Бозумбаев не исключает возможности субсидирования цены газа для астанчан

Жители Астаны получат субсидирование, только если цена на газ будет достаточно высокой

Фото: Shutterstock

Жители Астаны получат газ по магистральному газопроводу Кызылорда-Жезказган-Темиртау-Астана в 2020 году, если цена будет достаточно высокой, то возможно местный бюджет будет субсидировать его приобретение потребителями, сообщил министр энергетики Канат Бозумбаев.

«Если в 2020 году посмотрим тарифы, то, конечно, они будут несколько выше, чем самый высокий тариф в Алматинской области – она на конце находится. Это будет несколько выше, чем в Алматинской области. Опять же люди часто недовольны тарифами там, где уже давно газ, потому что он поэтапно там растет. А когда газ приходит в новую область, как в Алматинскую, люди радуются, что пришел газ и по цене 37 тысяч тенге за 1000 кубометров по оптовому тарифу. Поэтому тарифы будут несколько выше, но они, скажем так, будут подъемными», - сказал он на пресс-конференции 26 декабря.

Ранее Бозумбаев сообщал, что стоимость газа в Астане для потребителей составит порядка 50 тенге за один кубометр, что станет высоким тарифом в республике.

Министр выразил надежду, что окончательная стоимость газопровода не вырастет значительно по сравнению с ранее оговоренным размером. Строительство газопровода должно закончиться в конце 2019 года, а сам газ столичные потребители получат уже в 2020 году. Бозумбаев отметил, что акимат Астаны в конце января – феврале должны будут разыграть лоты госзакупок и начать строить распределительные сети, которые должны быть завершены в конце 2019 – начале 2020 года. Аналогичные планы есть и по Акмолинской и Карагандинской области.

«Главное, чтобы подрядчик, которого «Самрук-Казына» вместе с будущим владельцем газопровода – АО «АстанаГаз КМГ» определил, не подвел по поставке труб, потому что реально стоимость металла увеличилась, а проектно-сметная документация раньше разрабатывалась, то есть там прямо все впритык, поэтому вот такие риски там есть. И то «Самрук-Казына» принимает меры, чтобы побольше предоплату дать и быстрее заплатить заводам, которые трубы производят, чтобы в следующем году повышение цен не влияло на этот проект. Зафиксировать риски, поэтому в течение 2020 года первые потребители должны будут получить газ, даст Бог. Это большой проект», - сказал он.

«Если вдруг так получится, что тарифы будут неподъемными для потребителей, какие экономические условия сложатся в 2020 году, то есть варианты разные – это субсидирование наиболее важных потребителей или незащищенных слоев населения, например, в городе Астане, Карагандинской и Акмолинской области за счет местных бюджетов, субсидирование различного уровня. С этим делом, я думаю, мы справимся. Кроме того, этот газопровод будет включен в единую систему «Интергаз Центральная Азия», будет составной частью газопроводной системы. Там тариф общий… и, в целом, у них будет одна экономика и одна бухгалтерия, это позволит на этот участок этой трубы не сильно поднимать тариф. В принципе, все рассчитано и все должно быть нормально», - сказал Бозумбаев.

11 декабря глава государства дал старт строительству газопровода из Кызылорды в Астану. Строительство магистрального газопровода «Сарыарка» (Кызылорда-Жезказган-Темиртау-Астана) АО «АстанаГаз КМГ» будет проводиться на территории Кызылординской, Карагандинской, Акмолинской области в 2018-2019 годы. Мощность проекта составляет 3,6 млрд кубометров в год, будет создано 194 рабочих места. 

Строительство газопровода предназначено для газификации центральных и северных регионов страны. Ожидается следующий социально-экономический эффект: развитие инфраструктуры вдоль трассы магистрального газопровода и новых производств с использованием природного газа; обеспечение 171 населенного пункта (численностью 1,7 млн человек) вдоль трассы природным газом; улучшение экологической обстановки в регионах вдоль магистрального газопровода «Сарыарка» путем замещения угля. Газопровод Кызылорда-Жезказган-Темиртау-Астана планируется построить в 4 этапа. На первом этапе планируется строительство магистрального газопровода по маршруту Кызылорда - Жезказган - Караганда - Астана протяженностью 1 081 километр. Стоимость данного этапа составит 267,3 млрд тенге. Второй этап предусматривает газификацию Кокшетау из Астаны, третий – Петропавловска, четвертый этап - строительство компрессорных станций «Жезказган» и «Темиртау».

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

Вырастут ли цены на бензин в Казахстане

Падение спроса на топливо из-за пандемии коронавируса уже привело к сокращению продаж на казахстанских АЗС на 40%

Фото: Офелия Жакаева

Пандемия коронавируса привела к резкому снижению потребления топлива и спроса на нефтепродукты во всем мире, и Казахстан не стал исключением. В апреле нефтеперерабатывающие заводы страны были переведены на минимальный технологический режим, сообщили в Министерстве энергетики РК.

За первые пять месяцев 2020 года потребление бензина по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом уменьшилось на 15%, до 1,4 млн тонн, а дизельного топлива – на 5%, до почти 1,9 млн тонн. 
В отраслевом ведомстве считают, что автомобильного бензина отечественного производства вполне достаточно для покрытия потребностей всего казахстанского рынка. 

«В настоящее время все три НПЗ работают в штатном режиме, с ежесуточным производством светлых нефтепродуктов с последующей отгрузкой на внутренний рынок. Фактов возникновения дефицита ГСМ не наблюдается», – отметили в ведомстве.

Излишки ГСМ идут на экспорт в страны, не входящие в ЕАЭС, – с января по май из Казахстана было вывезено 206,7 тыс. тонн бензина. 

Продажи просели

Кризис на рынке транспортного топлива задел в первую очередь розничных продавцов нефтепродуктов. Представитель компании-владельца более чем ста автозаправочных станций рассказал «Курсиву», что в этой сети в первом полугодии продажи топлива упали примерно на 40%. Несмотря на уменьшение спроса, оптовые отпускные цены растут почти каждый месяц.

«Если раньше бензин на атырауском заводе (Атырауский НПЗ – «Курсив») стоил 150 тысяч тенге за тонну, то сейчас тонна стоит 160 тысяч тенге. То есть на 10 тысяч тенге выросла цена», – пожаловался бизнесмен.

Такой расклад его удивляет:

«Во время пандемии, когда цена на нефть упала, российский бензин стоил 66 тенге за литр (оптовая цена). Но мы его не могли привезти, потому что запрет был на ввоз. А наш стоил тогда 130 тенге за литр».

По словам представителя сети, розничные цены на автозаправках поднимать не разрешают.

«Курсив» направил запросы в Министерство энергетики и национальную компанию «КазМунайГаз», которая контролирует все три крупные казахстанские НПЗ и является одним из крупных ресурсодержателей, чтобы выяснить, когда и по какой причине были подняты оптовые цены на бензин. На момент подготовки статьи ответы еще не были получены.

Председатель ассоциации «Жанар-Жагармай» (объединение владельцев АЗС) Кайыпбек Камбаров говорит, что сейчас, к примеру, в Туркестанской области мелким розничным продавцам ГСМ стало труднее развиваться. В основном из-за того, что большую часть (около 60%) продукции они закупают через посредников и по повышенной цене. В результате маржа получается очень маленькой. По его словам, из-за пандемии передвижение на транспорте снизилось на 30–40%, соответственно, упали доходы и розничных реализаторов горючего. В регионе на данный момент более 560 действующих АЗС.

В целом по Казахстану, по данным Комитета статистики МНЭ РК, на начало 2020 года работали более 3,9 тыс. автозаправочных станций, свыше 2 тыс. газовых АЗС и 15 автомобильных газонаполнительных компрессорных станций. В 2019 году на них в розницу было продано нефтепродуктов на сумму свыше 1,1 трлн тенге. В том числе бензина – на 706 млрд тенге, дизтоплива – на 357 млрд тенге, пропана-бутана –
на 77 млрд тенге. По талонам нефтепродуктов за прошлый год было реализовано на 334 млрд тенге.

Больше, чем вчера

Несмотря на общее падение спроса на топливо, по данным Комитета по статистике, за первое полугодие выпуск бензина по сравнению с аналогичным периодом прошлого года вырос на 7,1%, до свыше 2,1 млн тонн, сжиженного пропана и бутана – на 5,7%, до 1,3 млн тонн. Но более чем на 30% упало производство керосина.

Чтобы защитить отечественных производителей топлива, правительство недавно продлило до 1 сентября введенный ранее запрет на импорт бензина и дизтоплива из России, где последние два месяца, наоборот, наблюдается рост потребления и, соответственно, цен на нефтепродукты. По данным ценового агентства Argus, российские НПЗ, выполняя рекомендацию Минэнерго РФ, существенно нарастили производство автомобильного бензина в июне. Если 1 июня в сутки выпускалось 80,2 тыс. тонн бензина, то уже к 14 июня этот показатель повысился до 99,6 тыс. тонн, а 28 июня достиг 107,9 тыс. тонн. Хотя общий показатель по-прежнему немного меньше, чем было в аналогичный период прошлого года. Министерство энергетики и

Федеральная антимонопольная служба России предложили своему правительству рассмотреть возможность отмены запрета на импорт бензина и других нефтепродуктов, который был введен на срок до 1 октября этого года. Связано это «с восстановлением спроса на моторное топливо на уровень, близкий к уровню, который был до введения ограничительных мер в связи с коронавирусной инфекцией».

Некоторые казахстанские эксперты считают, что рост спроса на топливо и отмена запрета на импорт в России могут привести к росту цен на бензин в Казахстане. Они полагают, что казахстанские ресурсодержатели начнут экспортировать горючее в более выгодный с экономической точки зрения рынок. Однако, как выяснилось, республика не обладает большими возможностями, чтобы удовлетворить потребности соседней страны. В первую очередь это связано с качеством казахстанского бензина.

На вопрос, может ли Россия снять запрет на импорт бензина и начать вывоз топлива из Казахстана, редактор изданий «Argus Рынок Каспия» и «Argus Транспорт Каспия» Рауф Гусейнов ответил, что «да», это возможно.

«Такое раньше происходило, когда казахстанский бензин поставлялся именно на внутренний рынок России. В основном поставлялся бензин пятого класса (К5), с завода «Конденсат» из Западно-Казахстанской области», – сообщил он.

Однако в России возможна реализация топлива не ниже пятого класса.

«Поэтому количество предложений из Казахстана может быть ограниченным. Для казахстанских поставщиков топлива приоритетным направлением являются все же не Россия, а страны Центральной Азии, где они могут конкурировать с российскими производителями», – считает эксперт.

Другое дело, что экспорт неф­тепродуктов из Казахстана регулируется Министерством энергетики, ежемесячными графиками. По мнению Рауфа Гусейнова, казахстанское правительство в первую очередь заинтересовано в протекции внутреннего рынка, в полном обеспечении казахстанского потребителя, особенно дизельным топливом в преддверии уборочной кампании, которая, по сути, в августе уже начинается.

«На основании практики мы знаем, что все большие запасы, которые накапливаются в Казахстане зимой и летом, быстро расходуются в период посевной и уборочной кампаний (весна-осень). Потому что потребление в это время вырастает очень серьезными темпами», – поясняет эксперт.

По его словам, сейчас республика не экспортирует дизтопливо. В преддверии сезона экспорта дизеля не будет вовсе либо он будет очень ограниченным. Правительство не будет рисковать и открывать экспорт на фоне роста внутреннего потребления.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

qazexpocongresskz.jpg