оплаты, а затем, в течение одной-четырех недель они получают субсидии в виде половины стоимости. Это довольно ощутимо.

Третий вид субсидий – компенсация 50% затрат на приобретение удобрений. Нам сообщили, что постановление по этому направлению поддержки скоро будет принято, как было раньше. Так, в прошлом году существовала следующая схема: 50% стоимости тех же азотно-фосфорных удобрений я оплачиваю (например, стоимость 140 тыс. тенге, а 70 тыс. тенге – это субсидии).

Четвертый вид поддержки – субсидии на средства защиты растений. Отечественные гербициды субсидируются также до 50%, импортные – на 30%. Правда, тут финансирование зависит от бюджета области. Это тоже ощутимо. Если я потратил примерно 70 тыс. тенге на га, около 30 тыс. мне вернут в виде субсидий», – говорит Асан Кенжебеков.

Более того, по его словам, в этом году хотят расширить практику кагатного поля, то есть пунктов приема, на которые будут сдавать готовую свеклу. Это тоже важный момент, поскольку везти продукцию на завод дорого. И эти пункты решат проблему очередей, как было на Коксуском заводе. Так, в этом году планируется организовать кагатное поле в поселке Карабулак.

Экспорт на внешние рынки

Между тем, согласно последнему «Краткому обзору спроса и предложения зерна» ФАО, специализированного учреждения ООН, занимающегося вопросами обеспечения продовольственной безопасности, на фоне достаточного предложения на рынке зерновых в 2019 году вновь увеличится производство пшеницы.

Что касается Казахстана, то согласно анализу ФАО, посевная площадь озимой пшеницы 2019 года пока оценивается ниже среднего уровня, что отражает постановление правительства о постепенном сокращении посевных площадей всей пшеницы (яровой и озимой) с примерно 12,4 млн га в 2017 году до 10,1 млн га в 2021 году в пользу более прибыльных масличных культур.

«Общие условия урожая озимой пшеницы 2019 года, посаженного к концу ноября для уборки в период с июня по сентябрь следующего года, согласно сообщениям, являются удовлетворительными. Однако в октябре-ноябре в южных провинциях страны, основной области производства озимой пшеницы, наблюдалось замедление подготовки земли и посадки. По состоянию на начало декабря в Алматинской области на юго-востоке страны наблюдался густой снежный покров, который сезонно препятствует замерзанию сельскохозяйственных культур, но его все еще недостаточно в Жамбылской и Туркестанской юго-западных областях», – говорится в документе международной организации.

Ожидается, что экспорт пшеницы останется неизменным по сравнению с предыдущим годом, на уровне 8,5 млн тонн, что на 13% выше среднего уровня за пять лет.

Зато, согласно видению специалистов ФАО, экспорт казахстанского ячменя окажется на рекордных уровнях на фоне роста производства и высокого спроса на международных рынках. Возможное увеличение основывается главным образом на рекордных поставках ячменя, которые прогнозируются на уровне 2 млн тонн, что примерно в три раза выше среднего показателя и на 40% больше, чем в 2017–2018 маркетинговом году.

7164 просмотра

Сколько стоит Большая алматинская кольцевая автодорога

И какой она будет в итоге

Фото: Shutterstock.com

Соглашение об условиях финансирования БАКАД подписано. Эта новость быстро пропала из информационного поля, хотя проект БАКАД – знаковый для республики, его презентовали на road-show в Лондоне, под него вносились изменения в закон о концессиях и закон о ГЧП. Подготовка к проекту началась больше десятилетия назад, когда власти стали выкупать у населения землю и имущество на участках, где должна пройти большая кольцевая дорога. 

Официальное заявление о подписании соглашения об общих условиях финансирования по проекту «Строительство Большой Алматинской кольцевой автомобильной дороги (БАКАД)» сделал только Евразийский банк развития (ЕАБР). В пресс-релизе, который был разослан поздним вечером 12 февраля, указано, что финансирование проекта будет осуществлено синдикатом кредиторов в лице Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), Евразийского банка развития, Исламского банка развития (ИБР); сам ЕАБР в рамках проекта предоставит $95 млн.

Вторым о подписании контракта сообщил один из участников консорциума, который строит БАКАД, – корейская SK Engineering & Construction. Корейская компания дала чуть более подробную информацию – правда, только на корейско­язычной версии своего сайта. SK E&C объявила, что подписала в Нур-Султане соглашение по финансированию Алматинской кольцевой дороги с большой группой, состоящей из ЕБРР и многосторонних банков развития. В этой же новости было отмечено, что консорциуму удалось получить $580 млн.

Напомним, что консорциум, который будет строить и управлять БАКАД, образован турецко-корейским партнерством достаточно авторитетных фирм Alsim Alarko Sanayi Tesisleri ve Ticaret A. Ş., Makyol Inşaat Sanayi Turizm ve Ticaret A., Korea Expressway Corporation и SK Engineering & Construction Co. Ltd. Эти компании специально для проекта БАКАД создали ТОО «БАКАД Инвестиции и Операции».

0001_23.jpg

Кто кредитует строительство БАКАД

Странная тишина вокруг сделки оказалась вполне объяснима. На уточняющий вопрос «Курсива» о сумме кредита и доле финансирования со стороны каждого из участников в «БАКАД Инвестиции и Операции» сообщили, что на данный момент сделка по финансированию проекта «Строительство и эксплуатация Большой Алматинской кольцевой автомобильной дороги (БАКАД)» находится на стадии итогового утверждения и точные суммы финансирования от каждого кредитора пока не могут быть озвучены. В компании подтвердили, что кредиторами проекта выступают ЕБРР, ЕАБР и ИБР. Также концессионер сообщил, что общая сумма заемных средств предварительно оценивается на уровне $580 млн, собственное участие турецко-корейского консорциума – $160 млн.

И хотя сделка еще не закрыта, с высокой долей уверенности можно утверждать, что доли кредита на строительство БАКАД со стороны институтов развития распределяются следующим образом: $95 млн – от ЕАБР, $225 млн – от ЕБРР; представители банка неоднократно озвучивали эту сумму, и старший советник по внешним связям ЕБРР Антон Усов в беседе с «Курсивом» в очередной раз эти данные подтвердил: «Кредит долгосрочный, речь идет о периоде 15 лет.

Структура синдиката стандартная – кредит А и кредит В. Кредит А будет предоставляться ЕБРР, его размер – $225 млн». Исламский банк развития еще прошлым летом сообщил, что его совет исполнительных директоров одобрил предоставление кредита на проект БАКАД в размере $100 млн. Итого: $420 млн от трех институтов развития. 

Еще одним потенциальным кредитором проекта долгое время считалась Международная финансовая корпорация (МФК, входит в структуру Всемирного банка), кредитную заявку от «БАКАД Инвестиции и Операции» на $125 млн этот финансовый институт планировал рассмотреть летом 2019 года, но в итоге в число кредиторов проекта МФК не вошла. 

Несложные арифметические вычисления показывают: чтобы размер займа соответствовал заявленному, в кредитный синдикат должен входить кто-то еще. На рынке предполагают, что к участию в синдицированном кредите для БАКАД могут быть привлечены несколько коммерческих банков. 

Зачем нужен БАКАД  и каким он будет

Основная цель проекта БАКАД – создание объездной трассы на пересечении двух международных автомагистралей: дороги Хоргос – Алматы – Бишкек – Тараз – Шымкент – Ташкент и дороги Алматы – Караганда – Нур-Султан – Петропавловск.
 
БАКАД будет проходить вокруг Алматы с запада на восток, вдоль северной границы города, в среднем на расстоянии 20–25 км от центра города. Общая протяженность БАКАД составит 66 км, это будет 4–6-полосная дорога категории I-А. 

Расчетная скорость движения на различных участках кольцевой автодороги оценивается от 120 до 150 км/ч. Здесь планируется построить 8 развязок и 39 мостов (в том числе 18 эстакад). 

Предполагается, что в 2038 году максимальная интенсивность движения на некоторых участках БАКАД достигнет 67 тыс. автомобилей в день. Предварительные тарифы на проезд по БАКАД составляют 200 тенге для легковых авто и 290 тенге – для грузовых. 

Какие ожидания связывают с БАКАД? В первую очередь большая кольцевая дорога позволит вывести транзитные грузопотоки за пределы Алматы и за счет этого способствовать снижению уровня загрязнения воздуха в городе. Антон Усов подчеркнул, что экологическая составляющая сыграла заметную роль в решении ЕБРР финансировать проект: «Когда в конце прошлого года акционеры принимали решение, для нас важным и определяющим было то, что проект, как предполагается, поможет серьезно сократить загрязнение воздуха в районе Алматы». 

Также планируется, что благодаря БАКАД сократится количество дорожных заторов, а значит, и время, которое тратится на поездки в город и по Алматы; снизится количество ДТП, а пропускная способность и конкурентоспособность транзитных маршрутов, проходящих по территории Казахстана, повысится. Еще более глобальные цели проекта – увеличение объемов региональной и международной торговли, поскольку БАКАД входит в состав трансконтинентальной автомагистрали Западная Европа – Западный Китай, и стимулирование применения принципов ГЧП/концессий в Казахстане. БАКАД – первый крупный инфраструктурный ГЧП-проект в стране. 

Сколько стоит БАКАД и когда начнется ее строительство

Платную объездную дорогу в Алматы построит частный инвестор (консорциум) за свой счет, он же до 2038 года будет ее обслуживать. При этом платежи за использование автодороги уходят в бюджет, и уже государство расплачивается с консорциумом по графику, который был утвержден приложением к постановлению правительства РК от 6 февраля 2018 года «О некоторых вопросах принятия государственных концессионных обязательств Правительства Республики Казахстан по концессионному проекту». Это постановление закрепляет государственные концессионные обязательства правительства РК по концессионному проекту «Строительство и эксплуатация автомобильной дороги «Большая Алматинская кольцевая автомобильная дорога (БАКАД)» в размере 512 млрд тенге, а приложение расшифровывает, что из общей базовой платы за доступность 176,7 млрд тенге – это компенсация инвестиционных затрат, 28 млрд тенге – компенсация эксплуатационных затрат и 307,6 млрд тенге – вознаграждение за управление. Стоит оговориться, что в этих платежах не учтены механизм валютной компенсации, который сработает, если курс тенге поднимется выше определенного уровня, и корректировки платы за доступность, предусмотренные условиями договора концессии. Выплаты правительство РК будет производить с 2022 по 2037 год, то есть с предполагаемого начала эксплуатации кольцевой дороги и до окончания концессионного соглашения. После этого БАКАД перейдет в собственность республики. 

Сейчас, сообщили в «БАКАД Инвестиции и Операции», выполняются предварительные условия основного договора концессии, которые касаются, например, вопросов минимизации негативного воздействия БАКАД на местное население после ввода дороги в эксплуатацию. Параллельно производятся замеры состояния воздуха до строительства БАКАД. 

Первоочередные строительные работы на двух участках будущей Большой Алматинской кольцевой автодороги должны начаться в первых числах апреля. Согласно договору концессии строительство БАКАД будет завершено в течение 50 месяцев с момента финансового закрытия, которое также планируется на апрель 2020 года.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

drweb_ESS_kursiv.gif