Казахстанские и итальянские аграрии реализуют инвестпроекты в сфере АПК

В Риме состояись VIII заседание Межправительственной казахстанско-итальянской рабочей группы по промышленному и экономическому сотрудничеству и обмену (МРГ) и бинес-форум

Казахстанские и итальянские аграрии реализуют инвестпроекты в сфере АПК

Казахстанские и итальянские аграрии реализуют инвестпроекты в сфере АПК

На прошлой неделе в Риме состояись VIII заседание Межправительственной казахстанско-итальянской рабочей группы по промышленному и экономическому сотрудничеству и обмену (МРГ) и бинес-форум.

Участие в форуме приняла казахстанская делегация, в составе которой были представители аграрного сектора — директор департамента по взаимодействию с инвесторами НУХ «КазАгро» Руслан Тураров, главный менеджер НК «Kazakh Invest» Сауле Сабыр, заместитель акима Костанайской области Меиржан Мырзалиев, а также предприниматели из СПК «Тобол», ТОО «Гранд», ТОО «Бисенали».

Делегация из Казахстана в целях изучения опыта возделывания сельскохозяйственных культур и обсуждения возможностей проработки инвестиционных проектов в направлении АПК посетила итальянские предприятия аграрного сектора.

Результатом проведенных переговоров стала договоренность о сотрудничестве по проработке вопросов реализации совместных инвестпроектов с внедрением технологий глубокой переработки сельхозпродукции между Kazakh Invest, «КазАгро», акиматом Костанайской области и торгово-промышленной палатой Милана и Ломбардии, объединяющей более 9 тыс. итальянских предприятий.

В завершение форума участники прокомментировали итоги проведенных встреч.

«В течение четырех дней мы посетили ряд предприятий, занимающихся переработкой сельхозтоваров, но хотелось бы отметить компанию PAVAN, предприятие с 60-летним опытом работы. Мы хотим создать совместное предприятия по производству макаронных изделий из твердых сортов пшеницы, что очень актуально для нашего региона», — сказал заместитель акима Костанайской области Меиржан Мырзалиев.

По данным акимата, Костанайская область имеет около 6 млн га земли и выращивает качественные сорта пшеницы. В год урожай достигает порядка 183 тыс. тонн твердых сортов с клейковиной более 25%, но весь объем экспортируется в соседние страны в качестве сырья. Между тем, руководство области в соответствии с поручением главы государства ставит перед собой цель добавить стоимость этим продуктам и продавать как конечный продукт.

Руководитель ТОО «Гранд» Андрей Емельянов рассказал перспективах сотрудничества с итальянскими компаниями: «Казахстан – плодородная земля и мы давно научились выращивать пшеницу, но перерабатывать в продукты конечного использования с применением своего оборудования, к сожалению нет. В период нашего пребывания в Италии, мы посетили ряд предприятий, заводов, но хотелось бы отметить завод по производству оборудования для пищевой промышленности компании FAVA».

Также в ходе поездки казахстанская делегация встретилась с руководством компании Bonifiche Ferraresi. Данная встреча организована «КазАгро» в рамках подписанного меморандума между двумя холдингами.

По прибытию казахстанской стороной будут направлены конкретные предложения по сотрудничеству и созданию совместных предприятий. Следует отметить, что представители казахстанского сельхозбизнеса впервые приняли участие в данном форуме.

Справка:

FAVA (основана в 1937 г.) разработала и запатентовала первые машины, способные высушивать продукт в непрерывном процессе, создавая предпосылки для внедрения и последующего продвижения автоматизации в макаронной промышленности, обеспечивающая сегодня 40% мирового рынка оборудованием в данном сегменте. К примеру, на оборудовании данной компании работают следующие марки производителей макарон: Andalini, Barilla, PastaZara, DeCecco, Melissa, Goody, Ronzoni, Zar Macaron, Baronia, Colussi.

Bonifiche Ferraresi - итальянский сельскохозяйственный холдинг, занимающийся выращиванием и сбытом сельхозпродукции (холдинг имеет около 5500 га.). Компания занимается возделыванием риса, кукурузы, пшеницы твердой и мягкой сортов, ячменя, сахарной свеклы, люцерны, подсолнечника, сои, садовых растений и фруктов, а также животноводством. В рамках данной встречи были представлены все основные институты холдинга: Fruges SAS, IBF Servizi S.p.A, CNR-IREA, SIS, OCRIM, CHIGI, OCRIM, CDP, а также посещена животноводческая ферма — специализирующаяся на развитие гольштинской мясо-молочной породы.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

Вырастут ли цены на бензин в Казахстане

Падение спроса на топливо из-за пандемии коронавируса уже привело к сокращению продаж на казахстанских АЗС на 40%

Фото: Офелия Жакаева

Пандемия коронавируса привела к резкому снижению потребления топлива и спроса на нефтепродукты во всем мире, и Казахстан не стал исключением. В апреле нефтеперерабатывающие заводы страны были переведены на минимальный технологический режим, сообщили в Министерстве энергетики РК.

За первые пять месяцев 2020 года потребление бензина по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом уменьшилось на 15%, до 1,4 млн тонн, а дизельного топлива – на 5%, до почти 1,9 млн тонн. 
В отраслевом ведомстве считают, что автомобильного бензина отечественного производства вполне достаточно для покрытия потребностей всего казахстанского рынка. 

«В настоящее время все три НПЗ работают в штатном режиме, с ежесуточным производством светлых нефтепродуктов с последующей отгрузкой на внутренний рынок. Фактов возникновения дефицита ГСМ не наблюдается», – отметили в ведомстве.

Излишки ГСМ идут на экспорт в страны, не входящие в ЕАЭС, – с января по май из Казахстана было вывезено 206,7 тыс. тонн бензина. 

Продажи просели

Кризис на рынке транспортного топлива задел в первую очередь розничных продавцов нефтепродуктов. Представитель компании-владельца более чем ста автозаправочных станций рассказал «Курсиву», что в этой сети в первом полугодии продажи топлива упали примерно на 40%. Несмотря на уменьшение спроса, оптовые отпускные цены растут почти каждый месяц.

«Если раньше бензин на атырауском заводе (Атырауский НПЗ – «Курсив») стоил 150 тысяч тенге за тонну, то сейчас тонна стоит 160 тысяч тенге. То есть на 10 тысяч тенге выросла цена», – пожаловался бизнесмен.

Такой расклад его удивляет:

«Во время пандемии, когда цена на нефть упала, российский бензин стоил 66 тенге за литр (оптовая цена). Но мы его не могли привезти, потому что запрет был на ввоз. А наш стоил тогда 130 тенге за литр».

По словам представителя сети, розничные цены на автозаправках поднимать не разрешают.

«Курсив» направил запросы в Министерство энергетики и национальную компанию «КазМунайГаз», которая контролирует все три крупные казахстанские НПЗ и является одним из крупных ресурсодержателей, чтобы выяснить, когда и по какой причине были подняты оптовые цены на бензин. На момент подготовки статьи ответы еще не были получены.

Председатель ассоциации «Жанар-Жагармай» (объединение владельцев АЗС) Кайыпбек Камбаров говорит, что сейчас, к примеру, в Туркестанской области мелким розничным продавцам ГСМ стало труднее развиваться. В основном из-за того, что большую часть (около 60%) продукции они закупают через посредников и по повышенной цене. В результате маржа получается очень маленькой. По его словам, из-за пандемии передвижение на транспорте снизилось на 30–40%, соответственно, упали доходы и розничных реализаторов горючего. В регионе на данный момент более 560 действующих АЗС.

В целом по Казахстану, по данным Комитета статистики МНЭ РК, на начало 2020 года работали более 3,9 тыс. автозаправочных станций, свыше 2 тыс. газовых АЗС и 15 автомобильных газонаполнительных компрессорных станций. В 2019 году на них в розницу было продано нефтепродуктов на сумму свыше 1,1 трлн тенге. В том числе бензина – на 706 млрд тенге, дизтоплива – на 357 млрд тенге, пропана-бутана –
на 77 млрд тенге. По талонам нефтепродуктов за прошлый год было реализовано на 334 млрд тенге.

Больше, чем вчера

Несмотря на общее падение спроса на топливо, по данным Комитета по статистике, за первое полугодие выпуск бензина по сравнению с аналогичным периодом прошлого года вырос на 7,1%, до свыше 2,1 млн тонн, сжиженного пропана и бутана – на 5,7%, до 1,3 млн тонн. Но более чем на 30% упало производство керосина.

Чтобы защитить отечественных производителей топлива, правительство недавно продлило до 1 сентября введенный ранее запрет на импорт бензина и дизтоплива из России, где последние два месяца, наоборот, наблюдается рост потребления и, соответственно, цен на нефтепродукты. По данным ценового агентства Argus, российские НПЗ, выполняя рекомендацию Минэнерго РФ, существенно нарастили производство автомобильного бензина в июне. Если 1 июня в сутки выпускалось 80,2 тыс. тонн бензина, то уже к 14 июня этот показатель повысился до 99,6 тыс. тонн, а 28 июня достиг 107,9 тыс. тонн. Хотя общий показатель по-прежнему немного меньше, чем было в аналогичный период прошлого года. Министерство энергетики и

Федеральная антимонопольная служба России предложили своему правительству рассмотреть возможность отмены запрета на импорт бензина и других нефтепродуктов, который был введен на срок до 1 октября этого года. Связано это «с восстановлением спроса на моторное топливо на уровень, близкий к уровню, который был до введения ограничительных мер в связи с коронавирусной инфекцией».

Некоторые казахстанские эксперты считают, что рост спроса на топливо и отмена запрета на импорт в России могут привести к росту цен на бензин в Казахстане. Они полагают, что казахстанские ресурсодержатели начнут экспортировать горючее в более выгодный с экономической точки зрения рынок. Однако, как выяснилось, республика не обладает большими возможностями, чтобы удовлетворить потребности соседней страны. В первую очередь это связано с качеством казахстанского бензина.

На вопрос, может ли Россия снять запрет на импорт бензина и начать вывоз топлива из Казахстана, редактор изданий «Argus Рынок Каспия» и «Argus Транспорт Каспия» Рауф Гусейнов ответил, что «да», это возможно.

«Такое раньше происходило, когда казахстанский бензин поставлялся именно на внутренний рынок России. В основном поставлялся бензин пятого класса (К5), с завода «Конденсат» из Западно-Казахстанской области», – сообщил он.

Однако в России возможна реализация топлива не ниже пятого класса.

«Поэтому количество предложений из Казахстана может быть ограниченным. Для казахстанских поставщиков топлива приоритетным направлением являются все же не Россия, а страны Центральной Азии, где они могут конкурировать с российскими производителями», – считает эксперт.

Другое дело, что экспорт неф­тепродуктов из Казахстана регулируется Министерством энергетики, ежемесячными графиками. По мнению Рауфа Гусейнова, казахстанское правительство в первую очередь заинтересовано в протекции внутреннего рынка, в полном обеспечении казахстанского потребителя, особенно дизельным топливом в преддверии уборочной кампании, которая, по сути, в августе уже начинается.

«На основании практики мы знаем, что все большие запасы, которые накапливаются в Казахстане зимой и летом, быстро расходуются в период посевной и уборочной кампаний (весна-осень). Потому что потребление в это время вырастает очень серьезными темпами», – поясняет эксперт.

По его словам, сейчас республика не экспортирует дизтопливо. В преддверии сезона экспорта дизеля не будет вовсе либо он будет очень ограниченным. Правительство не будет рисковать и открывать экспорт на фоне роста внутреннего потребления.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

qazexpocongresskz.jpg