Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


9226 просмотров

Казахстанские нефтепереработчики хотят равных условий с российскими коллегами

В KAZENERGY предлагают поднять ставки акциза на импортный бензин до уровня акциза на производство бензина - с 4500 тенге до 10500 тенге за тонну

Казахстанские нефтепереработчики хотят равных условий с российскими коллегами

Казахстанские нефтепереработчики хотят равных условий с российскими коллегами

Сопоставимые ставки акцизов на бензин и дизтопливо, произведенное в Казахстане и за рубежом, предлагают ввести в Ассоциации KAZENERGY. Это может привести к росту доходов казахстанских нефтепереработчиков. А для привлечения интереса к поставкам нефти на внутренний рынок предлагается продолжить комплекс мер по выравниванию внутренних цен на сырую нефть для отечественных потребителей с экспортными.

В KAZENERGY предлагают поднять ставки акциза на импортный бензин до уровня акциза на производство бензина - с 4500 тенге до 10500 тенге за тонну, а также поднять акциз на импортное дизельное топливо до средневзвешенного уровня - с 540 тенге до 4500 тенгеза тонну. Генеральный директор KAZENERGY (ранее вице-министр энергетики) Асет Магауов считает необходимым изменить ситуацию, когда ставки акцизов на бензин и дизтопливо, произведенное на российских и казахстанских НПЗ, разнятся кратно.

«Есть определенные вопросы по регулированию акцизов на нефтепродукты. У нас неравные условия для отечественных производителей нефтепродуктов по сравнению с импортными поставками. Мы хотим, чтобы были одинаковые ставки на эти акцизы», - сказал он на брифинге для представителей дипломатического корпуса в министерстве иностранных дел РК.

Возможные варианты изменения ставок акциза на бензин уже активно обсуждаются между министерствами энергетики и национальной экономики, сообщил он «Къ». «Я думаю, что в ближайший квартал это может решиться. Сейчас идет обсуждение. Сейчас, на российский (бензин – Къ), когда он к нам заходит, 4500 тенге – наш 10500 тенге. Соответственно, Минэкономики должно провести расчеты на каком уровне сделать: или средневзвешенную сделать, или нашу опустить до российского, разные варианты возможны», - сказал глава KAZENERGY.

Вместе с тем, эффект влияния на розничные цены на бензин в Казахстане будет невелик.

«Если будет (акциз) 6000 тенге на тонну – это где-то 5 тенге на литр. Он уплачивается непосредственно сразу на заводе. Но если мы снизим до российского уровня, то цены не изменятся, потому что российский бензин свободно заходит на наш рынок. Сейчас получается эту разницу платят нефтяники со своего кармана. Мы продаем на пистолете по цене российского, а 6000 тенге с цены (за тонну – Къ) нефти изымается», - отметил Асет Магауов.

В июне остатки бензина в республике составляли порядка 300 тыс. тонн, поэтому выход модернизированных казахстанских НПЗ на проектную мощность при отсутствии пока экспорта бензина (запрет на экспорт ГСМ действует до 1 января 2019 года) делает борьбу за отечественного клиента более ожесточенной. Речь идет не только о выравнивании акцизов, но и введении временного запрета на ввоз ГСМ из РФ железнодорожным транспортом. В настоящее время данный процесс инициирован министерством энергетики. Предполагается, что это позволит распродать имеющиеся остатки отечественного бензина и раскачать его выпуск на НПЗ.

С дизтопливом ситуация сложнее, поскольку в настоящее время наблюдается сезонный рост цен. К примеру, на АЗС «КазМунайГаз» стоимость литра дизтоплива составляет 185 тенге, что почти равно стоимости литра Аи-98 – 189 тенге.

Асет Магауов ожидает, что выпуск дизтоплива с завершением модернизации НПЗ увеличится.

«АНПЗ (Атырауский НПЗ – Къ) выйдет на каткрекинг, они сейчас заканчивают и должны нарастить объемы дизтоплива. Шымкентский нефтеперерабатывающий (завод – Къ) тоже недавно закончил», - сказал он, напомнив, что больших остатков дизтоплива в стране нет.

Решение вопроса с разными ставками акциза приведет к тому, что закупочная цена нефти на внутреннем рынке может увеличиться. Нефтяники пытаются создать условия, при которых цена на нефть на казахстанских НПЗ была бы конкурентоспособна с экспортными направлениями.

В частности, предлагается выровнять ставки экспортной таможенной пошлины на светлые нефтепродукты в РК и РФ путем введения коэффициента 0,5-0,6 к ставке экспортной таможенной пошлины (ЭТП) на нефть.

В прошлом году была проведена работа по снижению экспортных таможенных пошлин на битум (до 15 евро/т), на мазут (до 30 долларов США/т), а также были отменены льготные поставки дизтоплива для сельского хозяйства, отопительного мазута для коммунальных предприятий. Переход таких поставок на рыночные цены ведет к росту стоимости нефти для казахстанских потребителей.

«Соответственно, мы видим рост цен на поставки нефти на наши заводы. Если цена на экспорт выросла в долларовом эквиваленте на 25%, то цена поставки нефти на наши заводы выросла на 47% в долларовом эквиваленте, то есть мы видим, что разница между внутренними ценами на нефть и экспортными снижается», - сказал Асет Магауов.

С завершением модернизации казахстанских НПЗ увеличится выход светлых нефтепродуктов, что, соответственно, также создает предпосылки для более высоких закупочных цен на нефть.

Ранее АО «Разведка Добыча «КазМунайГаз» сообщала, что АО «Озенмунайгаз» и АО «Эмбамунайгаз» в 2018 году поставят примерно 36% от общего объема продаж или 3 млн тонн нефти (60 тыс. баррелей в сутки) напрямую на Атырауский НПЗ и на Павлодарский нефтехимический завод для последующей переработки и реализации нефтепродуктов в соответствии со схемой самостоятельного процессинга нефти, действующей с апреля 2016 года.

Из них на АНПЗ будет поставлено 1,9 млн тонн нефти (38 тыс. баррелей в сутки) и на ПНХЗ будет поставлено 1,1 млн тонн (22 тыс. баррелей в сутки). Чистая выручка от продажи нефтепродуктов (за вычетом всех расходов, связанных с процессингом и реализацией, в 2018 году планируется в размере 62 616 тенге за тонну нефти на АНПЗ и 65 072 тенге за тонну нефти на ПНХЗ. При этом выручка от продажи зависит от конъюнктуры рынка нефтепродуктов (кроме регулируемого государством бензина Аи-80) и корзины выхода нефтепродуктов на НПЗ.


1468 просмотров

Что происходит на рынке ферросплавов в Казахстане

Выяснял «Курсив»

Фото: Shutterstock.com

Ферросплавы используются в мире повсеместно. Это элементы, которые повышают качество металлоконструкций при промышленном и гражданском строительстве, применяются при прокладке новых железных дорог, при производстве высокоточных хирургических инструментов, при возведении мостов и туннелей, создании самолетов и автомобилей. Что сегодня происходит на рынке ферросплавов в Казахстане, выяснял «Курсив».

Около 200 т ферромарганца выпускает в месяц ТОО «Стекло К». Это небольшие объемы даже в масштабах страны. Так, металлургический завод в Таразе производит около 1000–1200 т ферросиликомарганца в месяц. Но в Казахстане есть и такие крупные предприятия, как: Аксуский завод ферросплавов – филиал АО «Транснациональная компания «Казхром», входящего в состав Евразийской Группы (ERG); Актюбинский завод ферросплавов и Темиртауский электрометаллургический комбинат, занимающийся добычей марганцевой руды и известняка и производством из них ферросплавов и карбида кальция. В июне текущего года в Караганде был открыт завод по производству высокомарочного ферросилиция (FeSi75), который является одним из важнейших элементов при производстве и легировании стали.

Согласно данным Комитета по статистике Министерства национальной экономики РК, производство ферросплавов в Казахстане в январе-августе 2019 года составило 1,5 млн т. По данным МНЭ за 2018 год, производство ферросплавов в январе-июне составило 1,014 млн т и выросло на 4,5% по сравнению с аналогичным показателем 2017 года. 

И юг не лыком шит

Казахстанские металлургические заводы-гиганты по сути являются прямыми конкурентами компании «Стекло К». Но у них другие, несопоставимые с шымкентским ТОО, масштабы. О плюсах и минусах производства рассказал «Курсиву» директор завода ферросплавов Хондамир Юлдашев.

«В Шымкенте четыре металлургических завода: «Феррум Втор», ТОО «Shymkent Temir», ТОО «АМИР-А», ТОО «Гермес». И каждый из них, с 2018 года и по сегодняшний день, увеличил выпуск продукции вдвое. Все изготавливают блюм, катанку, арматуру, уголки. Из этих четырех заводов двум мы поставляем свой продукт. Два других у нас покупают ферросплавы периодически, предпочитая завозить их из Китая. Сейчас они уже ставят собственные печи по производству ферросплавов. Но мне рынка хватает. Готовую продукцию мы продаем в Павлодар и на север Казахстана, крупным заводам. Также экспортируем в Узбекистан, Кыргызстан», – рассказал Хондамир Юлдашев. 

По его мнению, в небольших размерах завода есть свои положительные стороны. Можно быть более маневренным, гибким, быстрее реагировать на изменения рынка.

«Крупные заводы ставят цену в 520 тыс. тенге за тонну, я могу снизить ценовую планку до 490 тыс. тенге. Потому что я вижу, что зарабатываю на этом. А у больших предприятий много издержек. Гибкие цены привлекают ко мне покупателей», – делится глава предприятия.

Сегодня его завод производит два продукта – ферросиликомарганец и ферромарганец. Последний продается по 540 тыс. тенге за тонну. Для сравнения: на рынках ЕС цена ферромарганца 78% (Mn в/у) на 27 августа 2019 года составляла $1056–1089 за тонну; на рынке КНР – $1035–1063 за тонну; в экспорт из РФ – $979 за тонну.

«Даже Россия с ее мощностями дает цену выше. Большому заводу, чтобы перейти с одного вида продукта на другой, требуется два-три дня и значительные средства. Это сотни тысяч и миллионы долларов потерь. Я же перехожу с производства одного сплава на другой в течение полусуток. Без брака», – говорит глава ТОО «Стекло К». 

Кадры решают все

По словам Хондамира Юлдашева, при строительстве металлургического предприятия руководство компании столкнулось с кадровой проблемой.

«В Шымкенте нет специалистов-ферросплавщиков. Есть металлурги, свинцевики, а других – нет. На предприятии «Таукент Темир» нашел украинского специалиста, которого и переманил к себе. Сейчас он у нас главный технолог, обучил и воспитал 70 человек – плавильщиков, горновых, механиков. Этот человек пришел со своими идеями и знаниями, которые в совокупности и помогли снизить себестоимость конечного продукта», – делится опытом работы Хондамир Юлдашев.

По его словам, он готов платить молодым профессионалам среднюю заработную плату в размере 200 тыс. тенге. Возможно и больше, если работник окажется полезным компании. Но нехватка квалифицированных кадров, по словам Юлдашева, ощущается практически на всех позициях, начиная от рабочих плавильного цеха и заканчивая сбытом продукции.

«Не хватает грамотных специалистов с огнем в глазах. Пока мы заключили контракт со студентами кафедры металлургии ЮКГУ. Мы готовы дать им зарплату на 20% выше, чем у плавильщика без образования. Но после двух-трех посещений предприятия студенты, проходившие у нас производственную практику, переставали на нее ходить. Потому в планах у меня – обучить и воспитать своих специалистов», – рассказывает глава предприятия. 

Свой рынок

Потребность казахстанского рынка в ферросплавах, по оценке экспертов, около 100 тыс. т в год. На производство ферросплавов сильное влияние оказывает мировая конъюнктура. В 1996 году Казахстан выпускал более полумиллиона тонн ферросплавов, однако спустя два десятка лет объем произведенных в 2016 году ферросплавов в натуральном выражении составил 1 816,2 тыс. т, что на 4,3% больше, чем в 2015 году. Это увеличение обусловлено ростом производства ферросиликохрома на 26,6%, до 94,5 тыс. т, и феррохрома на 7,8%, до 1 525,2 тыс. т. Объем производства ферросиликомарганца, напротив, сократился на 23,3%, до 125,9 тыс. т. 

По данным аналитика АО «Рейтинговое агентство «РФЦА» Айгерим Медетбековой, за девять месяцев 2017 года объем производства черной металлургии вырос по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 39%, достигнув уровня в 1127,5 млрд тенге. Рост был обусловлен увеличением объемов производства почти по всем продуктам черной металлургии, включая ферросплавы. Объем их производства за три квартала 2018 года вырос на 8,8%, составив 1454,4 тыс. т, за счет увеличения производства ферросиликомарганца на 10,1%, до 101,1 тыс. т и феррохрома на 9,5%, до 1227,2 тыс. т.

Из всех видов ферросплавов, производимых в Казахстане, наибольшую долю в 2017 году занимал феррохром – 84%. Для сравнения: доля этого вида продукции в 2015 году составляла 81,2%.

«Производство других сплавов, в частности ферросиликомарганца и ферросиликохрома, значительно уступает производству феррохрома, однако их доли в структуре производства выделяются на фоне остальных видов ферросплавов – 6,9% (2015 год – 9,4%) и 5,2% (2015 год – 4,3%), соответственно. Остальные ферросплавы занимают 3,9% (2015 год – 5,1%) от производства ферросплавов», – отмечала аналитик РФЦА. 

Взгляд с высоты

Казахстан играет заметную роль в мировом производстве и экспорте ферросплавов. Основным производителем компонентов металлургического производства в РК является ТНК «Казхром». В корпорацию входят три крупнейших казахстанских завода – Аксуский завод ферросплавов, АО «Феррохром», АО «Донской ГОК», суммарной мощностью более 1 тыс. MBA, 42 электропечами и возможностью выпуска более 1 млн т ферросплавов.

В планах «Казхрома» в ближайшие пять лет провести реновацию цеха № 6 Аксуского завода ферросплавов с улучшением ТЭП за счет применения предварительного подогрева шихты теплом от сжигания отходящих ферросплавных газов печи. Кроме того, планируется модернизация печи 43 на Аксуском заводе ферросплавов с переходом на технологию производства ферросиликохрома без использования кокса. «Казхром» запланировал также строительство утилизационной электростанции на ферросплавном газе на базе плавильного цеха № 4 Актюбинского завода ферросплавов.

Если говорить об экспортном потенциале ферросплавов, то он, с точки зрения казахстанских аналитиков, достаточно высок. В I квартале текущего года АО ТНК «Казхром» увеличило экспорт ферросплавов на 6,4%. По информации компании, в январе-марте 2019 года было экспортировало 404 тыс. т ферросплавов.

«В основном ферросплавы АО «ТНК «Казхром» импортируются ведущими производителями нержавеющей стали из Китая, Японии, США, стран Европейского союза и Юго-Восточной Азии», – уточняют в пресс-службе компании, отвечая на вопросы казахстанских СМИ.

В январе текущего года Украина импортировала из ряда стран 2,7 тыс. т ферросплавов на сумму $11,7 млн, в том числе из Казахстана (18,8%), Италии (40,2%), Китая (12,05%).

Согласно исследованиям агентства Energyprom.kz, за I квартал 2017 года в металлургической продукции экспорт металлопроката увеличился в 3,5 раза, экспорт ферросплавов – на 86%.

Очевидно, что главным экспортным продуктом РК по-прежнему остается нефть. Но в топ-3 также входят медь и ферросплавы, сообщает Energyprom.kz. Так, по данным МНЭ РК, в 2017 году было экспортировано 370,1 тыс. т на сумму $546,3 млн. В 2018 году – 410,1 тыс. т на сумму $579,3 млн. 

На перспективу

В ТОО «Стекло К» планируют построить еще один завод, но уже с объемом готовой продукции до 600 т в месяц. Совокупно на двух заводах будут производить 800 т ферросплавов в месяц.

«У меня стратегия. Мы планируем запустить марганцевую линейку, какую не производят нигде в Казахстане, России и даже в Украине. Большие заводы на это не идут, потому что это большие инвестиции и большие риски. Если крупные заводы ставят, к примеру, электропечи 63 МВт час, то я 6,3 МВт. Но при этом у меня будут работать четыре печи и выпускать всю линейку продукции. Печи небольшие, но их мы сможем использовать для получения сразу двух продуктов. Если заработают 10 печей, то получим 20 продуктов. Разных. Сможем полностью закрыть по спецметаллам казахстанский рынок. Будем выходить на Узбекистан, Россию, Иран. Цель нашей компании – быть уникальным ферросплавным заводом», – рассказывает Хондамир Юлдашев. 

Для снижения зависимости от поставщиков, уменьшения себестоимости конечного продукта, расширения ассортимента, компания получает лицензию на разработку своего месторождения марганца. 

Кстати, в апреле текущего года на очередной отраслевой конференции по металлургической отрасли, организованной промышленным блоком Евразийской экономической комиссии, было отмечено, что в рамках научно-технического и инновационного сотрудничества комиссия сформировала Евразийскую технологическую платформу «Технологии металлургии и новых материалов». Одно из направлений ее работы – совместное создание технологий производства комплексных ферросплавов и других инновационных технологий в металлургии. По словам заместителя директора департамента промышленной политики ЕЭК Тиграна Арутюняна, в ЕАЭС уже существуют примеры успешного двустороннего и многостороннего сотрудничества.

«Производители из России и Казахстана сотрудничают в производстве высокогерметичных резьбовых соединений для нефтегазовой отрасли; России, Казахстана и Кыргызстана – ферросплавов; Казахстана, Беларуси и Армении с Россией – металлопродукции высоких переделов», – рассказал Арутюнян.

chto-proiskhodit-na-rynke-ferrosplavov-v-kazahstane.png

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Цифра дня

64-е
место
занял Казахстан по скорости фиксированного интернета в мире

Цитата дня

Популизм – это политика посредственности. Я не раздаю пустых обещаний. Я - человек конкретных дел. Я буду твердо проводить в жизнь свою программу реформ.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций