Перейти к основному содержанию

bavaria_x6_1200x120.gif


406 просмотров

Профицит казахстанского авиакеросина в 2019 году может составить 10%

Ранее Минэнерго отчиталось о значительном профиците бензина АИ-92 (600 тысяч тонн)

Фото: shutterstock.com

Казахстан полностью закроет потребность в авиакеросине за счет собственного производства и образует излишек авиатоплива в 10%, сообщил министр энергетики Канат Бозумбаев.

«Сегодня Казахстан создал условия, когда в Казахстане есть профицит 92-го бензина. Профицит в этом году будет составлять 500-600 тыс. тонн. Поэтому некоторый объем, если мы его не утилизируем на экспорт, будет мешать работе наших нефтеперерабатывающих заводов. Хранить негде будет его (бензин). Тогда придется снижать загрузку НПЗ, соответственно можем получить меньше дизельного топлива и авиакеросина, чего мы допустить не можем, потому что дизельным топливом мы полностью хотим обеспечить, авиакеросином грубо 110% сделать в этом году по сравнению с потребностью», - сказал он журналистам 23 января.

Вместе с тем позднее Бозумбаев затруднился сообщить «Къ» будет ли Казахстан экспортировать авиакеросин.

Что касается экспорта бензина, то на экспорт в 2019 году может быть поставлено до 600 тыс. тонн казахстанского бензина.

«Мы работаем над тем, чтобы экспорт казахского бензина в ближайшее время был открыт. Это соглашение, которое мы сегодня ратифицировали, как раз дает нам право экспортировать казахстанский бензин за рамки Евразийского (экономического) союза», - сказал Бозумбаев, отметив, что документ проходит ратификацию в российском парламенте.

«Мы видим рынки сбыта в первую очередь для Шымкентского нефтеперерабатывающего завода (ПКОП) Центральную Азию и Афганистан. Центральная Азия и Афганистан - это наши рынки сбыта. Конечно, там будет конкуренция с теми же компаниями из Российской Федерации, но мы думаем, что сильнейший должен в конкуренции побеждать», - резюмировал глава Минэнерго.

Ранее Бозумбаев сообщил, что мажилис парламента одобрил ратификацию протокола о внесении изменений в соглашение между правительством Республики Казахстан и правительством Российской Федерации о торгово-экономическом сотрудничестве в области поставок нефти и нефтепродуктов в Республику Казахстан от 9 декабря 2010 года.

«Когда мы импортировали из Российской Федерации, резонно Российская Федерация нам беспошлинно поставляла эти продукты и резонно она ставила вопрос, извините, не реэкспортируйте, допустим, за пределы Таможенного или Евразийского (экономического) союза, не пытайтесь заработать на этих пошлинах. Поэтому мы согласились и тем соглашением и этими двумя приложениями поставили запрет на экспорт светлых нефтепродуктов для Казахстана в дальнее зарубежье за пределы Евразийского союза. Теперь мы выводим (два приложения к соглашению) и спокойно в гибком порядке будем, согласовывая с Минэнерго России, экспортировать те продукты, которые мы не будем от них завозить», - сказал он, представляя 23 января на пленарном заседании мажилиса соответствующий законопроект.

«В первую очередь это касается высокооктанового бензина Аи-92, которого уже сейчас профицит на рынке. В этом году у нас предполагается от 500 до 600 тысяч тонн профицита. Если мы этот профицит не уберем, то это создаст проблемы по выпуску других продуктов», - добавил Бозумбаев.

Протокол о внесении изменений в соглашение между правительством РК и правительством РФ о торгово-экономическом сотрудничестве в области поставок нефти и нефтепродуктов в РК от 9 декабря 2010 года подписан в Москве 3 октября 2018 года.

Основной целью протокола является выведение приложения 2 к соглашению «Перечень нефтепродуктов, запрещенных к вывозу из Российской Федерации в Республику Казахстан» и приложения 3 к соглашению «Перечень нефтепродуктов, запрещенных к экспорту из Республики Казахстан за пределы таможенной территории Таможенного союза» из-под условий соглашения, позволяющих компетентным органам сторон определять эти перечни путем заключения межведомственного протокола без проведения ратификации.

Протоколом также предусматривается снятие запрета экспорта нефтепродуктов из Республики Казахстан, предназначенных для гуманитарной помощи. Также снимаются ограничения по ввозу нефтепродуктов из Российской Федерации в Республику Казахстан для нужд государственного унитарного предприятия производственно-энергетического объединения «Байконурэнерго».


977 просмотров

Природопользователи Казахстана ждут от государства экостимулов

Бизнес высказывает претензии к проекту нового кодекса не впервые

Фото: Shutterstock.com

ГМК-сектор Казахстана настаивает на изменении проекта нового экологического кодекса, который ужесточает требования и к инвесторам, и к отечественным компаниям.

Претензии к проекту нового экологического кодекса (его разрабатывает Минэнерго РК) бизнес высказывает не впервые. В феврале 2019 кодекс должен был попасть на рассмотрение парламента, а в декабре прошлого года вице-министр энергетики Сабит Нурлыбай заявил: главным принципом нового законодательства станет принцип «загрязнитель платит». Такой принцип концентрировал постоянный экоконтроль до узкого круга природопользователей – порядка 200 компаний, которые дают львиную долю загрязнений, 70–80% всех эмиссий в окружающую среду.

Узкий круг виноватых

В узкий круг «загрязнителей» автоматически попали почти все представители горно-металлургического сектора. Неудивительно, что именно Республиканская ассоциация горнодобывающих и горно-металлургических предприятий (АГМПК) первой забила тревогу. Главная новелла нового экокодекса касается обязательного требования внедрить на предприятиях-загрязнителях наилучшие из доступных технологий, снижающих вредные выбросы и энергоемкость производства. На все это разработчики кодекса  отводили срок в пять-семь лет. Игнор требования должен был привести к остановке предприятия.

Ограничение круга подконтрольных загрязнителей только теми предприятиями, которые дают наибольший суммарный «выхлоп» по республике, едва ли поможет достичь искомых целей по охране окружающей среды – с таким мнением выступил тогда директор департамента экологии и промышленной безопасности АГМПК Талгат Темирханов. Свою позицию он пояснил на примерах: в Нур-Султане (Астане на тот момент) и в Алматы металлургические гиганты не дымят, однако смог в этих казахстанских мегаполисах является серьезной проблемой для местных властей. 

Поэтому со стороны представителей ГМК поступило предложение: в рамках работы над кодексом смоделировать все возможные варианты развития ситуации, связанные и с расширением или сужением производственных мощностей и с ростом автотранспортных средств и жилого сектора страны.

Недопонимание возникло и по поводу затрат на внедрение наилучших доступных технологий для улучшения экологических показателей. Бизнес заинтересовался: почему в таком случае он должен одновременно продолжать выплачивать экологические платежи в местные бюджеты. 

Изменился только дедлайн

В итоге проект экологического кодекса потребовал более значительной доработки, чем предполагалось, и на рассмотрение в парламент в феврале не попал. В правительство, чье заключение предшествует парламентской оценке, кодекс будет внесен только в сентябре. Однако, как заявил на металлургическом форуме Minex-2019 исполнительный директор АГМПК Николай Радостовец, процесс совершенствования экокодекса пока вовсе стоило бы приостановить. «Сейчас разрабатывается экологический кодекс, разрабатывается второпях, – заявил Радостовец. – Там вообще непонятно, как нам идти дальше, а кодекс может в конце года вступить в действие, поскольку так записано в тех или иных проектных решениях. Может быть, нам вообще затормозить процесс совершенствования? Посмотреть, как будет работать Кодекс о недрах, посмотреть мировую практику. Та версия экологического кодекса, которую мы сейчас видим, вызывает больше вопросов, чем ответов», – добавил он.

Основные пункты, по которым у недропользователей возникали вопросы к разработчикам проекта, не изменились. В новом Экокодексе прописана обязанность загрязнителей разработать программы по внедрению наилучших доступных технологий и в течение 10 лет (в первоначальном варианте, напомним, рассматривался срок от пяти до семи лет) реализовать эти программы на практике. Причем, как пояснил на форуме Minex-2019 Талгат Темирханов, без выполнения этого требования предприятия не смогут получить комплексные экологические разрешения, то есть не смогут осуществлять свою деятельность. Получается, в самой оспариваемой металлургическим бизнесом норме будущего кодекса пока сменился только дедлайн возможного закрытия предприятия. 

«Введение подобной нормы – это значительные риски для ГМК, на наш взгляд. Мы хотели бы предложить предусмотреть добровольный порядок перехода на комплексное экологическое разрешение», – сказал Темирханов. Он также предложил учесть тот факт, что часть предприятий ГМК введена в строй в середине прошлого века, поэтому к ним нужен особый подход. «Если вектор внедрения наилучших доступных технологий предприятием выбран, но для его внедрения десяти лет не хватает, то должен быть механизм, который позволит таким предприятиям путем согласования с уполномоченным органом продлевать программу повышения экологической эффективности на срок не более 20 лет», – уточнил Темирханов.

Бизнес против государственных «посещений»

Еще одна норма, против которой протестует металлургический бизнес, – это инициатива по внедрению механизма «посещения» экологической инспекцией наиболее крупных предприятий-загрязнителей. Подобная форма контроля заложена в Предпринимательском кодексе – по наблюдениям предпринимателей, она не всегда сопровождается наличием веских оснований и часто назначается на основании поручения того или иного государственного органа или должностного лица. Разработчики обосновывают применение нормы необходимостью получения оперативной информации об исполнении природопользователями своих обязательств. Природопользователи опасаются, что эта норма сделает из них дойных коров.

«Мы считаем, что это несет за собой большие коррупционные риски и постоянное отвлечение от основной операционной деятельности специалистов предприятий» – заявляют представители АГМПК.

И наконец, проект будущего кодекса пока не решает вопрос двойной, а то и тройной экологической финансовой нагрузки на предприятия отрасли. В настоящее время представители ГМК платят дважды: помимо экологических платежей за эмиссию они несут нагрузку по выполнению природоохранных мероприятий. А с введением практики получения комплексных экологических разрешений им придется раскошеливаться на внедрение наилучших доступных технологий. Причем по европейским стандартам, что приведет к удорожанию процесса. Мы хотели бы законодательно согласовать позицию в части того, чтобы эти экологические платежи использовались самими предприятиями, при внедрении НДТ, – сказал Темирханов. – Законодатель предусматривает, что в Казахстане будут разработаны стандарты на базе европейских BREF (отраслевых справочников наилучших доступных технологий. – Kursiv).  Но они довольно жесткие, и лимиты по нормативам в них очень сжатые. И при первом приближении становится очевидным, что предприятия ГМК Казахстана пока не готовы переходить одномоментно к европейским стандартам, так как это потребует колоссальных вложений финансовых средств, и большая часть предприятий не сможет соответствовать этим требованиям». По мнению Темирханова, Казахстану следует пойти по стопам России, где разработали собственные национальные стандарты НДТ с одним отлагательным условием: с момента принятия этих нацстандартов они каждые 10 лет они пересматриваются в сторону ужесточения и сближения с европейскими аналогами.

МИИР должно стать третейским судьей

Очевидно, что за четыре месяца с момента первого публичного столкновения точек зрения разработчиков нового экокодекса и ГМК стороны к взаимопониманию по принципиальным для себя вопросам не пришли. В этой ситуации им нужен  посредник, способный учесть интересы и государства, и бизнеса. Таковым вполне могло бы стать Министерство индустрии и инфраструктурного развития, которое, с одной стороны, обязано блюсти государственные интересы, с другой же – развитие ГМК входит в орбиту полномочий и обязанностей этого ведомства. И в ходе форума Minex вице-министр этой структуры Тимур Токтабаев сделал косвенную заявку на эту посредническую роль: «Сейчас в Казахстане продолжается разработка экологического кодекса, он должен помочь в обеспечении перехода страны на международные стандарты. Одновременно мы понимаем, что сейчас в мире идет борьба за инвестиции, поэтому нужно найти золотую середину, которая будет устраивать государство и инвестора», – сказал Токтабаев.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Министр образования и науки Куляш Шамшидинова считает, что выпускные вечера школьников не должны выходить за территории школ и уж тем более, превращаться в состязания дорогих нарядов и пышных застолий. Согласны ли вы с ее мнением?

Варианты

Цифра дня

900 000
тенге
примерная сумма каждого потребительского кредита казахстанцев

Цитата дня

В эти дни я получаю много писем от наших граждан, для которых оказалось неожиданным мое решение остановить свои полномочия. Некоторые сожалеют о моем решении. Даже получаю письма с предложением идти на новые выборы. Я благодарю за такое отношение и благодарен за доброе ко мне отношение, хочу низко поклониться и поблагодарить всех сограждан за такую любовь и такое отношение!

Нурсултан Назарбаев
экс-президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций

Home Credit Bank

Home Credit Bank