Перейти к основному содержанию

bavaria_x6_1200x120.gif


10785 просмотров

Почему Казахстан не может полностью отказаться от российского бензина?

По прогнозам экспертов, через три-четыре года модернизированные казахстанские НПЗ опять перестанут самостоятельно справляться с потребностями внутреннего рынка

В середине августа Казахстан введет временный запрет на экспортные поставки российского бензина железнодорожным транспортом сроком на три месяца. Об этом во вторник сообщил вице-министр энергетики Болат Акчулаков. Это связано с переизбытком запасов ГСМ, произведенных на собственных заводах. Однако закрывать бензиновую тропинку из России полностью минэнерго пока не рискует: по прогнозам экспертов, через три-четыре года модернизированные казахстанские НПЗ опять перестанут самостоятельно справляться с потребностями внутреннего рынка.

Начиная с 2015 года, когда было заключено соглашение с Российской Федерацией об объемах беспошлинных поставок ГСМ в Казахстан, ежегодные импортные поставки бензина переваливали за миллион тонн. Такая зависимость остро сказалась осенью прошлого года, когда из-за разницы в ценах импорт российского бензина резко сократился, и на заправках образовался дефицит АИ-92, самого ходового вида высокооктанового топлива в Казахстане. Ситуация усугубилась несвоевременным ремонтом мощностей Павлодарского завода. Последовали оргвыводы – со своих постов были сняты вице-министр энергетики Асет Магауов и заместитель председателя правления национальной компании «КазМунайГаз» Данияр Берлибаев.

При этом президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, комментируя тогда ситуацию с дефицитом «девяносто второго», назвал действия минэнерго «головотяпством», поскольку фактически одновременно на ремонт встали сразу два завода, а цены на бензин в России взлетели вверх – и реализовывать российские партии бензина в Казахстане было просто нерентабельно. Спустя год в стране складывается противоположная ситуация: профицит бензина привел к тому, что минэнерго инициировало запрет на экспорт его из России железнодорожным транспортом, поскольку дополнительные поставки АИ-92 из соседней страны могут вызвать проблемы со сбытом у отечественных производителей и привести к сбою циклов внутреннего производства.

«У нас сегодня в стране после завершения модернизации основных заводов наблюдается переизбыток бензина, в основном АИ-92, – сказал 7 августа Акчулаков на брифинге. – Да и по цене видно (наличие избытков топлива. – «Къ»): цена не растет, даже становится ниже прошлогоднего декабрьского уровня», – добавил он.

По данным рейтинга Международного агентства Global Petroleum Prices, средняя стоимость литра АИ-92 в Казахстане по состоянию на 30 июля этого года составляла 155,8 тенге против 157–158 тенге за литр в декабре 2017 года. Так что определенные, приятные для потребителя, признаки «затоварки» действительно имеются. Другое дело, что масштабы этого профицита кажутся не такими уж и катастрофическими с точки зрения угрозы внутреннему производству: по данным министерства энергетики, по состоянию на 6 августа запасы бензина АИ-92 составляют 347,9 тыс. тонн, в том числе 299,7 тыс. тонн на нефтебазах республики.

По оценке экспертов, это примерно 30-дневный запас с точки зрения внутреннего потребления. При этом в настоящее время на 15 суток приостановил свою работу Павлодарский завод, то есть в первой половине августа он восполнять этот запас не будет – и тем не менее, Казахстан все же вводит запрет на экспорт бензина из России.

«Приказ (о введении запрета. – «Къ») сейчас находится на согласовании в регистрации в министерстве юстиции, я ожидаю, что он выйдет ближе к 10 августа, спустя 10 дней после выхода он вступит в силу», – сказал вице-министр.

Отметим, что речь идет о запрете поставок именно железнодорожным транспортом – именно по железной дороге производятся самые значительные по объемам поставки ГСМ, то есть завоз в приграничные с Россией области Казахстана российского бензина в автоцистернах никто не запрещает. Одновременно в министерстве энергетики Казахстана подчеркивают, что нынешний запрет не означает, что Астана отказывается от возможности в последующем восполнять возможный дефицит ГСМ за счет российских поставок.

«Имея примерный объем дефицита в 10%, все-таки сохранять уровень импорта нам нужно до того момента, пока мы не перейдем на полный цикл, – пояснил представитель минэнерго. – В этом году нам, наверное, придется сохранить определенный объем импорта, чтобы иметь запас. Если резко увеличится потребление, мы должны иметь коридор, откуда срочно можно будет завезти топливо», – добавил он.

Для российских производителей введение запрета на ввоз в Казахстан бензина новостью не стало, поскольку такой механизм предусмотрен двусторонним соглашением между Казахстаном и Россией в рамках Евразийского экономического союза и при принятии этого решения нынешним летом обсуждался с российскими властями. Более того, российские власти как раз этот трехмесячный запрет, по его мнению, восприняли позитивно.

«Российских коллег предупредили, и они не против, и не расценивают это, как ограничение. Наоборот, они счастливы, что смогут эти объемы нефтепродуктов продать на третьи рынки, взимая пошлину, что еще выгоднее», – прокомментировал Акчулаков реакцию российских властей.

Отметим, что сохранить налаженные бензиновые потоки из России необходимо еще и потому, что нынешние возможности трех модернизированных НПЗ, повысивших мощность переработки сырья с 13,8 до 16,5 млн тонн, позволят полностью (или почти полностью) обеспечивать внутренние потребности в течение 3–4 лет, а затем вновь встанет вопрос о необходимости временного экспорта – хотя бы на время строительства четвертого крупного нефтеперерабатывающего завода.

Впрочем, сейчас перед министерством энергетики стоит другая проблема – куда девать производимый в стране бензин. Поскольку, по оценке министра энергетики Казахстана Каната Бозумбаева, при нынешних уровнях загрузки НПЗ к октябрю уровень запасов повысится с месячного объема потребления в 340 с лишним тыс. тонн до двухмесячного объема – свыше 640 тыс. тонн. А это уже грозит остановкой внутреннего производства: выход в минэнерго видят в экспорте излишков в соседние страны.

Планы по экспорту у Казахстана имеются значительные: в июне этого года заместитель председателя правления по транспортировке, переработке и маркетингу нефти АО НК «КазМунайГаз» Данияр Тиесов заявлял, что к концу 2018 года Казахстан может суммарно экспортировать 300–400 тыс. тонн бензина, а в 2019 году, если объемы загрузки заводов будут соответствовать заявленным планам, экспорт составит 1–1,2 млн тонн бензина. Но здесь проблема состоит в том, что Астане нужно не только заключить межправительственные соглашения по налаживанию экспорта с потенциальными потребителями своего ГСМ (Кыргызстаном, Узбекистаном и Таджикистаном), но и согласовать экспортный вопрос с Россией.

Дело в том, что беспошлинные поставки российского бензина в Казахстан предусматривают запрет на экспорт нефтепродуктов самим Казахстаном, поскольку российские партнеры опасаются реэкспорта своей продукции. И как теперь будет налаживаться этот торговый баланс в ситуации, когда казахстанский рынок является то дефицитным, то профицитным предположить достаточно сложно. Ведь, как уже говорилось выше, через время мы снова можем вернуться к импорту бензина из России, и тогда россияне вновь могут поставить вопрос о возможности реэкспорта получаемого Казахстаном беспошлинного бензина в третьи страны. А эти самые третьи страны наверняка хотели бы наладить поставки бензина на длительный период, а не на два-три года избытка его в Казахстане.

Фото: Shutterstock.com / NWM


359 просмотров

Новые министерства придадут импульс нефтедобывающей отрасли

Как считают эксперты, создание профильных министерств в целом является позитивным трендом, направленным на увеличение темпов роста национальной экономики

Фото: Reuters

С июня в Казахстане заработали два новых ведомства, созданные по указу президента Касым-Жомарта Токаева: Министерство торговли и интеграции, а также Министерство экологии, геологии и природных ресурсов.

Эксперты утверждают, что решение об их создании направлено на дальнейшую модернизацию и повышение эффективности системы госуправления в экономике. Оно обусловлено рядом объективных рыночных факторов – прежде всего, ростом производительности в соответствующих отраслях экономики. 

К примеру, после завершения ремонтных работ на месторождении Кашаган в казахстанском секторе шельфа Каспийского моря (оператор – СОК NCOC, в состав которой входят AgipCaspian Sea B.V. – 16,8%, KMG Kashagan B.V. –16,87%, французская Total EP Kazakhstan – 16,8%, американская ExxonMobil Kazakhstan Inc. – 16,8%, англо-голландская Shell Kazakhstan Development B.V. – 16,8%, китайская CNPC – 8,33%, японская Inpex – 7,56%) была достигнута промежуточная полка добычи в 400 тыс. б/с. При этом на дальнейших этапах разработки ожидается значительное увеличение нынешних показателей. Средние показатели до ремонта – 330–340 тыс. б/с.

В кулуарах Форума будущих лидеров в Санкт-Петербурге глава Минэнерго Казахстана Канат Бозумбаев сообщил, что добыча на Кашагане может вырасти еще больше: «Мы надеемся, что до конца года будет достигнута полка в 420 тыс. баррелей в сутки».

В июне «КазМунайГаз» и ЛУКОЙЛ согласовали условия сотрудничества и выразили готовность к совместной реализации проекта «I-P-2» в казахстанском секторе Каспийского моря. Ранее стороны подписали контракт на разведку и добычу углеводородного сырья на участке «Женис».

ЛУКОЙЛ активно вовлечен в развитие ряда месторождений в стране, включая Карачаганак, Кумколь и Тенгиз. Дальнейшее расширение сотрудничества свидетельствует о высоком уровне взаимного доверия сторон. 

Значительными темпами развивается и горнодобывающая промышленность – началась разработка управляемого Tin One Mining крупнейшего в Центральной Азии и единственного в Казахстане оловянного месторождения Сырымбет.

На второе полугодие 2019 года Русской медной компанией (РМК) запланирован ввод в эксплуатацию подземного медного рудника в Актюбинской области, мощность которого может составить 500 тыс. тонн руды в год. 

Учитывая ряд крупных приоритетных проектов для развития национальной экономики, связанных с природопользованием, создание новых регулирующих структур было вопросом времени. При этом перед министерствами поставлена серьезная задача по обеспечению стабилизации и устойчивого развития экспортных потоков. По итогам 4 месяцев 2019 года доля нефти в структуре национального экспорта составила 56,7%. Совокупная доля полезных ископаемых превышает 70%. 

Учитывая устойчивый спрос на нефтегазовый экспорт, в июле Казахстан может начать поставки бензина в Киргизию, ведутся переговоры о возможности поставки нефти в Беларусь – эффективность сектора разведки и добычи напрямую зависит от внутриполитической стабильности и прозрачного взаимодействия с ключевыми игроками внутреннего рынка. 

Первой проверкой на прочность станут плановые ремонтные работы на Тенгизском (42 дня) и Карачаганакском (28 дней) месторождениях. Тенгиз, Карачаганак и Кашаган совокупно дают до 75% национальной добычи. По словам Каната Бозумбаева, окончание ремонтных работ на Кашагане на 10 дней раньше срока позволит добыть на 3 млн баррелей больше годовых запланированных объемов. При этом Италия, основной импортер казахстанской нефти, за первые четыре месяца 2019 года получила на 16% меньше продукта, чем за аналогичный период годом ранее. 

Таким образом, плотное сотрудничество государства и бизнеса в рамках запланированных на вторую половину года работ на Тенгизе и Карачаганаке может стать значительным подспорьем для балансирования экспортных показателей. 

Создание профильных министерств в целом является позитивным трендом, направленным на увеличение темпов роста национальной экономики, – так считают эксперты. Реальная эффективность новых органов исполнительной власти станет очевидной уже в ближайшее время.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Депозиты в какой валюте вы предпочитаете?

Варианты

d1fHAmG5BPI.jpg

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций