Перейти к основному содержанию

bavaria_x6_1200x120.gif


8797 просмотров

Казахстанские нефтепереработчики хотят равных условий с российскими коллегами

В KAZENERGY предлагают поднять ставки акциза на импортный бензин до уровня акциза на производство бензина - с 4500 тенге до 10500 тенге за тонну

Сопоставимые ставки акцизов на бензин и дизтопливо, произведенное в Казахстане и за рубежом, предлагают ввести в Ассоциации KAZENERGY. Это может привести к росту доходов казахстанских нефтепереработчиков. А для привлечения интереса к поставкам нефти на внутренний рынок предлагается продолжить комплекс мер по выравниванию внутренних цен на сырую нефть для отечественных потребителей с экспортными.

В KAZENERGY предлагают поднять ставки акциза на импортный бензин до уровня акциза на производство бензина - с 4500 тенге до 10500 тенге за тонну, а также поднять акциз на импортное дизельное топливо до средневзвешенного уровня - с 540 тенге до 4500 тенгеза тонну. Генеральный директор KAZENERGY (ранее вице-министр энергетики) Асет Магауов считает необходимым изменить ситуацию, когда ставки акцизов на бензин и дизтопливо, произведенное на российских и казахстанских НПЗ, разнятся кратно.

«Есть определенные вопросы по регулированию акцизов на нефтепродукты. У нас неравные условия для отечественных производителей нефтепродуктов по сравнению с импортными поставками. Мы хотим, чтобы были одинаковые ставки на эти акцизы», - сказал он на брифинге для представителей дипломатического корпуса в министерстве иностранных дел РК.

Возможные варианты изменения ставок акциза на бензин уже активно обсуждаются между министерствами энергетики и национальной экономики, сообщил он «Къ». «Я думаю, что в ближайший квартал это может решиться. Сейчас идет обсуждение. Сейчас, на российский (бензин – Къ), когда он к нам заходит, 4500 тенге – наш 10500 тенге. Соответственно, Минэкономики должно провести расчеты на каком уровне сделать: или средневзвешенную сделать, или нашу опустить до российского, разные варианты возможны», - сказал глава KAZENERGY.

Вместе с тем, эффект влияния на розничные цены на бензин в Казахстане будет невелик.

«Если будет (акциз) 6000 тенге на тонну – это где-то 5 тенге на литр. Он уплачивается непосредственно сразу на заводе. Но если мы снизим до российского уровня, то цены не изменятся, потому что российский бензин свободно заходит на наш рынок. Сейчас получается эту разницу платят нефтяники со своего кармана. Мы продаем на пистолете по цене российского, а 6000 тенге с цены (за тонну – Къ) нефти изымается», - отметил Асет Магауов.

В июне остатки бензина в республике составляли порядка 300 тыс. тонн, поэтому выход модернизированных казахстанских НПЗ на проектную мощность при отсутствии пока экспорта бензина (запрет на экспорт ГСМ действует до 1 января 2019 года) делает борьбу за отечественного клиента более ожесточенной. Речь идет не только о выравнивании акцизов, но и введении временного запрета на ввоз ГСМ из РФ железнодорожным транспортом. В настоящее время данный процесс инициирован министерством энергетики. Предполагается, что это позволит распродать имеющиеся остатки отечественного бензина и раскачать его выпуск на НПЗ.

С дизтопливом ситуация сложнее, поскольку в настоящее время наблюдается сезонный рост цен. К примеру, на АЗС «КазМунайГаз» стоимость литра дизтоплива составляет 185 тенге, что почти равно стоимости литра Аи-98 – 189 тенге.

Асет Магауов ожидает, что выпуск дизтоплива с завершением модернизации НПЗ увеличится.

«АНПЗ (Атырауский НПЗ – Къ) выйдет на каткрекинг, они сейчас заканчивают и должны нарастить объемы дизтоплива. Шымкентский нефтеперерабатывающий (завод – Къ) тоже недавно закончил», - сказал он, напомнив, что больших остатков дизтоплива в стране нет.

Решение вопроса с разными ставками акциза приведет к тому, что закупочная цена нефти на внутреннем рынке может увеличиться. Нефтяники пытаются создать условия, при которых цена на нефть на казахстанских НПЗ была бы конкурентоспособна с экспортными направлениями.

В частности, предлагается выровнять ставки экспортной таможенной пошлины на светлые нефтепродукты в РК и РФ путем введения коэффициента 0,5-0,6 к ставке экспортной таможенной пошлины (ЭТП) на нефть.

В прошлом году была проведена работа по снижению экспортных таможенных пошлин на битум (до 15 евро/т), на мазут (до 30 долларов США/т), а также были отменены льготные поставки дизтоплива для сельского хозяйства, отопительного мазута для коммунальных предприятий. Переход таких поставок на рыночные цены ведет к росту стоимости нефти для казахстанских потребителей.

«Соответственно, мы видим рост цен на поставки нефти на наши заводы. Если цена на экспорт выросла в долларовом эквиваленте на 25%, то цена поставки нефти на наши заводы выросла на 47% в долларовом эквиваленте, то есть мы видим, что разница между внутренними ценами на нефть и экспортными снижается», - сказал Асет Магауов.

С завершением модернизации казахстанских НПЗ увеличится выход светлых нефтепродуктов, что, соответственно, также создает предпосылки для более высоких закупочных цен на нефть.

Ранее АО «Разведка Добыча «КазМунайГаз» сообщала, что АО «Озенмунайгаз» и АО «Эмбамунайгаз» в 2018 году поставят примерно 36% от общего объема продаж или 3 млн тонн нефти (60 тыс. баррелей в сутки) напрямую на Атырауский НПЗ и на Павлодарский нефтехимический завод для последующей переработки и реализации нефтепродуктов в соответствии со схемой самостоятельного процессинга нефти, действующей с апреля 2016 года.

Из них на АНПЗ будет поставлено 1,9 млн тонн нефти (38 тыс. баррелей в сутки) и на ПНХЗ будет поставлено 1,1 млн тонн (22 тыс. баррелей в сутки). Чистая выручка от продажи нефтепродуктов (за вычетом всех расходов, связанных с процессингом и реализацией, в 2018 году планируется в размере 62 616 тенге за тонну нефти на АНПЗ и 65 072 тенге за тонну нефти на ПНХЗ. При этом выручка от продажи зависит от конъюнктуры рынка нефтепродуктов (кроме регулируемого государством бензина Аи-80) и корзины выхода нефтепродуктов на НПЗ.


1 просмотр

Природопользователи Казахстана ждут от государства экостимулов

Бизнес высказывает претензии к проекту нового кодекса не впервые

Фото: Shutterstock.com

ГМК-сектор Казахстана настаивает на изменении проекта нового экологического кодекса, который ужесточает требования и к инвесторам, и к отечественным компаниям.

Претензии к проекту нового экологического кодекса (его разрабатывает Минэнерго РК) бизнес высказывает не впервые. В феврале 2019 кодекс должен был попасть на рассмотрение парламента, а в декабре прошлого года вице-министр энергетики Сабит Нурлыбай заявил: главным принципом нового законодательства станет принцип «загрязнитель платит». Такой принцип концентрировал постоянный экоконтроль до узкого круга природопользователей – порядка 200 компаний, которые дают львиную долю загрязнений, 70–80% всех эмиссий в окружающую среду.

Узкий круг виноватых

В узкий круг «загрязнителей» автоматически попали почти все представители горно-металлургического сектора. Неудивительно, что именно Республиканская ассоциация горнодобывающих и горно-металлургических предприятий (АГМПК) первой забила тревогу. Главная новелла нового экокодекса касается обязательного требования внедрить на предприятиях-загрязнителях наилучшие из доступных технологий, снижающих вредные выбросы и энергоемкость производства. На все это разработчики кодекса  отводили срок в пять-семь лет. Игнор требования должен был привести к остановке предприятия.

Ограничение круга подконтрольных загрязнителей только теми предприятиями, которые дают наибольший суммарный «выхлоп» по республике, едва ли поможет достичь искомых целей по охране окружающей среды – с таким мнением выступил тогда директор департамента экологии и промышленной безопасности АГМПК Талгат Темирханов. Свою позицию он пояснил на примерах: в Нур-Султане (Астане на тот момент) и в Алматы металлургические гиганты не дымят, однако смог в этих казахстанских мегаполисах является серьезной проблемой для местных властей. 

Поэтому со стороны представителей ГМК поступило предложение: в рамках работы над кодексом смоделировать все возможные варианты развития ситуации, связанные и с расширением или сужением производственных мощностей и с ростом автотранспортных средств и жилого сектора страны.

Недопонимание возникло и по поводу затрат на внедрение наилучших доступных технологий для улучшения экологических показателей. Бизнес заинтересовался: почему в таком случае он должен одновременно продолжать выплачивать экологические платежи в местные бюджеты. 

Изменился только дедлайн

В итоге проект экологического кодекса потребовал более значительной доработки, чем предполагалось, и на рассмотрение в парламент в феврале не попал. В правительство, чье заключение предшествует парламентской оценке, кодекс будет внесен только в сентябре. Однако, как заявил на металлургическом форуме Minex-2019 исполнительный директор АГМПК Николай Радостовец, процесс совершенствования экокодекса пока вовсе стоило бы приостановить. «Сейчас разрабатывается экологический кодекс, разрабатывается второпях, – заявил Радостовец. – Там вообще непонятно, как нам идти дальше, а кодекс может в конце года вступить в действие, поскольку так записано в тех или иных проектных решениях. Может быть, нам вообще затормозить процесс совершенствования? Посмотреть, как будет работать Кодекс о недрах, посмотреть мировую практику. Та версия экологического кодекса, которую мы сейчас видим, вызывает больше вопросов, чем ответов», – добавил он.

Основные пункты, по которым у недропользователей возникали вопросы к разработчикам проекта, не изменились. В новом Экокодексе прописана обязанность загрязнителей разработать программы по внедрению наилучших доступных технологий и в течение 10 лет (в первоначальном варианте, напомним, рассматривался срок от пяти до семи лет) реализовать эти программы на практике. Причем, как пояснил на форуме Minex-2019 Талгат Темирханов, без выполнения этого требования предприятия не смогут получить комплексные экологические разрешения, то есть не смогут осуществлять свою деятельность. Получается, в самой оспариваемой металлургическим бизнесом норме будущего кодекса пока сменился только дедлайн возможного закрытия предприятия. 

«Введение подобной нормы – это значительные риски для ГМК, на наш взгляд. Мы хотели бы предложить предусмотреть добровольный порядок перехода на комплексное экологическое разрешение», – сказал Темирханов. Он также предложил учесть тот факт, что часть предприятий ГМК введена в строй в середине прошлого века, поэтому к ним нужен особый подход. «Если вектор внедрения наилучших доступных технологий предприятием выбран, но для его внедрения десяти лет не хватает, то должен быть механизм, который позволит таким предприятиям путем согласования с уполномоченным органом продлевать программу повышения экологической эффективности на срок не более 20 лет», – уточнил Темирханов.

Бизнес против государственных «посещений»

Еще одна норма, против которой протестует металлургический бизнес, – это инициатива по внедрению механизма «посещения» экологической инспекцией наиболее крупных предприятий-загрязнителей. Подобная форма контроля заложена в Предпринимательском кодексе – по наблюдениям предпринимателей, она не всегда сопровождается наличием веских оснований и часто назначается на основании поручения того или иного государственного органа или должностного лица. Разработчики обосновывают применение нормы необходимостью получения оперативной информации об исполнении природопользователями своих обязательств. Природопользователи опасаются, что эта норма сделает из них дойных коров.

«Мы считаем, что это несет за собой большие коррупционные риски и постоянное отвлечение от основной операционной деятельности специалистов предприятий» – заявляют представители АГМПК.

И наконец, проект будущего кодекса пока не решает вопрос двойной, а то и тройной экологической финансовой нагрузки на предприятия отрасли. В настоящее время представители ГМК платят дважды: помимо экологических платежей за эмиссию они несут нагрузку по выполнению природоохранных мероприятий. А с введением практики получения комплексных экологических разрешений им придется раскошеливаться на внедрение наилучших доступных технологий. Причем по европейским стандартам, что приведет к удорожанию процесса. Мы хотели бы законодательно согласовать позицию в части того, чтобы эти экологические платежи использовались самими предприятиями, при внедрении НДТ, – сказал Темирханов. – Законодатель предусматривает, что в Казахстане будут разработаны стандарты на базе европейских BREF (отраслевых справочников наилучших доступных технологий. – Kursiv).  Но они довольно жесткие, и лимиты по нормативам в них очень сжатые. И при первом приближении становится очевидным, что предприятия ГМК Казахстана пока не готовы переходить одномоментно к европейским стандартам, так как это потребует колоссальных вложений финансовых средств, и большая часть предприятий не сможет соответствовать этим требованиям». По мнению Темирханова, Казахстану следует пойти по стопам России, где разработали собственные национальные стандарты НДТ с одним отлагательным условием: с момента принятия этих нацстандартов они каждые 10 лет они пересматриваются в сторону ужесточения и сближения с европейскими аналогами.

МИИР должно стать третейским судьей

Очевидно, что за четыре месяца с момента первого публичного столкновения точек зрения разработчиков нового экокодекса и ГМК стороны к взаимопониманию по принципиальным для себя вопросам не пришли. В этой ситуации им нужен  посредник, способный учесть интересы и государства, и бизнеса. Таковым вполне могло бы стать Министерство индустрии и инфраструктурного развития, которое, с одной стороны, обязано блюсти государственные интересы, с другой же – развитие ГМК входит в орбиту полномочий и обязанностей этого ведомства. И в ходе форума Minex вице-министр этой структуры Тимур Токтабаев сделал косвенную заявку на эту посредническую роль: «Сейчас в Казахстане продолжается разработка экологического кодекса, он должен помочь в обеспечении перехода страны на международные стандарты. Одновременно мы понимаем, что сейчас в мире идет борьба за инвестиции, поэтому нужно найти золотую середину, которая будет устраивать государство и инвестора», – сказал Токтабаев.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Министр образования и науки Куляш Шамшидинова считает, что выпускные вечера школьников не должны выходить за территории школ и уж тем более, превращаться в состязания дорогих нарядов и пышных застолий. Согласны ли вы с ее мнением?

Варианты

Цифра дня

900 000
тенге
примерная сумма каждого потребительского кредита казахстанцев

Цитата дня

В эти дни я получаю много писем от наших граждан, для которых оказалось неожиданным мое решение остановить свои полномочия. Некоторые сожалеют о моем решении. Даже получаю письма с предложением идти на новые выборы. Я благодарю за такое отношение и благодарен за доброе ко мне отношение, хочу низко поклониться и поблагодарить всех сограждан за такую любовь и такое отношение!

Нурсултан Назарбаев
экс-президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций

Home Credit Bank

Home Credit Bank