Перейти к основному содержанию

1039 просмотров

Казахстан готов поставлять в Узбекистан до 5 миллионов тонн нефти в год

Строительство нового нефтепровода, соединяющего юг Казахстана с Узбекистаном, мощностью до 5 млн тонн в год, обойдется в $133,5 млн

Фото: shutterstock.com

Казахстан готов поставлять в Узбекистан до 5 миллионов тонн нефти в год, но для этого необходимо создать соответствующую инфраструктуру, сообщил министр энергетики Канат Бозумбаев.

«На сегодняшний день в нефтяной сфере, в целях обеспечения потребности Узбекистана в нефти, нами за 2018 год осуществлена поставка более 260 тысяч тонн. Казахстан готов и далее осуществлять поставки нефти в Узбекистан из собственных ресурсов посредством нефтепровода Кенкияк-Кумколь и далее с перевалкой в железнодорожные цистерны на станции Шагырт. В настоящее время тариф по данному маршруту составляет 25,12 долларов США за одну тонну. В соответствии с запросом Узбекистана Российская Федерация рассматривает вопрос поставки нефти в Узбекистан в объеме до 1 миллиона тонн в год. Казахстан в данном контексте рассматривается как транзитная сторона», - сказал он, представляя проект закона РК «О ратификации рамочного соглашения между правительством Республики Казахстан и правительством Республики Узбекистан о некоторых вопросах сотрудничества в сфере энергетики».

Сам же Казахстан также заинтересован в поставке нефти в Узбекистан.

«Были осуществлены пробные поставки нефти транзитом через Казахстан. В 2017 году – 68 тысяч тонн, в 2018 году – порядка 36 тысяч тонн. В целом, Узбекистан заинтересован в приобретении до 5 миллионов тонн нефти в год, в том числе у Казахстана – до 2 миллионов тонн, и у России – до 3 миллионов тонн. Также рассматривается вариант поставки 5 миллионов тонн только из Казахстана», - сказал Бозумбаев.

Для стабильной поставки нефти в Узбекистан в объеме до 5 млн тонн необходимы значительные инвестиции в транспортную инфраструктуру, а именно при транзите российской нефти через территорию Казахстана необходимо расширение нефтепровода ТОН-2 с текущих 11 млн тонн до 17,5 млн тонн в год. Вместе с тем требуется реконструкция НПС «Трудовое» - ориентировочные инвестиции составляют $70,6 млн долларов.

«Увеличение пропускной способности нефтепровода Кенкияк-Атырау после завершения проекта реверса с целью транспортировки нефти с запада Казахстана до 8-12 миллионов тонн в год. Ориентировочные инвестиции – от 121 до 162 миллионов долларов США. Необходимо увеличить пропускную способность нефтепровода Кенкияк-Кумколь – ориентировочные инвестиции составят 120-257 миллионов долларов США», - сказал Бозумбаев.

Строительство нового нефтепровода, соединяющего юг Казахстана с Узбекистаном, мощностью до 5 млн тонн в год, обойдется в $133,5 млн.

«Учитывая необходимые инвестиции, тариф на транспортировку нефти из Казахстана в Узбекистан может составить около 60 долларов США за тонну, а из России при транзите нефти может составлять около 38 долларов США за тонну. Поставки из Казахстана в Узбекистан возможны только с месторождений, расположенных в западных регионах Казахстана, преимущественно с месторождений Тенгиз, Кашаган и Карачаганак», - сказал Бозумбаев.
 

7670 просмотров

Кому помешал экспорт живого скота из Казахстана

Намерение Минсельхоза вызвало протест со стороны мелких крестьянских хозяйств и даже некоторых мясокомбинатов

Фото: Shutterstock

О готовности проекта решения по введению эмбарго на экспорт стало известно в понедельник, 20 января. Главный аргумент Минсельхоза – из-за вывоза живого скота за рубеж на внутреннем рынке образовался дефицит поголовья для отечественных откормочных площадок и сырья для мясокомбинатов. В итоге, по информации директора департамента производства и переработки животноводческой продукции МСХ РК Еркебулана Ахметова, мощности этих предприятий оказались загружены всего на 50% – и их решили загрузить за счет закрытия границ, заодно решив проблему с ценами. «Массовый экспорт живого скота для дальнейшей переработки и перепродажи создал основу для спекулятивного роста цен на мясную продукцию», утверждают в аграрном ведомстве.

Производители против

Мясной союз РК имеет прямо противоположную позицию. Аргументация председателя правления отраслевого союза Асылжана Мамытбекова строится на следующих цифрах. В год в Казахстане забивают 2 млн голов скота, а экспортируют в живом виде 160 тыс. голов крупного рогатого скота, то есть меньше 10% от общего количества забоя. По мнению Мамытбекова, ни на цены, ни на загрузку эта доля критически повлиять не может. 

Второй аргумент Мясного союза – соотношение экспорта и импорта мяса в стране в 2019 году. Отраслевая ассоциация оперирует следующими данными: Казахстан экспортировал в прошлом году 63 тыс. т мяса, из них примерно половина – это проданный за рубеж живой скот в пересчете на убойный вес. Импортировала же республика 26,7 тыс. т говядины, баранины, конины и свинины суммарно, причем экспорт превышал импорт по всем видам мяса. По оценке Мясного союза, обеспеченность внутреннего рынка мясом составляет сейчас 102%.

«Мы экспортируем мяса больше, чем импортируем, о каком дефиците может идти речь? – недоумевает Мамытбеков. – Разговоры о том, что у нас страдает поголовье оттого, что вывозится живой скот, тоже не имеют под собой оснований: у нас в 2011 году, когда экспорт был нулевой, поголовье казахской белоголовой в стране было всего 111 тыс. голов, на сегодня, когда экспорт развернут, ее поголовье 350 тысяч».

В не меньшем недоумении от инициативы минсельхоза директор ТОО «Мясная Индустрия» Кайыржан Наурызгалиев – он уверен, что в рыночной экономике может быть только один принцип: кто платит фермеру максимальную цену, тот и получает скот.

«Будет платить Китай – пусть покупает Китай, будет платить Узбекистан – пусть он покупает. Будет платить наш отечественный мясокомбинат – мы будем сдавать туда», – говорит директор откормочной площадки из ЗКО. Глава крестьянского хозяйства «Тлеу» и ответсек «Фермерского центра» Актобе Александр Мандрыкин предполагает, что попытки директивно увеличивать предложение на рынке будут иметь обратный эффект: запрет приведет к сокращению доходов производителя скота, соответственно, уменьшится и предложение им своей продукции, в конечном счете цены на мясо только вырастут.

Переработчики за, но не все

На вопрос о том, кто поддержал проект запрета на вывоз живого скота, Еркебулан Ахметов ответил: на площадке НПП «Атамекен» была выработана консолидированная позиция предприятий, имеющих отношение к отрасли. Фактически это мнение владельцев большинства откормочных площадок и мясокомбинатов, в особенности из южных регионов страны. Именно оттуда в первую очередь вывозится скот в Узбекистан. Соседняя республика – главный импортер казахстанского живого скота; взрывной рост экспорта пришелся на 2018 год, в денежном выражении он тогда увеличился более чем в 30 раз.

Считать позицию переработчиков консолидированным мнением отрасли не совсем корректно, замечает Наурызгалиев. Ведь за высказываются 94 мясокомбината, за вычетом ТОО «Актеп», а против – 20 тыс. фермеров, непосредственно выращивающих скот.

В настоящее время нормативно-правовой акт, который преду­сматривает введение запрета, находится на согласовании в правительстве, то есть пока в действие он не вступил. Ввести запрет предполагается на полгода, но при этом, по словам директора департамента производства и переработки животноводческой продукции МСХ РК Еркебулана Ахметова, у минсельхоза будет возможность запрет продлевать. «Мы посмотрим, как запрет повлия­ет на ситуацию: будем анализировать и оценивать, а потом принимать решение», – заверил Ахметов.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Биржевой навигатор от Freedom Finance