ГПИИР делает ставку на новые профессии

Опубликовано
Одним из приоритетных вопросов ГПИИР на 2015-2019 гг. является кадровый вопрос

Реализация государственной программы индустриально-инновационного развития на 2015-2019 годы задала темпы не только для трансформации экономики страны. С появлением новых отраслей промышленности в Казахстане появляются и новые специалисты, зачастую — по уникальным, не существовавшим ранее профессиям.

Собственно, кадровый вопрос был сразу же обозначен в числе приоритетов ГПИИР-2 еще на стадии разработки программы. Поскольку при реализации программы первой пятилетки индустриального развития страны и правительство, и предприятия столкнулись с серьезной проблемой — отечественный рынок труда не может предоставить необходимое количество квалифицированной рабочей силы для успешной работы новых предприятий. Более того, именно индустриализация резко обозначила существующий разрыв между образовательными программами и реальными потребностями современных производств. Оказалось, что подготовка рабочих кадров в казахстанских колледжах отстала от уровня развития предприятий как минимум на несколько лет.

А подготовка кадров необходима даже с опережением. Индустриально-инновационное развитие перешло на следующий этап – «Индустрию 4.0», предусматривающий цифровизацию предприятий. С начала 2017 года министерством по инвестициям и развитию совместно с зарубежными экспертами было проведено исследование готовности предприятий Казахстана к переходу на этот этап. Анализ охватил 600 предприятий. Результаты показывают, что есть существенный «задел» с точки зрения автоматизации и цифровизации отечественной промышленности. Так, в обрабатывающей промышленности около 20% предприятий имеют достаточную технологическую, организационную и кадровую базу для перехода на следующую ступень и к внедрению технологий «Индустрии 4.0». В горнорудном секторе ситуация несколько лучше: готовы порядка 40% предприятий.

В списке основных причин отставания предприятий на первых «местах» значатся недостаточное понимание самим бизнесом экономических выгод от цифровизации и нехватка квалифицированных кадров. Далее идут: слабое развитие отечественных разработок и компетенций по автоматизации и цифровизации, ограниченность финансовых ресурсов, и инфраструктурные ограничения.

Для популяризации процессов цифровизации и развития научных разработок запланирован целый комплекс мер: от повышения технологий и компетенций до развития цифровой инфраструктуры и финансовых мер стимулирования. Например, будут созданы модельные цифровые фабрики, при помощи которых бизнесу продемонстрируют возможности современных цифровых технологий на практике. Причем некоторые отечественные предприятия уже могут выступать в качестве таких демо-площадок. Это такие компании, как ERG, «Казахмыс», «АрселорМиттал», «Казцинк» которые уже внедряют отдельные элементы по цифровизации предприятий. Это такие системы как «Умный карьер», мобильное управление персоналом, «Умная фабрика». На предприятиях Kazminerals (Актогай и Бозшакол) внедрена система диспетчеризации и оптимизации производства. В АО «Алтынтау Кокшетау» внедрена система мониторинга карьера в онлайн-режиме и промышленного интернета. В обрабатывающей промышленности на таких предприятиях, как ТОО «СарыаркаАвтоПром», ТОО «Жигермунайсервис», ТОО «Кайнар-АКБ» применяются роботизированные автономные комплексы.

Естественно, автоматизация предполагает высвобождение рабочих мест. Но, согласно предусмотренным программам, эти люди не пополнят ряды безработных — планируется провести их переподготовку и направить на более высококвалифицированные рабочие места на этих же предприятиях.

Однако задача поставлена более глобальная, нежели просто замена ряда производственных операций на автоматизированные технологии и переквалификацию существующих рабочих. Благодаря ГПИИР в стране, по сути, обновится вся система подготовки специалистов, как с профессиональным специальным, так и вузовским образованием.

Поскольку подготовка специалистов для инновационной экономики Казахстана осуществляется в условиях глобальной конкуренции, в рамках которой ожидаются коренные изменения в большом количестве производственных отраслей, необходима серьезная переориентация. Так как эти изменения должны пройти на основе развития робототехники, био- и нанотехнологий, систем искусственного интеллекта, информационных сетей и интегрированных высокоскоростных транспортных систем, на первый план для квалифицированных специалистов выходят навыки сетевого взаимодействия, информационного обмена в виртуальном пространстве, проектного, синергетического подходов и системного анализа.

Повышение уровня конкурентоспособности экономики и вхождение Казахстана в число мировых лидеров определяется эффективностью инновационного развития промышленности, что в свою очередь зависит от модернизации системы высшего технического образования, системно взаимодействующего с наукой, генерирующей новые знания и современные технологии, и с производством. Сегодня потенциал вузов определяется не только качеством предоставляемых образовательных услуг, но и всей цепочки взаимодействия "образование — наука — инновации".

Для решения задач по подготовке инновационных кадров определены базовые вузы: Евразийский национальный университет им. Л. Гумилева (ЕНУ), Казахский национальный университет им. Аль-Фараби (КазНУ), Казахский национальный исследовательский технический университет им. К. Сатпаева (КазНИТУ), Казахский национальный аграрный университет (КазНАУ), Восточно-Казахстанский государственный технический университет им. Д. Серикбаева (ВКГТУ), Карагандинский государственный технический университет (КарГТУ), Южно-Казахстанский государственный университет им. М. Ауэзова (ЮКГУ), Павлодарский государственный университет им. С. Торайгырова (ПГУ), Костанайский государственный университет им. А. Байтурсынова (КГУ), Казахский агротехнический университет им. С. Сейфуллина (КАТУ), Атырауский институт нефти и газа (АИНГ). Все они активно включились в новую сферу. Так, подготовка современных практико-ориен­тированных специалистов осуществляется на новейшем лабораторном оборудовании, подбор которого соответствует разработанным образовательным программам, а его экспертизу проводили эксперты ведущих зарубежных университетов и передовых предприятий-работодателей. При базовых вузах в первый же год реализации программы были созданы 24 новые лаборатории, преимущественно междисциплинарного характера: строительного профиля, исследовательские и испытательные по направлениям подготовки, инновационных технологий в машиностроении, черной и цветной металлургии, перспективных технологий горного дела, пищевой безопасности, синтеза гербицидов и инсектофунгицилов, высокотехнологичной продукции переработки углеводородного сырья и химмотологии, по производству химикатов для промышленности и агрохимии» и другие.

Для качественного улучшения практической подготовки специалистов в системе высшего технического образования поставлена задача развития дуального обучения, создания современных центров прикладных квалификаций для преодоления нехватки кадров. В дуальном обучении реализуется принцип взаимосвязи теории с практикой, поэтому такое образование максимально приближено к конкретным запросам производства, при этом работодатели сами будут участвовать в подготовке специалистов необходимого уровня.

Если провести анализ предприятий-партнеров, участвующих в разработке программ, и тех, для которых начата подготовка кадров, то окажется, что в этом списке находятся все промышленные гиганты республики, а также большинство вновь построенных и модернизируемых предприятий. Вот только некоторые из них: «Казахмыс», «Казцинк», «АрселорМиттал Темиртау», «Алюминий Казахстана», Национальная компания «ҚазақстанҒарышСапары», Атырауский НПЗ, «РД «КазМунайГаз», «КазТрансГаз», «КазТрансОйл», «Мангистау МунайГаз», Национальная компания «Казахстан инжиниринг», Петропавловский завод тяжелого машиностроения, Алматинский завод тяжелого машиностроения, «Локомотив құрастыру зауыты», Кентауский трансформаторный завод и множество других. Всего в перечне заключенных договоров значится свыше 300 предприятий из всех регионов страны с потребностями до 70 специалистов на каждое из них, что означает хорошие перспективы трудоустройства выпускников.

На сегодняшний день, по данным министерства образования и науки, в базовых вузах работает уже 47 новых междисциплинарных лабораторий и в 2-х медицинских вузах — 2 лаборатории коллективного пользования. На их базе проводятся практические и лабораторные занятия, выполняются дипломные и магистерские, научные работы студентов. Так, с использованием этого оборудования были выполнены 368 дипломных, 874 магистерских и 41 докторская работы.

При этом в министерстве отмечают, что увеличились заявки базовых вузов по проведению исследований в рамках проектов по грантовому финансированию результатов научной и научно-технической деятельности. Если в прошлом году их насчитывалось 86, то в 2017 году базовыми вузами поданы 244 заявки. На базе лабораторий медицинских вузов проводятся 22 доклинических и клинических исследования новых медицинских технологий и создается национальная сеть биобанков.

По результатам социологического исследования, проведенного в текущем году, 98,5% опрошенных работодателей отметили, что на их предприятиях работают выпускники ГПИИР и высоко оценили соответствие образовательных программ требованиям производства. 81% опрошенных выпускников считают, что их образовательной уровень значительно повысили в результате обучения на базе созданных лабораторий. В первом квартале 2018 года планируется следующий выпуск 2800 магистрантов по специальностям ГПИИР.

Читайте также