Перейти к основному содержанию

4645 просмотров

КПО направит карачаганакское сырье на АО «Конденсат»

Компания намерена сама стабилизировать газовый конденсат, а «что не сможет, отправит на казахстанский завод»

Фото: Александр Куприенко

«Карачаганак Петролиум Оперейтинг Б. В.» (КПО б. в.) намерен начать поставки газоконденсата на нефтеперерабатывающий завод АО «Конденсат». По словам министра энергетики Каната Бозумбаева, компания намерена сама стабилизировать газовый конденсат, а «что не сможет, отправит на казахстанский завод».

По оценкам специалистов предприятия, речь идет примерно об 1 млн тонн нестабильного газоконденсата, что дает отечественному заводу хорошие перспективы. Это связано с нестабильным газовым конденсатом, который ранее стабилизировали на Оренбургском ГПЗ. КПО б. в. собирается сам стабилизировать газовый конденсат, а что не сможет, отправит на завод АО «Конденсат», объяснил в интервью агентству «Интерфакс» Канат Бозумбаев.

Между тем, как сообщили «Курсиву» в АО «Конденсат», пока никаких меморандумов или постановлений о поставке на завод сырья не подписано.

Поясним: в августе 2017 года предприятие завершило работы по увеличению мощности переработки сырья с 600 до 850 тыс. тонн в год. Это позволило ему попасть в список крупных НПЗ страны. Главной проблемой тут остается недостаточная загрузка сырьем. К примеру, в 2017–2018 годах она составляла не более 30%. Не изменилась ситуация и в 2019 году. 

Как сообщили «Курсиву» в АО «Конденсат», сегодня НПЗ принимает только сбросные объемы карачаганакского нестабильного газоконденсата. Его поставляют по инициативе КПО б. в. во время краткосрочных ремонтных работ – не более двух-трех дней в месяц.

Основной причиной невозможности приобретения карачаганакского сырья в АО называют его высокую стоимость. Согласно окончательному соглашению о разделе продукции (ОСРП), КПО б. в. не имеет обязательств по поставкам сырья на внутренний рынок Казахстана. 

«Компания готова его продавать только по мировой экспортной цене. А эта стоимость нерентабельна для переработки ни на одном НПЗ страны при сегодняшних ценах на бензин и дизельное топливо», – объяснил в комментариях «Курсиву» заместитель генерального директора АО «Конденсат» Андрей Баев.

Решить вопрос загрузки НПЗ можно возобновив поставки нестабильного газоконденсата с месторождения в объеме не менее 25 тыс. тонн в месяц по приемлемым ценам, предлагают свои рецепты в АО «Конденсат». На ситуацию можно повлиять и включив в график транспортировки нефти казахстанскими производителями (недропользователями) на НПЗ АО «Конденсат», который утверждает Министерство энергетики. 

«При полной загрузке НПЗ сырьем все местные сети АЗС, а также сельхозпроизводители будут обеспечены собственным качественным топливом. А местный бюджет получит только акцизов на 3 млрд тенге в год. Сейчас эта сумма составляет 500–600 млн тенге. Наш бензин и дизельное топливо соответствуют высшему экологическому классу К5. У продукции большой экспортный потенциал – а это поступление в страну валютной выручки», – сказал, отвечая на вопросы «Курсива», Андрей Баев. 

При полной загрузке производственных мощностей НПЗ готов производить до 220 тыс. тонн высококачественного бензина марок АИ-92 и 95 экологического класса К5 и до 218 тыс. тонн дизельного топлива летнего и зимнего экологического класса К5. Такой объем позволяет целиком удовлетворить потребности ЗКО.

На вопрос «Курсива», какие объемы газоконденсата может сегодня переработать само КПО б. в., в «Конденсате» сослались на официальные источники: сегодня консорциум иностранных компаний может стабилизировать и подготовить к экспортной поставке по трубопроводу КТК до 12 млн тонн газового конденсата в год.

«По данным информационного агентства Thomson Reuters, в феврале 2019 года запасы бензина на нефтебазах Казахстана составили 410 тыс. тонн при возможности хранения 380 тыс. тонн с профицитом производства – сказывается сезонность рынка. Однако ситуация с производством дизельного топлива оставалась, как и прежде, напряженной, в связи с чем данный нефтепродукт импортировался из России в объеме 61 тыс. тонн», – подчеркнул Андрей Баев.

Отметим, основным видом деятельности АО «Конденсат» является переработка нестабильного газового конденсата, производство и реализация нефтепродуктов, в том числе высококачественных моторных топлив. Завод расположен на территории Карачаганакского месторождения, запасы нефти которого составляют 1,2 млрд тонн, а газа – 1,35 трлн куб. м. По данным Министерства энергетики, в 2018 году на заводе АО «Конденсат» произведено более 37 тыс. тонн высокооктановых автобензинов и более 7 тыс. тонн дизельного топлива. Всего переработано более 137 тыс. тонн нефти.

Точки зрения

Экономист Алмас Чукин: «Проблема загрузки НПЗ - в сдерживании цен на топливо. У нас реально дешевый бензин и мы кормим только спекулянтов в соседних странах. Государство не дает повышать цены, потому что население активно этого требует, в результате они ниже, чем в России, Киргизии и Таджикистане. Поэтому никто не хочет продавать нефть местным НПЗ, а государство из-под палки заставляет определенное количество отправлять на отечественные НПЗ. Хотят дешевое сырье, но с какой стати? Это же экономический абсурд! Почему инвестор должен платит за банкет? Что делать? Поднять цены на бензин. Если бы топливо в стране продавалось по рыночной цене, завод «Конденсат» был бы загружен. Экономика построена на деньгах, а они из воздуха не делаются. Всегда нужно найти того, кто будет платить. Сейчас за искусственно заниженые цены на бензин платит Казмунайгаз. Свои квоты – нефть из доли Казахстана, компания отдает отечественным НПЗ по заниженным ценам. Это все, что они могут сделать. В Киргизии население покупает бензин по рыночным ценам - он там весь импортный. У нас всем вбили в голову, что раз есть нефть, то мы страна дешевого бензина. Норвегия - нефтедобывающая страна и там самый дорогой бензин в мире. Это страна, где самое большое количество электромобилей. Есть «уникальные» страны, где бензин стоит 1 цент. Но мы все видим к чему пришла Венесуэла».

Первооткрыватель Чинаревского месторождения Вячеслав Дружинин: «Государству выгодно, чтобы заводы, подобные АО «Конденсат», работали стабильно, и получали сырье по приемлемым ценам. Частное НПЗ со своей прибыли 30% платит государству налог. «Конденсат» колоссальное количество налогов платит. Поэтому государству очень выгодно, чтобы завод работал и ему давали сырье. Пока же вся борьба за сырье заканчивается кратковременными победами. Тут должно работать правительство, должны регламентироваться все эти позиции. Оно заинтересовано, чтобы отечественный бизнес работал выгодно и давал прибыль для пополнения бюджета. Об этом постоянно говорит и президент страны».

125478.jpg

1 просмотр

Должна ли индустрия ископаемого топлива возмещать климатический ущерб

Зависит от того, насколько оправданно сравнение топливной отрасли с табачной промышленностью

Иллюстрация: Mitch Blunt

В последнее время можно наблюдать нескончаемый поток судебных исков против индустрии ископаемого топлива от городов, округов и штатов США. Истцы пытаются взыскать ущерб, который они, по их словам, понесли в результате изменения климата.

Некоторые юристы обвиняют крупные нефтяные компании в мошенничестве с ценными бумагами. По их заявлениям, компании десятилетиями знали, что изменение климата представляет существенный риск для их бизнеса, но скрывали это от инвесторов. Другие юристы мотивируют иски тем, что добыча и продажа нефти и газа – это источник общественного вреда, так как эта деятельность ведет к выбросам парниковых газов и в итоге выливается в пагубные последствия изменения климата.

Пока что ни один из этих исков не увенчался успехом, а какие-то из них федеральный суд вовсе отказался рассматривать. Но все же некоторым таким делам был дан ход.

Те, кто считают, что нефтегазовая индустрия несет какую-то финансовую ответственность за ущерб, нанесенный изменением климата, приводят аналогию с табачными компаниями. Так же, как табачники долгое время тщательно скрывали вред курения от потребителей, топливные компании предвидели ущерб от использования их продуктов. Однако они не приняли никаких мер для предотвращения вреда и не предупредили о нем общественность.

Их оппоненты отвергают сравнение с табачной промышленностью: по их словам, ископаемое топливо, в отличие от табачных изделий, является насущной необходимостью для всех без исключения. Они утверждают, что сокращение выбросов парниковых газов – это не тот вопрос, который должен решаться в суде. Это вопрос государственной политики.

Джастин Гундлах, адвокат Института добросовестной политики в Школе юридических наук Нью-Йоркского университета, считает, что компании, добывающие ископаемое топливо, должны нести ответственность за свой разрушительный вклад в климатический кризис.

Линда Келли, старший вице-президент, главный советник и корпоративный секретарь в Национальной ассоциации производителей США, приводит аргументы против.

ДА: Эти компании знали об ущербе, который наносит использование ископаемого топлива

Автор: Джастин Гундлах

Когда компании производят и продают вредные продукты, то даже если вся опасность изначально неизвестна, они обязаны платить, чтобы исправить нанесенный ущерб.

Пример этого принципа в действии: Генеральное соглашение об урегулировании претензий 1998 года, согласно которому производители сигарет обязались бессрочно выплатить в государственную казну миллиарды долларов – чтобы помочь покрыть расходы на общественное здравоохранение, которые повлекло курение табака.

Другой пример: в 1980 году вступил в действие так называемый закон «О суперфонде», вводящий ответственность за неправильную утилизацию опасных веществ – даже если утилизация произошла до 1980 года.

Топливные компании вовсе не особенные, не является какой-то особенной и их продукция, так что ничто не освобождает их от действия этого принципа и не снимает с них ответственности за разрушительное влияние на климат. Даже наоборот. Крупнейшие компании топливной промышленности еще в начале 1980-х гг. предвидели с пугающей точностью, насколько их продукты увеличат содержание углекислого газа в атмосфере. Они также предвидели, что растущие выбросы парниковых газов приведут к опасному повышению средней температуры и уровня моря, а также другим серьезным последствиям. Согласно недавним судебным заключениям федеральных судов, эти компании предвидели вред и в то же время не сделали ничего для его предотвращения. Вместо этого они принялись за маркетинг и лоббистские кампании, чтобы потребители и власти не могли добраться до истины – связи между потреблением ископаемого топлива, выбросами парниковых газов и изменением климата.

Некоторые будут спорить, что несправедливо возлагать на одну отрасль ответственность за поставки товара, который весь мир жадно требовал и широко использовал. В конце концов, по их словам, в настоящее время мы полагаемся на ископаемое топливо по мириадам причин, а еще оно буквально послужило топливом для экономического развития.

Однако экономические выгоды от сжигания угля, газа и нефти необходимо соотносить с целым рядом расходов, включая наводящую ужас цену возможной дестабилизации климата. А в этом отношении вклад корпораций и частных лиц был далеко не одинаковым, если уж решать, кто должен нести финансовую ответственность.

Учтите, что физические лица, полагающиеся на ископаемое топливо для получения электроэнергии и передвижения, обычно не имеют выбора. Их потребление угля, газа или нефтепродуктов обусловлено решениями по устройству электроэнергетических и дорожных систем, которые за годы и даже десятилетия до этого сделали другие люди. Да, у отдельных людей есть выбор, но в нашем обществе этот выбор структурирован.

Есть несколько способов, которыми можно заставить компании платить за вклад в изменение климата: какие-то с участием судов, другие – с участием законодательных и регулирующих органов.

Например, суд может сослаться на нарушение закона о ценных бумагах в связи с сокрытием от инвесторов рисков, которые для активов и доходов представляет изменение климата: по требованию суда топливным компаниям придется платить штрафы и раскрывать информацию. Или, ссылаясь на принципы общего права, суд может постановить, чтобы одна или несколько компаний возместили истцам причиненный им ущерб.

Между тем власти штатов или федеральные власти могут ввести пошлины, чтобы перенаправить прибыли от продаж угля, нефти и газа на климатические инициативы или на поддержку зарождающихся отраслей экономики, которые, возможно, заменят отрасли, зависимые от ископаемого топлива. Эти и другие методы не являются взаимоисключающими.

И то, что сегодня мы повсеместно используем ископаемое топливо в различных секторах экономики, не освобождает топливные компании от необходимости платить за климатический ущерб. Однако потенциально это усложняет вопрос о том, как и до какой степени они должны этот ущерб возмещать. Например, самые явные осложнения включают вопрос о том, что делать с прошлыми или существующими государственными лицензиями и присутствием других компаний в цепочках поставок, через которые проходит ископаемое топливо. Но и в этом случае табачное соглашение 1998 года и закон о суперфонде доказывают, что общество и раньше сталкивалось с подобными проблемами.

Решения здесь необходимо принимать тщательно, чтобы общество могло признать их последствия законными. И какие бы при этом ни возникли проблемы, они не должны служить оправданием для топливных компаний.

dolzhna-li-industriya-iskopaemogo-topliva-vozmeshchat-klimaticheskij-ushcherb.png

НЕТ: Изменение климата – вопрос государственной политики, а не судебных тяжб

Автор: Линда Келли

В течение 150 лет нефть, газ и другие источники энергии давали нам электричество, питали наши заводы, транспортные системы, охлаждали и согревали наши дома, наращивали экономическую независимость Америки и улучшали уровень жизни по всему миру.

Так что, оценивая, должны ли производители энергии теперь отвечать за изменение климата, федеральный судья в Калифорнии недавно задал ключевой вопрос: «После получения всех выгод от данного исторического прогресса будет ли справедливо теперь игнорировать нашу собственную ответственность за использование ископаемого топлива и обвинять в глобальном потеплении тех, кто поставлял продукт, который мы требовали?».

Ответ – нет, решил федеральный судья Уильям Элсап, когда отклонил иск, касающийся изменения климата.

Использование ископаемого топлива законно, строго регламентировано и, хочется некоторым это признавать или нет, все еще необходимо для нашего существования. Города США, которые подают эти климатические иски вместе с самыми упорными активистами, выступающими против угля, газа и нефти, не смогли бы выжить и дня без использования этих видов топлива. Как и все остальные, они полагаются на эти источники энергии, и при этом они пытаются взыскать компенсацию с их поставщиков.

Делать одну-единственную отрасль козлом отпущения – не только несправедливо, но и непродуктивно, особенно если указанная отрасль уже работает над инновационными решениями климатического кризиса. Так же, как все мы внесли свой вклад в этот кризис, наша общая обязанность теперь – выяснить, как и дальше добиваться экономического и общественного прогресса при снижении выбросов парниковых газов.

Федеральные суды неоднократно отклоняли попытки навесить на компании ответственность за изменение климата. Там поняли, что решение этой проблемы не может быть найдено через судебные тяжбы о материальной ответственности, что это – общественный вопрос, который должны решать Конгресс и исполнительная власть. Правовая система США не предусматривает ответственности за производство законных продуктов, которые работают именно так, как предполагалось. А нет никаких сомнений, что уголь, газ и нефть питают семьи и предприятия Америки так, как предполагалось.

Чтобы обойти этот факт стороной, изобретательные юристы истцов и эко-активисты придумали новый вид судебного разбирательства. Они предъявляют иски местным властям и иным лицам, утверждая, что несмотря на то, что топливо необходимо и выгодно в современном мире, тем не менее реклама и продажа топлива юридически является «источником общественного вреда». То есть необоснованным вмешательством в права широкой общественности. Однако теория общественного вреда не имеет ничего общего с регулированием глобального энергоснабжения. А представление о том, что эти сообщества имеют право требовать финансовой компенсации и в то же время использовать те самые продукты, которые они злостно очерняют в своих исках, просто лишено смысла.

Пришло время прекратить попытки этих деятелей нашуметь в СМИ, которые ничего не меняют. В том числе пора прекратить делать не относящиеся к делу заявления, что энергетические компании каким-то образом устраивали кампании, вводящие общественность в заблуждение касательно изменения климата. Эти аргументы служат для того, чтобы отвлекать СМИ и общественность от бессмысленности этих судебных исков. Дела об общественном вреде не имеют ничего общего с чьей-то публичной или политической повесткой.

Вместо того, чтобы играть в эту лицемерную игру «Найди виноватого» и позволять юристам истцов, гонящихся за наживой, определять федеральную энергетическую политику США, мы должны предпринять шаги для введения политики, которая поспособствует внедрению инноваций для решения этого общего глобального кризиса.

Изменение климата – самое важное испытание современности, и производители стремятся проложить путь через него благодаря инновациям. Мы также осознаем сложность причин и последствий изменения климата, поэтому Национальная ассоциация производителей США призвала представителей власти принять ;законодательство, касающееся изменения климата, а также возобновить присутствие США на международной арене, чтобы достичь справедливого климатического соглашения.

Производители уже работают над решением проблемы и сотрудничают с лидерами как демократов, так и республиканцев. А кто за этим не замечен, так это адвокаты истцов-стяжателей и активисты, которые стремятся превратить глобальную проблему в предмет судебных разбирательств.

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций