Перейти к основному содержанию

bavaria_x6_1200x120.gif


11198 просмотров

КТЖ готов пустить казахстанское зерно в обход России

Поскольку в сентябре-декабре вся российская инфраструктура работала на своего производителя, причем это касалось и подвижного состава: россияне мало того, что не слишком охотно делились своими зерновозами, так еще и умудрялись использовать зашедшие на их территорию казахстанские вагоны

Фото: shutterstock.com

Нынешний неурожай в Российской Федерации, где, по прогнозам, будет получено на 36 млн тонн зерна меньше, чем в прошлом году, поможет Казахстану перехватить некоторые смежные с россиянами рынки, поставки на которые ранее осуществлялись совместно.

До сих пор основным вопросом конкурентоспособности казахстанского зерна на зарубежных рынках была логистика – на Черное море казахстанское зерно могло выйти только через российские порты и потому выходило на них с громадным опозданием, ближе к Новому году. Поскольку в сентябре-декабре вся российская инфраструктура работала на своего производителя, причем это касалось и подвижного состава: россияне мало того, что не слишком охотно делились своими зерновозами, так еще и умудрялись использовать зашедшие на их территорию казахстанские вагоны.

Такое положение вещей Казахстан, естественно, не устраивало, и государство в лице министерства сельского хозяйства и железнодорожной администрации (60% перевозок зерна осуществляется именно железнодорожным транспортом) постоянно искало выходы на новые рынки сбыта, в обход России. В принципе, таковые сыскались довольно быстро – Афганистан и страны Центральной Азии суммарно потребляют более 6 млн тонн казахстанского зерна, что составляет примерно три четверти от ежегодных поставок казахстанских зерновых на экспорт.

Оставшаяся четверть – порядка 2 млн тонн – делилась между Ираном, Турцией, Азербайджаном и (в последние несколько лет) Китаем. Причем Китай для казахстанских хлеборобов был интересен не только сам по себе, но и в качестве «ворот» на рынки Юго-Восточной Азии. Однако в этом году основной поток казахстанского зерна, как прогнозирует исполняющий обязанности генерального директора АО «КТЖ-Грузовые перевозки» Кайрат Саурбаев, пойдет не на восток, а на запад – в Закавказье, Иран и Турцию.

«Мы можем констатировать, что по сравнению с аналогичным периодом 2017 года произошло значительное увеличение объемов экспорта зерна во всех ключевых для Казахстана направлениях, порядка 70%, кроме Кыргызстана, – сообщил г-н Саурбаев на пресс-конференции 15 октября. – Прогнозируется снижение количества экспорта российской пшеницы по сравнению с прошлым годом с 86 до 71 млн тонн, и как следствие, повышается конкурентоспособность казахстанского зерна – потенциально казахстанские трейдеры готовы экспортировать зерно по потребностям в направлении Средней Азии, Афганистана, Ирана, Турции и ряда других стран», – добавил он.

Традиционно рынки Турции, Грузии и Азербайджана являлись смежными для российских и казахстанских трейдеров. Но в предыдущие годы Россия имела возможность осуществлять туда поставки пшеницы приемлемого качества по конкурентной цене, а в текущем маркетинговом сезоне 2018–2019 годов у соседей возникли большие проблемы с экспортными объемами. После рекордного урожая зерновых в объеме 136 млн тонн в прошлом году в этом Россия ожидает урожай порядка 100 млн тонн. Соответственно, за счет падения предложения со стороны России возрастет не только суммарный спрос на казахстанское зерно на смежных рынках, но и оперативность его поставок за рубеж – зерновозы в традиционном количестве россиянам в этом году не понадобятся.

В КТЖ, правда, заверяют, что могут справиться с перевозками и собственными силами, поскольку специализированный подвижной состав других государств до сих пор обслуживал всего лишь 20% от общего объема перевозок казахстанского зерна на экспорт. Тем не менее, от помощи Грузии, Узбекистана и Таджикистана, которые предоставили Казахстану более своих 400 вагонов, Астана отказываться не стала. Но эти вагоны предоставлены для перевозки масличных культур.

«Для перевозки зерна и мукомольной продукции мы планируем задействовать порядка 4 тысяч 500 крытых вагонов и порядка 10 тыс. вагонов-зерновозов, 3 тыс. 500 крытых вагонов из этого числа будет задействовано в перевозке только мучной продукции. При увеличении объема перевозки зерна из масличных культур мы привлекаем вагонную помощь из Грузии, Узбекистана, Таджикистана и других администраций. В настоящее время более 400 вагонов этих администраций уже работают на нашей территории», – сказал г-н Саурбаев.

Гораздо важнее решения вагонного вопроса то обстоятельство, что КТЖ удалось наконец расшить узкое путевое горлышко на границе с Узбекистаном – переговоры о расширении пропускной способности на межгосударственном стыковом переходе Сарыагаш – Келес с железнодорожной администрацией этой страны велись с прошлого года. В итоге стороны договорились о строительстве дополнительных путей, которые уже сейчас позволяют увеличить пропуск поездов по данному стыку с 16 до 25 пар. При этом, по сведениям г-на Саурбаева, оборот вагонов с зерном и мукой при поставке с северных станций Казахстана в Узбекистан традиционно составляет от 15 до 23 дней, причем наибольшую часть этого времени зерновозы простаивают на перегоне как в ту, так и в другую сторону.

Теперь же время простоя будет снижено в полтора раза, что в разгар экспортного сезона, учитывая вечную проблему казахстанских трейдеров с оборачиваемостью подвижного состава, является дополнительным конкурентным плюсом. Покупателя ведь волнует не только цена и качество зерна, но и оперативность его поставки – и простой зерновозов на границе с Узбекистаном еще в прошлом году вызывал немало нареканий со стороны казахстанских грузоотправителей. Помимо этого, компания КТЖ, которая является национальным логистическим оператором Казахстана, обещает нарастить количество собственных сухогрузов на Каспии с четырех до 20-ти в течение ближайших пяти лет. А это означает, что сбыт казахстанского зерна за счет налаживания достаточной транспортировочной линии может вырасти и в иранском направлении.

Кайрат Саурбаев напомнил, что за счет расширения международного порта Актау и строительства паромного комплекса Курык казахстанские мощности по перевалке зерна на Каспии увеличатся уже в этом году с 16-ти до 26 млн тонн. И отметил, что нацкомпанией также были предложены альтернативные пути погрузки зерновых культур в Афганистан, Иран и Ирак через пункт перехода «Болашак» транзитом через Туркменистан. Зерно также возится из порта Курык в контейнерах по новому маршруту в Мерсин (Турция). В перспективе ежемесячно в данном направлении планируется перевозить до 10 тыс. тонн зерна. За счет того, что оно входит в Транскаспийский маршрут, перевозчикам предоставляются соответствующие скидки.

Наконец, по словам и. о. генерального директора АО «КТЖ-Грузовые перевозки», уже достигнута договоренность с китайскими железными дорогами об опытной перевозке зерна в зерновозах с передачей на китайскую железную дорогу по узкой колее, что также уменьшит сроки их оборачиваемости. Таким образом, в текущем маркетинговом году, если верить представителю нацкомпании, проблем у казахстанских экспортеров со сбытом зерна на традиционные рынки возникнуть не должно – насколько эти ожидания соответствуют реальности, покажут ближайшие два-три месяца.


592 просмотра

Почему пчеловодство в Костанайской области оказалось на грани выживания

Им не хватает полей и денег

Фото из личного архива Сергея Петрова

Ориентированной на экспорт отрасли в Костанайской области нет места для развития. До критического уровня снизились посевные площади медоносных сельскохозяйственных культур в регионе. В этом году пчеловоды решили не ждать милости от аграриев, а объединиться и засеять травы самостоятельно.

Пусто – не густо

Аграрная Костанайская область практически лишилась кормовой базы для пчел. Не редкость, когда из-за жесткой засухи уже в начале лета весь травостой сохнет и пчеловодам приходится менять месторасположение пасеки, иногда 10 раз за сезон. Каждый такой переезд сопряжен с дополнительными расходами и рисками. Ведь площадей под медоносные культуры крестьянские хозяйства отводят все меньше. Об этом председатель регионального филиала ОЮЛ «Национальный союз пчеловодов Казахстана «Бал-Ара» Сергей Петров рассказал первому вице-министру сельского хозяйства Айдарбеку Сапарову, посетившему регион с рабочим визитом. Пасечник не просит субсидий от государства. Как оказалось, ему, да и всем пчеловодам области, нужны поля гречихи, которых сегодня практически нет.

«Ситуация у нас сейчас критическая. Мы бегаем с ульями по всей области в поисках медоносных полей. Область славится своим майским медом, мы его собираем в лесах и на гречишных полях. Но гречиху посадило только ТОО «Олжа-Агро», и то самоопыляемую, ей не нужны наши пчелы. Что касается донника, он есть, но когда он цветет, животноводы начинают его тут же косить», – пояснил Сергей Петров.

По словам Айдарбека Сапарова, этот вопрос должен решаться внутри области и согласно плану диверсификации посевных площадей. А по официальным данным, в текущем году подсолнечником засеяли 52 тыс. га, гречихой – 6,5 тыс. га, горчицей – 19 тыс. га. Четыре года назад гречихи было на 1 тыс. га больше, а подсолнечника – на все 40 тыс.

По словам первого заместителя акима Костанайской области Гауеза Нурмухамбетова, вопрос взят на контроль. Ведь теперь мед относится к категории экспортно-ориентированных товаров. Предполагается, что в следующем году гречихи на полях будет больше. Но она нужна уже сегодня.

Сеем сами

Пчеловоды решили больше не уговаривать фермеров высаживать медоносные культуры, а сеять их самостоятельно. В этом году Сергей Петров и его коллеги из Национального союза пчеловодов Казахстана «Бал-Ара» в Костанайской области решили рискнуть и посеяли фацелию, донник и козлятник на полях Карабалыкской опытной станции. Если результат получится хорошим, затраты оправдаются, площадь посевов увеличат уже в следующем году.

«В нашей аграрной области мы вынуждены заниматься земледелием. Пока посеяли на 80 га именно те травы, которых нам не хватает. Намерены в этом году собрать здесь не только мед, но и семена, чтобы на следующий год увеличить посевную площадь», – рассказал «Курсиву» Сергей Петров.

Вообще, пчеловоды намерены на местном уровне организовать полный производственный цикл. Тогда каждый бортник уже зимой будет знать, где поставить свою пасеку. И не только. Ведь для развития отрасли одних полей с кормовыми культурами недостаточно. Например, давно нет системы управления этой отраслью, ликвидированы племенные и матковыводные хозяйства. Ветеринария не занимается поставками лекарств и профессиональным лечением пчел. Пчеловоды говорят, что давно приходится рассчитывать только на свои силы, а значит, методы работы надо менять.

С чего начать?

Сергей Петров видит выход из кризисной ситуации во взаимодействии участников отрасли. Разобщенность сегодня является помехой. По данным управления сельского хозяйства и земельных отношений Костанайской области, в ОЮЛ «Национальный союз пчеловодов Казахстана «Бал-Ара» от региона входят всего три человека, тогда как неофициально пчеловодством в регионе занимается около тысячи человек.

«Мы только первый год работаем в составе Национального союза пчеловодов. Приглашаем других присоединиться к нам, но пока нас лишь трое, еще 10 человек готовят документы. Многие хотят посмотреть, что у нас получится. Если все будет хорошо, готовы вступить. Что касается членских взносов, то разговор идет о 30 кг меда в год с каждого члена союза», – добавил пчеловод.

По данным управления сельского хозяйства, в конце 90-х годов в Костанайской области разведением пчел занимались почти 10 тыс. человек. Отрасль была развита, а бизнес считался прибыльным и популярным. Сегодня ситуация изменилась. В лидеры вышла Восточно-Казахстанская область.

Сергей Петров рассказал «Курсиву», что сам работает с пчелами со студенческой скамьи, тогда он начал помогать пчеловоду-соседу. Теперь его пасека с нескольких пчелосемей выросла до 50. За это время значительно выросли расходы. Например, стоимость пчелосемьи возросла с 7,5 тыс. до 17 тыс. тенге. Сказывается на бюджете изменение цен на автозапчасти, бензин.

«Ушли из бизнеса те, кто работал только ради прибыли. Мы еще в прошлом году продавали 1 кг меда за 1400 тенге, теперь это невозможно. Цена на продукт тоже меняется, сейчас она составляет 1800–2000 тенге. Но мед пользуется спросом. У меня прошлогодние запасы еще полтора месяца назад закончились», – пояснил он.

По информации Министерства сельского хозяйства, в настоящее время в Казахстане производят около 12 тыс. т меда, до 1990 года пчеловодство было развито, общий объем производства доходил до 60 тыс. т. Сегодня самый большой спрос на продукт в Китае и США. Жители этих стран, по данным Всемирной федерации пчеловодческих ассоциаций, ежегодно потребляют 1 кг меда. Среднестатистический казахстанец – 50 г меда и 36 кг сахара.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Депозиты в какой валюте вы предпочитаете?

Варианты

d1fHAmG5BPI.jpg

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций