Перейти к основному содержанию


9958 просмотров

Почему Казахстан не может полностью отказаться от российского бензина?

По прогнозам экспертов, через три-четыре года модернизированные казахстанские НПЗ опять перестанут самостоятельно справляться с потребностями внутреннего рынка

В середине августа Казахстан введет временный запрет на экспортные поставки российского бензина железнодорожным транспортом сроком на три месяца. Об этом во вторник сообщил вице-министр энергетики Болат Акчулаков. Это связано с переизбытком запасов ГСМ, произведенных на собственных заводах. Однако закрывать бензиновую тропинку из России полностью минэнерго пока не рискует: по прогнозам экспертов, через три-четыре года модернизированные казахстанские НПЗ опять перестанут самостоятельно справляться с потребностями внутреннего рынка.

Начиная с 2015 года, когда было заключено соглашение с Российской Федерацией об объемах беспошлинных поставок ГСМ в Казахстан, ежегодные импортные поставки бензина переваливали за миллион тонн. Такая зависимость остро сказалась осенью прошлого года, когда из-за разницы в ценах импорт российского бензина резко сократился, и на заправках образовался дефицит АИ-92, самого ходового вида высокооктанового топлива в Казахстане. Ситуация усугубилась несвоевременным ремонтом мощностей Павлодарского завода. Последовали оргвыводы – со своих постов были сняты вице-министр энергетики Асет Магауов и заместитель председателя правления национальной компании «КазМунайГаз» Данияр Берлибаев.

При этом президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, комментируя тогда ситуацию с дефицитом «девяносто второго», назвал действия минэнерго «головотяпством», поскольку фактически одновременно на ремонт встали сразу два завода, а цены на бензин в России взлетели вверх – и реализовывать российские партии бензина в Казахстане было просто нерентабельно. Спустя год в стране складывается противоположная ситуация: профицит бензина привел к тому, что минэнерго инициировало запрет на экспорт его из России железнодорожным транспортом, поскольку дополнительные поставки АИ-92 из соседней страны могут вызвать проблемы со сбытом у отечественных производителей и привести к сбою циклов внутреннего производства.

«У нас сегодня в стране после завершения модернизации основных заводов наблюдается переизбыток бензина, в основном АИ-92, – сказал 7 августа Акчулаков на брифинге. – Да и по цене видно (наличие избытков топлива. – «Къ»): цена не растет, даже становится ниже прошлогоднего декабрьского уровня», – добавил он.

По данным рейтинга Международного агентства Global Petroleum Prices, средняя стоимость литра АИ-92 в Казахстане по состоянию на 30 июля этого года составляла 155,8 тенге против 157–158 тенге за литр в декабре 2017 года. Так что определенные, приятные для потребителя, признаки «затоварки» действительно имеются. Другое дело, что масштабы этого профицита кажутся не такими уж и катастрофическими с точки зрения угрозы внутреннему производству: по данным министерства энергетики, по состоянию на 6 августа запасы бензина АИ-92 составляют 347,9 тыс. тонн, в том числе 299,7 тыс. тонн на нефтебазах республики.

По оценке экспертов, это примерно 30-дневный запас с точки зрения внутреннего потребления. При этом в настоящее время на 15 суток приостановил свою работу Павлодарский завод, то есть в первой половине августа он восполнять этот запас не будет – и тем не менее, Казахстан все же вводит запрет на экспорт бензина из России.

«Приказ (о введении запрета. – «Къ») сейчас находится на согласовании в регистрации в министерстве юстиции, я ожидаю, что он выйдет ближе к 10 августа, спустя 10 дней после выхода он вступит в силу», – сказал вице-министр.

Отметим, что речь идет о запрете поставок именно железнодорожным транспортом – именно по железной дороге производятся самые значительные по объемам поставки ГСМ, то есть завоз в приграничные с Россией области Казахстана российского бензина в автоцистернах никто не запрещает. Одновременно в министерстве энергетики Казахстана подчеркивают, что нынешний запрет не означает, что Астана отказывается от возможности в последующем восполнять возможный дефицит ГСМ за счет российских поставок.

«Имея примерный объем дефицита в 10%, все-таки сохранять уровень импорта нам нужно до того момента, пока мы не перейдем на полный цикл, – пояснил представитель минэнерго. – В этом году нам, наверное, придется сохранить определенный объем импорта, чтобы иметь запас. Если резко увеличится потребление, мы должны иметь коридор, откуда срочно можно будет завезти топливо», – добавил он.

Для российских производителей введение запрета на ввоз в Казахстан бензина новостью не стало, поскольку такой механизм предусмотрен двусторонним соглашением между Казахстаном и Россией в рамках Евразийского экономического союза и при принятии этого решения нынешним летом обсуждался с российскими властями. Более того, российские власти как раз этот трехмесячный запрет, по его мнению, восприняли позитивно.

«Российских коллег предупредили, и они не против, и не расценивают это, как ограничение. Наоборот, они счастливы, что смогут эти объемы нефтепродуктов продать на третьи рынки, взимая пошлину, что еще выгоднее», – прокомментировал Акчулаков реакцию российских властей.

Отметим, что сохранить налаженные бензиновые потоки из России необходимо еще и потому, что нынешние возможности трех модернизированных НПЗ, повысивших мощность переработки сырья с 13,8 до 16,5 млн тонн, позволят полностью (или почти полностью) обеспечивать внутренние потребности в течение 3–4 лет, а затем вновь встанет вопрос о необходимости временного экспорта – хотя бы на время строительства четвертого крупного нефтеперерабатывающего завода.

Впрочем, сейчас перед министерством энергетики стоит другая проблема – куда девать производимый в стране бензин. Поскольку, по оценке министра энергетики Казахстана Каната Бозумбаева, при нынешних уровнях загрузки НПЗ к октябрю уровень запасов повысится с месячного объема потребления в 340 с лишним тыс. тонн до двухмесячного объема – свыше 640 тыс. тонн. А это уже грозит остановкой внутреннего производства: выход в минэнерго видят в экспорте излишков в соседние страны.

Планы по экспорту у Казахстана имеются значительные: в июне этого года заместитель председателя правления по транспортировке, переработке и маркетингу нефти АО НК «КазМунайГаз» Данияр Тиесов заявлял, что к концу 2018 года Казахстан может суммарно экспортировать 300–400 тыс. тонн бензина, а в 2019 году, если объемы загрузки заводов будут соответствовать заявленным планам, экспорт составит 1–1,2 млн тонн бензина. Но здесь проблема состоит в том, что Астане нужно не только заключить межправительственные соглашения по налаживанию экспорта с потенциальными потребителями своего ГСМ (Кыргызстаном, Узбекистаном и Таджикистаном), но и согласовать экспортный вопрос с Россией.

Дело в том, что беспошлинные поставки российского бензина в Казахстан предусматривают запрет на экспорт нефтепродуктов самим Казахстаном, поскольку российские партнеры опасаются реэкспорта своей продукции. И как теперь будет налаживаться этот торговый баланс в ситуации, когда казахстанский рынок является то дефицитным, то профицитным предположить достаточно сложно. Ведь, как уже говорилось выше, через время мы снова можем вернуться к импорту бензина из России, и тогда россияне вновь могут поставить вопрос о возможности реэкспорта получаемого Казахстаном беспошлинного бензина в третьи страны. А эти самые третьи страны наверняка хотели бы наладить поставки бензина на длительный период, а не на два-три года избытка его в Казахстане.

Фото: Shutterstock.com / NWM


804 просмотра

Казахстан готовится начать экспорт бензина в Кыргызстан

В начале октября Казахстан и Россия подписали протокол о внесении изменений в соглашение, которые касаются снятия эмбарго на поставки казахстанского бензина в страны СНГ

Фото: shutterstock.com

Министерство энергетики РК планирует подписать с Кыргызстаном соглашение о начале экспорта бензина из РК в КР, сообщил глава МЭ РК Канат Бозумбаев.

«Через неделю подпишем, через неделю поедем на переговоры. Мы послали текст, они нам сказали через неделю давайте», - сообщил министр. Также, по его словам, Казахстан планирует начать экспорт бензина в соседние страны в ноябре 2018 года.

В начале октября Казахстан и Россия подписали протокол о внесении изменений в соглашение, которые касаются снятия эмбарго на поставки казахстанского бензина в страны СНГ.

Согласно данному межправительственному соглашению в Казахстане действует запрет на экспорт светлых нефтепродуктов, который должен был продлиться до 1 января 2019 года.

Республика планирует подписать соглашение со странами ЦА, в котором будут прописаны объёмы поставок для каждой страны-импортёра казахстанского бензина. Это необходимо, чтобы избежать перетока нефтепродуктов на рынки, где стоимость ГСМ выше, чем на внутреннем рынке Казахстана.

Зампред правления по транспортировке, переработке и маркетингу нефти нацкомпании «КазМунайГаз» Данияр Тиесов сообщал, что Казахстан может экспортировать 300-400 тыс. тонн бензина до конца 2018 года и 1,2 млн тонн в 2019 году.

«Нам нужно подписать все необходимые межправительственные документы с сопредельными странами, это занимает время, и мы думаем, что с осени этого года мы сможем спокойно экспортировать эту продукцию, прежде всего в близлежащие страны - это Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан. На сегодняшний момент мы понимаем так, что наш продукт дешевле, чем поставлять из России продукцию в Киргизию и Узбекистан, прежде всего за счет транспортного плеча. Мы думаем, что будем конкурентоспособны на этих рынках», - отмечал Тиесов, пишет ИА Интерфакс.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Как Вы думаете, стоит ли разрешить казахстанцам пользоваться своими пенсионными накоплениями до выхода на пенсию?

Варианты

acb-deposit-kursive20-400.jpg

kvn_240x400_kursiv.jpg

Цифра дня

42,155
долларовых миллионеров
насчитывается в мире, по данным Global Wealth Report от Credit Suisse

Цитата дня

В нашей концепции использования ядерного оружия нет превентивного удара... Когда мы убеждаемся, что атака идет на территорию России, мы наносим ответный удар... Агрессор должен знать, что возмездие неизбежно. Ну, а мы как мученики попадем в рай, а они просто сдохнут, потому что даже раскаяться не успеют

Владимир Путин
Президент Российской Федерации

Спецпроекты

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций

Home Credit Bank

Home Credit Bank