Перейти к основному содержанию

1178 просмотров

Северо-казахстанским аграриям мешают работать дожди

Обильные осадки тормозят уборочную кампанию

Shutterstock.com

Аграриям Северо-Казахстанской, Костанайской и Акмолинской областей предстоит обмолотить более 11 млн га и дать основной объем традиционно главного экспортного товара казахстанского растениеводства. На каждый из этих регионов приходится примерно по четверти валового сбора зерновых в масштабах страны.

Но весь этот хлеб еще на корню. Обильные осадки тормозят уборочную кампанию. 

Вода, вода, кругом вода

В Костанайской области уборка зерновых стартовала официально еще 15 августа. Аграриям региона предстоит обмолотить 4,1 млн га зерновых, из них 3,4 млн га – пшеница. Но к концу месяца убранными значились лишь около 200 тыс. га. Отставание от прошлогодних темпов составило около 500 тыс. га. 
«Будете подъезжать к Новонежинке, увидите – вдоль трассы мои комбайны выстроились. Стоят, охраняем, ждем прямо там, чтобы любой просвет использовать», – обрисовал обстановку глава крестьянского хозяйства из Аулиекольского района Эдуард Шуллер.

С начала уборочной до 29 августа из своих 5 тыс. га пшеницы Шуллер, имея полный набор техники, смог убрать пока только 300 га, хотя хозяйствует в районе, который в области расположен на границе между южными и центральными. Здесь более легкие почвы, и уборку обычно начинают значительно раньше, чем в остальных районах. Однако в этом году за четыре дня последней декады августа аулиекольцев буквально залило водой – выпало 72 мм осадков, двойная месячная норма. Похожая ситуация в большинстве северных и центральных районов области, самых урожайных. 

У соседей она не лучше. В Акмолинской и Северо-Казахстанской областях поля превратились в озера. 
«Дожди очень серьезной проблемой для нас стали. Очень давно такого не видел, – признался «Къ» директор ТОО «Шагала-Агро» из СКО Жомарт Омаров 29 августа. – К уборке мы не приступали, планировали 25-го начинать, бобовые убирать и дальше. По всей области такая картина, техника стоит. Ждем, когда погода наладится. Влажность, само собой, будет повышенная, но надеемся, что солнце все-таки увидим и оно спасет ситуацию. Не опускаем руки». ТОО работает на землях Кызылжарского района, где со своими 25 тыс. га посевных площадей считается одним из крупных. Но временно погода уравняла всех: и КХ, и средние хозяйства, и крупные агрофирмы.

По среднесрочному прогнозу Казгидромета, приемлемая для жатвы погода установится с 5 по 25 сентября. Тогда на северах и развернется масштабная хлебная битва.

«Пока ничего страшного не происходит, – считает директор ТОО «Зуевка» из Алтынсаринского района Александр Бородин. – Мы умеем подстраиваться к ситуации. Переоборудуем сейчас технику, сделаем упор на прямое комбайнирование. Нередко начинали уборочную в первых числах сентября и числа до 25-го успевали. Скорее всего, придется убирать более влажное зерно, не ждать, когда его на корню солнце высушит до 12–14%, самим досушивать. Главное – темп не терять». 

Виды на урожай

Опытные аграрии подтвердят: не было года, когда к посевной и уборочной кампаниям было бы неприменимо определение «сложная». Отсюда и десятилетиями цитируемая мудрость: «Урожай не тот, что стоит на полях, а тот, что лег в закрома». Однако прогнозы как основу стратегии никто не отменял, танцуют все от определения качества посевов и видовой урожайности. 

Как сообщил «Къ» представитель Управления сельского хозяйства Акмолинской области Ержан Бектуров, региону предстоит убрать 4,3 млн га зерновых с видовой урожайностью 13 ц/га. К началу жатвы 80% посевов были в хорошем состоянии, 18% – в удовлетворительном.

В Костанайской области зерновые в этом году занимают 4,1 млн га, из них 3,4 млн га – пшеница. 8 августа на совещании по вопросам организации уборочных работ говорилось, что 64% посевов находятся в хорошем состоянии, 32% – в удовлетворительном. Дала о себе знать действительно очень сложная по погодным условиям посевная. В мае – июне в центральных и северных районах области выпало от 70 до 124 мм осадков, а дефицит положительных температур за тот же период составил 170 градусов.

«Холодная и мокрая весна неблагоприятно сказалась на развитии растений. Кущение пшеницы было слабее обычного, хлеб стоит вроде красивый, высокий, но редковат», – оценил урожай генеральный директор агрофирмы «Каркын» из Мендыкаринского района Костанайской области Сайран Буканов.

Костанайцы планируют собрать в этом году не менее 5 млн т зерна (в прошлом году было 5,2 млн т), то есть рассчитывают на урожайность чуть более 12 ц/га. 

Оптимистичнее всех выглядят прогнозы североказахстанцев. По данным Управления сельского хозяйства СКО, 76% посевов там были в хорошем состоянии, остальные – в удовлетворительном. Зерновые предстоит убрать с площади 2,8 млн га при видовой урожайности 15,7 ц/га.

Судя по статистике МСХ, из трех ведущих областей зернового пояса страны в последние два года лучшую динамику развития в отрасли зернопроизводства демонстрировала именно СКО. Там на фоне планомерной и масштабной диверсификации, сокращения площадей под зерновые росла их урожайность. Например, в прошлом году она превысила 18 ц против 17,8 ц/га в 2016-м. В Костанайской области это соотношение выглядит как 12,5 против 13,3 ц/га, в Акмолинской – 11,8 против 12,0 ц/га в 2016 году. 

В нынешнем году Северо-Казахстанская область еще уменьшила посевы зерновых, нарастив масличные почти до миллиона гектаров и доказывая, что вал и эффективность отрасли – «две большие разницы». 

Нам откроется

Диверсификация все заметнее и в Костанайской области, хотя темпы скромнее. В той же агрофирме «Каркын», засевающей 22 тыс. га, пшеницей занята только половина площадей, остальное отдано льну, рапсу, гречихе, бобовым. Есть и еще подобные примеры. Кстати, на эксперименты смелее идут средние по размеру хозяйства. В целом по области в этом году посевы пшеницы уменьшились на 100 тыс. га, а площади под масличные выросли на 78 тыс. га и занимают 429 тыс. га.

Увеличились также площади под зернобобовые и ячмень, который, кстати, становится экономически все привлекательнее для аграриев, имеет высокий экспортный потенциал. Казахстанский ячмень неплохо продается, например, в Иран. Сейчас в Костанайской области трейдеры закупают первый ячмень нового урожая по цене до 45 тыс. тенге, то есть превышающей прошлогодние цены на пшеницу 3-го класса.

Но те, кто сделал ставку на пшеницу, в этом году также рассчитывают на ней заработать. Глава МСХ Умирзак Шукеев недавно заявил о том, что прогнозируется рост цен на продовольственную пшеницу. Глава Минсельхоза говорил о цене в 48–49 тыс. тенге и о возможном ее повышении.

Предприниматели Костанайской области всерьез обсуждают цену в 60 тыс. тенге – при хорошем уровне клейковины, за 28%.

Источник оптимизма – информация о засухе в европейских странах, а также снижение прогнозов на урожай в РФ до 105–108 млн т. Впрочем, россияне с прогнозами всегда довольно осторожны, прошлогодний – 120 млн т – аграриями этой страны был перекрыт более чем на 10%. Тем не менее казахстанские предприниматели рассчитывают на то, что в этом году российский рынок для них откроется, цена на зерно покроет все издержки, связанные со сложностями полевого сезона, а внутренний рынок не будет испытывать давления сильного соседа. 

Казахстан в 2018 году, по данным МСХ, планирует собрать около 20 млн т зерна, примерно треть из которого обычно покрывает потребности собственного рынка, остальное желательно продать на внешних рынках. 1 июля завершился очередной маркетинговый сезон 2017/18 года. Подводятся первые итоги. По отчету IGC – Международного совета по зерну – в этом сезоне Казахстану удалось экспортировать 9,5 млн т зерна, из которых 8,3 млн т – пшеница.
 

7827 просмотров

Сколько стоит Большая алматинская кольцевая автодорога

И какой она будет в итоге

Фото: Shutterstock.com

Соглашение об условиях финансирования БАКАД подписано. Эта новость быстро пропала из информационного поля, хотя проект БАКАД – знаковый для республики, его презентовали на road-show в Лондоне, под него вносились изменения в закон о концессиях и закон о ГЧП. Подготовка к проекту началась больше десятилетия назад, когда власти стали выкупать у населения землю и имущество на участках, где должна пройти большая кольцевая дорога. 

Официальное заявление о подписании соглашения об общих условиях финансирования по проекту «Строительство Большой Алматинской кольцевой автомобильной дороги (БАКАД)» сделал только Евразийский банк развития (ЕАБР). В пресс-релизе, который был разослан поздним вечером 12 февраля, указано, что финансирование проекта будет осуществлено синдикатом кредиторов в лице Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), Евразийского банка развития, Исламского банка развития (ИБР); сам ЕАБР в рамках проекта предоставит $95 млн.

Вторым о подписании контракта сообщил один из участников консорциума, который строит БАКАД, – корейская SK Engineering & Construction. Корейская компания дала чуть более подробную информацию – правда, только на корейско­язычной версии своего сайта. SK E&C объявила, что подписала в Нур-Султане соглашение по финансированию Алматинской кольцевой дороги с большой группой, состоящей из ЕБРР и многосторонних банков развития. В этой же новости было отмечено, что консорциуму удалось получить $580 млн.

Напомним, что консорциум, который будет строить и управлять БАКАД, образован турецко-корейским партнерством достаточно авторитетных фирм Alsim Alarko Sanayi Tesisleri ve Ticaret A. Ş., Makyol Inşaat Sanayi Turizm ve Ticaret A., Korea Expressway Corporation и SK Engineering & Construction Co. Ltd. Эти компании специально для проекта БАКАД создали ТОО «БАКАД Инвестиции и Операции».

0001_23.jpg

Кто кредитует строительство БАКАД

Странная тишина вокруг сделки оказалась вполне объяснима. На уточняющий вопрос «Курсива» о сумме кредита и доле финансирования со стороны каждого из участников в «БАКАД Инвестиции и Операции» сообщили, что на данный момент сделка по финансированию проекта «Строительство и эксплуатация Большой Алматинской кольцевой автомобильной дороги (БАКАД)» находится на стадии итогового утверждения и точные суммы финансирования от каждого кредитора пока не могут быть озвучены. В компании подтвердили, что кредиторами проекта выступают ЕБРР, ЕАБР и ИБР. Также концессионер сообщил, что общая сумма заемных средств предварительно оценивается на уровне $580 млн, собственное участие турецко-корейского консорциума – $160 млн.

И хотя сделка еще не закрыта, с высокой долей уверенности можно утверждать, что доли кредита на строительство БАКАД со стороны институтов развития распределяются следующим образом: $95 млн – от ЕАБР, $225 млн – от ЕБРР; представители банка неоднократно озвучивали эту сумму, и старший советник по внешним связям ЕБРР Антон Усов в беседе с «Курсивом» в очередной раз эти данные подтвердил: «Кредит долгосрочный, речь идет о периоде 15 лет.

Структура синдиката стандартная – кредит А и кредит В. Кредит А будет предоставляться ЕБРР, его размер – $225 млн». Исламский банк развития еще прошлым летом сообщил, что его совет исполнительных директоров одобрил предоставление кредита на проект БАКАД в размере $100 млн. Итого: $420 млн от трех институтов развития. 

Еще одним потенциальным кредитором проекта долгое время считалась Международная финансовая корпорация (МФК, входит в структуру Всемирного банка), кредитную заявку от «БАКАД Инвестиции и Операции» на $125 млн этот финансовый институт планировал рассмотреть летом 2019 года, но в итоге в число кредиторов проекта МФК не вошла. 

Несложные арифметические вычисления показывают: чтобы размер займа соответствовал заявленному, в кредитный синдикат должен входить кто-то еще. На рынке предполагают, что к участию в синдицированном кредите для БАКАД могут быть привлечены несколько коммерческих банков. 

Зачем нужен БАКАД  и каким он будет

Основная цель проекта БАКАД – создание объездной трассы на пересечении двух международных автомагистралей: дороги Хоргос – Алматы – Бишкек – Тараз – Шымкент – Ташкент и дороги Алматы – Караганда – Нур-Султан – Петропавловск.
 
БАКАД будет проходить вокруг Алматы с запада на восток, вдоль северной границы города, в среднем на расстоянии 20–25 км от центра города. Общая протяженность БАКАД составит 66 км, это будет 4–6-полосная дорога категории I-А. 

Расчетная скорость движения на различных участках кольцевой автодороги оценивается от 120 до 150 км/ч. Здесь планируется построить 8 развязок и 39 мостов (в том числе 18 эстакад). 

Предполагается, что в 2038 году максимальная интенсивность движения на некоторых участках БАКАД достигнет 67 тыс. автомобилей в день. Предварительные тарифы на проезд по БАКАД составляют 200 тенге для легковых авто и 290 тенге – для грузовых. 

Какие ожидания связывают с БАКАД? В первую очередь большая кольцевая дорога позволит вывести транзитные грузопотоки за пределы Алматы и за счет этого способствовать снижению уровня загрязнения воздуха в городе. Антон Усов подчеркнул, что экологическая составляющая сыграла заметную роль в решении ЕБРР финансировать проект: «Когда в конце прошлого года акционеры принимали решение, для нас важным и определяющим было то, что проект, как предполагается, поможет серьезно сократить загрязнение воздуха в районе Алматы». 

Также планируется, что благодаря БАКАД сократится количество дорожных заторов, а значит, и время, которое тратится на поездки в город и по Алматы; снизится количество ДТП, а пропускная способность и конкурентоспособность транзитных маршрутов, проходящих по территории Казахстана, повысится. Еще более глобальные цели проекта – увеличение объемов региональной и международной торговли, поскольку БАКАД входит в состав трансконтинентальной автомагистрали Западная Европа – Западный Китай, и стимулирование применения принципов ГЧП/концессий в Казахстане. БАКАД – первый крупный инфраструктурный ГЧП-проект в стране. 

Сколько стоит БАКАД и когда начнется ее строительство

Платную объездную дорогу в Алматы построит частный инвестор (консорциум) за свой счет, он же до 2038 года будет ее обслуживать. При этом платежи за использование автодороги уходят в бюджет, и уже государство расплачивается с консорциумом по графику, который был утвержден приложением к постановлению правительства РК от 6 февраля 2018 года «О некоторых вопросах принятия государственных концессионных обязательств Правительства Республики Казахстан по концессионному проекту». Это постановление закрепляет государственные концессионные обязательства правительства РК по концессионному проекту «Строительство и эксплуатация автомобильной дороги «Большая Алматинская кольцевая автомобильная дорога (БАКАД)» в размере 512 млрд тенге, а приложение расшифровывает, что из общей базовой платы за доступность 176,7 млрд тенге – это компенсация инвестиционных затрат, 28 млрд тенге – компенсация эксплуатационных затрат и 307,6 млрд тенге – вознаграждение за управление. Стоит оговориться, что в этих платежах не учтены механизм валютной компенсации, который сработает, если курс тенге поднимется выше определенного уровня, и корректировки платы за доступность, предусмотренные условиями договора концессии. Выплаты правительство РК будет производить с 2022 по 2037 год, то есть с предполагаемого начала эксплуатации кольцевой дороги и до окончания концессионного соглашения. После этого БАКАД перейдет в собственность республики. 

Сейчас, сообщили в «БАКАД Инвестиции и Операции», выполняются предварительные условия основного договора концессии, которые касаются, например, вопросов минимизации негативного воздействия БАКАД на местное население после ввода дороги в эксплуатацию. Параллельно производятся замеры состояния воздуха до строительства БАКАД. 

Первоочередные строительные работы на двух участках будущей Большой Алматинской кольцевой автодороги должны начаться в первых числах апреля. Согласно договору концессии строительство БАКАД будет завершено в течение 50 месяцев с момента финансового закрытия, которое также планируется на апрель 2020 года.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

drweb_ESS_kursiv.gif