Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


4372 просмотра

КПО направит карачаганакское сырье на АО «Конденсат»

Компания намерена сама стабилизировать газовый конденсат, а «что не сможет, отправит на казахстанский завод»

Фото: Александр Куприенко

«Карачаганак Петролиум Оперейтинг Б. В.» (КПО б. в.) намерен начать поставки газоконденсата на нефтеперерабатывающий завод АО «Конденсат». По словам министра энергетики Каната Бозумбаева, компания намерена сама стабилизировать газовый конденсат, а «что не сможет, отправит на казахстанский завод».

По оценкам специалистов предприятия, речь идет примерно об 1 млн тонн нестабильного газоконденсата, что дает отечественному заводу хорошие перспективы. Это связано с нестабильным газовым конденсатом, который ранее стабилизировали на Оренбургском ГПЗ. КПО б. в. собирается сам стабилизировать газовый конденсат, а что не сможет, отправит на завод АО «Конденсат», объяснил в интервью агентству «Интерфакс» Канат Бозумбаев.

Между тем, как сообщили «Курсиву» в АО «Конденсат», пока никаких меморандумов или постановлений о поставке на завод сырья не подписано.

Поясним: в августе 2017 года предприятие завершило работы по увеличению мощности переработки сырья с 600 до 850 тыс. тонн в год. Это позволило ему попасть в список крупных НПЗ страны. Главной проблемой тут остается недостаточная загрузка сырьем. К примеру, в 2017–2018 годах она составляла не более 30%. Не изменилась ситуация и в 2019 году. 

Как сообщили «Курсиву» в АО «Конденсат», сегодня НПЗ принимает только сбросные объемы карачаганакского нестабильного газоконденсата. Его поставляют по инициативе КПО б. в. во время краткосрочных ремонтных работ – не более двух-трех дней в месяц.

Основной причиной невозможности приобретения карачаганакского сырья в АО называют его высокую стоимость. Согласно окончательному соглашению о разделе продукции (ОСРП), КПО б. в. не имеет обязательств по поставкам сырья на внутренний рынок Казахстана. 

«Компания готова его продавать только по мировой экспортной цене. А эта стоимость нерентабельна для переработки ни на одном НПЗ страны при сегодняшних ценах на бензин и дизельное топливо», – объяснил в комментариях «Курсиву» заместитель генерального директора АО «Конденсат» Андрей Баев.

Решить вопрос загрузки НПЗ можно возобновив поставки нестабильного газоконденсата с месторождения в объеме не менее 25 тыс. тонн в месяц по приемлемым ценам, предлагают свои рецепты в АО «Конденсат». На ситуацию можно повлиять и включив в график транспортировки нефти казахстанскими производителями (недропользователями) на НПЗ АО «Конденсат», который утверждает Министерство энергетики. 

«При полной загрузке НПЗ сырьем все местные сети АЗС, а также сельхозпроизводители будут обеспечены собственным качественным топливом. А местный бюджет получит только акцизов на 3 млрд тенге в год. Сейчас эта сумма составляет 500–600 млн тенге. Наш бензин и дизельное топливо соответствуют высшему экологическому классу К5. У продукции большой экспортный потенциал – а это поступление в страну валютной выручки», – сказал, отвечая на вопросы «Курсива», Андрей Баев. 

При полной загрузке производственных мощностей НПЗ готов производить до 220 тыс. тонн высококачественного бензина марок АИ-92 и 95 экологического класса К5 и до 218 тыс. тонн дизельного топлива летнего и зимнего экологического класса К5. Такой объем позволяет целиком удовлетворить потребности ЗКО.

На вопрос «Курсива», какие объемы газоконденсата может сегодня переработать само КПО б. в., в «Конденсате» сослались на официальные источники: сегодня консорциум иностранных компаний может стабилизировать и подготовить к экспортной поставке по трубопроводу КТК до 12 млн тонн газового конденсата в год.

«По данным информационного агентства Thomson Reuters, в феврале 2019 года запасы бензина на нефтебазах Казахстана составили 410 тыс. тонн при возможности хранения 380 тыс. тонн с профицитом производства – сказывается сезонность рынка. Однако ситуация с производством дизельного топлива оставалась, как и прежде, напряженной, в связи с чем данный нефтепродукт импортировался из России в объеме 61 тыс. тонн», – подчеркнул Андрей Баев.

Отметим, основным видом деятельности АО «Конденсат» является переработка нестабильного газового конденсата, производство и реализация нефтепродуктов, в том числе высококачественных моторных топлив. Завод расположен на территории Карачаганакского месторождения, запасы нефти которого составляют 1,2 млрд тонн, а газа – 1,35 трлн куб. м. По данным Министерства энергетики, в 2018 году на заводе АО «Конденсат» произведено более 37 тыс. тонн высокооктановых автобензинов и более 7 тыс. тонн дизельного топлива. Всего переработано более 137 тыс. тонн нефти.

Точки зрения

Экономист Алмас Чукин: «Проблема загрузки НПЗ - в сдерживании цен на топливо. У нас реально дешевый бензин и мы кормим только спекулянтов в соседних странах. Государство не дает повышать цены, потому что население активно этого требует, в результате они ниже, чем в России, Киргизии и Таджикистане. Поэтому никто не хочет продавать нефть местным НПЗ, а государство из-под палки заставляет определенное количество отправлять на отечественные НПЗ. Хотят дешевое сырье, но с какой стати? Это же экономический абсурд! Почему инвестор должен платит за банкет? Что делать? Поднять цены на бензин. Если бы топливо в стране продавалось по рыночной цене, завод «Конденсат» был бы загружен. Экономика построена на деньгах, а они из воздуха не делаются. Всегда нужно найти того, кто будет платить. Сейчас за искусственно заниженые цены на бензин платит Казмунайгаз. Свои квоты – нефть из доли Казахстана, компания отдает отечественным НПЗ по заниженным ценам. Это все, что они могут сделать. В Киргизии население покупает бензин по рыночным ценам - он там весь импортный. У нас всем вбили в голову, что раз есть нефть, то мы страна дешевого бензина. Норвегия - нефтедобывающая страна и там самый дорогой бензин в мире. Это страна, где самое большое количество электромобилей. Есть «уникальные» страны, где бензин стоит 1 цент. Но мы все видим к чему пришла Венесуэла».

Первооткрыватель Чинаревского месторождения Вячеслав Дружинин: «Государству выгодно, чтобы заводы, подобные АО «Конденсат», работали стабильно, и получали сырье по приемлемым ценам. Частное НПЗ со своей прибыли 30% платит государству налог. «Конденсат» колоссальное количество налогов платит. Поэтому государству очень выгодно, чтобы завод работал и ему давали сырье. Пока же вся борьба за сырье заканчивается кратковременными победами. Тут должно работать правительство, должны регламентироваться все эти позиции. Оно заинтересовано, чтобы отечественный бизнес работал выгодно и давал прибыль для пополнения бюджета. Об этом постоянно говорит и президент страны».

125478.jpg


1554 просмотра

Что мешает газификации некоторых регионов Казахстана

Лишь половина жителей страны имеет доступ к «голубому» топливу

Фото: Sander van der Werf

В 2018 году в РК было добыто более 55 миллиардов кубометров «голубого» топлива. Однако лишь половина населения страны имеет доступ к газопроводам, несколько регионов до сих пор остаются негазифицированными. На карте присутствия нац­оператора «КазТрансГаз» не обозначены сети в Павлодаре, Петропавловске, Усть-Каменогорске, Семее, Караганде и других городах.

Надежды нет?

По самому реалистичному сценарию, рассчитанному в генеральной схеме газификации Казахстана до 2030 года, экологически неблагоприятные северные и восточные регионы страны могут быть обеспечены газом только благодаря объектам автономного газоснабжения. То есть через создание хранилищ сжиженного природного газа. Тянуть газопровод с запада или юга слишком затратно. Еще одна несбывшаяся мечта – подключение к будущему российскому газопроводу Барнаул – Рубцовск – Усть-Каменогорск. Оба проекта до сих пор так и остаются лишь на бумаге. 

Пять лет назад, когда составлялась данная схема, в правительстве сделали ставку на продолжение газификации запада, юга и центральной части страны. И если для Карагандинской и Акмолинской областей проблема почти решена благодаря революционному проекту строительства газопровода «Сарыарка», то для восточной части Казахстана вопрос газификации из-за нарастающих экологических проблем стоит все так же остро.

Малыми шагами

Например, в Восточном Казахстане из 15 районов четырех городов областного подчинения только Зайсанский район может похвастаться собственной сетью газопровода. Да и то лишь с прошлого года. В 2018 году власти наконец достроили внутрипоселковые сети, доставляющие газ от зайсанского газового месторождения Сарыбулак. По данным акима Зайсанского района Серика Актанова, в самом городе Зайсане газифицировано 90% зданий, еще в восьми селах к газопроводу подключили лишь 50% жителей. В этом году на строительство сетей в этих восьми аулах было выделено около 200 млн тенге. В ближайшее время необходимо еще 800 млн тенге.

Месторождение Сарыбулак было разведано и разработано силами и средствами иностранного инвестора ТОО «Тарбагатай Мунай» в рамках межправительственного казахстанско-китайского соглашения. Конечной контролирующей стороной является миллиардер из Урумчи Сан Гуансинь. 

Согласно меморандуму, заключенному в марте 2012 года, казахстанская сторона может оставлять на свои нужды 50% добытого в Зайсане газа (а это в перспективе более 2 млрд куб. м), остальную часть будут экспортировать в Китай. Однако, по данным из аудиторского отчета ТОО «Тарбагатай Мунай», 99% доходов компании приходились на одного покупателя. Практически весь добытый газ отправляется в КНР. Казахстан забирает только ту часть газа, которую готов доставить до потребителей.

Первоначально согласно планам зайсанский газ должны были подвести к 60 населенным пунктам Тарбагатайского, Зайсанского, Курчумского и Урджарского районов. В этих самых отдаленных от городов уголках цена на уголь достигает запредельных высот – 18–20 тыс. тенге за тонну. Самая главная причина, по которой казахстанская сторона не забирает свою долю газа, – отсутствие сетей. Третий год власти Восточного Казахстана не могут объявить конкурс на разработку проект­но-сметной документации для обеспечения газом нескольких районов области. Власти уверены: причина кроется в «Тарбагатай Мунай».

«Для того чтобы начать разработку ПСД для газификации Тарбагатайского района, нужны технические условия от «Тарбатагай Мунай». В управлении ЖКХ неоднократно писали им запросы – никакого ответа. Теперь направили запрос в прокуратуру, чтобы через надзорные органы заставить их дать техусловия. Без этого никакой разработки ПСД не может быть. До сих пор ни ответа ни привета. Я не знаю, как воздействовать на «Тарбагатай Мунай», – сообщила руководитель управления экономики и бюджетного планирования ВКО Сауле Улакова.

Безымянный_74.png

Свое сделали?

В свою очередь в ответе на запрос «Курсива» генеральный директор «Тарбагатай Мунай» Ван Дашань сообщил, что согласно межправительственному соглашению ТОО взяло на себя обязательство по строительству отводов до границы населенных пунктов, находящихся вдоль трассы газопровода Сарыбулак – Зимунай. 

В 2013 году компания построила автоматическую газораспределительную станцию близ Зайсана, подводящий газопровод до самого города и до девяти ближайших сел. Цена строительства превысила 1,3 млрд тенге. По данным Ван Дашаня, с 2015 года компания пыталась передать построенные объекты в госсобственность. Теперь АГРС и все газопроводы находятся на балансе районного отдела экономики и финансов и эксплуатируются «дочкой» нацоператора – АО «Интергаз Центральная Азия».

«Поэтому «Тарбагатай Мунай» не является компанией, ответственной за выдачу техусловий. По закону «О газе и газоснабжении» техусловия должны выдаваться газотранспортной либо газораспределительной организацией, эксплуатирующей сети. В данном случае такой организацией выступает «Интергаз Центральная Азия», – комментирует Ван Дашань.

Что касается того малого объема добытого метана, который остается казахстанской стороне, то, согласно информации гендиректора, на экспорт поставляется только та часть газа, которая не была реализована на внутреннем рынке. Такое положение регламентировано в том самом неправительственном соглашении. По условиям договора купли-продажи природного газа вопрос об увеличении объемов поставок является прерогативой казахстанской стороны.

Чтобы узнать, каковы результаты работы по газификации районов области, «Курсив» направил запрос в областное управление энергетики и ЖКХ. Однако пока ответа получить не удалось.
 

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Цифра дня

64-е
место
занял Казахстан по скорости фиксированного интернета в мире

Цитата дня

Популизм – это политика посредственности. Я не раздаю пустых обещаний. Я - человек конкретных дел. Я буду твердо проводить в жизнь свою программу реформ.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций