7,5 тысяч дорог будет построено в РК в рамках «Нурлы жол»

Казахстану, не имеющему выхода к морю, важна транспортно-логистическая инфраструктура

7,5 тысяч дорог будет построено в РК в рамках «Нурлы жол»

7,5 тысяч дорог будет построено в РК в рамках «Нурлы жол»

Еще в ноябре текущего года на заседании Астанинского клуба Нурсултан Назарбаев рассказал о программе «Нурлы жол». Президент отметил, что Казахстан не имеет выхода к морю, а после развала СССР в 1991 году все дороги вели только в Россию.

На самом деле в рамках госпрограммы инфраструктурного развития «Нурлы жол» на 2015-2019 годы было реализовано десятки проектов и все они важны для страны поскольку завязаны на строительстве транспортно-логистической инфраструктуры, что крайне необходимо для экономики и развития РК.

«Первое с чего мы начали - построили железную дорогу в сторону Китая и расширили свою торговлю. Мы должны были заняться инфраструктурой», - отметил Нурсултан Назарбаев. По его словам, за 2 пятилетки в рамках программы будет построено 7,5 тысяч км дорог.

«Уже за первую пятилетку привели в порядок все аэропорты Казахстана, построили два современных морских порта на Каспийском море. В 2015 году председатель КНР Си Цзиньпин в нашем университете впервые огласил план «Один пояс - один путь». Естественно, сопряжение плана с нашей программой было чудесным образом согласовано. Мы естественно, подхватили эту дорогу», - сказал президент. Также глава государства отметил, что Казахстан имеет два железнодорожных перехода от КНР. Была построена автотрасса первой категории от границы Китая в Европу через Казахстан почти в 3 тысячи км.

«Мы построили посреди широкой степи прямую железнодорожную магистраль, 1500 километров всего за два года - от Китая до Каспийского моря, построили железную дорогу через Туркменистан - Иран в Персидский залив в порт Бендер-Аббас, который может выходить в Индию. Вот такие мы приняли меры. Во время строительства в начале независимости мы имели нулевую торговлю с Китаем. Сегодня у нас 15 млрд долларов. Никогда контейнеры не ходили из Китая в Европу, только за прошлый год контейнеры перевезли 4 млн тонн - от восточной провинции Китая в Европу», - сказал Назарбаев.

Также президент Казахстана рассказал о том, что в Челябинске вместе с Владимиром Путиным, президентом России одобрили скоростную железную дорогу Китай-Казахстан-Россия в Европу, строительство которой планируется в будущем.

Касательно сотрудничества с Китаем, он напомнил, что было подписано соглашение о строительстве 52 новых предприятий в Казахстане. «Кроме этого, построен газопровод на поставку 40 млрд кубометров газа Туркменистана через Казахстан. Из Казахстана - нефтепровод в сторону Китая», - отметил Президент. Нурсултан Назарбаев добавил, что недавно несколько государств: Турция, Азербайджан, Грузия, Казахстан открыли новую железную дорогу Карс-Ахалкалаки, которая дает выход через Каспийское море на Европу.

«Мы паромную переправу построили из Баку через Турцию, Босфор, для выхода в Европу, то есть еще один путь. Это всем выгодно и России, и Казахстану, и Турции, и всем центральноазиатским государствам - выходить по этим железным дорогам. Кроме этого, есть у нас приграничный центр международной торговли «Хоргос» на границе с Китаем. Я думаю, что там вырастет большой город в будущем, небольшой прототип Гонконга», - добавил Нурсултан Назарбаев.

Кроме того, хотелось бы добавить, что в целях удовлетворения спроса населения в период праздников Дня Первого президента, Дня независимости и Нового года АО «Пассажирские перевозки» вводят дополнительные поезда и порядка 1000 прицепных вагонов на наиболее востребованных маршрутах.

  • «Астана Нурлы жол - Шымкент» назначено 4 рейса, отправлением из «Астана Нурлы жол» 15, 18, 29 декабря 2017 года, 1 января 2018 года, из Шымкента по обороту 16, 19, 30 декабря 2017 года, 2 января 2018 года;
  • «Павлодар - Астана-1» назначено 3 рейса, отправлением из Павлодара 15, 19, 29 декабря 2017 года, из Астана-1 по обороту 16, 20, 30 декабря 2017 года;
  • «Караганды - Костанай» назначено 4 рейса, отправлением из Караганды 15, 18, 29 декабря 2017 года, 1 января 2018 года, из Костаная по обороту 16, 19, 30 декабря 2017 года, 2 января 2018 года.

Также отметим, что с 10 декабря 2017 года вводится в действие новый график движения поездов на 2017-2018 годы. По новому графику маршрут следования поезда № 303/304 «Алматы - Екатеринбург» продлен до станции Казань и с 12 декабря 2017 года будет курсировать как международный поезд № 303/304 «Алматы - Астана - Казань».

Кроме того, для обеспечения перевозок пассажиров по востребованному маршруту с нового года планируется запуск скорого поезда из Астаны в Семей № 154/153 в ежедневном обращении. С 1 января 2018 года подвижной состав стандартного поезда № 376/375 «Астана - Лениногорск» будет заменен на более современные вагоны «Тұлпар-Тальго». Время в пути следования поезда сокращается на 3 часа.

Пассажиров просят заблаговременно позаботиться о своих поездках и приобрести билеты на интернет-порталах, в кассах и терминалах. Для получения более подробной информации обращаться в справочные железнодорожных вокзалов или в единую справочную службу 105.

Министр финансов РК Бахыт Султанов при обсуждении законопроекта «О республиканском бюджете на 2018-2020 годы» в сенате сообщил: «Расходы реального сектора в трехлетнем периоде составят 3,6 трлн тенге, в том числе в 2018 году - 1,3 трлн тенге. В частности, на реализацию программ «Нұрлы жол», «Нұрлы жер» и развитие регионов до 2020 года в трехлетнем периоде будет направлено 903 млрд тенге, из них в 2018 году - 470 млрд тенге. На реализацию второго этапа госпрограммы индустриально-инновационного развития предусмотрены расходы в общей сумме 233 млрд тенге, из них на 2018 год – 76,1 млрд тенге».

При этом на развитие транспортной и логистической инфраструктуры в трехлетнем периоде будет направлено 914,4 млрд тенге, из них на 2018 год - 293,8 млрд тенге. На развитие аграрного сектора предусмотрены 792,1 млрд тенге, из них на 2018 год – 277,3 млрд тенге. По словам Султанова, обеспечение обороноспособности и в целом безопасности государства при формировании проекта трехлетнего бюджета также определено одним из приоритетов. На данное направление предусмотрено 3,4 трлн тенге, из них на 2018 год – 1 трлн тенге. «В абсолютном значении на трехлетний период расходы по социальному направлению составят 13,4 трлн тенге. В общем объеме расходов бюджета долю социальных расходов планируется увеличить с 44,6% до 47,6%», - сообщил Султанов.

При этом основной объем социальных расходов приходится на оказание соцпомощи гражданам страны. На данное направление запланировано 8,7 трлн тенге, из них в 2018 году – 2,6 трлн тенге. Расходы на систему здравоохранения на 2018-2020 годы составят 3,3 трлн тенге, в том числе на реализацию государственной программы «Денсаулык» в трехлетнем периоде предусмотрено 1,2 млрд тенге, из них в 2018 году - 170,5 млн тенге.

На госпрограмму развития образования и науки в трехлетнем бюджете предусмотрено 416,7 млрд тенге, в том числе в 2018 году - 206,7 млрд тенге. По мнению министра, в целом предложенный проект главного финансового документа страны на предстоящий трехлетний период обеспечивает адекватное перераспределение валового национального продукта через бюджет с сохранением всех принятых обязательств и инициатив в социальной сфере, а также продолжением положительного влияния на развитие реального сектора.

Он заявил, что основные параметры проекта республиканского бюджета на 2018-2020 годы остались без изменений. Поступления бюджета в 2018 году составят 8,5 трлн тенге с ростом к 2020 году до 9,5 трлн тенге, при этом к ВВП идет снижение с 15,3% до 14,6%. Это связано с сокращением объема привлекаемых трансфертов из Национального фонда.Расходы также растут с 9,2 трлн тенге в 2018 году до 10,2 трлн тенге в 2020 году, при этом к ВВП также идет снижение с 16,5% до 15,6%. Дефицит бюджета в трехлетнем периоде будет снижен до 1% к ВВП.

Добавим, что в рамках программы Президента «Нурлы Жол» до 2020 года планируется связать региональные хабы с центром Астаной и предусматривается реализация инвестиционных проектов автодорожной отрасли, таких как: «Бейнеу-Шетпе», «Шетпе-Жетыбай-Актау», «Жетыбай-Жанаозен», «Бейнеу-Акжигит-государственная граница Узбекистана» и строительство паромного комплекса в порту Курык.

Недавно, аким Мангыстауской области Ералы Тугжанов принял участие в запуске реконструкции автомобильной дороги республиканского значения «Жетыбай-Жанаозен». Ее протяженность 73 км. Средства были выделены Азиатским банком развития. Сумма проекта - 25,0 млрд тенге. в ходе реконструкции дороги планируется создать 600 рабочих мест.

«Сегодня в ходе общенационального телемоста был сдан один из важных для нашего региона проектов – автомобильная дорога «Шетпе-Актау». Это один из 25 проектов, которым дал старт Президент Нурсултан Назарбаев. Поэтому я хочу выразить благодарность всем людям, которые причастны к реализации этого проекта. И сейчас в продолжение работы мы начинаем реконструкцию еще одной автодороги - «Жетыбай-Жанаозен». И это вопрос не просто строительства, а прежде всего безопасности людей. Сейчас между Актау и поселком Жетыбай, между Жетыбаем и Шетпе количество ДТП значительно сократилось. Потому что качество строительства автодорог напрямую связано с обеспечением безопасности передвижения. Также новые, качественные дороги будут способствовать развитию малого и среднего бизнеса. Еще хочу отметить, что строительство автополотна обеспечило работой 600 человек в области. И особенно важный момент то, что строительство новых автодорог в нашей области способствует реализации большого проекта - строительство автотрассы «Западная Европа – Западный Китай»», - сказал аким Ералы Тугжанов на церемонии открытия.

Заказчиком проекта выступает Комитет автомобильных дорог Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан. После проведенного конкурса определены два подрядчика. На первом участке дороги (км 0 – км 35) - совместное предприятие ТОО «Ақ жол құрылыс» и компания АО «Аккорд». На втором участке (км 35 - км 73) - АО «Дженгиз Иншаат».

В целом же в Казахстане в рамках «Нурлы жол» планируется отремонтировать 4,4 тыс. км автодорог. «В текущем году в рамках программы предусмотрена реализация 22 дорожных проектов общей протяженностью 4,4 тыс. км», - отметил Роман Скляр, первый вице-министр по инвестициям и развитию. По его словам, по проекту «Центр-Юг» в прошлом году завершена реконструкция участковАстана - Темиртау, Алматы- Капшагай общей протяженностью 275 км. Продолжается реконструкция участка Темиртау - Караганда протяженностью 14 км, завершение предусмотрено в следующем году.

«Мы приступили к реализации проекта по реконструкции участка Курты - Бурабайтау протяженностью 228 км, который будут финансировать Всемирный и Европейский банки», - уточнил он. Также вице-министр отметил, что за счет бюджета планируется начать строительство и реконструкцию северо-восточного обхода города Караганды. В 2018 году начнется реконструкция участка Балхаш - Бурабайтау протяженностью 297 км за счет средств Всемирного банка и Курты - Капшагай протяженностью 65 км.

В заключение отметим, что начало реализации реконструкции участка Караганда - Балхаш запланировано на 2019 год. По проекту «Центр-Восток» в эксплуатацию уже введено 230 км, в текущем году на проект выделено 106 млрд тенге и охвачено работами 675 км дороги, и по итогам года будет обеспечено четырехполосное движение на более чем 200 км участка Астана - Павлодар. Также будет завершен последний участок протяженностью 36 км на отрезке Семей - Кабатау. В целом завершение проекта «Центр-Восток» запланировано на 2018 год.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

Вырастут ли цены на бензин в Казахстане

Падение спроса на топливо из-за пандемии коронавируса уже привело к сокращению продаж на казахстанских АЗС на 40%

Фото: Офелия Жакаева

Пандемия коронавируса привела к резкому снижению потребления топлива и спроса на нефтепродукты во всем мире, и Казахстан не стал исключением. В апреле нефтеперерабатывающие заводы страны были переведены на минимальный технологический режим, сообщили в Министерстве энергетики РК.

За первые пять месяцев 2020 года потребление бензина по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом уменьшилось на 15%, до 1,4 млн тонн, а дизельного топлива – на 5%, до почти 1,9 млн тонн. 
В отраслевом ведомстве считают, что автомобильного бензина отечественного производства вполне достаточно для покрытия потребностей всего казахстанского рынка. 

«В настоящее время все три НПЗ работают в штатном режиме, с ежесуточным производством светлых нефтепродуктов с последующей отгрузкой на внутренний рынок. Фактов возникновения дефицита ГСМ не наблюдается», – отметили в ведомстве.

Излишки ГСМ идут на экспорт в страны, не входящие в ЕАЭС, – с января по май из Казахстана было вывезено 206,7 тыс. тонн бензина. 

Продажи просели

Кризис на рынке транспортного топлива задел в первую очередь розничных продавцов нефтепродуктов. Представитель компании-владельца более чем ста автозаправочных станций рассказал «Курсиву», что в этой сети в первом полугодии продажи топлива упали примерно на 40%. Несмотря на уменьшение спроса, оптовые отпускные цены растут почти каждый месяц.

«Если раньше бензин на атырауском заводе (Атырауский НПЗ – «Курсив») стоил 150 тысяч тенге за тонну, то сейчас тонна стоит 160 тысяч тенге. То есть на 10 тысяч тенге выросла цена», – пожаловался бизнесмен.

Такой расклад его удивляет:

«Во время пандемии, когда цена на нефть упала, российский бензин стоил 66 тенге за литр (оптовая цена). Но мы его не могли привезти, потому что запрет был на ввоз. А наш стоил тогда 130 тенге за литр».

По словам представителя сети, розничные цены на автозаправках поднимать не разрешают.

«Курсив» направил запросы в Министерство энергетики и национальную компанию «КазМунайГаз», которая контролирует все три крупные казахстанские НПЗ и является одним из крупных ресурсодержателей, чтобы выяснить, когда и по какой причине были подняты оптовые цены на бензин. На момент подготовки статьи ответы еще не были получены.

Председатель ассоциации «Жанар-Жагармай» (объединение владельцев АЗС) Кайыпбек Камбаров говорит, что сейчас, к примеру, в Туркестанской области мелким розничным продавцам ГСМ стало труднее развиваться. В основном из-за того, что большую часть (около 60%) продукции они закупают через посредников и по повышенной цене. В результате маржа получается очень маленькой. По его словам, из-за пандемии передвижение на транспорте снизилось на 30–40%, соответственно, упали доходы и розничных реализаторов горючего. В регионе на данный момент более 560 действующих АЗС.

В целом по Казахстану, по данным Комитета статистики МНЭ РК, на начало 2020 года работали более 3,9 тыс. автозаправочных станций, свыше 2 тыс. газовых АЗС и 15 автомобильных газонаполнительных компрессорных станций. В 2019 году на них в розницу было продано нефтепродуктов на сумму свыше 1,1 трлн тенге. В том числе бензина – на 706 млрд тенге, дизтоплива – на 357 млрд тенге, пропана-бутана –
на 77 млрд тенге. По талонам нефтепродуктов за прошлый год было реализовано на 334 млрд тенге.

Больше, чем вчера

Несмотря на общее падение спроса на топливо, по данным Комитета по статистике, за первое полугодие выпуск бензина по сравнению с аналогичным периодом прошлого года вырос на 7,1%, до свыше 2,1 млн тонн, сжиженного пропана и бутана – на 5,7%, до 1,3 млн тонн. Но более чем на 30% упало производство керосина.

Чтобы защитить отечественных производителей топлива, правительство недавно продлило до 1 сентября введенный ранее запрет на импорт бензина и дизтоплива из России, где последние два месяца, наоборот, наблюдается рост потребления и, соответственно, цен на нефтепродукты. По данным ценового агентства Argus, российские НПЗ, выполняя рекомендацию Минэнерго РФ, существенно нарастили производство автомобильного бензина в июне. Если 1 июня в сутки выпускалось 80,2 тыс. тонн бензина, то уже к 14 июня этот показатель повысился до 99,6 тыс. тонн, а 28 июня достиг 107,9 тыс. тонн. Хотя общий показатель по-прежнему немного меньше, чем было в аналогичный период прошлого года. Министерство энергетики и

Федеральная антимонопольная служба России предложили своему правительству рассмотреть возможность отмены запрета на импорт бензина и других нефтепродуктов, который был введен на срок до 1 октября этого года. Связано это «с восстановлением спроса на моторное топливо на уровень, близкий к уровню, который был до введения ограничительных мер в связи с коронавирусной инфекцией».

Некоторые казахстанские эксперты считают, что рост спроса на топливо и отмена запрета на импорт в России могут привести к росту цен на бензин в Казахстане. Они полагают, что казахстанские ресурсодержатели начнут экспортировать горючее в более выгодный с экономической точки зрения рынок. Однако, как выяснилось, республика не обладает большими возможностями, чтобы удовлетворить потребности соседней страны. В первую очередь это связано с качеством казахстанского бензина.

На вопрос, может ли Россия снять запрет на импорт бензина и начать вывоз топлива из Казахстана, редактор изданий «Argus Рынок Каспия» и «Argus Транспорт Каспия» Рауф Гусейнов ответил, что «да», это возможно.

«Такое раньше происходило, когда казахстанский бензин поставлялся именно на внутренний рынок России. В основном поставлялся бензин пятого класса (К5), с завода «Конденсат» из Западно-Казахстанской области», – сообщил он.

Однако в России возможна реализация топлива не ниже пятого класса.

«Поэтому количество предложений из Казахстана может быть ограниченным. Для казахстанских поставщиков топлива приоритетным направлением являются все же не Россия, а страны Центральной Азии, где они могут конкурировать с российскими производителями», – считает эксперт.

Другое дело, что экспорт неф­тепродуктов из Казахстана регулируется Министерством энергетики, ежемесячными графиками. По мнению Рауфа Гусейнова, казахстанское правительство в первую очередь заинтересовано в протекции внутреннего рынка, в полном обеспечении казахстанского потребителя, особенно дизельным топливом в преддверии уборочной кампании, которая, по сути, в августе уже начинается.

«На основании практики мы знаем, что все большие запасы, которые накапливаются в Казахстане зимой и летом, быстро расходуются в период посевной и уборочной кампаний (весна-осень). Потому что потребление в это время вырастает очень серьезными темпами», – поясняет эксперт.

По его словам, сейчас республика не экспортирует дизтопливо. В преддверии сезона экспорта дизеля не будет вовсе либо он будет очень ограниченным. Правительство не будет рисковать и открывать экспорт на фоне роста внутреннего потребления.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

qazexpocongresskz.jpg