Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


752 просмотра

Профицит казахстанского авиакеросина в 2019 году может составить 10%

Ранее Минэнерго отчиталось о значительном профиците бензина АИ-92 (600 тысяч тонн)

Фото: shutterstock.com

Казахстан полностью закроет потребность в авиакеросине за счет собственного производства и образует излишек авиатоплива в 10%, сообщил министр энергетики Канат Бозумбаев.

«Сегодня Казахстан создал условия, когда в Казахстане есть профицит 92-го бензина. Профицит в этом году будет составлять 500-600 тыс. тонн. Поэтому некоторый объем, если мы его не утилизируем на экспорт, будет мешать работе наших нефтеперерабатывающих заводов. Хранить негде будет его (бензин). Тогда придется снижать загрузку НПЗ, соответственно можем получить меньше дизельного топлива и авиакеросина, чего мы допустить не можем, потому что дизельным топливом мы полностью хотим обеспечить, авиакеросином грубо 110% сделать в этом году по сравнению с потребностью», - сказал он журналистам 23 января.

Вместе с тем позднее Бозумбаев затруднился сообщить «Къ» будет ли Казахстан экспортировать авиакеросин.

Что касается экспорта бензина, то на экспорт в 2019 году может быть поставлено до 600 тыс. тонн казахстанского бензина.

«Мы работаем над тем, чтобы экспорт казахского бензина в ближайшее время был открыт. Это соглашение, которое мы сегодня ратифицировали, как раз дает нам право экспортировать казахстанский бензин за рамки Евразийского (экономического) союза», - сказал Бозумбаев, отметив, что документ проходит ратификацию в российском парламенте.

«Мы видим рынки сбыта в первую очередь для Шымкентского нефтеперерабатывающего завода (ПКОП) Центральную Азию и Афганистан. Центральная Азия и Афганистан - это наши рынки сбыта. Конечно, там будет конкуренция с теми же компаниями из Российской Федерации, но мы думаем, что сильнейший должен в конкуренции побеждать», - резюмировал глава Минэнерго.

Ранее Бозумбаев сообщил, что мажилис парламента одобрил ратификацию протокола о внесении изменений в соглашение между правительством Республики Казахстан и правительством Российской Федерации о торгово-экономическом сотрудничестве в области поставок нефти и нефтепродуктов в Республику Казахстан от 9 декабря 2010 года.

«Когда мы импортировали из Российской Федерации, резонно Российская Федерация нам беспошлинно поставляла эти продукты и резонно она ставила вопрос, извините, не реэкспортируйте, допустим, за пределы Таможенного или Евразийского (экономического) союза, не пытайтесь заработать на этих пошлинах. Поэтому мы согласились и тем соглашением и этими двумя приложениями поставили запрет на экспорт светлых нефтепродуктов для Казахстана в дальнее зарубежье за пределы Евразийского союза. Теперь мы выводим (два приложения к соглашению) и спокойно в гибком порядке будем, согласовывая с Минэнерго России, экспортировать те продукты, которые мы не будем от них завозить», - сказал он, представляя 23 января на пленарном заседании мажилиса соответствующий законопроект.

«В первую очередь это касается высокооктанового бензина Аи-92, которого уже сейчас профицит на рынке. В этом году у нас предполагается от 500 до 600 тысяч тонн профицита. Если мы этот профицит не уберем, то это создаст проблемы по выпуску других продуктов», - добавил Бозумбаев.

Протокол о внесении изменений в соглашение между правительством РК и правительством РФ о торгово-экономическом сотрудничестве в области поставок нефти и нефтепродуктов в РК от 9 декабря 2010 года подписан в Москве 3 октября 2018 года.

Основной целью протокола является выведение приложения 2 к соглашению «Перечень нефтепродуктов, запрещенных к вывозу из Российской Федерации в Республику Казахстан» и приложения 3 к соглашению «Перечень нефтепродуктов, запрещенных к экспорту из Республики Казахстан за пределы таможенной территории Таможенного союза» из-под условий соглашения, позволяющих компетентным органам сторон определять эти перечни путем заключения межведомственного протокола без проведения ратификации.

Протоколом также предусматривается снятие запрета экспорта нефтепродуктов из Республики Казахстан, предназначенных для гуманитарной помощи. Также снимаются ограничения по ввозу нефтепродуктов из Российской Федерации в Республику Казахстан для нужд государственного унитарного предприятия производственно-энергетического объединения «Байконурэнерго».


1929 просмотров

Может ли казахстанская нефть быть прозрачной

Что такое инициатива прозрачности добывающих отраслей и почему общество должно задавать правительству неудобные вопросы

Фото: Shutterstock/PhotoStock10

26 сентября в Нур-Султане прошла 10-я Нацио­нальная конференция Инициативы прозрачности добывающих отраслей (ИПДО). ИПДО – это общемировой стандарт надлежащего управления нефтяными, газовыми и минеральными ресурсами. Мария Лобачева, модератор диалоговой площадки объединений НПО по ИПДО, в интервью «Курсиву» рассказывает, что дает Казахстану участие в этой инициативе.

– Казахстан заявил о присо­единении к глобальной Инициативе прозрачности в добывающих отраслях в июне 2005 года, спустя всего три года после ее учреждения. Чем продиктован был, на Ваш взгляд, этот шаг: искренним стремлением искоренить коррупцию в сфере недропользования, данью моде или чем-то другим?

– Присоединению Казахстана предшествовала почти годовая кампания НПО. В 2004 году НПО объединились в коалицию «Нефтяные доходы – под контроль общества!». Мы писали письма парламентариям, убеждая их в необходимости присоединения Казахстана к инициативе. Кампания сработала. Почему Казахстан присоединился? Скорее всего, была совокупность причин. Конечно, мы, как гражданское общество, ставили своей целью в первую очередь искоренение коррупции. Что касается правительства, вероятнее всего, это было стремление улучшить имидж в глазах международного сообщества, подчеркивающее стремление страны к прозрачности. 

Кроме того, это было и намерением привлечь инвестиции – инвесторы ценят, когда страна устанавливает одинаковые правила для всех участников рынка. 

– Какую информацию обязаны раскрывать государства и компании, присоединившиеся к ИПДО? Если, допустим, какая-то нефтегазовая компания сделала по просьбе правительства некие выплаты во внебюджетные фонды, эти цифры будут обнародованы?

– Изначально суть ИПДО состояла в том, чтобы раскрывать платежи недропользователей стране обеими сторонами – и плательщиками, и получателями – и проводить независимую сверку этих платежей. Сейчас помимо этого инициатива требует раскрывать гораздо больший объем информации. Например, доходы государства от транспортировки полезных ископаемых, дивиденды от компаний, в которых у государства есть доли собственности, информацию об объемах экспорта, о правилах и итогах распределения лицензий, о бартерных сделках, о доходах в натуральной форме, о социальных и квазифискальных расходах, о вкладе добывающего сектора в экономику государства. Все требования перечислены в стандарте ИПДО, в котором восемь разделов посвящено описанию требований. 

Насчет внебюджетных фондов: еще с 2015 года в отчеты ИПДО включена форма отчетности по расходам на социальное развитие и местную инфраструктуру, за исключением средств, перечисленных на КБК 206114. Кстати, появление кода платежа 206114 «Отчисления недропользователей на социально-экономическое развитие региона и развитие его инфраструктуры» стало результатом работы по ИПДО, когда НПО обратили внимание представителей правительства, что серьезные суммы идут не в бюджет, а во внебюджетные фонды, непрозрачные и неподотчетные. 

Согласно контрактным обязательствам недропользователи выделяют средства на социальное и инфраструктурное развитие регионов, в которых они ведут добычу. И теперь они могут перечислять эти средства в местный бюджет, а местное население может участвовать в бюджетном процессе.

Если вернуться к вопросу о внебюджетных фондах, то компании по-прежнему вправе перечислять деньги на инфраструктурное развитие не в бюджет, а напрямую подрядчику, например для строительства школы, а уже готовый объект передается местной власти. Эта информация раскрывается в отчетах ИПДО и недропользователями, и акиматами. Кроме отчетов ИПДО, информацию по каждой компании в отдельности можно посмотреть на портале Единой государственной системы управления недропользованием РК.

К сожалению, в некоторых областях по-прежнему используются фонды-посредники, например фонд «Парыз» в Восточно-Казахстанской области. И хотя в отчетах ИПДО указаны цели перечисления средств в этот фонд, сам фонд не отчитывается. 

– Основным документом инициативы является ежегодный национальный отчет. Кто его составляет? Кто аудирует? Как на сегодняшний день оценивается исполнение Казахстаном своих обязательств по ИПДО?

– Национальный отчет по ИПДО составляется так называемым независимым администратором. Это аудиторская компания, которая выбирается в ходе конкурса при проведении государственных закупок. Кодекс о недрах требует от компаний, чтобы они предоставляли отчетность, предусмотренную стандартом Инициативы прозрачности добывающих отраслей, подтвержденную аудитором. Данные получателей – государственных органов, получающих платежи от недропользователей, должны подтверждаться проверкой, проведенной в Министерстве финансов РК Счетным комитетом по каждому плательщику. 

К сожалению, это еще одна проблема, так как мы не каждый год имеем такое заключение Счетного комитета, и вопрос, проводил ли Счетный комитет проверку данных по каждому недропользователю, остается открытым.

13 августа началась повторная валидация Казахстана – оценка прогресса исполнения обязательств по ИПДО. Полтора года назад наш прогресс был назван значимым (meaningful), тогда как высшей оценкой является удовлетворительный прогресс (satisfactory). Прогресс по 13 требованиям был признан удовлетворительным, еще по 7 требованиям прогресс превышал необходимый, то есть по ним мы, можно сказать, добровольно взяли на себя повышенные обязательства. Но 9 требований не выполнили в достаточной мере, а по одному – квазифискальным расходам – прогресс назвали неудовлетворительным.

Казахстану дали рекомендации по 10 исправительным мерам, и сейчас оценивается, насколько мы их выполнили. 
Достаточно серьезной проблемой было раскрытие информации по требованиям, связанным с деятельностью государственных компаний – квазифискальных. Стандарт требует раскрытия не просто суммы дивидендов, а любых политик, правил и практик денежных отношений между государством и его дочерними компаниями. Учитывая, что между «дочками» «КазМунайГаза» и правительством имеются два посредника – сам «КазМунайГаз» и «Самрук-Казына», такие отношения очень сложны для понимания денежных потоков. А что касается квазифискальных расходов, похоже, здесь нет единого понимания таких расходов у правительства, компаний, НПО и независимого администратора. Такие расходы могут включать участие компаний в строительстве социальных объектов, как в свое время КМГ строил государственный музей. Они также включают недополученные компанией доходы, если она продает сырье по сниженным ценам на внутреннем рынке. Это очень важная для казахстанцев статья расходов компаний, ясность которой помогла бы нам понять, уходят ли деньги на сегодняшние имиджевые мероприятия или же способствуют развитию и оставляют какие-либо блага будущим поколениям.

Другие вопросы касаются поставок сырой нефти, доходов от транспортировки полезных ископаемых компанией КТЖ. Также валидатора волнует вопрос, может ли участвовать гражданское общество в процессе, насколько свободно мы можем обсуждать вопросы, связанные с процессом ИПДО, имеются ли какие-либо препятствия. Именно на этом вопросе мы заостряем внимание на национальной конференции по ИПДО.

– 17 июня 2019 года на Глобальной конференции ИПДО в Париже был утвержден новый стандарт ИПДО-2019, согласно которому страны-участницы (в число которых входит и Казахстан) обязаны полностью раскрывать положения контрактов на недропользование, заключенных с 1 января 2021 года. Как отреагировала казахстанская сторона на эту новацию? Будет ли это правило иметь, что называется, «обратную силу», то есть будут ли раскрыты положения контрактов, заключенных в 1990-х – начале 2000-х годов?

– Надо сразу сказать, что директор департамента недропользования МИИР, который также является национальным координатором по ИПДО в Казахстане, Руслан Баймишев входит в состав международного правления ИПДО. Он участвовал в обсуждении этого новшества и в принятии нового стандарта. Наше правительство было информировано о предполагаемых изменениях еще зимой, но заявлений с категорическим несогласием не последовало.

Вопрос раскрытия контрактов несколько раз поднимался представителями гражданского общества на заседаниях НСЗС, но каждый раз встречал отказ со стороны в первую очередь представителей «Казэнерджи». Поэтому есть опасения, что «обратной силы» не будет, хотя конечно, это вопрос активного обсуждения, и надеюсь, что на конференции участники уделят ему внимание. 

На конференции в Париже старший советник президента компании Total Стивен Дуглас отметил, что положение о конфиденциальности в контрактах осталось со старых времен и уже является неким анахронизмом. Необходимо задать себе вопрос, зачем до сих пор нужно это положение, чаще всего оно абсурдно. 

Хотелось бы надеяться, что нам удастся убедить и правительство, и компании раскрыть информацию об уже заключенных контрактах.
 

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Цифра дня

64-е
место
занял Казахстан по скорости фиксированного интернета в мире

Цитата дня

Популизм – это политика посредственности. Я не раздаю пустых обещаний. Я - человек конкретных дел. Я буду твердо проводить в жизнь свою программу реформ.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций