Перейти к основному содержанию

b0_lexus_left.jpg

b0_lexus_right.jpg


10490 просмотров

КТЖ готов пустить казахстанское зерно в обход России

Поскольку в сентябре-декабре вся российская инфраструктура работала на своего производителя, причем это касалось и подвижного состава: россияне мало того, что не слишком охотно делились своими зерновозами, так еще и умудрялись использовать зашедшие на их территорию казахстанские вагоны

Фото: shutterstock.com

Нынешний неурожай в Российской Федерации, где, по прогнозам, будет получено на 36 млн тонн зерна меньше, чем в прошлом году, поможет Казахстану перехватить некоторые смежные с россиянами рынки, поставки на которые ранее осуществлялись совместно.

До сих пор основным вопросом конкурентоспособности казахстанского зерна на зарубежных рынках была логистика – на Черное море казахстанское зерно могло выйти только через российские порты и потому выходило на них с громадным опозданием, ближе к Новому году. Поскольку в сентябре-декабре вся российская инфраструктура работала на своего производителя, причем это касалось и подвижного состава: россияне мало того, что не слишком охотно делились своими зерновозами, так еще и умудрялись использовать зашедшие на их территорию казахстанские вагоны.

Такое положение вещей Казахстан, естественно, не устраивало, и государство в лице министерства сельского хозяйства и железнодорожной администрации (60% перевозок зерна осуществляется именно железнодорожным транспортом) постоянно искало выходы на новые рынки сбыта, в обход России. В принципе, таковые сыскались довольно быстро – Афганистан и страны Центральной Азии суммарно потребляют более 6 млн тонн казахстанского зерна, что составляет примерно три четверти от ежегодных поставок казахстанских зерновых на экспорт.

Оставшаяся четверть – порядка 2 млн тонн – делилась между Ираном, Турцией, Азербайджаном и (в последние несколько лет) Китаем. Причем Китай для казахстанских хлеборобов был интересен не только сам по себе, но и в качестве «ворот» на рынки Юго-Восточной Азии. Однако в этом году основной поток казахстанского зерна, как прогнозирует исполняющий обязанности генерального директора АО «КТЖ-Грузовые перевозки» Кайрат Саурбаев, пойдет не на восток, а на запад – в Закавказье, Иран и Турцию.

«Мы можем констатировать, что по сравнению с аналогичным периодом 2017 года произошло значительное увеличение объемов экспорта зерна во всех ключевых для Казахстана направлениях, порядка 70%, кроме Кыргызстана, – сообщил г-н Саурбаев на пресс-конференции 15 октября. – Прогнозируется снижение количества экспорта российской пшеницы по сравнению с прошлым годом с 86 до 71 млн тонн, и как следствие, повышается конкурентоспособность казахстанского зерна – потенциально казахстанские трейдеры готовы экспортировать зерно по потребностям в направлении Средней Азии, Афганистана, Ирана, Турции и ряда других стран», – добавил он.

Традиционно рынки Турции, Грузии и Азербайджана являлись смежными для российских и казахстанских трейдеров. Но в предыдущие годы Россия имела возможность осуществлять туда поставки пшеницы приемлемого качества по конкурентной цене, а в текущем маркетинговом сезоне 2018–2019 годов у соседей возникли большие проблемы с экспортными объемами. После рекордного урожая зерновых в объеме 136 млн тонн в прошлом году в этом Россия ожидает урожай порядка 100 млн тонн. Соответственно, за счет падения предложения со стороны России возрастет не только суммарный спрос на казахстанское зерно на смежных рынках, но и оперативность его поставок за рубеж – зерновозы в традиционном количестве россиянам в этом году не понадобятся.

В КТЖ, правда, заверяют, что могут справиться с перевозками и собственными силами, поскольку специализированный подвижной состав других государств до сих пор обслуживал всего лишь 20% от общего объема перевозок казахстанского зерна на экспорт. Тем не менее, от помощи Грузии, Узбекистана и Таджикистана, которые предоставили Казахстану более своих 400 вагонов, Астана отказываться не стала. Но эти вагоны предоставлены для перевозки масличных культур.

«Для перевозки зерна и мукомольной продукции мы планируем задействовать порядка 4 тысяч 500 крытых вагонов и порядка 10 тыс. вагонов-зерновозов, 3 тыс. 500 крытых вагонов из этого числа будет задействовано в перевозке только мучной продукции. При увеличении объема перевозки зерна из масличных культур мы привлекаем вагонную помощь из Грузии, Узбекистана, Таджикистана и других администраций. В настоящее время более 400 вагонов этих администраций уже работают на нашей территории», – сказал г-н Саурбаев.

Гораздо важнее решения вагонного вопроса то обстоятельство, что КТЖ удалось наконец расшить узкое путевое горлышко на границе с Узбекистаном – переговоры о расширении пропускной способности на межгосударственном стыковом переходе Сарыагаш – Келес с железнодорожной администрацией этой страны велись с прошлого года. В итоге стороны договорились о строительстве дополнительных путей, которые уже сейчас позволяют увеличить пропуск поездов по данному стыку с 16 до 25 пар. При этом, по сведениям г-на Саурбаева, оборот вагонов с зерном и мукой при поставке с северных станций Казахстана в Узбекистан традиционно составляет от 15 до 23 дней, причем наибольшую часть этого времени зерновозы простаивают на перегоне как в ту, так и в другую сторону.

Теперь же время простоя будет снижено в полтора раза, что в разгар экспортного сезона, учитывая вечную проблему казахстанских трейдеров с оборачиваемостью подвижного состава, является дополнительным конкурентным плюсом. Покупателя ведь волнует не только цена и качество зерна, но и оперативность его поставки – и простой зерновозов на границе с Узбекистаном еще в прошлом году вызывал немало нареканий со стороны казахстанских грузоотправителей. Помимо этого, компания КТЖ, которая является национальным логистическим оператором Казахстана, обещает нарастить количество собственных сухогрузов на Каспии с четырех до 20-ти в течение ближайших пяти лет. А это означает, что сбыт казахстанского зерна за счет налаживания достаточной транспортировочной линии может вырасти и в иранском направлении.

Кайрат Саурбаев напомнил, что за счет расширения международного порта Актау и строительства паромного комплекса Курык казахстанские мощности по перевалке зерна на Каспии увеличатся уже в этом году с 16-ти до 26 млн тонн. И отметил, что нацкомпанией также были предложены альтернативные пути погрузки зерновых культур в Афганистан, Иран и Ирак через пункт перехода «Болашак» транзитом через Туркменистан. Зерно также возится из порта Курык в контейнерах по новому маршруту в Мерсин (Турция). В перспективе ежемесячно в данном направлении планируется перевозить до 10 тыс. тонн зерна. За счет того, что оно входит в Транскаспийский маршрут, перевозчикам предоставляются соответствующие скидки.

Наконец, по словам и. о. генерального директора АО «КТЖ-Грузовые перевозки», уже достигнута договоренность с китайскими железными дорогами об опытной перевозке зерна в зерновозах с передачей на китайскую железную дорогу по узкой колее, что также уменьшит сроки их оборачиваемости. Таким образом, в текущем маркетинговом году, если верить представителю нацкомпании, проблем у казахстанских экспортеров со сбытом зерна на традиционные рынки возникнуть не должно – насколько эти ожидания соответствуют реальности, покажут ближайшие два-три месяца.


264 просмотра

Казахстан выступил за продление сделки ОПЕК+

Но при этом мониторинговый комитет не вынес ОПЕК+ рекомендации по сокращению добычи нефти в 2019 году

Фото: Slavko Sereda / Shutterstock.com

Замминистра энергетики РК Магзум Мирзагалиев выступил за продление сделки стран ОПЕК с государствами, не входящими в картель (ОПЕК+) по сокращению добычи нефти в 2019 году, сообщает ТАСС.

«Казахстан выступает за продление сделки ОПЕК+ по сокращению добычи нефти в 2019 году. Ее параметры все еще обсуждаются, в том числе и в плане объемов. Эта кооперация и сотрудничество и соглашения были очень правильными и своевременными. Она работала как для интересов нефтедобывающих государств, так и для стран потребителей. От нее выиграли все».

По словам вице-министра, маловероятно, что на министерской встрече в Абу-Даби будут приняты какие-либо решения по объемам или привязке сокращения к тому или иному периоду.

«Скорее всего, решения будут в декабре», - добавил он.

Казахстан, по его словам, предпочел бы договориться о сокращении добычи в 2019 году в рамках сделки ОПЕК+ от уровня добычи конца 2018 года.

«Для нас будет предпочтительно конец года – октябрь-ноябрь 2018 года», - сказал замминистра.

Позднее Мирзагалиев сообщил журналистам мониторинговый комитет не вынес ОПЕК+ рекомендации по сокращению добычи нефти в 2019 году и продолжит мониторинг.

«Мы не вынесли рекомендаций, решение - просто продолжить мониторинг».

По словам чиновника Казахстан попытается обсудить возможность особых условий для проекта Кашаган, который был запущен в конце 2016 года.

«Мы планируем рост добычи в следующем году на Кашагане».

Он напомнил, что и в 2017 году, когда сделка по сокращению добычи работала в полном режиме, для Кашагана была оговорена возможность роста добычи.

Вице-министр уточнил, что возможность сократить добычу для Казахстана будет зависеть от того месяца, который будет взят за основу для сокращения добычи. По его словам, единого консенсуса в ОПЕК+ о том, от какого уровня сокращать, пока нет.

Хоть министерский мониторинговый комитет в Абу-Даби завершился без консенсуса о том, надо ли странам ОПЕК+ сокращать добычу в новом году, Саудовская Аравия уже объявила о сокращении поставок на 0,5 млн баррелей в сутки уже в декабре. Через три недели министры вернутся к обсуждению этого вопроса снова, но уже в Вене.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Замглавы Мангистауской области Максат Скаков предложил проводить беседы с женами госслужащих, поскольку из-за их желания иметь разные материальные блага мужья-госслужащие занимаются коррупцией. Как Вы думаете, что еще можно было бы сделать?

Варианты

Цифра дня

18 242
сообщения о коррупции
поступило антикоррупционщикам с начала 2018 года

Цитата дня

Сегодня мы задержали его (наркоторговца), изъяли наркотик, дилеры узнали об этом, быстро меняют формулу. В следующий раз привозят – его уже нет в списках, поэтому мы его не можем задержать. 86 человек отпустили мы, хотя они реально завезли нам наркотики

Калмуханбет Касымов.
министр внутренних дел РК

Спецпроекты

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций

Home Credit Bank

Home Credit Bank