Перейти к основному содержанию

6615 просмотров

Выдержит ли Казахстан испытание углем?

МИР РК готовиться пристально следить за ситуацией с запасами и ценой угля, чтобы не допустить дефицита 2017 года и скачка цен

Выдержит ли Казахстан испытание углем?

Выдержит ли Казахстан испытание углем?
Фото: Shutterstock.com

Министерство по инвестициям и развитию Казахстана, которое в нынешнем августе принимает бразды правления угольной отраслью у минэнерго, решило не пускать ситуацию с поставками угля населению на самотек. По словам вице-министра нового регулятора угольного рынка Романа Скляра, ситуация с запасами и ценой угля во всех регионах страны во время отопительного сезона 2018-19 годов будет постоянно мониториться.

Напомним, что осенью прошлого года уголь в стране был достаточно ходовым товаром из-за раннего похолодания. Так, в октябре 2017 года в ряде регионов возник дефицит, что привело к скачку цен. При этом угольные разрезы заявляли о росте добычи, а грузоперевозчик – национальная компания «Казахстан Темiр Жолы» – о росте объемов перевезенного в регионы угля: только за первые 10 дней октября прошлого года, когда возник вопрос дефицита, подвижным составом КТЖ было перевезено 2,9 млн тонн угля, что на 6% превышало объемы перевозок первой декады октября 2016 года.

Ответственное год назад за угольный рынок министерство энергетики начало разбираться в этом парадоксе и пришло к выводу, что ажиотаж искусственный – создан посредниками с целью повышения цены. С этим выводом тогда согласилось и руководство компании «КТЖ-Грузовые перевозки»: директор одного из департаментов Даулетбек Нигметов заявил, что общая схема поставок угля от недропользователей до коммунально-бытовых потребителей в Казахстане представляет собой «многоуровневую посредническую структуру», включающую в себя оптовых поставщиков, не имеющих материально-технической базы и осуществляющих перепродажу угля другим оптово-розничным реализаторам в различных регионах республики.

Итогом «угольной проблемы» стало заявление премьер-министра Казахстана Бакытжана Сагинтаева на заседании правительства в мае 2018 года: он потребовал не допустить повторения парадоксов прошлого отопительного сезона, когда угля добывается больше обычного, а у населения его нет. После этого в Казахстане сменился курирующий рынок угля госорган: 29 июня 2018 года вступил в действие Кодекс Республики Казахстан «О недрах и недропользовании» в новой редакции, согласно которому министерство по инвестициям и развитию определено уполномоченным органом по твердым полезным ископаемым. И теперь все угольные «страдания» во время отопительного сезона отнесены к его компетенции.

Правда, нынешний отопительный сезон считается переходным – в том смысле, что передача угольной отрасли в новые руки потребует времени. В связи с чем старый и новый регуляторы рынка создали совместный штаб по мониторингу подготовки и прохождения отопительного периода 2018-2019 годов и обеспечению углем электростанций, коммунально-бытового сектора и населения, о чем сообщил вице-министр по инвестициям и развитию Роман Скляр 14 августа на пресс-конференции в правительстве.

«На сегодня Министерством энергетики по заявкам местных исполнительных органов сформирована плановая потребность угольной продукции для коммунально-бытовых нужд населению на текущий период, она составит порядка 15 млн тонн, – озвучил вице-министр первый шаг этого штаба. – Мы еженедельно будем отслеживать и мониторить отгрузку угля с угледобывающих организаций и поставку угля в коммунально-бытовой сектор и населению. Для этого составлен график потребности в разрезе регионов, фактические поставки угля, стоимость угля с указанием конкретных поставщиков», – добавил он.

По его сведениям, за семь месяцев текущего года в стране было добыто 60 млн тонн угля – почти на 4% больше, чем за аналогичный период прошлого года, электростанциям было отгружено 32,5 млн тонн угля, на коммунально-бытовые нужды и населению отгружено 5,5 млн тонн угля и порядка 15 млн тонн составил экспорт. Причем, по сведениям участвовавшего в пресс-конференции исполнительного директора АО «НК «КТЖ» – исполняющего обязанности председателя правления АО «Грузовые перевозки» Кайрата Саурбаева, 4,5 млн тонн уже доставлены до точек продажи.

Однако в отдельных районах Восточно-Казахстанской области уже наблюдается дефицит угля, а цена его доходит до 20 тыс. тенге за тонну при среднереспубликанских значениях от 11 тыс. до 16 тыс. тенге за тонну. Как сказал Роман Скляр, это вопрос компетенции местных органов власти.

«Что касается ВКО, то акимат данную ситуацию выявил и сам же ее и исправил – есть рычаги у местных исполнительных органов. Эти рычаги они могут применить для нормализации ситуации. Цена в ВКО будет точно такая же, как и в других регионах, в зависимости от транспортной составляющей и близости угольных разрезов», – заявил он.

Вопрос ценообразования на уголь, по словам вице-министра по инвестициям и развитию, также будет находиться на контроле акиматов и Комитета по регулированию естественных монополий и защиты конкуренции. При этом само министерство на еженедельной основе будет проводить мониторинг добычи и отгрузки угля с угледобывающих организаций и отгрузки угля коммунально-бытовому сектору и населению. Кроме того, МИР РК совместно с КТЖ ежедневно будут проводить мониторинг перевозки угля на электростанции.

«В работе наших штабов мы выработали некую систему: каждая область, каждый регион будет нам отчитываться по конкретному железнодорожному тупику, с которого идет реализация угля, – сказал г-н Скляр. – Понятно, что в первую очередь – это ответственность местных исполнительных органов, потому что они находятся на местах. Но мы в ручном режиме будем эту ситуацию мониторить и сразу же исправлять», – добавил он.

Исполнительный же директор АО «НК «КТЖ» Кайрат Саурбаев добавил, что для исключения дефицита подвижного состава при сезонных пиковых нагрузках перевозчик закрепил парк вагонов за всеми крупными угольными разрезами страны. Помимо этого, КТЖ намерено контролировать их разгрузку на железнодорожных тупиках для того, чтобы за счет эффективности оборота вагонов увеличить возможности имеющегося парка (всего на перевозки угля в этом году отряжено 29 тыс. полувагонов, из них 9 тыс. – для перевозок коммунально-бытового угля). Насколько эти меры эффективны, покажет ситуация на внутреннем рынке уже в сентябре.

906 просмотров

МЭА прогнозирует рекордное снижение спроса на нефть в 2020 году

В связи с этим в Казахстане могут сократить объемы добычи

Фото: Shutterstock

Замедление экономики Китая из-за коронавируса в январе привело к падению спроса на нефть, а потом и снижению ее стоимости на 20%, или до $55 за баррель. ОПЕК призывает страны-производители сократить объемы добычи нефти, чтобы избежать переизбытка предложения и дальнейшего падения цен.

Вспышка коронавируса (Covid-19) в Китае и последовавшее за ней снижение экономической активности в этой стране оказали существенное влияние на спрос и цены на углеводородное сырье. Стоимость нефти марки Brent упала примерно на $10 за 1 баррель, или на 20%, до уровня ниже $55, сообщает Международное энергетическое агентство (МЭА) в своем февральском отчете. Еще до эпидемии вируса рынок был обеспокоен переизбытком предложения в 1 млн баррелей в сутки, которое прогнозировалось в первой половине 2020 года из-за продолжающегося роста добычи в США, Бразилии, Канаде и Норвегии. Даже угрозы безопасности поставок, например, из-за напряженностей в Ираке, падения добычи нефти в Ливии (из-за войны) на 1 млн баррелей в сутки и форс-мажорные обстоятельства, объявленные для некоторых нигерийских грузов, не повлияли на рост цен.

Ожидается, что в I квартале 2020 года спрос сократится на 435 тыс. баррелей в день, и это станет первым квартальным сокращением за последние 10 лет. Исходя из сложившейся ситуации, МЭА решило снизить прогноз роста спроса на нефть в 2020 году до 825 тыс. баррелей в день, самого низкого уровня с 2011 года.

«Эпидемия атипичной пневмонии, произошедшая в 2003 году, широко используется в качестве ориентира для анализа Covid-19, хотя Китай с тех пор сильно изменился», – поясняют эксперты агентства.

Если в 2003-м спрос на нефть в Поднебесной составлял 5,7 млн баррелей в сутки, то к 2019 году он вырос более чем в два раза – до 13,7 млн, что равнозначно 14% от общемирового объема потребления.

В прошлом году на долю этой страны пришлось более трех четвертей роста мирового спроса на нефть. 

Еще до кризиса Covid-19 прогнозировалось, что баланс спроса и предложения восстановится во второй половине текущего года. Этому должны были способствовать сокращения производства, осуществленные в начале года членами ОПЕК и странами-экспортерами нефти, не входящими в картель, а также ожидаемый рост спроса. Теперь же из-за влияния коронавируса, по мнению МЭА, производители (ОПЕК и другие страны) вынуждены будут принять решение о дополнительном сокращении добычи нефти на 0,6 млн баррелей в сутки в качестве чрезвычайной меры сверх 1,7 млн баррелей в сутки, которая действует до апреля 2020 года.

По итогам внеочередного заседания Объединенного технического комитета ОПЕК, прошедшего 4–6 февраля в Вене, картель предложил продлить срок действия соглашения до конца года. Рекомендации основаны на снижении спроса на нефть, которое произошло из-за эпидемии коронавируса. Министр энергетики Алжира и президент конференции ОПЕК Мохамед Аркаб отметил, что эпидемия оказывает негативное влияние на экономическую деятельность, особенно на транспорт, туризм и промышленность, в первую очередь в Китае, а также все чаще в азиатском регионе и постепенно в мире. Он считает, что корректировка объемов добычи в интересах всех стран-производителей нефти: как членов ОПЕК, так и стран, не входящих в организацию.

Напомним, что в рамках договоренностей с картелем нынешний уровень добычи нефти в Казахстане составляет 1,84 млн баррелей в сутки. В Министерстве энергетики РК не исключают, что этот объем может быть пересмотрен в сторону сокращения. Решение будет принято по итогам министерской встречи ОПЕК, которая состоится в конце февраля или начале марта этого года.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

drweb_ESS_kursiv.gif